Заключение

В течение двух лет работая над данным пособием, его автор пришел к убеждению, что христианскую проповедь можно и должно мыслить как евхаристическую трапезу Христа и Его последователей. Когда на кафедру выходит служитель Церкви, происходит невидимое облачение Небесного Учителя в Слово. Облачившись в цельнотканый хитон евангельского провозвестия, Господь Иисус насыщает Своей прозрачной плотью каждого, кто пришел вкусить «благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр 6:5). Это — открытая трапеза, сидеть за которой никому не возбраняется. Здесь все чувствуют себя одинаково принятыми, никто не обойден, каждый получает то, в чем больше всего нуждается. Всякое богослужение, на котором возвещается неповрежденное Слово Божье, укрепляет стопы верующих для продолжения их паломничества в небесный Град: безутешные находят здесь утешение, отчаявшиеся — надежду, слепым возвращается зрение, глухим — слух, немым — дар речи, нищие обогащаются, жаждущие и алчущие насыщаются, мертвые воскресают. Таким образом слово, исшедшее из уст Божьих, не возвращается к Нему тщетным, но исполняет то, что Ему угодно (Ис 55:11; ср. Лк 1:37), — исцеляет всякий духовный недуг в жизни детей Божьих. Словом сообщая Свое Божественное присутствие людям, Господь исполняет самое дорогое для каждого верующего обещание Иисуса: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20).

Совершая чудо претворения воды в вино, Иисус ждет, что пастор, Его слуга и распорядитель пира, с радостью станет разносить его всем, кто откликнулся на приглашение прийти на пир. К сожалению, не всегда все происходит так, как то хотел бы видеть Господь. Несчастны участники трапезы, если распорядителем пира окажется человек, небрежно и своекорыстно относящийся к своим обязанностям, который, как нерадивые пастыри Израиля, думает только о себе, — «не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез 34:2). И напротив, блаженны те из званых гостей, забота о которых осуществляется не по принуждению, но «охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1 Петр 5:2). Вот почему духовное самочувствие участников этого пира, их вера и упование ни от кого не зависят в такой мере, как от пастора-распорядителя пира. Стал ли он сам причастником небесного благовестия? Наполнена ли его чаша молодым евангельским вином, или у него уже в привычку вошло подавать людям скисший напиток из невесть где собранных ягод?

Свое пособие автор писал с одной главной целью: помочь своим собратьям, носящим высокое звание служителей Слова, глубже осознать свою ответственность перед Богом и перед людьми за каждое произносимое с кафедры слово. Отдаем ли мы себе в том отчет или нет, но в наших руках — жизнь и смерть наших общин. Как жизнь церкви всецело зависит от того, насколько «живым и действенным» (Евр 4:12) является возвещаемое в ее стенах слово, так и причину увядания и гибели наших общин следует искать в предшествующей этому смерти слова. От меня и Вас, взыскательный читатель, зависит больше, чем мы порой думаем: нести жизнь или сеять смерть, окормлять людей живым Словом Божьим или бросать им жалкие человеческие словеса, рожденные в оземленном уме и скупом сердце. Иначе говоря, от нашего решения зависит то, станет ли трапеза Господня трапезой Господней, или своим нерадением мы превратим ее в настоящий мор, в то время как совсем рядом будут находиться переполненные хлебом житницы…