Предисловие

Приступая к рассмотрению темы духовного красноречия священнослужителя, мы приоткрываем дверь в обширнейшую область богочеловеческого знания и творческого опыта. Перед нами — широкие просторы слова, Слова Божьего и слова человеческого, на которых оставили свои следы одинокие путники. Каждый из них по-своему описал то, что ему довелось увидеть на этом пути: и глубину облеченной в слово мысли, и колоритное сияние слов-жемчужин, и линию горизонта слова, разделяющую мир земной от мира горнего. В каком-то смысле, слово, после своего произнесения, получает самостоятельную от того, кто произнес его, жизнь и, став достоянием других, продолжает свой нескончаемый путь к самым отдаленным пределам знания. И это слово продолжает манить, звать за собой каждого, кто ищет смысл собственного существования. Но невозможно найти этот смысл, не дойдя до Первослова, не приобщившись к «Слову, ставшему плотию» (Ин 1:14). Поэтому неправильно даже начинать разговор о проповеди как одной из благодатных форм жизни Слова, прежде не заручившись поддержкой и благословением Того, Кто всегда был и навсегда останется живым Словом Божьим. Итак, отправимся в этот путь и мы. С Ним.

С самого начала своего существования христианская Церковь стояла Словом и на Слове. Слово, и только Слово генерирует веру и благочестие Церкви, благодаря чему она может жить в мире, сама будучи не от мира, как не от мира Слово, на котором она стоит. Пока будет продолжаться паломничество Церкви в небесный град, ее будет вести Слово и Дух, и ровно столько же будет сохраняться необходимость в постоянном переосмыслении ею своего же опыта жизни в этом Слове. Пособие по гомилетике, которое Вы держите в руках, взыскательный читатель, — один из примеров такой богословской рефлексии. Писалось оно в попытке прояснить ряд вопросов, относящихся к церковной проповеди, поэтому и адресуется всем, кто чувствует в себе призвание служить людям Словом Божьим.

Несмотря на то, что пасторы и пресвитеры Церкви чаще ставят вопрос о том, как научиться проповедовать, с богословской точки зрения правильнее было бы начать с поиска ответа на другой вопрос: что есть проповедь? Наиболее точным определением того, что есть проповедь, являются, пожалуй, слова апостола Павла, согласно которому проповедь Слова Божьего есть Слово Божье (1 Феc 2:13). Однако едва ли возможно предложить надежную концепцию проповеди как Слова Божьего, основываясь лишь на одном стихе из Священного Писания, вот почему понадобилось более тщательное изучение общебиблейского взгляда на природу звучащего Слова Божьего. В результате выяснилось, что лучший способ понять, что есть проповедь, это посмотреть на данный вопрос через призму богооткровенного знания о природе Бога, от имени Которого эта проповедь произносится. Иначе говоря, логоцентризм вопроса: «Что есть проповедь?» всецело обусловлен теоцентризмом другого вопроса: «Кто есть Бог?».

Благодаря пришествию в мир Небесного Логоса Бог, прежде открывшийся как Бог единый (Втор 6:4), теперь явил Себя в трех лицах. Такие важнейшие события в истории искупления, сфокусированные на второй Личности Божества, как зачатие Сына Божьего от Святого Духа (Лк 1:35), Его крещение (Лк 3:22), искушение в пустыне (Мф 1:4,7,10), выход на миссию (Лк 4:18), Его смерть (Евр 9:14) и воскресение (Рим 8:11), а также поручение, данное ученикам перед вознесением (Мф 28:18-20), убедительно свидетельствуют о неизменном участии всей Божественной Троицы в деле искупления человечества. И подобно тому, как в тайне святой Троицы сокрыто непреложное, ненарушимое, сущностное единство Отца, Сына и Святого Духа, Слово Божье тоже существует в трех нераздельных и непреложных ипостасях: Священное Писание (слово-знак, буквенный символ), Иисус Христос (Слово-плоть, Слово-жизнь) и проповедь священнослужителя (Храм звучащего Слова). В первом случае те слова, что вышли из уст Божьих, были облечены в форму букв и символов языков, на которых писались священные свитки; во втором — «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1:14), и это значит, что в Иисусе из Назарета Божественное Слово материализовалось, вочеловечилось, навсегда став средоточием духовной жизни всего человечества; наконец, в третьем случае мы имеем дело с феноменом «второго» явления Божественного Логоса в мир, когда на каждой проповеди священнослужителя, если только она укоренена в Священном Писании и В ее центре стоит Христос, происходит чудо Его слововоплощения. Благодаря этому воздвигается храм звучащего Слова Божьего, в котором и происходит благодатная встреча верующих со своим Господом, их чудесное приобщение к своему Творцу и Спасителю.

Таким образом, предельно сжато очертив богословский контекст проповеди, можно так же лаконично дать описание механизма ее создания. Тогда нашим основным вопросом будет: как священнослужителю, — пастор ли он, пресвитер или одаренный способностью проповедовать прихожанин церкви, — добиться максимального уподобления своей проповеди слову Того, Кто «учил… как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29)? Все размышления и поиски ответа на этот животрепещущий вопрос привели еще к одной «троице», которую мы назовем «гомилетической триадой». Уподобиться Христу в Его непревзойденной способности проповедовать и вести беседу возможно, во-первых, только в результате приобщения к Нему в молитве, во-вторых, благодаря встрече с Ним на страницах Священного Писания и, наконец, в-третьих, идя путем повиновения Ему в обстоятельствах повседневной жизни. Без настойчивого стремления к этому идеалу проповедник никогда не состоится как проповедник и проповедь как проповедь. Следует сказать и то, что не только вся гомилетическая триада, но даже любой из входящих в нее компонентов, представляет собой величайшее искусство, овладеть которым можно, лишь находясь на узком пути духовной самодисциплины и душевной собранности. Главное, чего недостает многим проповедникам, это духовной власти, дать которую может только Господь Иисус, обладающий ее полнотой (Мф 28:18). Но как стяжал эту силу Он, идя путем миро — и самоотречения, исключительно на таком же условии эта власть дается сегодня и нам. Другого пути для получения Святого Духа нет.

Итак, в настоящем пособии, претендующем исключительно на ту роль, о которой говорит его название, — «Введение в теорию и практику проповеднического искусства» — рассматривается круг проблем, связанных с каждым этапом в создании проповеди: от рождения ее замысла и главной идеи — до произнесения на богослужении христианской (адвентистской) общины. После первой главы, где дается краткий обзор развития ораторского искусства вплоть до формирования собственно христианской проповеднической традиции, автор переходит к главе «Определение и цель проповеди», в которой уточняется статус проповеди и определяется главная задача проповедника — приобщение людей ко Христу как живому Слову Божьему. Естественным образом здесь возникает вопрос, который чаще всего можно услышать от священнослужителей: как добиться достижения такой высокой цели? Отвечая на него, автор, во-первых, рассматривает природу библейского слова, при этом акцентируя внимание на подготовке пастора к духовному проникновению в его суть (см. главу «Природа библейского текста как основополагающего источника для проповеди: общий обзор»); во-вторых, в главе «Природа библейского текста: четыре правила изъяснения», представляющей едва ли не основное содержание учебного пособия, последовательно рассматриваются предпосылки, особенности и принципы библейского истолкования. Большой объем данной главы объясняется тем, что пособие посвящено работе не над проповедью вообще, а над изъяснительной проповедью, предполагающей тщательное экзегетическое исследование текста Священного Писания. Что же касается непосредственно процесса написания проповеди, этому вопросу отведена глава «От священного текста к проповеди: замысел, композиция и стиль пасторского слова». В главе «Голос, не похожий ни на какой другой», посвященной произнесению проповеди, читатель найдет ответ, пожалуй, на важнейший для всякого проповедника вопрос: может ли он как священнослужитель, которому доверено попечение о пастве, проповедовать голосом, максимально приближенным к голосу Христа? Наконец, венчает пособие глава «Об ответственности слушателя, внимающего Слову Божьему«. Эта глава написана в помощь пасторам, которые видят свою миссию не только в том, чтобы возвещать Богооткровенную истину, но и в том, чтобы учить людей умению слушать ее и повиноваться у слышанному.

Настоящее пособие я посвящаю памяти моего дедушки, Тупчиенко Алексея Ивановича, человека редкой и трагической судьбы, чье имя несправедливо предано забвению в новейшей истории адвентистской Церкви. Будучи призван к духовному служению и рукоположен в 1928 г., лучшие годы жизни он отдал собиранию и сохранению адвентистских общин, которые подверглись небывалым дотоле репрессиям со стороны коммунистического режима или же оказались разбитыми обстоятельствами военного времени. Совершая свое служение в Украине, главным образом в городах Житомире и Кировограде, Алексей Иванович делал все, что было в его силах, для созидания Тела Христова. И хотя день его преждевременной смерти и день рождения автора этих строк разделяет интервал в несколько лет, трудно сказать, каким руслом пошла бы моя жизнь, не имей я такой крепкой духовной опоры, какую давала мне переданная устами матери память о пасторе Алексее Ивановиче.

В заключение хочу выразить благодарность студентам богословского факультета Заокской духовной академии, которым в течение пяти лет в самом Заокском и ряде филиалов я имел возможность преподавать эту важнейшую для подготовки настоящих и будущих священнослужителей дисциплину. Фактически, все ключевые вопросы, к рассмотрению которых я обращаюсь в настоящем пособии, были обозначены именно ими. Не будь этого опыта общения с юными пытливыми умами, мои более опытные собратья по пасторскому служению едва увидели бы в обозримом будущем данное учебное пособие, хотя оно уже давно было востребовано жизнью. Мне доподлинно известно, что некоторые из них молитвенно просили Бога благословить мой скромный труд, чтобы он мог принести пользу Церкви. Это не может оставить меня равнодушным. Выражаю признательность и своим коллегам, преподавателям и сотрудникам Академии, не без помощи которых осуществлялась нелегкая работа над книгой. Особых слов уважения и благодарности заслуживает пастор Иван Васильевич Манилич, секретарь Пасторской ассоциации Евро-Азиатского отделения Генеральной Конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня (Москва). Без его активной поддержки данного проекта книга «Как власть имеющий» едва ли вышла бы в столь сжатые сроки. Однако наибольшей благодарности достойны самые дорогие моему сердцу люди — супруга Наталия, дочь Шарлотта и сын Глеб, которые всегда с пониманием относились к тому, если моя вынужденная привязанность к компьютеру временами оказывалась крепче естественного желания проводить больше времени с ними. Увы, но другого способа осуществления задуманного я просто не знал…

Теперь о самом важном. Работая над книгой, я всегда чувствовал невидимое присутствие Того, Кто «учил… как власть имеющий» (Мф 7:29). Отсюда и название книги, которую с молитвой отдаю на справедливый суд читателей; отсюда и самое трепетное чувство, которого только может быть удостоена смертная человеческая немощь, — чувство своей сопричастности к делу приготовления мира к пришествию Иисуса. Уходя, Спаситель торжественно заверил всех Своих последователей: «Приду опять» (Ин 14:3). На эти слова Церковь в лице каждого своего сына и дочери отвечает: «Аминь, приди, Господь наш Иисус!» (Откр 22:20 — П. К.). (1)

(1) Здесь и далее (Я. К. — Перевод Кулакова) приводятся по: «Новый Завет в современном русском переводе». Под ред. М. П. Кулакова. Институт перевода Библии в Заокском, 2000.

Заокский, 24 ноября 2002 г.