Глава 6. «Голос, не похожий ни на какой другой»

И множество народа слушало Его с услаждением. Мк 12:37

Голос — это мы и наши мысли. Я. Л. Сопер

Искусство чтеца состоит в том, чтобы не мешать воображению слушателя делать свое дело. С Цвейг

Все, о чем говорилось в предыдущих главах пособия, не принесет большой пользы проповеднику, если ему не удастся придать необходимое звучание и жизненную силу словам, в которые он облек почерпнутые в священном тексте богодухновенные мысли. Каким бы гениальным ни было произведение композитора, оно никогда не усладит слуха ценителей музыки, пока не найдется достойный исполнитель, способный своим инструментом воскресить к жизни дотоле «спящие» звуки, знаки-символы нотного письма. Подобным образом и слова Библии, будучи знаками-символами письменной речи, в каком-то смысле «спят», ожидая пока найдется инструмент, способный извлечь из них Божественную мелодию. Таким инструментом является человеческий голос. По словам апостола Павла, Слово Божье должно быть услышано людьми, их первая встреча с ним должна произойти в опыте «слышания», а не чтения (читал чтец, — один! — но слушала вся церковь):

Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим 10:17). Описание такого же опыта мы встречаем и у Иоанна Богослова:

Блажен читающий [один!] и слушающие [все!] слова пророчества сего… (Откр 1:3).

Но «как слышать без проповедующего?» (Рим 10:14), — вопрошает апостол Павел. А как проповедовать, не имея голоса!

Феномен человеческого голоса

С первых недель существования, еще находясь на эмбриональной стадии развития, ребенок уже слышит голоса своих родителей и других людей. По голосу ему удается безошибочно угадать, какое они питают к нему отношение. Особенно голос матери представляет собой богатейший для ребенка источник информации о «внешней среде». Это — целый мир, причем не менее богатый и многообразный, чем тот, который он увидит в игрушках, книжных картинках, собственных рисунках и т. д. уже после своего рождения. Ритмико-интонационное богатство (или, наоборот, скудость) голоса матери, сообщая ребенку глубину переживаемых ею чувств, отзывается в его формирующемся сознании либо доверием и любовью, либо недоверием и тревогой. Уныние, сожаление, отчаяние и, если допустить самое худшее, появляющиеся порой мысли пойти на аборт — все это «прочитывается» ребенком не только благодаря внутренней, невербальной речи матери, но и на эмоционально-интонационном уровне речи внешней, артикулируемой звуками. Несмотря на внерациональный характер такой коммуникации, передаваемая от матери к ребенку информация воспринимается последним совершенно точно и безошибочно. И хотя на следующей стадии развития восприятие человеком этого мира будет постепенно меняться в сторону более сильного рассудочного начала, голос другого (голос отправителя информации) со всеми присущими ему интонационно-коммуникативными свойствами по-прежнему будет играть едва ли не решающую роль в донесении полноты сообщения, направленного адресату. В некотором смысле, главное в процессе коммуникации не информация, а интонация, и это истинно вдвойне, если говорить о священнослужителе и его проповеди.

Голос человека передает не только смысл произносимых им слов, но отражает весь спектр его чувств, все многообразие его внутренней жизни, не говоря уже о таких объективных сторонах жизни человека, как его возраст, пол, а в некоторых случаях и место рождения. То, как произносит человек свои слова, насколько членораздельна его речь, какой продолжительности он делает паузы, в каком ритме он излагает свое сообщение — все это является достаточно надежным свидетельством о его воспитании, образовании, социальном положении, темпераменте, психическом складе и душевном состоянии, о его эмоционально-оценочном отношении к предмету речи и к собеседнику (1) . Голос есть зеркало и духовной жизни говорящего, — зеркало, в котором находит свое отражение его вера и/или неверие, отношение к Богу, другим людям и самому себе. Поразительно, но с помощью современных технических средств по голосу можно определить даже внешность человека, его рост и состояние здоровья! Это означает, что голос и произносимое им слово суть второе «я» человека, или, как точно заметил выдающийся ритор XX века Поль Сопер, «голос — это мы и наши мысли». И как не сыскать двух человек, которые бы мыслили совершенно одинаково, так же не найти двух совершенно идентичных голосов. Поэтому голос и вообще речь — это наша визитка, которая расскажет о нас гораздо больше, чем автобиография, изложенная на бумаге. К сожалению, далеко не каждый обращает на это внимание, на что справедливо сетовал К. С. Станиславский:

Я понял еще, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно.

Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампу-, тированными ногами.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все слипается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка — пляску святого Витта (2) .

Итак, что стоит за феноменом человеческого голоса? Что такое речевая интонация, какие в ней можно увидеть компоненты? Принято считать, что речевая интонация включает в себя ударение, мелодику и тембр. Если говорить об ударении, то его сила определяется силой звука, с которой произносится то или иное слово в предложении, а выражается она «либо только одним акустическим параметром (интенсивностью, или длительностью, или повышением/понижением частоты основного тона), либо различной комбинацией этих параметров» (3) . Особое значение имеют смысловые ударения — фразовое и логическое. Первое служит для выделения наиболее информативного слова, второе, будучи максимально акцентировано, выполняет функцию передачи нового в данном сообщении. Зачастую смысловые ударения носят эмоционально-экспрессивный характер, когда с помощью высоты и тембровых модуляций голоса передаются чувства говорящего, выражающие его отношение к предмету сообщения.

Мелодика голоса, или «тональный контур речи», представляет собой «модуляцию высоты основного тона при произнесении частей предложения, предложений и сверхфразовых единств, т. е. ряда предложений, тесно связанных семантико-синтаксически… Тональный контур служит для выражения различных значений: логических, синтаксических и эмоционально-экспрессивных» (4) . Перемена в высоте звучания голоса достигается плавным скольжением или переходом от одной высоты к другой. Интересно отметить, что как явление физического мира диапазон голоса, или частота колебаний голосовых связок в единицу времени, соответствует музыкальной шкале. Каждый проповедник должен знать высоту своего голоса. При наличии музыкального слуха это достигается при помощи фортепиано. Напевая гамму, можно определить свою естественную высоту, узнать свой природный диапазон, что необходимо не столько для простой справки, сколько для последующей работы над расширением этого диапазона и более умелого использования возможностей своего голоса при произнесении проповедей.

Говоря о мелодике собственно русской речи, следует подчеркнуть, что ей свойственны (в различных сочетаниях) четыре основных тональных контура, четыре вида мелодики по направленности движения тона: 1) нисходящая мелодика — относительное понижение основного тона, движение тона сверху вниз; 2) восходящая мелодика — разнообразные повышения основного тона; 3) восходяще-нисходящая мелодика или (реже) нисходяще-восходящая — своеобразный «излом» мелодической кривой; 4) ровная мелодика (однотон) — сохранение одинаковой или почти одинаковой высоты основного тона на протяжении определенного отрезка речи. В условиях конкретного потока речи (контекста) возможна и волнообразная мелодика (волнообразный однотон). Как обязательная характеристика звучащей речи мелодика национально специфична, и применительно к каждому языку можно говорить об особой мелодической системе, особом наборе мелодических структур, специфика которых определяется прежде всего связью мелодики с синтаксисом, в частности, на мой взгляд, с основными глубинными се-мантико-синтаксическими и коммуникативно-синтаксическими отношениями.

Подобно тому как в национальной музыке существует некий музыкально-интонационный «словарь» — набор общезначимых, наиболее широко распространенных интонаций, своеобразных «интонационных формул», через которые происходит проникновение в смысл, подобно этому существует и интонационно-мелодический «словарь» в национальном языке (курсив автора — Н. В. Ч.) (5) .

Единственным выводом из сказанного будет то, что «невозможно научить хорошо говорить «человека вообще», абстрактного Homo sapience. Стать Homo eloquence, «человеком говорящим», он может лишь в пространстве своей культуры и истории» (выд. авт. — А. М.) (6) . Это значит, что помимо освящения Духом свыше, проповедник должен осознавать свою принадлежность к конкретному народу, его истории и культуре, и обогащать себя тем духовным опытом, который сформировался в лоне этого народа на его пути к более полному, библейскому пониманию намерений Божьих в отношении всего человечества, а не только одной нации. Особенно это актуально для священнослужителя Церкви христиан адвентистов седьмого дня: имея наднациональную природу, весь пафос вверенной ей Богом вести она обращает ко «всякому племени, и колену, языку, и народу» (Откр 14:6) и видит свою миссию в провозглашении вечного Евангелия всем людям и каждому в отдельности. Отсюда — необходимость говорить на языке человека, считаться с его образом мышления, уважать его историю, его культуру.

Тембр голоса представляет собой его звуковую окраску, придающую ему те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки. Принято различать тембр металлический (работает головной резонатор) и тембр бархатный (работает грудной резонатор). Если первым передаются «лозунговые» тексты, второй больше подходит для передачи сокровенных, связанных с переживаниями человека, с его внутренним миром мыслей. Явными недостатками тембра являются хрипота, резкость, выдающая избыточное напряжение и нервозность, гортанность, гнусавость, сдавленность, «безопорность» и т. п. Напротив, излишняя выразительность придает звучанию речи искусственный характер, что особенно остро чувствуют верующие, слушая проповедника, склонного к актерскому типу произнесения проповеди. Размышляя о тембре голоса оратора, Поль Сопер пишет:

[Он] меняется в соответствии с тем, идет ли речь о твердом или мягком, тяжелом или легком, неровном или гладком, об остром или тупом, сухом или мокром, медленном или скором, светлом или темном, о сладком или горьком, горячем или холодном, большом или маленьком, о тонком или толстом, нескладном или грациозном, о чистом или грязном, тугом или свободном, солидном или хрупком .

Если дать богословскую оценку сказанному, следует подчеркнуть: от того, каков тембр голоса пастора, во многом зависит образ, или характер Бога, который будет заложен им в сознании паствы. Действительно, «наши слова — производное наших мыслей, а наши мысли испытывают на себе воздействие наших же слов»; кроме того, «если наши слова воздействуют на нас, еще более сильное влияние они оказывают на других» . Поэтому, если в голосе священнослужителя слышатся доброта, сочувствие, духовное, а не плотское обаяние, глубокое, а не поверхностное понимание всей драмы человека, живущего в обезбоженном грехом мире, можно уверенно говорить о том, что за несколько лет его прилежного проповедования люди откроются навстречу его духовному влиянию, а на самом деле — распахнут свои души Самому Богу. И наоборот, нет ничего более отталкивающего, чем сухой, безжизненный, лишенный Божественной теплоты голос проповедника, от которого веет холодом равнодушия и высокомерия, а не благодатью Небес. Спрашивается, в какого Бога постепенно начнут верить прихожане, на протяжении нескольких лет слушая такого проповедника, такой голос?

Итак, можно с полной уверенностью говорить о том, как многое в проповедническом служении пастора на самом деле зависит от его голоса. Но от чего же зависит звучание самого голоса, как не от состояния сердца говорящего? По словам Спасителя Иисуса, чем полнится сердце, о том и уста говорят. Добрый человек из хранимого им добра [букв.: из своего сердца — прим. Ю. Д. ] выносит доброе; а злой человек из зла, им хранимого, злое выносит. И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими. От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден (Мф 12:35-37-П. К).

Сказанное Иисусом должно еще больше утвердить нас в том, что составляет самую основу проповеднического искусства — «быть в подлинном с Ним [Христом] единении» (Флп 3:9; — П. К.). В таком случае люди обязательно заметят, с Кем мы были, ибо речь наша «выдаст» нас. Так уже происходило не раз в истории христианской проповеди. Например, слушая речь, с которой к ним обратился Петр, духовные лидеры иудейского народа не только удивлялись тому, как этот «некнижный и простой» человек умеет изъяснять Писание (кстати, похожее отношение имело место и в случае с Иисусом — см. Ин 7:15), но и узнавали в нем того, кто «был с Иисусом» (Деян 4:13). Это — идеал, чтобы не только по делам, но и по словам священнослужителя люди узнавали Того, с «Кем он был» и Кто дал ему эту власть — проповедовать Слово Божье. Все должно происходить естественно, без насилия над собой и слушателями:

Если вы начали тонуть и кричать о помощи, никто не станет давать вам уроков по красноречию — как звать на помощь. Все произойдет естественно! Если вы полюбили человека и говорите ему: «Я тебя люблю», незачем учить вас тому, как произнести эти слова. Если вы действительно любите, слова любви будут высказаны вами в определенном музыкальном ключе. Мы можем делать это в повседневной жизни, поэтому, когда мы проповедуем, нам необходимо соприкасаться с этой живой реальностью. Тогда музыка нашей речи придаст проповеди подлинный, вызывающий у слушателей интерес характер (9) .

Согласно автору учебного пособия «Законы и правила русской интонации» Н. В. Черемисиной-Ениколоповой, перечисленные выше компоненты речевой интонации выполняют восемь функций:

1. Коммуникативная. Интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, как относительно самостоятельную коммуникативную единицу — в отличие от слова и словосочетания. Она служит установлению контакта между говорящим (чаще всего это вопросительная и императивная, или «звательная», мелодика), поддержанию контакта (восходящий тональный контур указывает на незавершенность, необходимость продолжения высказывания либо диалога), сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет информативный его центр и т. п. С коммуникативной функцией связаны (как частное с общим) все остальные функции интонации.

2. Смыслоразличительная. Интонация используется для различения смысла и оттенков смысла высказывания, что составляет ее важнейшую функцию. Ключевое значение в этом играют смысловое различение и мелодика. От позиции ударения и своеобразия мелодики зависит смысл высказывания.

3. Кульминативная, или вершинообразующая. Основным средством выделения в потоке речи наиболее важных слов является смысловое ударение. Способы акустического выделения слова, на которое падает смысловое ударение, в русской речи многообразны. В неконечной позиции увеличивается интенсивность ударного гласного в выделяемом слове, почти всегда возрастает длительность, нередко повышается его тон и одновременно увеличивается громкость. В повествовательном предложении интенсивность финальных слогов минимальна, и финальное выделяемое слово характеризуется обычно лишь большей длительностью, замедлением темпа. Замедление темпа используется и как средство выделения в речи наиболее важного по смыслу предложения.

4. Синтезирующая. С помощью интонации слова объединяются в синтагму [цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица (слово или группа слов)], синтагмы — в предложение, а смежные предложения — в сверхфразовое единство, нередко равное по объему абзацу. Наиболее важную связующую роль играют синтагматическое и фразовое ударения и мелодика. Мелодика объединяет слова и синтагмы в предложение. Каждое предложение — единый тональный контур, единая мелодическая кривая, как бы единый «напев».

5. Делимитативная функция проявляется в использовании интонации для разграничения элементов речевого потока на сверхфразовые единства, предложения, синтагмы, нередко — и на слова. Основными средствами разграничения элементов речевого потока являются пауза и мелодика, служащие для выражения оттенков смысла и синтаксического членения речи.

6. Эмоциональная. Проявляется в тех случаях, когда определенные интонации используются для выражения эмоционального состояния говорящего, его отношения к содержанию речи и к ее адресату (одобрения, насмешки и т. п.). Слова образные, в частности индивидуальные метафоры-загадки, слова-символы, выделяются экспрессивной интонацией, прежде всего тембром, но также мелодикой и, реже, эмфатическим и смысловым ударениями и темпом.

7. Апеллятивная. Ее особенность — ориентация на адресат (ср. интонацию речи, обращенную к взрослым и к детям, интонацию речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.). Эта интонационная ориентация важна для оформления коммуникативно-прагматической структуры текста и значима стилистически.

8. Эстетическая. Эта функция проявляется в варьировании темпа, в тонких динамических, мелодических и тембровых модуляциях при оформлении — с помощью интонации — ритмической организации речи, при оформлении гармонической композиции предложения, в частности предложения-периода, гармонии композиции абзаца, строфы, художественного целого (10) .

Перечисленное многообразие функций человеческого голоса лишний раз убеждает нас в том, сколь многое зависит от способности проповедника владеть своим голосом. Образно говоря, если голос проповедника-это «оркестр разнообразных инструментов», «оркестр благозвучный, сильный, выдержанный, подвижный, тонкий, один способный передавать малейшие движения внутренней жизни» (11) , то сам проповедник — это дирижер. От малейшего движения его палочки зависит качество исполнения оркестром Божественной симфонии, или проповеди, степень ее благодатного воздействия на ум и сердце слушателя. В связи со сказанным на первый план обсуждения выдвигается ряд важных вопросов: можно ли научиться дирижировать этим оркестром? Где найти для него высокопрофессиональных музыкантов? Сколько должно пройти «репетиций» перед выступлением?

Наблюдая за тем, как на протяжении первых лет жизни ребенка формируется его речь, можно сделать вывод о том, что, несмотря на все особые характеристики, которые отличают голос ребенка, в основе его «голосовой индивидуальности» лежит подражание. Ребенок быстро улавливает и точно воспроизводит то, что доносится до его слуха из уст родителей. Иначе говоря, если ребенок и создает свой собственный ритмико-интонационный «словарь» (в чем мы не сомневаемся), то делает это исключительно на основе уже имеющегося, то есть голосового «фонда» своих родителей, в который входят как интонационно-экспрессивный, так и интонационно-смысловой аспекты. Это же верно и в отношении жестов, мимики, телодвижений и других сторон невербальной коммуникации, которые усваивает ребенок. Теперь, если следовать правилу аналогии, мы вправе сказать: и проповедник ничего не сможет произнести голосом, в котором бы слышалась Божественная мелодия, прежде не услышав эту мелодию из уст Божьих. Подобно тому как Луна, не являясь источником света, отражает свет Солнца, так и голос проповедника всегда будет оставаться человеческим, если его уста не испытают на себе прикосновения угля, взятого от жертвенника (Ис 6:6, 7), а многочисленные обертоны голоса не отразят многообразие Божественных свойств характера: человеколюбия, милосердия, истинности и др. (см. Исх 34:6, 7; ср. Иона 4:2). Здесь уместно будет спросить: каким был голос Бога в общении с человеком? И еще более интригующий вопрос: каким был голос Иисуса-Слова, которым Он возвестил человечеству о наступлении новой эры в истории спасения? Какие звуки извлекал этот оркестр при малейшем взмахе Его дирижерской палочки? Можно ли сегодня услышать эту Божественную симфонию?

Глас Господень и голос Иисуса

Глас Божий в Ветхом и Новом Заветах

Как известно, за редчайшим исключением (см. Исх 31:18; Втор 9:10; Дан 5:24-28) Бог самолично ничего не писал. Зато Он очень многое сказал, сказал голосом, после чего услышанное записывалось писцами, в роли которых выступали пророки, священники и другие люди, специально призванные Им для этой миссии. Как правило, глас Господень непременно звучал при теофа-ниях (видимое проявление Божественного присутствия либо среди избранного народа в целом, либо в опыте отдельных личностей). В большинстве случаев звучание гласа Господнего при теофании сопровождалось необычными явлениями в природном мире, такими, как молнии и землетрясение, буря и вихрь, тьма и пламень всепожирающего огня (Исх 19:17-20; ср. 20:18-21; 24:15-18; Втор4:12,33,36; 2 Цар 21:14,16; Пс 45:7 и др.). Люди же воспринимали этот глас как гром (Пс 76:19; ср. Иер 25:30; Иез 3:12), как грозный глас (Пс 17:6), как голос множества людей (Дан 10:6), как шум вод многих (Иез 43:2). Глас Господень был страшен для нечестивцев, трепещущих при виде того, как от него содрогаются «небо и земля», и служил защитою для праведников (Иоиль 2:11; 3:16).

Но, пожалуй, наиболее впечатляющую картину звучания гласа Господнего рисует Давид в 28-м псалме (12) , который по праву может быть назван гимном во славу гласа Божьего. Чтобы оценить силу и мощь этого величественного псалма, Сперджен предлагал читать его «во мраке бури, при ослепительном блеске молний» (13) .

(1) Воздайте хвалу ГОСПОДУ, все небожители (14) , воздайте хвалу ГОСПОДУ за славу и силу Его!

(2) Славу имени Его, ГОСПОДНЕМУ, воздайте, в великолепии святости ГОСПОДУ поклонитесь!

(3) Глас ГОСПОДА звучит над водами, Бог славы гремит громами, ГОСПОДЬ — над большой водой.

(4) Глас ГОСПОДА могуч, глас ГОСПОДА величественен.

(5) Глас ГОСПОДА и кедры ломает, ломает ГОСПОДЬ кедры ливанские.

(6) Как тельцов заставит Он скакать Ливан, и Сирион (15) — как молодых буйволов.

(7) Глас ГОСПОДА огнь возжигает,

(8) глас ГОСПОДА сотрясает пустыню, сотрясает ГОСПОДЬ пустыню Кадес.

(9) По гласу ГОСПОДА роды лань постигают (16 ) и леса обнажаются… Но во Храме Его все восклицают: «Слава, слава Ему!»

(10) На престоле ГОСПОДЬ восседает над водами (17) , и как Царь будет восседать на престоле ГОСПОДЬ вовеки.

(11) Народ Свой да одарит ГОСПОДЬ силою, да благословит ГОСПОДЬ народ Свой благоденствием (18) .

Важно отметить, что в данном псалме Давид, восхищаясь небывалой мощью гласа Божьего, использует для его описания самые выразительные эпитеты, которые обычно встречаются в пророческих описаниях богоявлений. Обращает на себя внимание и другое — несколько параллелизмов, используемых в псалме: «Глас Господа звучит над водами [ = ] Господь — над большой водой» (ст. 3); глас Господа и кедры ломает [ = ] ломает Господь кедры ливанские» (ст. 5); глас Господа сотрясает пустыню [ = ] сотрясает Господь пустыню Кадес (ст. 8). Это делает очевидным существующую тождественность между гласом Господним и Самим Господом. Поэтому на риторический вопрос: «Можешь ли возгреметь голосом, как Он?» (Иов 40:4) никто из смертных не смог бы ответить утвердительно. В противном случае, «возгреметь голосом, как Он» означало бы ничто иное, как попытку стать Богом, подобно тому, как Он Бог.

Фактическим продолжением ветхозаветных описаний богоявлений следует считать те апокалиптические сцены Книги Откровение, в которых Иоанн, опираясь на существующую ветхозаветную традицию описания теофаний, повторяет уже известные характеристики гласа Божьего, сравнивая его с голосом трубным (Откр 1:10), с голосом, подобным шуму вод многих (Откр 1:15), с голосом, одновременно напоминающим и голос многочисленного народа, и шум вод многих, и голос громов сильных (Откр 19:6). Такие же или похожие сравнения встречаются и на других страницах Нового Завета, особенно в посланиях апостола Павла, где рисуется потрясающая картина заключительной теофаний — Второго пришествия Иисуса Христа (1 Фес 4:16; 1 Кор 15:52; ср. Мф 24:31;Ин 5:28,29). О гласе Божьем неоднократно говорится и в Четвероевангелии. Так, он был слышен во время крещения Иисуса (см. Мф 3:17; ср. Мк 1:11; Лк 3:22) и во время Его преображения (см. Мф 17:5; ср. Мк 9:7; Лк 9:35). Но ни в одном из этих упоминаний о гласе Божьем нет и намека на то, как он звучал. Однако в третьем случае, когда ближе к концу земной миссии Иисуса Христа с небес донесся глас Божий, люди, оказавшиеся свидетелями этого, говорили: «Это гром» (Ин 12:29), что вновь напоминает нам примеры ветхозаветных теофаний.

Голос Иисуса как воплощение гласа Божьего

Единственная надпись, сделанная Иисусом (см. Ин 8:6,8), навсегда канула в Лету, будучи либо стертой ветром и каплями дождя, либо затоптанной сандалиями людей, постоянно толпившихся во дворе храма. Однако речевая деятельность Иисуса была более чем плодотворной: едва ли не каждый день Его служения был наполнен встречами с людьми, живым общением с ними, делами милосердия и словами любви. Конечно, людская память какое-то время хранила очень много речений Иисуса, особенно если учесть высокую ступень развития «слуховой» культуры, отличавшую иудеев первого века. Но в священных свитках и кодексах, появившихся спустя некоторое время, в первые десятилетия и века христианской истории, сохранилось сравнительно немногое из того, что на самом деле было произнесено Иисусом. Так, если одно из четырех Евангелий, благовестив по Марку, можно прочесть всего за один час, суммарно речевая деятельность Иисуса продолжалась по самым скромным подсчетам несколько тысяч часов. (При этом следует заметить, что в Евангелиях содержится не только то, что сказал собственно Иисус, но встречается и немало авторских комментариев, описаний, вводных слов и слов-связок, использовавшихся писателями-благовестниками с целью придания своим Евангелиям как структурно оформленной и законченной литературной композиции, так и определенной богословской направленности.) Таким образом, еще большую остроту приобретает вопрос: как, с какой интонацией Спаситель произнес те или иные слова? Более того, учитывая то, что в донесении людям Божьей вести ничто не имеет такого значения, как голос проповедника, следует озадачить себя: может ли священнослужитель, которому доверено попечение о пастве, проповедовать голосом Иисуса!

Рассуждая по-человечески, приходишь к выводу о том, что у нас нет никакой возможности узнать, какими были три основных компонента интонации Иисуса — ударение, мелодика и тембр. Между тем знать это просто необходимо, поскольку в голосе Иисуса материализовался глас Божий и осуществилась такая же теофания, какую мы видим в Его рождении, смерти и воскресении. В ветхозаветное время самым значимым фактором богоявлений непременно был звучащий глас Господень. Теперь же, когда «Слово стало плотию» (Ин 1:14), этот глас мог быть не только слышим, но и соотнесен с видимой и осязаемой личностью. И в этом был свет, была жизнь, в этом было откровение Благой вести:

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… возвещаем вам (1 Ин 1:1-3; выд. Ю. Д.).

Чтобы по достоинству оценить значение произошедшего, то есть фундаментальный факт персонификации гласа Божьего в Иисусе из Назарета, следует вспомнить, что в ветхозаветные времена при звучании голоса Божьего люди приходили в состояние, граничащее с растерянностью и даже паническим страхом (Исх 19:16; 20:18, 19; ср. Втор 5:4, 5; Евр 12:18-20). Теперь же, в дни земной жизни Иисуса, в синагогах и домах, в храме и под открытым небом люди слышали другой голос, человеческий, не похожий, однако, ни на какой другой, — голос, в котором была власть (Мк 1:22); голос, слушать который было одно удовольствие (Мк 12:37); голос, который, несмотря на всю свою животворность (Ин 11:43), должен был навсегда умолкнуть, произнеся напоследок самое значительное слово — «совершилось!» (Ин 19:30).

В чем же был секрет голоса Иисуса? Почему мытари и грешники приходили только за тем, чтобы «слушать Его» (Лк 15:1)? Почему этому голосу никто не мог возразить, но каждый делал то, что он ему велел (Мк 1:16-18)? Как этому голосу удавалось укротить стихию на море (Мк 4:39)? Почему за этим голосом шли толпы, хотя он ничего райского не обещал им на земле (Лк 6:17, 18)? Почему эти люди были готовы часами стоять (Мф 13:1-3), терпеть голод (Мк 8:1,2), чтобы только послушать от мудрости Учителя? Как этому голосу удавалось приводить в молчание недоброжелателей, «так что уже никто не смел спрашивать Его» (Мф 22:46; ср. Мк 12:34)? Как Иисусу удавалось добиться того, что народ слушал Его, «ни на шаг не отходя от Него» (Лк 19:48 — П. К.)? Наконец, что же заставило людей признать: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин 7:46)?

Ответить на поставленные выше вопросы все же представляется возможным, но не иначе, как обратившись к такому необычному явлению, имеющему, по сути, сверхъестественный характер, как Дар пророчества, который Церковь последнего времени признает в лице Елены Уайт и проявление которого видит в ее письменных трудах. Для темы настоящего пособия данный факт имеет решающее значение, поскольку помогает узнать о такой скрытой, но чрезвычайно важной стороне служения Иисуса-Слова, как интонационно-экспрессивный аспект Его речей, проповедей и отдельных речений. Без знания этого евангельский текст по-прежнему будет оставаться сухим и лаконичным отчетом о некоторых делах и словах Иисуса. От проповедника потребуется максимум духовных и интеллектуальных сил, чтобы воссоздать ту эмоциональную атмосферу, в которой это слово произносилось, или, если быть точнее, которую оно творило. Отсюда — естественный интерес к тому, что пишет об этом Елена Уайт как человек, удостоившийся редчайшего дара — собственными ушами услышать голос Иисуса. Вот как она описывает этот опыт:

Когда-то, в ранние годы своей жизни, я разговаривала слишком громко. Господь показал мне, что, повышая голос до неестественно высокого тона, я не могу оказывать на людей должного влияния. Тогда передо мной предстал Христос, и мне открылось то, какой была Бго речь, я услышала Бго сладкий мелодичный голос. Произнося слова неторопливо, в спокойном темпе, Своим голосом [Иисус] проникал в сердца слушателей, так что они могли усвоить сказанное, прежде нежели Он произносил следующее предложение (выд. мной-Ю. Д.) (19) .

Фактически, Елена Уайт говорит здесь об основных речевых компонентах интонации голоса Иисуса: о мелодике («мягкая мелодия»), о темпе («спокойно и неторопливо») и о тембре («проникновенный»). Что же касается силы голоса Иисуса и тех ударений, которые Он делал в Своей речи, об этом Елена Уайт также пишет, но уже в связи с конкретными ситуациями из Его служения. Таким образом, если отнестись с доверием к написанному выше, мы получим возможность рассмотреть некоторые высказывания Божьей вестницы относительно самого интригующего для нас вопроса: каким же был голос Иисуса?

Елена Уайт о голосе Иисуса: общая характеристика

Ввиду того, что в произведениях Е. Уайт встречается очень большое количество высказываний относительно голоса Иисуса, не говоря уже о ее комментариях, сделанных по поводу Его манеры вести беседу и проповедовать, представляется целесообразным разделить их на две группы: высказывания, дающие общую характеристику голоса Иисуса, и высказывания, связанные с конкретным случаем. Кроме того, учитывая тот факт, что в голосе человека, как в зеркале, отражается его отношение к людям и что отделить одно от другого практически невозможно, в одних случаях цитаты приводятся полностью, а в других, где это не повреждает общего смысла, — в сокращенном варианте. С целью акцентуации наиболее существенных мыслей автор счел необходимым выделить в приведенных высказываниях соответствующие слова и словосочетания.

На следующий день, зайдя в полный паломников храм, они [родители Иисуса] услышали знакомый голос. Ошибки быть не могло — они из тысячи узнали бы его: чистый и мелодичный (20) .

Иисус обращался к людям на доступном им языке. Истина в Его устах была прекрасной, потому что Он излагал ее прямо и просто. Его речь — безупречная и ясная — напоминала бегущий ручей. Тем, кто привык к монотонным голосам раввинов, Его голос казался музыкой. Он говорил очень простые вещи, но говорил как власть имеющий. И это отличало Его учение от всякого другого. Раввины рассуждали, сомневаясь и колеблясь, как будто Писание можно было истолковать один раз так, а другой — совсем иначе. Слушатели изо дня в день все более и более запутывались. Иисус же, принимая Писание как непреложный закон, говорил с такой непоколебимой убежденностью, что Ему нельзя было не верить.

Вместе с исцеляющим прикосновением, Его деликатное сострадание изливалось на утомленные и огорченные сердца. Даже в окружении врагов Иисус сохранял внутренний мир. Красота Его облика, притягательность характера и прежде всего любовь, которая выражалась и во взгляде, и в интонациях, привлекали к Нему всех, кто не был ожесточен неверием. Именно дух милосердия и любви, который светился в каждом Его взгляде и слове, и привлекал к Иисусу такое огромное количество людей (21) .

…если говорить с правильной интонацией, торжественно и даже трогательно, то проповедь произведет гораздо лучшее впечатление. Именно таким голосом Христос учил Своих учеников. Он производил на них впечатление серьезностью, торжественностью и трогательностью (22) .

Сам Христос никогда не утаивал ни одного слова истины, но говорил Он всегда с любовью. Беседуя с народом, Он проявлял величайший такт, внимание и предупредительность. Он никогда не был груб, никогда без нужды не произносил жестоких слов, никогда не причинял ненужной боли чувствительной душе. Он никогда не порицал человеческую слабость. Да, Он бесстрашно разоблачал лицемерие, неверие и беззаконие, но в моменты таких суровых обличений на глазах у Него появлялись слезы… Хотя Он всегда держался с Божественным достоинством, Он с нежным вниманием обращался с каждым членом семьи Божьей. В каждом человеке Он видел падшую душу, которую пришел спасти (23) .

В некоторых случаях Христос говорил с такой силой, что в Его словах чувствовалась безграничная власть, свидетельствовавшая о величии Говорящего. Все, что давало людям опору раньше, превращалось в ничто в сравнении с Тем, Кто стоял перед ними. Каждое произносимое Им слово достигало своей цели, слушатели веровали [Его] словам и принимали их, не имея сил противостоять им. Каждое слово, которое Он произносил, представлялось слушателям как несущее жизнь Божью (24) .

Голос Иисуса никогда не звучал на неестественной для Него высоте; Его слова звучали с убежденностью и уверенностью, присущими им ввиду их важности и значительности тех последствий, которые вызывало их принятие или отвержение. Когда кто-то противостоял Его учению, Он защищал его с такой сильной ревностью и уверенностью, что слушатели понимали: если потребуется, Он умрет, чтобы только сохранить авторитет Своего учения (25) .

Горящие лица, жадно внимающие каждому слову Иисуса, выдавали глубокий интерес собравшихся. Внимание всех, казалось, было приковано к говорящему. Его глаза светились неизреченной любовью, и небесное выражение Его лица придавало особый смысл каждому сказанному слову. <.. .> Речь Христа ясна и понятна; мысли и выводы сформулированы в самых простых выражениях. Бедные, неграмотные простые люди могут понять эти слова. Господь, пришедший с небес, милостиво и по-доброму обращался к людям, которых пришел спасти. Он учил их, как власть имеющий, говоря слова вечной жизни (26) .

Иисус — наш пример. Обращаясь к людям, Он никогда не повышал голоса до высоких, неестественных тонов. Он говорил не спеша и поэтому не сбивался, что делало Его речь легкой для понимания. Он членораздельно произносил каждое слово, и все, кто слышал Его голос, свидетельствовали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» [Ин 7:46] (27) .

Повысь Он Свой голос совсем немного… проникновенность и мелодичность [Его] человеческого голоса исчезли бы, а истина в значительной мере утратила бы свою силу (28) .

Всякому, к кому Он благоволил, Он мог сказать: «Следуй за Мной», и человек вставал и шел за Ним. Магические чары этого мира рассеивались. При звуках Его голоса дух наживы и честолюбия покидал сердце, люди вставали и, освобожденные, следовали за Спасителем (29) .

Елена Уайт о голосе Иисуса: частные случаи

* Слова Христа, произнесенные Им во время первого очищения Иерусалимского храма (Ин 2:12-22):

Шум стих. Смолкли голоса продающих и покупающих. С каждой минутой тишина становится все тягостнее. Благоговейный страх овладевает собравшимися, будто они предстали перед судом Божьим. Божественная суть Христа открывается, преодолевая земную плоть, человеческое естество. Величие небес стоит, как Судья в последний день, еще не окруженный славой, которая будет тогда сопровождать Его, но обладающий властью читать в сердцах. Иисус окидывает взглядом толпу — и каждый чувствует на себе Его испытующий взор. Кажется, что Он, преисполненный достоинства, воспаряет над всеми, и Божественный свет освещает Его лицо. Вот Он начинает говорить, и Его ясный, звучный голос — тот самый голос, который произнес на горе Синай заповеди закона… теперь гулко звучит здесь, в храме: «Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли».

Христос говорил властно, как царь, в Его облике и интонациях голоса было нечто такое, чему они [люди в храме] не посмели воспротивиться (30) .

Слова из выступления Иисуса в синагоге города Назарета (Лк 4:16-30):

Слова Иисуса оказались для собравшихся в синагоге ударом, сокрушившим их упоение собственной праведностью, — до сознания людей дошла горькая истина: они отпали от Бога и потеряли право быть Его избранным народом. Каждое слово Иисуса, открывавшее им истинное положение вещей, резало их, словно ножом. Теперь они презирали веру, к которой Иисус вначале приобщил их. И они не желали признать, что Тот, Кто воспитывался в бедной, простой семье, не был обычным человеком (31) .

* Повеление парализованному (Мф 9:1-8):

Слова Спасителя прозвучали, словно музыка, для слуха страдальца: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (32) .

Случай с лжеучеником (Мф 8:19, 20):

С огромным воодушевлением и несомненной искренностью он заявил: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Иисус не отверг, но и не приветствовал его, Он только с грустью произнес: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» .

* Слова Иисуса из Его обращения к простолюдинам (Мф 11:29):

С нежностью Он обращался к труженикам: «Возьмите иго Мое на Себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (34) .

* Случай на море (Мк 4:40):

Буря стихает. Волны улеглись, тучи рассеялись, и засияли звезды. Лодка покоится на тихом море. Иисус печально обращается к Своим ученикам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (35)

Встреча с бесноватым на берегу Галилейского моря (Мк 8:28-34):

Когда эти люди [бесноватые], скрежеща зубами, с пеной у рта, приблизились к Нему, Иисус поднял руку, недавно усмирившую волны, и они не могли подойти ближе. Так они и стояли — рассвирепевшие, но бессильные перед Его силой.

Властным голосом Он повелел нечистым духам выйти из них. Его слова проникли в помраченный разум несчастных. Они смутно начали понимать, что перед ними был Тот, Кто может покончить с мучившими их бесами (36) .

* Исцеление женщины, страдавшей кровотечением (Мк 5:25-34):

…неожиданно Иисус остановился, и вместе с Ним замерла вся толпа. Он обернулся и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Слова Его отчетливо прозвучали в шуме толпы. Глядя в сторону женщины. .. Иисус участливо сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире» (37) .

* Слова, сказанные Иисусом во время произнесения одного из важнейших поучений (Мк 8:36, 37):

В этот занятый мир, наполненный шумом и криками торговли, в мир, в котором люди эгоистично пытались ухватить как можно больше для себя, пришел Христос, и над этим гамом, подобно звукам трубы Божьей, раздался Его голос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (38) .

* Обучение учеников в обстоятельствах реальной жизни:

Для становления учеников пример жизни Спасителя значил гораздо больше, нежели преподавание доктрин. Разлучившись с Ним, они вспоминали каждый Его взгляд, каждую интонацию и каждое слово. Сталкиваясь с врагами Евангелия, они часто повторяли Его слова и несказанно радовались, видя воздействие этих слов.

Своих слуг Господь посылает людям, чтобы больные, несчастные, одержимые злым духом услышали Его голос. В лице Своих соработников Господь желает стать Утешителем, лучше Которого мир еще не знал.

Иисус не удовлетворил их любопытство. Он с грустью сказал: «Вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин 6:26) (39) .

* Исцеление дочери женщины-хананеянки (Мф 15:21-28):

Посмотрев на нее с жалостью и любовью, Он говорит: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (40) .

* Встреча с народом после чуда преображения на горе (Мф 17:14-21):

Иисус обвел взглядом стоявшую вокруг Него пораженную ужасом толпу, придирчивых книжников и смущенных учеников. Он читал неверие в каждом сердце и голосом, полным страдания, воскликнул: «О, род неверный!., доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (41)

Посещение Иерусалимского храма во время праздника Кущей (Ин 7:37):

Изо дня в день Спаситель учил народ, пока не наступил «последний великий день праздника». Уже утром этого дня в народе сказывалось утомление долгим празднованием. Неожиданно Иисус возвысил Свой голос так, что он зазвучал по всем дворам храма [:] «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (42) .

Слова, произнесенные Иисусом в одном из споров с фарисеями (Ин 8:57, 58):

Они [фарисеи] спросили Иисуса с насмешкой, словно сумасшедшего: «Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» Торжественно, с достоинством Иисус ответил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь» .

* Чудо воскресения Лазаря (Ин 11:43):

«Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». Его зов, внятный и всепроникающий, доходит до слуха умершего. Когда Он говорил эти слова, сквозь Его человеческое естество просияла Божественность, на Его лице, озаренном славой Божьей, люди увидели доказательство Его власти (44) .

* Помазание Иисуса драгоценным миром (Мк 14:3-9):

«Истинно говорю вам, — заявил Христос, — где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Глядя в будущее, Спаситель с уверенностью говорил о Своем Евангелии, что оно будет проповедано всему миру (45) .

* Иисус оплакивает судьбу нераскаявшегося города Иерусалима (Лк 19:42-44):

Иисус поднял руку, которой так часто благословлял больных и страдающих, и, протянув ее к обреченному городу, прерывающимся голосом воскликнул: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» И Он продолжает скорбеть: «Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (46) .

Божественное сострадание выразилось на лице Сына Божьего, когда Он бросил последний взгляд на храм и на Своих слушателей. Голосом, сдавленным от горьких слез и глубоких сердечных страданий, Он воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Эти слова были вызваны скорбью в связи с предстоящей разлукой. В плаче Христа изливалось сердце Самого Бога. Это было таинственное прощание долготерпеливой любви Божества. Глядя в последний раз на храм, Иисус сказал скорбно и торжественно: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю вам, не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!» (47)

* Вторичное очищение Иерусалимского храма (Лк 19:45-48):

Проницательным взглядом Иисус окинул оскверненный двор храма. И все увидели Его. Священник и старейшина, фарисей и язычник с удивлением и трепетом смотрели на Него, стоящего перед ними в величии Царя Небесного. Божественность просияла сквозь человеческую природу, наделив Христа достоинством и славой, которых Он никогда прежде не проявлял… Смолкли все звуки. Глубокая тишина казалась невыносимой. Христос начал говорить с такой силой, что все дрогнули, как от порыва бури. «Написано, — сказал Он, — «дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников». Его голос, подобно трубе, звучал по всему храму. Его лицо, выражающее негодование, было как «огонь поядающий». Властно Он повелел: «Возьмите это отсюда» (48) .

* Речения Иисуса, произнесенные Им во время прощальной беседы с учениками накануне распятия (Ин 14-17):

Христос торжественно сказал Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мной» (49) .

Затем, ласково назвав их [учеников] «малыми детьми», Он сказал: «Недолго уже быть Мне с вами» (5) .

Изумленный этим непониманием, Христос спросил с болью и удивлением: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?»

Наконец в тишине прозвучали горестные слова: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего!» (52)

Спаситель закончил Свое наставление убедительными и обнадеживающими словами. Затем Он излил Свою душу в молитве за учеников. Подняв глаза к небу, Он сказал: «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего…» Говоря как Власть Имеющий, Христос отдает Свою избранную Церковь в руки Отца (53) .

Иисус на допросе у первосвященника (Лк 22:67-69):

«Ты ли Христос? — спросили они. — Скажи нам». Но Христос продолжал молчать. И они начали засыпать Его вопросами. Наконец с глубокой скорбью в голосе Он отвечал: «Если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня». Но для того, чтобы у них не было никакого оправдания, Он присовокупил торжественное предостережение: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божьей» (54) .

* Слова Христа, пригвожденного к Голгофскому кресту (Ин 19:30; Лк 23:46):

Но вдруг мрак вокруг креста рассеялся, и громоподобно прозвучал голос, который, казалось, разнесся по всему миру: «Совершилось!», «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой» (55) .

* Явление ученикам воскресшего Господа (Ин 20:19):

Взоры всех [учеников] устремляются на Незнакомца. Никто не стучал в дверь, не было слышно шагов. Ученики испуганы и спрашивают друг друга: «Что это значит?» И слышат голос — голос их Наставника. Он отчетливо и ясно произносит: «Мир вам!» <.. .> Они видели руки и ноги, на которых остались следы от гвоздей. Узнали Его голос, не похожий ни на какой другой.

Таким образом, обобщая сказанное Еленой Уайт о голосе Иисуса, следует отметить, что его звуковая палитра была очень насыщена эмоционально-экспрессивными красками. Это вполне гармонировало с многогранностью Евангелия, провозглашенного в одной, самой масштабной теофании — явлении в мир Божественного Логоса. В голосе Христа отразилась вся многомерность Его внутренней жизни, все бесчисленные оттенки Его отношения к Отцу, к людям и Самому Себе. Но в первую очередь Своим неповторимым голосом Иисус служил людям, каждый слышал в нем ответ на свои самые сокровенные чаяния. Отсюда — естественность и простота в голосе Иисуса, отчетливость и членораздельность произносимых Им слов, ясность и безыскусственность интонаций, непоколебимая убежденность Вестника в каждом произносимом слове, дух милосердия и любви, бесстрашие и трогательность, сила и власть, торжественность и достоинство, — совокупность этих и многих других характеристик голоса Иисуса делала его непохожим ни на какой другой голос.

Не умаляя значения искупительных страданий, смерти и воскресения Иисуса, следует признать: в сердца людей Иисус входил прежде всего благодаря Своему голосу, интонации которого еще долго продолжали звучать в ушах слушателей, а не в силу новизны богословских идей, с которыми ассоциировалась Его проповедь о наступлении Царства Небесного. Это значит, что у истоков христианской веры и христианского богословия был живой голос Христа, а не схоластические тексты, рожденные в недрах кумранской или каких-то других библиотек в Иудее первого века н. э. И сегодня подлинно христианским богословием можно считать то богословие, которое помогает услышать голос Спасителя и вызвать веру в Него как Искупителя человечества, а не то, что экстравагантностью идей изумляет склонных к умозрению скептиков. И чем глубже это осознается священнослужителем, тем эффективней будет совершаться его проповедническое служение и тем отчетливей в его голосе будут слышаться созвучия богочеловеческой мелодии — Евангелие Иисуса Христа.

Учитывая то, что от интонаций голоса проповедника Слова Божьего зависит так много — голос обеспечивает не только слышимость слова, не только выражает мысли говорящего, не только передает всю гамму его чувств, но является инструментом формирования образа Божьего в сознании слушателей, — мы совершили бы ошибку, если бы ничего не сказали о некоторых правилах по совершенствованию культуры голоса.

Е. Уайт о культуре голоса священнослужителя

Было бы странно, если бы Елена Уайт, так много написавшая о голосе Иисуса, ничего не сказала относительно голоса проповедников Евангелия. В ее трудах мы можем встретить немало полезных советов, не потерявших своей актуальности и сегодня. Вот лишь некоторые из них, касающиеся дыхания, работы голосовых связок, артикуляции, темпа речи и интонаций голоса проповедника. Кроме того, немаловажными представляются и такие вопросы, как жестикуляция проповедника, продолжительность проповеди и уместность в ней юмора. Поэтому автор счел необходимым включить в данный раздел несколько высказываний Е. Уайт и по этим вопросам.

О работе речевого аппарата

Культура голоса во многом зависит от состояния здоровья студентов. Молодежь следует учить навыками правильного дыхания и умению читать [вслух] так, чтобы в горле и легких не возникало неестественного напряжения, но основную нагрузку приняли на себя мышцы брюшной полости. Произнося что-то гортанью, когда звуки выходят из верхней части голосового аппарата, человек ухудшает здоровье этих органов и сокращает их эффективность. Основная нагрузка должна приходиться на мышцы брюшной полости… Многие из тех, кто мог бы жить сегодня, умерли, поскольку никто не научил их правильно пользоваться своим голосом. Правильная работа мышц живота при… произнесении речи многих избавит от проблем, связанных с голосом и грудной клеткой, и продлит жизнь (56) .

Пристальное внимание следует уделить работе над голосом. Если пользоваться им правильно, он будет укрепляться, в противном же случае он испортится. Постоянные большие нагрузки при проведении частых и длительных проповедей могут не только повредить голосовые связки, но подвергнуть опасности всю нервную систему проповедника. [Таким образом] изящная арфа, насчитывающая тысячу струн, будет изнашиваться, утрачивать способность к восстановлению и лишится былой мелодичности. Каждый оратор [speaker] должен тренировать свой голос, сохраняя его в здоровом состоянии, чтобы иметь возможность доносить до людей слова жизни… Нет необходимости говорить громко, — это может нанести огромный вред говорящему (57) .

Есть еще одна категория служителей — они обращаются к слушателям каким-то странным, плаксивым голосом. Их сердца не смягчены Духом Божьим, и им кажется, что наибольшее впечатление произведет их нарочитое смирение. Таким поведением они не возвышают евангельское служение, а, напротив, низводят его до низкого уровня. Служителям следует излагать истину так, чтобы слушатели прониклись ее славой. Им необходимо избрать такую манеру речи, которая позволила бы правильно представить Христа и сохранить достоинство, подобающее Его служителям (58) .

Пусть никто не думает, что нет ничего предосудительного в том, чтобы говорить сиплым голосом в топорной манере или задавать голосу высокий диапазон, [произнося слова] в неестественном ключе, говорить громко и долго, нанося, таким образом, вред своему голосу как дару Божьему и становясь посмешищем людей (59) .

Насколько только это возможно, проповедник [speaker] должен сохранять естественный тон голоса (60) .

О темпе речи проповедника

Необходимо приучить себя говорить медленно, но в то же время — серьезно и торжественно, со всей той уверенностью, что исходит из Слова Божьего. В таком случае из каждого предложения слушатели будут извлекать пользу. Каждое слово, которое произносится членораздельно, оказывает свое воздействие на ум. Быстрая речь и чрезмерное повышение голоса является недостатком, и каждый, кто возвещает миру Божью весть, стремясь произвести благоприятное впечатление, должен избавиться от него (61) .

О продолжительности проповедей

Выступая перед людьми, не забывайте вовремя остановиться. Не доводите себя до изнеможения, чтобы вам не стать нервными и не истощить себя, поскольку труд, который вам еще предстоит совершать помимо проповеди, требует такта и умения (62) .

… длительные проповеди обременительны как для оратора, так и для слушателей, которые вынуждены долго сидеть. Половина сказанного принесла бы аудитории больше пользы, чем то огромное количество слов, которыми сыплет проповедник (63) .

Одного даровитого служителя спросили, как долго он проповедует, на что он ответил: «При тщательной подготовке — полчаса, при частичной — час, но если я выхожу на кафедру без подготовки, я могу проповедовать сколь угодно долго и не знаю, когда остановиться» (64) .

О жестикуляции проповедника

Встречаются также фанатичные служители, которые, в попытке проповедовать Христа, свирепствуют, криком привлекают внимание, подпрыгивают и колотят по стоящей перед ними кафедре, как будто подобные жесты способны кого-либо убедить. Подобные кривлянья не придают никакой силы провозглашаемым истинам, но, напротив, вызывают отвращение у мужчин и женщин, отличающихся здравым суждением и возвышенными взглядами. Долг тех, кто посвящает себя служению, — по крайней мере при выходе на кафедру, отказаться от всего непристойного, от всякого неистовства (65) .

О юморе в проповеди

Иисус был величайшим Учителем из всех, кого когда-либо знал мир. Он представлял истину в ясных, сильных утверждениях, а иллюстрации, которые Он [при этом] использовал, были в высшей степени безукоризненны [purest]. Он никогда не примешивал к Своим наставлениям дешевых образов и фигур [речи] и не стремился потворствовать любопытству или удовлетворять тех людей, которые были готовы слушать Его ради забавы. Он не допускал, чтобы священная истина низводилась на уровень чего-то обыденного, и Его Божественные уста никогда не произносили комичных иллюстраций — то, что можно услышать от некоторых служителей Евангелия [сегодня]. Христос не использовал иллюстраций, которые бы развлекали слушателей или вызывали в них смех. Он никогда не опускался до того, чтобы ради расположения к Себе слушателей произносить что-то комичное (66) .

Образцом [настоящего] служителя является Христос. Насколько произносимые Христом слова были по существу, насколько точно они соответствовали цели и обстоятельствам! Насколько ясными и яркими были Его иллюстрации! Его стиль отличался простотой и торжественностью. Во всем учении Христа вы не найдете ничего, что могло бы оправдать служителя, позволяющего себе произносить с кафедры юмористичные истории [humorous anecdotes]. Необходимо внимательно изучать уроки, преподанные Христом, [чтобы] соизмерять с Божественным эталоном темы своих выступлений, их манеру и форму подачи. Показное ораторское искусство, искрометная риторика [flashy rhetoric] и изящная жестикуляция еще не делают беседу умной… Он не читал нотаций, как это делают люди сегодня. Очень серьезным тоном Он заверял их в истинах, касающихся грядущей жизни, заверял их в пути спасения (67) .

Как служители адвентистской Церкви мы поступим безответственно и высокомерно, если отмахнемся от советов Духа пророчества, сведя их к субъективному мнению одного человека. Духовная проницательность, которой Елене Уайт было не занимать, позволила ей сказать то, о чем, вероятно, мы никогда не задумались бы сами. Отдаем ли мы себе в том отчет или нет, но в нашем голосе — жизнь и смерть наших общин. Как жизнь церкви всецело зависит оттого, насколько «живым и действенным» (Евр 4:12) является возвещаемое в ее стенах слово, так и причину увядания и гибели наших общин следует искать в предшествующей этому смерти слова. Слово погибает не только тогда, когда его не слышно, но и тогда, когда духовно нездоров или мертв произносящий его. Думается, что те ценные наставления вестницы Господней, что были приведены выше, позитивно скажутся в служении всякого, кто отнесется к ним с доверием и пониманием.

В завершение главы, посвященной интонации, тембру и мелодике голоса священнослужителя, хотелось бы вкратце сказать о гигиене голоса. Что здесь имеется в виду? В своем послании Иаков задает риторический вопрос: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак 3:11) В поставленном вопросе можно услышать эхо слов Спасителя, сказавшего: «Не собирают смокв с терновника и не собирают винограда с кустарника» (Лк 6:44). Как в первом случае, так и во втором данные наблюдения приводятся в контексте наставлений относительно речи человека. А в начале своих рассуждений о силе слова и необходимости обуздывать свой язык автор послания постулирует очень важный тезис: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак 3:2). Делая такое утверждение, он стремится максимально обострить чувство ответственности христиан за свои слова. Тем более это относится к пасторам Церкви, чья миссия состоит прежде всего в служении словом. Тот факт, что свою проповедь церкви священнослужитель произносит лишь один раз в неделю, что объясняет необходимость обдумывать каждое слово, вовсе не дает ему санкцию на произвол, неразборчивость и беспечность в словах, произносимых в повседневном общении. Помимо других грехов, есть грехи и против Слова, причем их немало:

богохульство, хула, призывание имени Божьего всуе, кощунство словом, сквернословие, злословие, празднословие, суесловие, многословие, пустословие, прекословие, настаивание на своем слове, ложь, клевета, осуждение, грубость, оскорбление, уничижение, обесславление, самовосхваление, хвастовство, клятвопреступление, неисполнение обетов, смех, насмешки, хохот, бесчинные восклицания, смехотворство, пение непристойных песен, рассеянная молитва, уклонение от церковных мо-литвословий или их оставление, «любопытное» исследование Писания (т.е. ради формального знания, а не духовной пользы и исполнения прочитанного), неподготовленное учительство и неподготовленная, недостойно совершаемая проповедь Слова Божия, ересь (как «повреждение» чистоты Слова), слушание грешащих против Слова (68) .

Трудно себе представить человека, способного к таким магическим перевоплощениям, чтобы, пренебрегая словом, его чистотой, истинностью и искренностью в течение .шести дней, он мог бы настолько преобразиться, чтобы в седьмой день люди услышали из его уст звуки бегущего ручья. Нравственный облик пастора неизбежно оставляет глубокий след в его голосе и это обязывает его жить жизнью постоянного освящения. В противном случае о нем будут говорить: «Голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы» (Быт 27:22). Избежать такого опасного раздвоения личности проповеднику поможет только одно: подражание Христу, — сначала в характере, потом и в голосе. Ввиду чрезвычайной важности вопроса Елена Уайт пишет об этом достаточно категорично, попадая, что называется, не в бровь, а в глаз:

Мне был дан свет, что пасторское служение — это священное и возвышенное призвание, и в сердце тех, кто приступает к нему, должен быть Христос. Такие люди должны проявлять настойчивое желание достойно представлять Его людям всеми своими действиями, манерой одеваться, речью и даже разговором. Их речь должна быть уважительной. Отдельные служители портят торжественное впечатление, которое могли бы произвести на слушателей, повышая голос до громкого крика и проповедуя истину визгливым и пронзительным голосом. Если излагать истину подобным образом, она потеряет свою силу, торжественность и прелесть. Но если говорить с правильной интонацией, торжественно и даже трогательно, то проповедь произведет гораздо лучшее впечатление. Именно таким голосом Христос учил Своих учеников (здесь и далее в цитате выд. мной — Ю. Д.). Он производил на них впечатление серьезностью, торжественностью и трогательностью. Но эти громкие выкрики — что они могут дать? Они не дают людям возвышенного представления об истине и не производят на них достаточно глубокого впечатления. Они только вызывают неприязнь у слушателей и утомляют голосовые связки говорящего. Интонация речи — важный фактор, так как она затрагивает сердца слушающих.

…У некоторых служителей развилась привычка выпаливать скороговоркой то, что они намеревались сказать, как будто они повторяют выученный урок и спешат закончить его как можно быстрее. Это не лучшая манера речи. Уделив поставленному вопросу необходимое внимание, каждый служитель может приучить себя говорить отчетливо и впечатляюще и не комкать слова, судорожно глотая воздух. Ему следует выступать сдержанно, чтобы люди могли уловить и запечатлеть в сознании те мысли, которые он высказывает по ходу своего выступления.

Есть еще одна категория служителей — они обращаются к слушателям каким-то странным, плаксивым голосом. Их сердца не смягчены Духом Божьим, и им кажется, что наибольшее впечатление произведет их нарочитое смирение. Таким поведением они не возвышают евангельское служение, а, напротив, низводят его до низкого уровня. Служителям следует излагать истину так, чтобы слушатели прониклись ее славой. Им необходимо избрать такую манеру речи, которая позволила бы правильно представить Христа и сохранить достоинство, подобающее Его служителям.

Многие служители в своих духовных упражнениях совершают такую ошибку: они долго молятся и чересчур громко проповедуют, противоестественно напрягая голосовые связки и буквально вымучивая из себя слова. Проповедник без всякой надобности утомляет себя и раздражает людей своим резким голосом, в котором нет никакой необходимости. Священнослужители должны говорить так, чтобы затронуть сердца людей и произвести на них доброе впечатление. Проповедь Христа была торжественной и увлекала слушателей, ибо Он говорил мелодичным голосом. И разве нам не следует стараться, подобно Христу, говорить приятным, звучным голосом?.. Мы не можем иметь такое же влияние, какое имел Он; но почему бы нам не попытаться как можно полнее подражать нашему Образцу и постараться оказывать на людей самое сильное влияние, какое только возможно? Наши слова, наши поступки, наши манеры, наша одежда — все должно проповедовать. Нам нужно обращаться к людям не только словом, но все, что имеет отношение к нашей личности, должно быть проповедью и должно производить на людей правильное впечатление, чтобы они унесли с собой высказанную истину (69) .

Правила произнесения речи (проповеди)

Наконец, в завершение главы, посвященной произнесению проповеди, автор считает необходимым представить наиболее важные правила исполнения речи, сформулированные в «Курсе русской риторики» А. А. Волкова». В силу своего универсального характера данные правила распространяются на всякое публичное выступление, включая и проповедь. Любой священнослужитель извлечет из них большую пользу для себя, тем более, что выступать ему приходится не только в церкви, куда люди приходят услышать Слово Божье, но и в других обстоятельствах, по другим случаям, где его слово должно звучать так же убедительно и ответственно.

1. Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана.

2. Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена опытом многочисленных выступлений.

3. Перед тем как приступить к публичной речи, вспомните и продумайте Заповеди Моисеевы: каждая из них обращена непосредственно к вам, к вашей речи и к вашей аудитории.

4. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать плохо.

5. В каждой речи должны быть начало, середина и конец: при этом конец речи — самое важное, поэтому всегда помните о конце вашей речи.

6. Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид. Поэтому перед публичным выступлением позаботьтесь о своем не только духовном, но и физическом состоянии.

7. Многие, в том числе и опытные ораторы, сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

8. Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. Если это не помогает и вас не видят, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног.

9. Не пейте воду непосредственно перед выступлением и во время выступления — вода дает ненужную нагрузку на сердце и сбивает голос. Не разговаривайте непосредственно перед выступлением.

10. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить.

11. Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно по ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу.

12. Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

13. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

14. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.

15. Не пользуйтесь микрофоном без крайней необходимости: микрофон затрудняет непосредственный контакт с аудиторией.

16. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, — вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.

17. Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

18. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим — вытерпеть ее до конца.

19. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект.

20. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

21. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи. Не пытайтесь вместить максимум информации в минимум времени. Торопливо говорящий оратор — это оратор, который боится публики и ожидает, что его сгонят с трибуны.

22. Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

23. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

24. Не бойтесь больших аудиторий, но бойтесь малых аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.

25. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает. Поэтому ритор всегда думает, что сказать, но никогда не говорит всего, что думает.

26. Будьте человеколюбивы — говорите по возможности кратко. Публичное звучащее слово насильно воздействует на организм слушателя, и предел этому насилию должен быть положен своевременно.

27. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.

28. Не усваивайте себе дурную манеру некоторых лекторов повторять дважды одно и то же слово.

29. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу. Длина фраз определяется состоянием и размером аудитории и объемом помещения, в котором вы говорите. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина вашей фразы.

30. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало — следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.

31. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной. Никогда не подвывайте на концах фраз.

32. Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому все время работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

33. Если в аудитории начался шум, не повышайте, но понизьте голос, или сделайте паузу и внимательно посмотрите на аудиторию.

34. Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.

35. Отвечая на реплики и вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы либо должны быть дельными, ясными и краткими, либо их не должно быть вовсе.

36. Завершение всякой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Уход оратора с трибуны не должен производить впечатление бегства.

(1) Н. В. Черемисина-Ениколопова. Законы и правила русской интонации. М.: Изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 1999. С. 24.

(2) Цитируется по: Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 299.

(3) Н. В. Черемисина-Ениколопова. Законы и правила русской интонации. С. 13.

(4) Там же. С. 15.

(5) Н. В. Черемисина-Ениколопова. Законы и правила русской интонации. С. 16, 33. (6) А. К. Михальская. Педагогическая риторика. История и теория. М. Издательский центр «Академия», 1998. С. 155, 156.

(7) Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. С. 216.

(8) Е. White. TMK 137. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss25.htm [.]

(9) Ministry. July 2002. «The Use of Imagination in Preaching. An Interview with Thomas H. Troeger» P. 17.

(10) Н. В. Черемисина-Ениколопова. Законы и правила русской интонации. С. 11-24.

(11) Савкова. Искусство оратора. Спб.: СПбИВЭСЭП, 2000. С. П. Стоит отметить, что Елена Уайт сравнивает человеческий голос с тысячеструнной арфой (см. En 667; цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss37.htm).

(12) Псалом цитируется в переводе, выполненном под ред. д-ра богословия М. П. Кулакова. Текст сносок 14-18 принадлежит указанному переводу.

(13) Herbert Lockyer. Psalms. A Devotional Commentary. Mi.: Grand Rapids, 1993. P. 109.

(14) Букв.: сыны Бога I богов.

(15) Сидонское название горы Ермон (16) Друг чтение по гласу Господа дубы кружатся

(17) Друг возм пер и над потопом восседал на престоле ГОСПОДЬ ^

(18) Или миром

(19) En 670. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vssH.htm [.]

(20) Е. Уайт. Желание веков. С. 81.

(21) Там же. С. 253, 254.

(22) Е. Уайт. Свидетельства для Церкви. Т. 2. С. 615.

(23) Е. Уайт. Желание веков. С. 353.

(24) ВС 1084, 1085. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vssl6.htm [.]

(25) RH Jan. 7, 1890. См. там же.

(26) Е. Уайт. Свидетельства для Церкви. Т. 5. С. 253, 254.

(27) RH March 5, 1901. См. http://www.nisbett.com/reference2/vss/vssl 1.htm [.]

(28) En. 56. См. там же.

(29) МН 25. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vssl2.htm [.]

(30) Е. Уайт. Желание веков. С. 158,162.

(31) Е. Уайт. Желание веков. С. 239.

(32) Там же. С. 268.

(33) Там же. С. 293, 294.

(34) Там же. С. 328.

(35) Там же. С. 335.

(36) Е. Уайт. Желание веков. С. 337, 338.

(37) Там же. С. 344, 347.

(38) En 559. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vssl 1.htm [.]

(39) E. Уайт. Желание веков. С. 330, 351, 384.

(40) Е. Уайт. Желание веков. С. 401,402.

(41) Там же. С. 428.

(42) Там же. С. 453.

(43) Там же. С. 469.

(44) Там же. С. 536.

(45) Е. Уайт. Желание веков. С. 563.

(46) Там же. С. 576, 577.

(47) Там же. С. 620.

(48) Е. Уайт. Желание веков. С. 590, 591.

(49) Там же. С. 646.

(50) Там же. С. 662.

(51) Там же. С. 663.

(52) Там же. С. 624.

(53) Там же. С. 680.

(54) Е. Уайт. Желание веков. С. 714.

(55) Там же. С. 756.

(56) Советы родителям, учителям и учащимся. С. 297. Цитируется по: http://www.nisbett.com/ reference2/vss/vss37.htm [.]

(57) En 667. См. там же.

(58) Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, Т. 2. С. 617.

(59) Ms 67, 1895. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss45.htm [.]

(60) Свидетельства для Церкви, Т. 2. С. 672. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/ vss/vss37.htm [.]

(61) Ms 4, 1897. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss45.htm [.]

(62) SpT Series A, No 7, р. 12. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss44.htm [.]

(63) Е. Уайт. Свидетельства для проповедников. С. 256. См. там же.

(64) En 176. См. там же.

(65) En 640. Цитируется по http//www.nisbett.com/reaerence2/vss/vss45.htmr.[.]

(66) RH Aug. 6, 1895. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss45.htm [.]

(67) RH June 23, 1891. Цитируется по: http://www.nisbett.com/reference2/vss/vss21.htm [.]

(68) В. Лепахин. Икона и иконичность. СПб., 2002. С. 188.

(69) Некоторые авторские уточнения в переводе сделаны на основе издания, выпущенного издательством «Источник жизни». См. Е. Уайт. Свидетельства для Церкви. Т. 2. С. 615-618.

(70) А. А. Волков. Курс русской риторики. С. 351-355.