С чего начать?

Вступление

Изучение Писания, как мы полагаем, представляет из себя целый комплекс работ. В этом вступительном разделе «Наблюдение» мы хотим предложить вашему вниманию порядок ознакомиться с основными его аспектами: 1) основные типы наблюдения, 2) необходимость деления книги на параграфы и 3) техника деления книги на параграфы.

Во многом способности изучать Писание довольно не просто научиться. С одной стороны, постигнуть методологию не займет много времени, в конце концов, это всего лишь методы. Однако, основная трудность всего осуществляемого анализа прежде всего связана с осмысливанием увиденного в Библейском тексте. В свою очередь этому не так уж и легко научиться. Вся работа по проведению наблюдения может быть подразделена на два основных этапа: проведение наблюдений в сканирующем и локальном масштабе. Под сканирующим масштабом подразумевается работа с большим отрезком Библейского материала — отдельная книга ВЗ, псалом, евангелие, послание и т д. В локальном масштабе, то есть на более детальном и малом уровне разбирается отдельный параграф (именно на параграфы мы будем стремиться разбить все книги) или отдельный стих.

Сканирующее изучение отрывка

А) «Философия» сканирующего изучения Библии

Каждый раз, когда мы встречаемся с новыми определениями и концепциями, то невольно возникает вопрос о необходимости такой процедуры. Случай с изучением Библии сталкивается со сходной ситуацией. Основная причина выполнения комплекса работ осуществляется ради того, чтобы разрушить одну гигантскую привычку нашего дня — рассматривать Писание в категориях цифр (числа глав и стихов) или очень выборочное восприятие. В целом, ничего страшного, тем более греховного, нет, если вы помните, что в первой книге Закона 50 глав. Однако, хуже тогда, когда число 50 — это все, что вы можете сказать о содержании книги. Следовательно, и центральной целью работы по наблюдению является осуществление перехода от разбиения книги по главам к разбиению на основные идеи. Разбиение, которое предлагают сами Библейские авторы. Для визуального восприятия философии сканирующего изучения Библии можно обратиться к следующей картинке.

Привычное

Под привычным восприятием книги мы будем понимать восприятие, главным образом, основанное на числах или очень общее и выборочное понимание содержания книги. Примерами подобного восприятия могут быть следующие.

Например, для большинства читателей легче всего назвать число глав, скажем в послании Галатам (шесть), нежели чем помнить его основные темы (оправдание и жизнь по вере, а не Закону). Также еще одним рекурентным фактом можно привести то, что, опять таки подавляющее число читалей Нового Завета знает, скажем послание к Ефесянам, по таким концепциям как 2:8-10 (спасение по благодати, не по делам) или 5:18 (необходимость исполнения Святым Духом), что бы она не означала.

Начальная Структура послания к Филиппийцам

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

1-2 Приветствие
3-8 Благодарение за участие в благовествовании
9-11 Молитва за возрастание любви
12-18 Обстоятельства Павла и его радость за проповедь Евангелия,
19-26 Обстоятельства Павла послужат во спасение Филиппийцам
27-30 Призыв Павла к единству несмотря на преследования

1-4 Единство и смирение вместо любопрения
5-11 Пример смирения и превознесения Христа
12-18 Призыв к совершению спасения; свидетельство миру
19-24 Пример Тимофея как верного слуги и ищущего что угодно Христу
25-30 Пример Епафродита как верного соработника

1-3 Предупреждение о Иудаизме
4-6 Павловы заслуги
7-11 Все ссор по сравнению со Христом
12-14 Стремление Павла ко Христу
15-16 Призыв к внимательности
17-21 Контраст между истинными и ложными учителями

1 Увещевание стоять в Господе
2-3 Воззвание к единству
4-7 Увещевание радоваться, проявлять кротость, молиться о заботах
8-9 Увещевание думать и делать истинное
10-13 Радость и способность довольствоваться полученным даром
14-19 Радость и способность довольствоваться ранее посланными дарами
20-23 Прославление и заключительные приветствия

Первоначальные выводы:

1) данная структура — совершенно привычное восприятие книги (послания к Филиппийцам),

2) деление книги основано на разбиении на главы (которых ровным счетом четыре) и стихи,

3) основной недостаток — большое дробление книги не позволяет увидеть общую тему (темы).

Необходимое

Переход к разбиению книги на параграфы

Процесс перехода от привычного разбиения книги к необходимому (разбиение на параграфы) осуществляется весьма через объединение соседних параграфов по смыслу (либо наоборот, обнаружение разрыва мысли). При этом, соседние параграфы, которые сходны по смыслу (близкое содержание) мы будем группировать в общие блоки.

Объединение соседних параграфов по смыслу

Объединение соседних параграфов по смыслу позволяет нам видеть основные идеи, присутствующие в книгах Писания. На деле, это процесс, который может занять достаточное количество времени и усилия. Однако, процесс, невероятно вознаграждающий. Давайте постараемся промоделировать этот процесс (или часть его) на примере послания к Филиппийцам. Как уже было видно, таблица выглядит следующим образом:

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

1-2 Приветствие
3-8 Благодарение за участие в благовествовании
9-11 Молитва за возрастание любви
12-18 Обстоятельства Павла и его радость за проповедь Евангелия,
19-26 Обстоятельства Павла послужат во спасение Филиппийцам
27-30 Призыв Павла к единству несмотря на преследования

1-4 Единство и смирение вместо любопрения
5-11 Пример смирения и превознесения Христа
12-18 Призыв к совершению спасения; свидетельство миру
19-24 Пример Тимофея как верного слуги и ищущего что угодно Христу
25-30 Пример Епафродита как верного соработника

1-3 Предупреждение о Иудаизме
4-6 Павловы заслуги
7-11 Все ссор по сравнению со Христом
12-14 Стремление Павла ко Христу
15-16 Призыв к внимательности
17-21 Контраст между истинными и ложными учителями

1 Увещевание стоять в Господе
2-3 Воззвание к единству
4-7 Увещевание радоваться, проявлять кротость, молиться о заботах
8-9 Увещевание думать и делать истинное
10-13 Радость и способность довольствоваться полученным даром
14-19 Радость и способность довольствоваться ранее посланными дарами
20-23 Прославление и заключительные приветствия

Первые три параграфа (ст. 1-2, 3-8 и 9-11) можно объединить вместе, поскольку они предоставляют введение в основное содержание, предоставляя вступительный материал в послание. Аналогичным образом, отрывок ст. 12-18 начинает новую мысль (обстоятельства апостола Павла) и имеет больше сходства с отрывком (ст. 19-26). Следовательно, эти два отрывка можно также объединить. После этого, содержание со ст. 27 по вторую главу ст. 18 образуют серию наставлений, значит и эти четыре отрывка можно соединить.

После деления процесс группировки можно буквально представить следующим образом:

Вступление (1:1-11)

1. Приветствие (1:1, 2)

2. Благодарение (1:3-8)

3. Молитва (1:9-11)

I. Ситуация Павла в Риме (1:12-26)

1. Обстоятельства Павла послужили продвижению Евангелия (1:12-18)

2. Обстоятельства Павла послужат спасению (1:19-26)

II. Первая Серия Наставлений (1:27-2:18)

1. Наставление к единству и смелости (1:27-30)

2. Наставление к единстве и смирению (2:1-11) (в структуре глав этому разбиению соответствует два отрывка).

3. Наставление к совершению спасения (2:12-18)

III. Два соработника Павла (примеры смирения) (2:19-30)

1. Тимофей (2:19-24)

2. Епафродит (2:25-30)

IV. Предупреждение против Иудаизма и Отступления (3:1-21)

1. Опасность Иудаизма (3:1-16)

2. Опасность отступления (3:17-21)

V. Вторая серия наставлений (4:1-9)

1. Наставление стоять твердо (4:1-3)

2. Наставление сохранять благодеятели (4:4-9)

VI. Дар Филиппийцев Павлу (4:10-20)

1. Последний Дар (4:10-14)

2. Прежние Дары (4:15-20)

Заключительное Приветствие (4:21-23)

Несколько заключений:

1) На данном этопе можно полагать, что цель — достигнута. Нам удалось перейти от деления (следовательно и восприятия) книги от глав к делению на параграфы,

2) Даже не изучая книгу в локальном (более детальном) масштабе, уже можно сказать довольно многое об основной идее возникновения послания к Филиппийцам. Сможете ли вы привести несколько? Так например, одной из центральных идей послания становится призыв к единству, мотивируемый желанием угодить интересам другого. Высшим примером такого является поведение Иисуса (2:6-11), жизнь самого апостола Павла (1:12 и далее и 3:12-14) и его соработников Тимофея и Епафродита (2:19-30),

3) Подобная работа обычно требуется практически в каждом обзорном (ВЗ и НЗ) курсе, как необходимый шаг понимания единства мысли любой книги Писания.

Спасибо за ваше усердие!

Б) Типы чтения и основное определение наблюдения

Для того, чтобы научиться последовательно изучать Писание, первоначально следует научиться внимательно его читать и

видеть деление текста, причем так, как это видели сами Библейские авторы. Здесь будет уместно ввести одно важное определение — естественное деление книги. Суть определения проста — деление, которое было присуще самим авторам книг Писания.. Для достижения этой цели будет полезно знать о существовании разных уровней чтения. Адлер и Ван Дорен (Adler and Van Doren How to Read a Book) в книге Как читать книгу, выделяют ЧЕТЫРЕ основных уровня чтения:

Элементарное Чтение

Сканирующее Чтение

Аналитическое Чтение

Сравнительное Чтение

поиск отдельных идей и тем

поиск основных идей и общей структуры

детальное изучение (общий план и детали)

изучение и сравнение с идеями из других книг Писания

Первые два являются критически необходимыми и проводятся независимо (научиться переходить от первого уровня чтения на второй критически необходимо), однако последние два будут включать использование справочной литературы, комментариев. Для проведения качественного чтения на первых двух уровнях просто рекомендуется ВЕСТИ ЗАПИСИ с целью прослеживания основных событий и тем.

В) разбиение отрывка или книги (главы) на параграфы (основные правила)

Выполнение разбиения книги на параграфы важно проводить в ДВА этапа: 1) составление таблицы и 2) непосредственно, разбиение на параграфы. Обратите внимание на примеры, приведенные ниже (таблица книги пророка Ионы и послания к Филиппийцам).

Для правильного схематического разбиения книги на параграфы следует правильно разбить все содержание книги на отдельные законченные мысли. На данном этапе очень важно отметить одно критическое правило, которое должно сопровождать нас с настоящего момента и быть справедливым на каждый момент изучения. Единицей мысли является ни глава и не стих, а параграф (как отрывок с законченной мыслью). Очень легко всегда думать о содержании Библейских книг как выраженных в форме глав или стихов, (очевидно, что подобное разбиение появилось намного позже). Будет правильнее рассматривать содержание книг, как состоящих из параграфов (обычно это отрывок из несколько стихов).

Несомненно, что такой подход имеет грандиозное преимущество — он позволяет видеть полную картину описываемого автором, а не только выделенную, знакомую или полюбившуюся часть Писания. В своей книге по толкованию различных жанров Писания, эту способность деления и изучения книг путем прослеживания взаимосвязи ее основных параграфов, Фи и Стюарт называют способностью думать отрывками (параграфами).

Технически для определения основного деления книги на параграфы Кайзер выявил восемь основных правил определения нахождения разрывов внутри книг. Однако сразу же стоило бы отметить, что основным правилом определения границы отрывка (законченности мысли) всегда будет сам литературный контекст книги (смотри в таблицу No 1).

Основное правило разбиения — проверка контекстом!

Название

Ссылка

Пример

1) Повторяющийся термин, фраза или предложение

Исайя 13-23

Мф 1:23

Повторяющийся термин » пророчество о . .»,
(» когда Иисус окончил слова . . .», 7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1), Формула исполнения (1:23 и т д.)

2) Переходные союзы

Рим 2:1, 3:1
Гал 5:1, Еф 1:15,
Еф 4:1, Кол 1:9

(итак не извинителен ты, всякий человек);
Итак какое преимущество быть . . .
итак стоите в свободе
посему и я услышав

3) Риторический вопрос

Рим 3:1 4:1,
Рим 6:1, 15, 21
Рим 7:1, 7

Итак какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Что же скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Что же скажем? Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Что же ? Какой же плод вы имели тогда?

4) Изменение во времени событий, географии (места), обстановки

Ин 4:1-3, 43, 46

Когда же узнал Иисус . . . то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею. Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую

5) Обращение

Иак 1:12
Иак 2:1, 14

С Великою радостью принимайте, братья мои

Братья мои

6) Изменение Местоимения

Гал 1:6
Еф 2:1, 3:1

Переход от Христа на вы
Переход от Бога Отца на вас,
Переход от вы на я, Павел.

7) Повторение ключевого слова или концепции

Мф 5:21, 27, 31, 38, 43

Вы слышали, что сказано….

8) Оглашается Тема каждого нового параграфа

1 Кор 5:1, 6:1, 7:1, 8:1, 9:1, 12:1,, 15:1.