Литературные приемы автора

Введение

Следующим важным шагом в изучении, шагом справедливым по отношению ко всем литературным жанрам Писания, является распознание так называемых основных литературных приемов авторов. Для простоты лучше всего сразу сказать, о чем здесь пойдет речь. Мы постараемся ради краткости выделить основные ПЯТЬ литературных приемов авторов. Подобно пяти пальцам на руке, мы говорим о ПЯТИ основных приемах, помогающим точнее определить мысль и значение изучаемой части Библейского текста: 1) выделение, 2) повторение, 3) соотношения, 4) сравнения и 5) контрасты.

Безусловно, несмотря на всю неординарность терминологии, многие без явного усилия смогут распознать подобное за то, что, по крайней мере, уже однажды встречалось в таком известном деле и составляет основу всем известного Индуктивного Метода Изучения Библии, в сущности, прекрасного начального курса по изучению Писания.

Вряд ли изучение литературных стилей, используемых практически каждым автором, может претендовать на уникальность. Дело все в том, что в этом природа нашего общения, проявляющее себя часто неосознанно. Каждый из нас, при передачи особенной информации усиливает важность передаваемого воспользовавшись одним или несколькими подобными приемами. Литературные приемы — это то, что помогает нам передавать наши мысли и при этом быть уверенными, что нас правильно поймут.

Вспомните для примера те случаи из жизни, когда вы учились и вам нужны были деньги (советские рублики). Вы должны были написать письмо своим родителям и в этом письме действительно показать слабость своего материального положения. Каким приемом вы будете пользоваться? Другими словами, каким образом вы захотите показать свое отчаянное положение?

Основные литературные приемы автора

Таким же образом и Библейские авторы пользуются определенными литературными приемами для того, чтобы ЯСНО и ОТЧЕТЛИВО передать свои мысли. Наиболее простой вариант классификации литературных приемов Библейских авторов был предложен Хендриксом в книге Жить по Книге (как всегда полная информация по книге прилагается в библиографии). Он разбивает все на следующие категории:

Литературные стили

определение

примеры

Выделения

события, которые выделены (занимают много места, утверждения цели, выводы)

Быт 12-50 (история патриархов), Ин 2:1-12 (ударение на факт проявления веры учеников после знамения)

Повторения

повторение включает в себя повторение терминов, фраз и выражений, типологию (сходство в различных аспектах)

Ин 3:1-8 (повторение термина рождение как существительных, так и глаголов), Мф 4:1-11 (повторение — типология поведение Иисуса в пустыне (40 дней) и Израиля

Соотношения

выяснение взаимоотношений внутри параграфа: 1) от общего к частному, 2) вопросы и ответы и 3) причинно-следственный связи

Мф 6:1 (дела праведности делятся на три группы: молитва, даяния и пост), Рим 6:1, 7:1, 7,13 (вопросы и ответы), наличие союзов (ибо, итак, посему и т.д) обычно указывает на существование ПРСЛ связи

Сравнения

существование двух основных типов сравнений: подобия и метафоры. Подобия отличаются от метафор использованием слова (как или подобно).

Метафоры: Ин 14:6 (Я есмь путь и истина и жизнь), Сравнения: Мф 13:24, 31, 33 (Царство Небесное подобно).

Контрасты

в отличии от сравнений, указывают на различие (противоположность) героев или концепций.

Ин 1 (свет и тьма, мир и дети Божьи, не видел и явил), Ин 3 (суд и спасение, смерть и жизнь, осуждение и вечная жизнь).

Важное замечание

Хотелось бы отметить, что при тщательном изучении всегда возникает опасность затеряться в деталях. Однако, именно здесь необходимо вспомнить, что конечной целью является понимание значения изучаемого отрывка. Как процесс, изучение подобно разбиению куба на части. В результате этого шага мы изучаем основные компоненты куба (отрывка). После этого, нам нельзя оставить все в разобранном состоянии, но собрать все вместе (связать все найденные детали в одно целое)!

Закрепление материала (Практические задания)

В приведенных ниже ссылках постарайтесь найти основные литературные стили автора:

1) выделения (Ин 2:1-12, 3:16-21, 4:46-54, Деян 2:36-47, 6:1-7, 9:23-31),

2) повторения (Мф 5:1-11),

3) соотношения (Мф 7:1-2,7-8, 28-29. 8:8-9, Ин 3:15-17,33-34 и 1Ин 1-2, 2:15-16. Рим 3:1-10),

4) сравнения (Мф 5:13-14). Какие это сравнения: подобия или метафоры? Посмотрите также и в Евангелие от Иоанна 6:48-51, Псалом 41:1,

5) контрасты (Ин 3:16-21, Рим 5:12-21).

Примеры изучения

Пример No1: Проведение наблюдений на примере Марка 1:14-20

Пример No2: Мк 1:40-45 Излечение прокаженного

Заключения:

1)полезно знать, что не каждый литературный прием может быть обнаружен в тексте,

2)одни наблюдения более важные чем другие, и требуется время для осознания того, что по настоящему есть важная деталь в тексте,

3)наконец, помните, что конечная цель проведения работы — это определение основной идеи изучаемого параграфа.