Наблюдение как первый шаг

Вступление: Введение в Библейские жанры

Наконец, мы и добрались до основания серьезного изучения Писания. И, согласно нашему мнению, серьезное изучение невозможно без понимания такой концепции, как Библейские жанры. Очевидно, что изучение природы жанров необходимо не только при проведении наблюдения, но также и последующих двух шагов: толкования и применения (можете ли вы привести несколько из них?).

В нашем курсе, мы предлагаем вам ознакомиться с тремя самыми распространенными Библейскими жанрами: повествованием, посланием и поэзией. Как вы сможете заметить, подходы к изучению каждого из перечисленных жанров кардинально отличаются, именно поэтому мы изучаем их по отдельности.

Кроме этого, для начального знакомства хотелось бы привести расширенную таблицу Библейских жанров, встречающихся в Писании (как Ветхом, так и Новом Завете). Определение жанра легче всего понять на примере. Для этого обратите внимание на приведенную ниже таблицу основных Библейских жанров. Важность осознания разницы жанров трудно недооценить, поскольку обратное приведет к большой путанице, особенно в момент толкования. Можно ли одинаково относиться (иметь один и тот же подход к изучению) ко всем Библейским жанрам? Просто представьте себе ситуацию, в которой вы анализируете содержание 13 главы книги Откровения и пытаетесь определить ее значения.

Тип жанра:

Определение:

Примеры:

Повествование

Широкая категория различных историй, рассказов, включает исторические события, основная структура -сюжет, в котором смысл передается через взаимодействие, контраст главных героев.

Бытие- Ездра,
Евангелия,
Книга Деяний

Поэзия

Предназначен для пересказа или пения, ударение на ритм, звучание слов, яркая образная речь, взывает к эмоциям, основная особенность — параллелизм.

Иов, Псалмы,
Притчи, Экклесиаст,
Песни Песней

Пророчество

Четко выраженное представление воли Бога и слов, часто предназначается для обличения в форме предупреждений. Основной элемент — «так говорит Господь».

Исайя — Малахия.

Апокалипсис

Драматическое, ярко выраженное использование символических изображений, отчетливый контраст, изображает космическое противостояние зла и добра.

Откровение, части из Даниил

Проповедь

Имеет некоторое сходство с посланиями, направленное учение, обычно выражается в прямой речь

Проповеди в Евангелиях

Притчи (евангельские)

Краткая история, иллюстрирующая нравственное учение, часто используемое повседневные персонажи, заставляет задуматься.

Части в Евангелиях (например Мф 13).

Послания

Направленное учение, отвечающее конкретным проблемам аудитории, очень важно следить за порядком мыслей.

Послания

При этом вы никогда не знали, что книга Откровения обладает особенными качествами (апокалиптический жанр, использование символического языка, драматизация событий, намеренный дуализм и детерменизм), которые практически уникальны только для нее.

Складывается такое впечатление, что большинство проблем с пониманием многих отрывков Писания во многом связано с непониманием качественных различий Библейских жанров. Как это известно, изучению различий основных Библейских жанров уделяется в любом духовном учебном заведении уделяется отдельный курс, под названием герменевтика, вся задача которого анализировать и определять фундаментальные правила толкования для каждого Библейского жанра в отдельности (для большей информации по герменевтике обращайтесь к книге Гордона Фи и Стюарта, Как Изучать Библию и Видеть Всю Ее Ценность).

Наблюдение в повествовании

Небольшое вступление

Если в предыдущей части работы по проведению наблюдений мы занимались вопросом проведения НАБЛЮДЕНИЙ в СКАНИРУЮЩЕМ масштабе (т.е. на уровне всей книги), то в этой лекции все наше внимание будет обращено на уже более ДЕТАЛЬНОЕ изучение параграфов и отдельных стихов. В реальности, данный шаг является наиболее трудным и соответственно, поскольку требует как максимального количества времени так и личного усилия каждого студента Центра Подготовки. Как уже могут догадаться наиболее ревностные студенты, детальное изучение позволяет внедриться в глубокие толщи текста Слова Божьего, а значит и в его значение.

По идее, вся трудность этого шага заключается в его детальности, а если точнее, в способности отделить (отфильтровать) наиболее ценную информацию, предоставленную авторами Библейского текста от менее полезной и критической для понимания, по крайней мере, основной идеи текста. Во многом это напоминает трудность известную всем духовным учебным заведениям — труднее научить не богословию (доктрины и положения), а привить способность постоянно думать.

Постановка вопросов

Первый шаг, с которым необходимо ознакомиться в разделе по детальному изучению отрывка имеет отношение к двум основным жанрам всего Писания: 1) повествование и 2) послание. Несомненно, эти два являются наиболее известными и популярными. Здесь будет необходимым сказать несколько слов относительно того, чем же характерен жанр повествования. Для простоты, следует подразумевать следующее определение: повествование — это рассказ, в котором автор передает определенную духовную истину или принцип через контраст одного или взаимодействие нескольких основных героев между собой. На языке кинематографии повествование легче всего представить как сцену (имеющей определенное время и место), на которой происходит действие, передающее некоторую духовную истину и разыгрываемое его основными героями.

Вкратце, нужно сказать, что процесс изучения повествования дело не самое простое, но чрезвычайно стимулирующее. Библейское повествование многогранно по своей форме, и поэтому постановка вопросов, раскрывающих основные концепции повествования, будет включать в себя следующие четыре: 1) Изучение основных действующих лиц повествования и их характеристики (отвечает на вопрос КТО?), 2) распознания географической особенности повествования (отвечает на вопрос ГДЕ?), 3) изучения временной рамки (вопрос КОГДА?).

1) Первый вопрос: КТО? (распознание основных действующих лиц повествования и их характеристика)

Первым ключевым вопросом при изучении повествования будет вопрос КТО? Как могут догадаться студенты Центра Подготовка, это вопрос, помогающий разобраться с тем, кто же реально участвует в повествовании. Важность определения основных персонажей трудно недооценить, так как все повествования или истории раскрываются вокруг определенных людей. Именно по поведению людей мы можем судить относительно каких-либо духовных истинах передаваемых Богом для всех остальных, именно поведение главных героев мы принимаем как модель следования или наоборот, отвергаем как приемлемое.

В основе библейского повествования присутствуют две основные группы лиц: главные действующие лица и второстепенные (часто называемые агентами). Отличие действительного героя от агента очень простое, обычно агент представлен в повествовании намного пассивнее основных действующих лиц (подчас агенты отличаются от основных героев незначительным представлением).

Одним из наиболее важных станет выяснение вопроса характеристики героев (как основных так и агентов). Показывает ли автор своих героев с положительной или отрицательной стороны? Насколько положителен или негативен их пример для нашего подражания? Вообще, для определения характеристики героев повествования требуется уделять большое внимание следующим основным элементам: словам и действиям самих героев, словам автора и, наконец, словам и реакции остальных героев.

Пример: Для примера, давайте рассмотрим часть повествования из книги

Деяний 1:1-11. На данный вопрос (КТО?) мы можем найти несколько ответов: я (автор), Феофил, Святой Дух, апостолы, Иисус, Иоанн и Отец. Однако кто будет выполнять роль основных героев? Ученики и Иисус. Посмотрите на еще один пример (1:12-26), проделайте аналогичную работу. Выделите основных героев от остальных.

2) Второй вопрос: ГДЕ? (распознание обстановки повествования)

Второй и третий вопросы выполняют не менее важную работу. В каком-то смысле они, ответив на вопросы ГДЕ и КОГДА, позволяют нам иметь более расширенную информацию относительно того, где (в каком месте) разворачиваются события, а также узнать в какой промежуток времени. На языке сцен, распознание места повествования указывает на границы рассказа, то, что ограничивает происходящее внутри повествования. Обстановка может быть не только географической, но также и социальной.

3) Третий вопрос: КОГДА? (распознание временных характеристик повествования)

Следующим важным вопросом в изучении повествования является вопрос изучения всеобщего временного фона всей истории или рассказа. Примером такого фона могут быть различные временные характеристики: например повествования о служении Иисуса до момента распятия или после события воскресения. Также примером в ВЗ может стать повествование о жизни народа после завоевания Обетованной Земли или жизнь в исторический период пленения народа.

Чуть больше о концепции времени будет сказано в разделе по изучению точки зрения (что имеет место через несколько страниц), но уже сразу хотелось бы отметить о существовании двух типов времен: 1) времени реальном, то, к чему мы привыкли (обычное наше время, в этом времени скорость стечения обстоятельств привычная) и 2) времени повествователя, которое иногда может быть намного ускоренным (для примера, один стих может покрывать десятки, а то и сотни лет). В этом случае, по словам Alter цель автора сугубо хронологическая. То есть он преследует простую цель — дать хронологическое описание происхождения события.

Пример: Для примера можно вновь обратиться к нашему отрывку из Деяний 1:1-11. И здесь сам текст раскрывает перед читателями

две очень важные временные характеристики (смотри стих 2): события в главе происходят: после воскресения Иисуса и до Его вознесения.

Центральные концепции повествования

Изучение этого вопроса является наиболее сложным и в тот же момент одним из наиболее важных. Последовательность проведения работы по изучению последней концепции повествования лучше всего отобразить как состоящую из ТРЕХ фундаментальных столпов: 1) концепция основного сюжета повествования, 2) концепция точки зрения повествования (автора как повествователя) и 3) концепция высшей точки повествования. Все из этих трех концепций вероятней всего представляются новыми, но тем не менее составляют сердце каждого повествования.

1. Концепция основного сюжета повествования

Несмотря на такое не обычное введение в повествования значение поиска и существования сюжета повествования очень легко понять на практически любом жизненном рассказе или просматриваемом фильме. Задайте вопрос самому себе: Что составляет суть каждой истории или кинофильма? Безусловно, это не просто история или последовательность событий. Это, прежде всего драматизм, который при обычных повествовательных условия создается благодаря присутствию двух оппозиционных сторон (идей, образов). Именно это и постулирует концепция сюжета повествования, по своей сути основным элементом сюжета является конфликт (контраст, противостояние) двух сторон, основных героев или двух идей внутри повествования. Для примера: повествование об искушениях Иисуса раскрывает типичный конфликт двух основных лиц повествования: Иисуса и дьявола, первая глава книга пророка Даниила — контраст между Еврейскими юношами, отказавшимися питаться идоложертвенным и остальными.

Adele Berlin в собственном труде по описанию природы повествования указывает на существование трех основных типов сюжетов (контрастов) повествования: 1) контраст поведения одного героя с другим, 2) контраст прошлого и настоящего поведения или описания одного героя и 3) контраст поведения героя с определенно принятым стандартом.

1. Концепция Точки Зрения Повествователя (Автора)

Вообще говоря, данный вопрос по изучению так называемой точки зрения повествователя есть вопрос из наиболее утонченных и невероятно захватывающих. В общем, ее значение как всегда легче всего понять иллюстративно. Точка зрения повествователя примечательна благодаря двум особенностям.

Во-первых, повествователь (автор) незаметно для большого числа читателей раскрывает очень значительное число всевозможных подробностей (деталей) текста, которые становятся известными всем читателям. Эти детали могут оставаться не раскрытыми для других героев повествования, однако, благодаря автору, становятся доступными для читателей повествования. Во-вторых, точка зрения повествователя подобна камере режиссера, перемещающейся от одного эпизода и сцены к следующей. Это и позволяет повествованию раскрыться во всей его полноте, по мере того как повествователь привлекает большее внимание к определенным событиям, действиям и лицам. Автор показывает развитие событий с разных точек зрения. Это очень похоже на камеру, которая на протяжении всего фильма передвигается с одной позиции на другую. И при этом, вся красота фильма в том, каким образом события освещаются (все благодаря движению камеры).

Ко всему стоит также сделать еще одно маленькое примечание. Изучение концепции точки зрения повествования может по праву быть названо изучением влияния и места роли автора Библейского повествования. Именно он вдохновлен Богом, чаще всего именно в их словах выражает собственное мнение сам Бог. Именно его (автора) роль критически необходима для последовательного понимания значения повествования. В этом повествователь (автор) выступает как корректировщик понимания читателя.

Кроме всего, следует дать введение в такую концепцию как отношение повествователя к тем, к кому рассказывается определенное повествование. Здесь мы прибегаем к термину повествователь, а не просто автор, потому, что повествователь также очень часто является участником действий. Еще раз нужно подчеркнуть тот факт, что именно повествователь формирует и ведет читателя по своему повествованию, именно он принимает решение относительно того, какую информацию следует выдавать, а что лучше не раскрывать. Ему также принадлежит роль комментатора событий, способствующего правильному пониманию читателя.

По словам. Лонгмана (см. ссылку внизу), согласно присутствию автора, все повествования разделяется на две основные категории: 1) повествуемые от первого и 2) третьего лица. В первой категории, повествователь — обычно участник событий, и как результат, представляет все с ограниченной точки зрения. Во второй категории, повествователь относится ко всем героям в неличной форме и в этом случае обладает всезнанием и является вездесущим. Следует отметить, что большая часть повествований принадлежит второй группе, здесь автор отличается всезнанием (исключение Деяния «мы», части в Неемии и часть в Экклесиасте). Один из специалистов в области изучения повествования Евангелия от Марка Роадс так комментирует роль повествователя:

Повествователь не решает ход событий истории, он говорит от третьего лица, не ограничен ни времен, не пространством, его невидимое присутствие в каждой сцене определенно подразумевается, он способен быть в любом месте сцены, раскрывает совершенное и полное всезнание, повествуя о мыслях, чувствах или опыте действующих лиц, часто обращается к читателям с собственными комментариями, объясняя обычаи или толкуя термины, повествует обо всем с идеологической точки зрения.

Как уже отмечалось, читатели внутри или по ходу повествования реагируют на всезнание автора, беспрекословно следуя ему. Что касается тех, о ком дается повествование, то не так редко, они отличаются от читателей, они не обязательно могут участвовать в повествовании. К примеру Евангелие от Луки было написано Феофилу, который не обязательно является участником событий. Книга пророка Наума была читаема Иудеями, желающими разрушения Ниневии, однако те, о ком повествуется являются жителями Ниневии.

Техника Точки Зрения Автора (основные четыре точки зрения)

Вообще, точка зрения может относиться к двум основным лицам: самому автору и основным героям (на нашей таблице, данное изучение дается в ее нижней половине). Выделяется 4 основные категории точек зрения. Каждая из перечисленных точек зрения является невероятно ценной в глазах Библейских авторов и, следовательно, должна быть достойно оцененной и нами.

1) Идеологический Уровень относится к такой точке зрения, согласно которой оцениваются события в повествовании, то есть некоторым действиям дается одобрение, а другим нет (правильного и неправильного). В библейском повествовании оценка происходит с точки зрения самого автора. Именно его позиция доминирует во всем повествовании. Иногда присутствует и оценка героев, но в целом она подчиняется основной, т.е. авторской.

Например: в книге Судей, автор семь раз повторяет фразу «тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа» (2:11, 3:7, 3:12, 4:1, 6:1, 10:6, 13:1). Другими словами сам автор совершенно разделяет точку зрения Бога на соделанное народом. Также в повествовании искушения Иисуса в пустыне (Лука и Матфей 4), ясно, что автор не разделяет мнение искусителя и находится на стороне искушаемого Господа.

2) Психологический Уровень относится к такой точке зрения, с которой воспринимаются или описываются действия и поведение. Обычно это внутренняя информация, описывающая мысли и чувства героев. В этом смысле повествователь всезнающ, так как обладает информацией, недоступной для других. Может быть либо внешним — то как события просматриваются наблюдателем со стороны и внутренним, то как события видны с точки зрения героя или высказываются самим повествователем.

Например: повествование в книге Иисуса Навина (глава 2 — вхождение соглядатаев в землю). Страх, наполнивший сердца царей, самой Раав и жителей земли есть информация, которая не доступна никому, но становится явной для читателя, благодаря автору. Вообще, сокрытые переживания, мысли и чувства, передаваемые автором своему читателю — есть стиль один из наиболее используемых. Именно это и создает динамизм, драматичность повествования.

3) Пространственно-временной Уровень указывает на расположение в пространстве и времени повествователя по отношению к повествованию. Для ясности и простоты лучше всего разделить этот уровень на два: 1) тот, который имеет дело с пространством и 2) отдельно со временем. Что касается изучения пространственной точки зрения, то она показывает пространственное (географическое) развитие событий внутри повествования.

Что относится к временной точке зрения, здесь вопрос более тонкий. Изучение концепции времени позволяет увидеть несколько идей: 1) характеристику исторического периода времени повествования и ее современного читателя, 2) осознание различия двух времен, времени повествователя и реального времени (как известно скорость описания событий внутри повествования может не совпадать с обычной, приемлемой).

Например: Даниил 1 глава раскрывает движение из Иерусалима в Вавилон, имеющего место в исторический период завоевания земли Вавилоном. Руфь глава 1 — движение из Иудеи в Моав, кроме этого, автор дает историческую справку событий, происходящих в период судей.

4) Фразеологический Уровень относится к языковым особенностям внутри повествования и указывает на то, чья точка зрения представлена. Здесь вновь подтверждается всезнание повествователя. В этом случае читатель имеет прямой доступ ни к кому неизвестной информации. Часто диалоги и взаимодействия являются высшими точками повествования и читателю дается ценная информация о важных драматических и теологических уроках.

На данном этапе намечается одно невероятно драгоценное правило. Это правило осознания перехода от простого повествования к появлению прямой речи или диалога внутри повествования. Попробуйте понаблюдать за этим. Если автор дает простое описание произошедшего (Авраам пошел в Египет…, ученики на другой берег моря…, фарисеи были посланы к Иоанну Крестителю….), то очевидно, что его цель — дать простой вывод, описание происходящего. Однако, в тот момент, когда на страницах повествования появляется прямая речь, или диалог, важность этого практически невозможно не оценить. В такие моменты, автор простому описанию (повествованию) предпочитает прямую речь (или диалог). С этим мы просто обязаны считаться !

Например: давайте обратимся к одному простому примеру (Марка 1:4-8). Практически вся структура повествования до стиха 7, представляет из себя, ни что иное как простое повествование — описание того, что произошло (чисто с хронологической точки зрения автора). Однако со стиха 7 начинается прямая речь (сам по себе очень важный переход в повествовании). Просто представьте, что автор не возжелал продолжить описание как простое повествование, и вместо этого вставил прямую речь. Именно это является ключевым в понимании значения повествования!

Концепция Кульминации Повествования

Наконец, завершающей точкой изучения Библейского повествования стало изучение такой концепции как высшая точка. Дело здесь в том, что само повествования чаще всего нельзя представить в форме монолитного блока. Это последовательность сцен с нарастающей драматизацией обстоятельств. В процессе поиска и обнаружения высшей точки следует разбить все повествование на естественные последовательные блоки, прослеживая за уровнем (нарастанием) интенсивности драмы. Один из специалистов изучения повествования Лонгман III предложил схему для изучения. Нажмите на кнопку ниже, чтобы ознакомится с предложенной схемой и затем, с предложенным примером построения кривой повествования (по отрывку из Ионы 1:1-16).

Наблюдение в посланиях

Основная особенность изучения посланий

До настоящего момента все наше внимание в основном было сосредоточено на таком распространенном Библейском жанре как повествование. Целью настоящей лекции будет попытка показать, каким образом можно изучать и отрывки в посланиях (подобный же метод применяется и к направленному учению Иисуса в Евангелиях). Для начала постарайтесь усвоить одно очень важное наблюдение: Если в повествованиях основным делом был поиск контраста (взаимодействия основных героев), то в посланиях, основным является изучение ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЫСЛИ.

Другими словами, если в повествовании все внимание мы уделяли изучению таких тонкостей текста как обнаружение сюжета повествования и определение точки зрения его автора, то в посланиях нам насущней всего прослеживать за последовательностью мысли, которая раскрывается через понимание взаимодействия фраз друг с другом. Позвольте мне продемонстрировать это на примере.

Здесь уместно задать такой вопрос: А что (какой стих) можно посчитать за отдельную и независимую фразу? По большому счету для кого-то это все может показать слишком скучным. Кроме всего, складывается такое впечатление, что придется вспомнить некоторые правила русской грамматики (что обычно воспринимается за скучные дни прошлого, если вы студент caltc, то читайте дальше, если нет, то можете немного отдохнуть). По всей правде жизни, ваши опасения весьма оправданы. Без понимания грамматических связей очень трудно последовательно разобраться с текстом посланий.

Основная часть и три основные задачи анализа посланий

Для того чтобы более-менее последовательно разобраться с техникой построения диаграмм, следует вернуться к грамматике русского языка и вспомнить что такое глагольные формы. Для краткости просто скажем, что к глагольным формам будут относиться ВСЕ сказуемые, причастия и деепричастия (вот и все, всего только ТРИ). Именно они являются основными «строителями» фраз в посланиях. То есть любая фраза считается дискретной (независимой), если в ней присутствует одна из трех глагольных форм (простой глагол, причастие или деепричастие).

И именно за связью фраз мы постараемся понаблюдать. Именно изучение связей между фразами и составляет всю сущность богословия. Все начинается от грамматики, к большому нашему счастью грамматика греческого языка очень сходна с русской.

При изучении посланий мы постараемся сконцентрировать все свое внимание на выполнении трех основных задач: 1) составления диаграммы отрывка послания, 2) составления его разъяснительного плана и 3) заполнения таблицы изучения послания. Последняя в некотором смысле сходна с таблицей изучения повествования, однако имеет существенные отличия. Но перед началом еще раз повторим основную особенность природы послания — важно видеть последовательность мысли, задаваемую взаимосвязью существующих в отрывке фраз. Для того, чтобы понять необходимость составления диаграммы отрывка посланий, легче всего обратиться к следующему примеру. Основная необходимость составления заключается в неспособности мгновенно определить основную идею отрывка послания. Лишь обратите внимание на два примера: 1) общего восприятия, возникающего при обычном чтении и 2) необходимого, которое возникает как результат изучения.

Общее восприятие

Необходимое восприятие

Основное отличие:

— позволяет более ясно видеть основную идею отрывка послания (которая

остается в крайней левой позиции), в сравнении с обычным чтением

(восприятием) текста послания (параллельное положение стихов друг

под другом),

— по мере выражения зависимости фраз друг от друга происходит

смещение фраз в правую сторону.

Задача No1: Правила построения диаграммы отрывка (ЧЕТЫРЕ основных шага)

Давайте рассмотрим простой пример в форме одного стиха (Рим 8:12 «Итак, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти.»). Для того, чтобы построить диаграмму отрывка, первоначально следует разбить весь текст (параграф) на фразы, при этом помня, что фраза это набор слов, который содержит в себе глагольную форму. На втором шаге мы должны поместить фразы одну под другой (в параллельную структуру). Третий шаг — выяснение отношений между фразами, а точнее, какая из них является главной, а какая зависимой (в конспекте дополнительной лекции такое предложение называется придаточным), и при этом следить за тем, есть ли СВЯЗЬ между данными фразами (данный шаг является наиболее затруднительным, так как может требовать значительного количества усилий и времени для осознания). И последним четвертым шагом будет осуществление практического (графического) сдвига фраз в зависимости от их связи (какая главная, а какая придаточная).Проследим за этим на предыдущем примере стиха из послания к Римлянам 8:12.

Шаг No1: в нашем стихе существует две фразы, мы не должники и чтобы жить, так как мы имеем две глагольные формы (глагол не есть. . . , и глагол неопределенной формы жить).

Шаг No 2: (размещение фраз одной под другой в простую параллельную структуру)

Итак, братья, мы не должники плоти,

чтобы жить по плоти.

Шаг No3: (выявление взаимоотношений и связи между стихами) в этом стихе, первая фраза является главной, а вторая придаточная, то есть зависимая от первой. При этом связь при этом целевая. Другими словами, вторая фраза выражает цель по отношению к первой (основная связь между — глагольными формами).

Небольшой комментарий

Основные типы придаточной связи:

Как вы возможно помните в разделе грамматики русского языка существует три типа придаточных связей между простыми предложениями в сложноподчиненном (очевидно, что в сложносочиненном простые предложения независимы друг от друга).

1. Обстоятельственная Придаточная Связь — связь между глаголами в простых предложениях. Для примера можно привести следующие примеры обстоятельственной связи (причинная, целевая, времени, образа действия и т.д.). Как извество, обстоятельственную придаточную связь можно обнаружить задавая такие вопросы как почему, для чего, когда, каким образом и т.д.

2. Придаточная Связь Определение — также связь между простыми предложениями внутри сложного, при этом одно предложение (второстепенное) выполняет роль определения (отвечает на вопрос какой?) в отношении к главному предложению.

3. Придаточная Связь Дополнения — последний тип связи, при которой второстепенное предложение в отношении ко главному выполняет функцию дополнения (отвечает на вопрос что?).

Важное замечание: Хотя для построения диаграммы следует знать все три типа связей, самым важным при изучении посланий является ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЙ тип, поскольку именно использование этого типа связи позволяет увидеть тонкости того или иного учения.

Шаг No4: (осуществление сдвига фраз)

Итак, братья, мы не должники плоти,

(Цель)

чтобы жить по плоти.

(Здесь приводятся два более полных примера из Рим. 8:15 и Еф 1:3-5)

Изучение отрывка из послания к Римлянам 8:15

Изучение отрывка из послания к Ефесянам 1:3-5

Полезное примечание:

определение типа связей между фразами определяется по смыслу, но сам текст практически всегда содержит множество подсказок в лице подчинительных союзов. Например, союз чтобы указывает на цель, если — условие, ибо — причину и т.д. Для более расширенного понимания грамматических связей обратите внимание на следующую страницу, на которой представлены основные типы связей, возникающие между фразами. Для того, чтобы закрепить или освежить в памяти основные типы связей придаточных предложений и основные признаки связей непременно обратитесь к таблице «Типы придаточных связей».

Типы связей в Сложноподчиненных Предложениях

(может быть применено к отдельным фразам)

Придаточные Места

Придаточные Причины

Придаточные Цели

Придаточные Времени

Придаточное по отношению к главному указывает на место(положение)

 Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на причину

Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на цель

Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на то в какой момент совершается действие(до, в момент, после)

Где? Куда? Откуда?

Почему?, отчего?

Зачем? для чего? с какой целью?

когда? как долго?
с каких пор? до каких пор?

Там, где; туда, куда;
Оттуда, откуда

Ибо, потому что, так как, оттого что

Дабы, чтобы, для того чтобы

Тогда, пока,

Ученики пошли туда, (куда?) где виднелись деревья

 Итак, оправдавшись верою,
Мы имеем мир с Богом

что отдал Сыны Своего
единородного
Дабы каждый верующий в него не погиб

Христос умер за нас,
(временная связь) когда мы были еще грешниками

 

Придаточные Образ Действия

Придаточные Условия

Придаточные Уступки

Придаточные Средства или Способа

Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на то, каким образом совершается действие

Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на условие

Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на уступку

Придаточное предложение по отношению к главному предложению указывает на то по средством чего совершается действие в основном предложении

Как?, каким образом?

при каком условии?

 

по средством чего?

Обычно не использует союзы (Причастия и деепричастия)

Если, то если бы

Хотя, несмотря на то что

через, посредством, но может и не иметь союза

чтобы поступали достойно
Бога,
Во всем угождая Ему,
Принося плод. . .,
Укрепляясь всякою
Силою. . .,
Благодаря Бога и
Отца . .

Ибо всякое творение Божие
Хорошо и ничто не
Предосудительно
Если принимается с благодарением,

Ибо будучи (хотя я свободен) свободен от всех
Я всем поработил себя

Я нарисовал картину,
воспользовавшись только
черно-белыми тонами.

Задача No2: Составление разъяснительного плана отрывка

«Философия» составления

Вторым и не менее важным делом при изучении отрывка (подходит ко всем жанрам Писания) является составление разъяснительного плана отрывка. Как вы увидите позднее, именно эта черта определяет последовательное изучение и подход к правильному толкованию Писания, поэтому получает очень большой отклик в нашем учебном заведении. Следовательно, оставление разъяснительного плана имеет очень большое преимущество перед остальными подходами к изучению Писания, как например, тематического. Есть также одно из самых больших преимуществ разъяснительного метода изучения — защита от ошибок (это возможно всегда) или лучше сказать, меньшая вероятность сделать ошибку при изучении Писания.

Статистически в настоящее время, он используется только лишь в 10-20% всех церквей на территории бывшего Советского Союза. Это происходит именно потому, что последовательное составление плана отрывка требует невероятных личных усилий и дисциплины. Очень многие просто не способны быть дисциплинированными до конца и как результат теряют самое главное и ценное, вознаграждение текста!

Техника Составления (Два Шага)

Итак, самой основной особенностью разъяснительного изучения отрывка является ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, ОТРАЖАЮЩЕГО ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ отрывка, а не только выборочных стихов. Кроме этого, данный шаг позволит нам справиться с одной большой трудностью — способностью отделить главные мысли от второстепенных. Как уже было отмечено, данный метод может использоваться независимо от литературного жанра Писания. Составление плана можно разделить на два основных шага: 1) нахождение «больших» основных идей отрывка (при изучении посланий очень полезно пользоваться диаграммой отрывка), 2) нахождение деталей основных идей отрывка и группировка идей (больших и малых) в последовательный план. Еще раз, как показывает практика, данный шаг является самым и самым трудным среди практически всех шагов изучения Библии. Если это работа у вас не вызовет больших усилий, обязательно позвоните к нам, в CALTC.

Как всегда понять процедуру составления разъяснительного плана легче всего на конкретном примере, начав с известного отрывка из послания к Филиппийцам 2:6-11 (гимн о смирении Господа). Будем также предполагать, что читатель уже полностью ознакомлен с процессом построения диаграммы. Постарайтесь это сделать независимо от нас.

Шаг No1

Итак, на первом шаге составления разъяснительного плана мы стремимся обнаружить «большие», основные идеи внутри отрывка. При этом, разделите найденные мысли небольшой чертой. Один из вспомогательных советов в поиске «больших» идей состоит в сравнении двух последовательных стихов друг с другом. Другими словами, можно ли говорить, что между последовательными (соседними) фразами или стихами существует связь? Или, наоборот, связи между соседними стихами вообще не существует? Что будет в свою очередь свидетельствовать о разрыве мысли. Обратите внимание на отрывок и постарайтесь выполнить эту работу независимо от нашей помощи. Что вы обнаружите?

Замечания по работе по составлению разъяснительного плана:

1) Очевидно, что весь отрывок делится на две основные части ст. 6-8 и ст. 9-11.

2) Теперь, все внимание должно быть сосредоточено на каждую из частей в отдельности и при этом стараться следить за развитием мысли внутри каждой из этих частей.

Второй шаг построения — исследование развития мысли внутри каждого из отрывков. При этом первая часть (ст. 6-8) посвящена описанию «работы» Христа, в то время как вторая — описанию работы Отца (ст. 9-11). Теперь, в отношении первого отрывка, три глагола «не посчитал», «уничижил» и «смирил» являются однородными членами предложения и составляют описание действия Сына. В то время как Бог «превознес» и «дал Ему имя» — описание действий Отца. Посмотрите внимательно на первые три глагола («не посчитал», «уничижил» и «смирил») и скажите: существует ли прогрессия мысли внутри этого отрывка или все три концепции — повторение одной и той же идеи? Прежде всего, существует одна общая идея во всех трех фразах — описание смирения Сына. Также, несмотря на определенную общность между идеями, прогрессия тем не менее присутствует. От образа Бога мысль переходит к принятию образа человека, при этом даже смирения вплоть до смерти на кресте.

В отношении ко второму отрывку (ст. 9-11), заметна общность между двумя фразами (два глагола) и так, что две фразы повторяют одну и ту же мысль, поскольку, в данном случае два глагола (превознес и дал Ему имя) синонимичны. При этом, следуют две целевые фразы (преклонилось всякое колено и всякий язык исповедал…), которые также передают одно и то же значение — всеобщее признание господства Сына. В этом случае, как будет выглядеть разъяснительный план в промежуточной форме?

Шаг No2: Поиск деталей и группировка фраз

Наблюдаемый вами результат и принято называть разъяснительным планом.

Задача No3: Построение таблицы

И, наконец, заключительным этапом изучения отдельных отрывков посланий является составление таблицы. В действительности, очень часто, двух первых этапов (диаграмма отрывка и составление разъяснительного) достаточно. Есть, однако, несколько существенных причин по которым составление таблицы может быть весьма полезным делом.

Как было замечено ранее, таблица для отрывков посланий имеет некоторое сходство с таблицей для повествований, однако, очевидно, что есть много отличного. Так, например, полностью отсутствует такая часть как изучение точки зрения автора (все благодаря большей направленности учения посланий). Все остальное, несмотря не некоторое сходство, в определенной степени модифицировано.

Обратите внимание на пример таблицы на следующей странице. При заполнение таблицы посланий, мы будем выделять ЧЕТЫРЕ основные концепции (что равносильно заданию ЧЕТЫРЕХ вопросов): 1) КТО или основные лица, 2) концепция времени и места, 3) определение основных литературных приемов автора в отрывке и 4) слежение за контекстом.

Примеры Изучения

Изучение отрывка из послания к Филиппийцам 3:1-11

1) Диаграмма и Разъяснительный план

2) Построение Таблицы

Пример изучения отрывка из послания к Колоссянам 3:1-4

1) Диаграмма и Разъяснительный план

2) Построение таблицы

Наблюдение в поэзии

Вступление

Изучение поэтической литературы — последний жанр, который мы рассмотрим. Несмотря на универсальность принципов, больше всего мы будем иметь дело с псалмами, хотя всегда следует помнить, что не только псалмы, книги мудрости, но и большая часть пророческой литературы написана в поэтической форме.

Несомненно, основным фокусом поэзии является выражение поклонения Богу Израиля Яхве. С одной стороны в Псалмах не дается четких богословских истин о Боге, но с другой стороны сам тот факт, что они полностью сосредоточены на личности Бога (Богоцентричность) делает их невероятно богословскими. Как было замечено одним богословом Craigie «Знание Бога у народа Израиля основано на заветных отношениях, они отвечают Богу в молитве, восхвалении, в особенных жизненных ситуациях», опираясь на заветные отношения, которые позволяют народу обращаться к своему Богу. Заветные отношения между Богом и его народом в Псалмах показывают близость этих отношений, независимо от положения: начиная от царя до пастуха.

Поэзия как литературный жанр

А) Введение

Поэзия представляет из себя один из наиболее распространенных жанров в Священном Писании. Хотя для современного читателя поэзия в Писании выглядит всегда привлекательной, ее понимание не такое простое. Одной из причин поясняющих это затруднение — это наше пред понимание о природе поэзии, которое заложено внутри нас (часто ассоциируемая со звуковой рифмой, которую нужно выучить, ну прямо как в школе!). С одной стороны можно сказать, что звуковая рифма встречается, но в основном рифма в поэзии (Еврейской) смысловая, т. е. повторяется не обязательно звук, но значение.

Кроме этого, основная особенность, которая привлекает любого читателя поэзии — возможность отождествить свой собственный духовный опыт общения с Богом с опытом самих авторов. Весьма ясно, что если повествование (рассказ) лучше всего передает духовные истины в истории (пересказе), то поэзия — духовный опыт (живые, личные переживания авторов с самим Богом). Определенно, что две основные черты раскрывают поэзию как отдельный жанр: 1) использование метафорического языка (образная речь) и 2) параллелизм. Для удобства иногда приводится вспомогательная схема — отличие жанра поэзии от повествования.

Схема отличий

Б) Четыре Основные Характеристики Жанра Поэзии

Что касается поэзии как литературного жанра, то она подобно многим другим (повествование — точка зрения автора и сюжет, послания — последовательность мысли), обладает четырьмя собственными уникальными особенностями: 1) краткость, 2) параллелизм, 3) образная речь и 4) метрика (ритм).

Краткость можно опознать как сжатое по форме выражение истины. Повествование отличается от поэзии протяженными отрывками мыслями, собранными в отрывки и параграфы. В контрасте с этим, поэзия передается весьма сжато, так что иногда глагол используемой в одной фразе пропускается во второй.

Например, Псалом 32:12

Блажен народ, у которого Господь есть Бог,

— племя, которое Он избрал в наследие Себе.

Вторая фраза не имеет глагола, используемого в первой фразе. Для правильного понимания стиха, глагол первого стиха следует применить ко второй фразе. Кроме всего следует отметить, что в поэзии часто пропускаются соединительные союзы (и, но, а) и соединительные слова (тогда, когда, после и т.д).

Второе, что касается определения параллелизма, здесь все просто. Параллелизм — средство, выраженное в особом стиле (часто с употреблением образной речи) с помощью которого две или более последовательные поэтические фразы усиливают или развивают мысли в собственных фразах. Обычно мысли последующих фраз могут: расширять, усиливать, уточнять, контрастировать мысль предыдущего стиха или фразы.

Часто сущность параллелизма можно легко воспринять благодаря двум известным предметам: стереосистеме или биноклю. В случае стерео магнитофона, качество воспринимаемого звука, создается из-за наложения двух волн, отстающих друг от друга по фазе. Образ бинокля также очень демонстративен, в конечном итоге видимый образ является продуктом двух лучей, проходящих два различных световых канала.

В отношении существования такой особенности как метафорический язык и его значимости стоит просто заметить, что обратное (выражение на простом, повседневном языке) практически уничтожит всю уникальность и красоту поэзии. Здесь важно также отметить, что это имеет и свой оттенок в момент толкования, поскольку часто автор выражает идеи образно, что автоматически исключает возможность буквального толкования.

Механизм действия параллелизма имеет собственную структуру. Обычно выделяют троичную структуру, справедливую для каждого стиха и обозначаемую как a, b, c. Для простоты объяснения, обратите внимание на следующий пример из Пс.76:1:

a b c

Глас мой к Богу, и я буду взывать;

a’ b’ c’

глас мой к Богу, и Он услышит меня.

И в данном случае структуру подобного стиха условно будут обозначать как a b c / a’ b’ c’. Если структура стиха имеет контрастный параллелизм (за определением смотри ниже), тогда представление о стихе можно будет изобразить следующим образом (пример Прит. 14:34).

a b c

Праведность возвышает народ,

a- b- c-

а беззаконие — бесчестие народов.

В такой ситуации знак «-» имеет значение контраста, противоположности значению первой фразы, а условное значение формы этого стиха можно будет передать как a, b, c a-, b-, c-. В случае опущения основного глагола во второй фразе схема может быть представлена так: (пример Амос 8:10):

a b c

И обращу праздники ваши в сетование

B’ c’

и все песни ваши в плач

В) Основные Типы Параллелизма

Вообще можно выделить основные ТРИ типа параллелизма: синонимический, антитетический и синтетический. Несмотря на это можно совершить шаг немного глубже и постараться четче прояснить существующие типы параллелизма. Предлагаем остановиться на СЕМИ основных типах параллелизма:

1) параллелизм субординации (при этом одна фраза грамматически

подчинена другой, типы зависимости очень сходны с типами связей в посланиях: средство, причина, образ действия, времени, цели и т.д.).

Примеры: Пс 110:6 (вторая фраза выражает цель по отношению к первой)

Силу дел Своих явил Он народу Своему,

чтобы дать ему наследие язычников.

Пс 13:5 (вторая фраза по отношению к первой выражает причину)

Там убоятся они страха, [где нет страха,]

ибо Бог в роде праведных.

Пс 136:1(вторая фраза по отношению к первой выражает время)

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали,

когда вспоминали о Сионе;

2) параллелизм антитезиса (повторение похожей идеи отвержением обратного).

Например: Притчи 11:20 (контраст двух групп людей)

Мерзость пред Господом — коварные сердцем;

но благоугодны Ему непорочные в пути.

3) параллелизм продолженность или продолжение (в последующей фразе происходит прогрессия мысли)

Например: Пс 5:8 (вторая фраза расширяет мысль первой)

А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой,

поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

4) параллелизм синонимический (повторение идеи во второй фразе по отношению к первой)

Например: Пс 1:2 (повторение идеи первой фразы во второй фразе)

но в законе Господа воля его,

и о законе Его размышляет он день и ночь!

5) параллелизм сравнения (в одной из фраз существует сравнение или метафора) в таком виде, первая фраза может содержать в себе образную речь (все перечисленные типы, плюс олицетворение), которая объясняется во второй фразе.

Например: Пс 102:12-13 (два примера первая фраза содержит сравнение, описываемое во второй фразе)

как далеко восток от запада,

так удалил Он от нас беззакония наши;

как отец милует сынов,

так милует Господь боящихся Его.

6) параллелизм спецификации (каждая последующая фраза придает более детальное описание действия, указанное в первой фразе)

Например: Исаия 45:12

Я создал землю (общая)

и сотворил на ней человека; (детальная)

Я — Мои руки распростерли небеса, (общая)

и всему воинству их дал закон Я. (детальная)

7) параллелизм усиления (вторая фраза усиливает значение первой)

Например: Пс 87:11-12 (вторая фраза усиливает значение первой)

Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?

Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?

Изучение Метафорического Языка

В данном разделе стилей образной речи нам следует выделить два самых наиболее распространенных стиля (уже в принципе знакомых из курса по Методам Изучения Библии): 1) сравнения и 2) метафоры. Основное отличие сравнения в том, что в сравнении используются такие вспомогательные слова, как КАК, ЧТО или ПОДОБНО. Сравнения как и метафоры сравнивают два предмета. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1 (сравнения в Амосе 2:13 и Песне Песней 2:2):

Вот, Я придавлю вас,

как давит колесница, нагруженная снопами, —

Что лилия между тернами,

то возлюбленная моя между девицами.

Временами образная речь может быть выражена в форме удлиненного комментария, как объяснения того или иного образа. В этом случае следует обращать внимание на то, что является сутью образного описания.

Например, Пс 1.

И будет он как дерево,

посаженное при потоках вод,

которое приносит плод свой во время свое,

и лист которого не вянет;

и во всем, что он ни делает, успеет.

Метафоры являются одним из наиболее употребляемых стилей образной речи и отличаются от сравнений тем, что не используют никаких вспомогательных слов (что, как или подобно). Как уже отмечалось, подобно сравнениям метафоры служат для соединения двух идей. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 2 (метафоры Пс 118:105 и Соф 3:3)

Слово Твое — светильник ноге моей

и свет стезе моей.

Князья его посреди него — рыкающие львы,

судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.

Одним из наиболее распространенных типов метафоризма является антропоморфизм (придание человеческого описания Бога).

Пример 3 (Пс 33:15-16)

Очи Господни обращены на праведников,

и уши Его — к воплю их.

Но лице Господне против делающих зло,

чтобы истребить с земли память о них.

Другие Стили Образной Речи

1) Олицетворение (присвоение человеческих черт нечеловеческому), подобное позволяет автору оживить описание происходящего.

Например, Пс 42:3 и Притчи 8:1-3.

Пошли свет Твой и истину Твою;

да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;

она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

2) Апострофа (очень близко с олицетворением, имеет значение прямого ответа на то, что отсутствует, но описано как присутствующее).

Например, Пс 2:10, Осия 13:14 и Иак 5:1.

Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа?

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

3) Гипербола (намеренное преувеличение, используется автором для передачи уверенности автора в чем-либо: радость спасения, горечь греха, ужасность суда и т.д.)

Например, Пс 22:14 и 2 Царств 1:23

Множество тельцов обступили меня;

тучные Васанские окружили меня,

раскрыли на меня пасть свою,

как лев, алчущий добычи и рыкающий.

Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей,

не разлучились и в смерти своей;

быстрее орлов, сильнее львов они были.

4) Метонимия (замена слова или идеи ассоциацией)

Например, Пс 22:5 и Притчи 12:19

Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих;

умастил елеем голову мою;

чаша моя преисполнена.

Уста правдивые вечно пребывают,

а лживый язык — только на мгновение.

5) Ирония (высказывание противоположного намеренному).

Например, Амос 4:4.

Идите в Вефиль — и грешите, в Галгал — и умножайте преступления;

приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня.

Приносите в жертву благодарения квасное,

провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них,

ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог.

Основные Этапы Изучения Псалмов

Что касается основных этапов изучения поэтической литературы, то здесь желательно выделить следующие основные задачи: 1) составления экзегетической структуры, 2) составление плана псалма, и, наконец, 3) изучение метафорического языка (по идее данный шаг изучается глубже в разделе по герменевтики литературы поэзии). Первоочередным шагом при толковании Псалмов является определение экзегетической структуры. Под этим подразумевается ДВА практических шага: определение параллелизма внутри стихов и отдельных абзацев (т. е. разделяемых по мыслям, прямо как разбиение на отрывки в разделе повествование). Например, Пс. 30 стихи 1-6 абзац воззвания Давида за помощью к Богу, 7-9 абзац выражения веры, 10-14 жалоба и т д. Кроме этого существуют и другие литературные приемы: киазм в Пс. 8, акростический стиль в Пс. 118.

1) Составление Экзегетической Структуры

На данном этапе ключевым является группирование параллельных фраз. Помните, что поэтический язык не является языком посланий, поэтому несколько стихов могут подряд выражать не последовательность мыслей, а через параллелизм являться повторением мысли.

Например, Пс 22: 2 (не хронологическое раскрытие событий)

Он покоит меня на злачных пажитях

водит меня к водам тихим,

подкрепляет душу мою,

направляет меня на стези правды ради имени Своего.

2) Составление плана Псалма

Составление плана Псалма имеет место после построения экзегетической структуры и производится с целью выявления основных мыслей внутри псалма. Выявление основных разделов псалмов легче всего осуществлять, изучая основные типы псалмов. Для примера, можно привести несколько основных типов: стенания, благодарения, восхваления, истории спасения, празднования, мудрости и доверия, при этом каждый из них обладает собственной структурой.

3) Изучение Метафорического Языка (Два Основных стиля образной речи)

Изучение метафорического языка позволяет нам увидеть «силу» поэтической литературы. После того, как вы ознакомитесь с основными типами образной речи, необходимо постараться обнаружить все, которые используются автором. Для выполнения этого шага можно заполнить таблицу, в которой дается перечисление наиболее известных типов и значение использования.

Типы Образной Речи

Использование

Значение

Олицетворение

 

 

Гипербола

 

 

Ирония

 

 

Метафоры и Сравнения

 

 

Завершением изучения должно стать ваше разъяснение содержания всего псалма.

Примеры изучения псалмов

Изучение Псалма 8

Шаг No3: Изучение Метафорического языка и разъяснение

Изучение Псалма 18