Примеры изучения

Вступление

В самом заключении нашего курса, хотелось бы привести несколько примеров (помимо тех, которые даны в каждом разделе изучения Библейских жанров), которые помогут изучающим содержание курса собрать все в «одну систему». Т.е. увидеть действие всего процесса изучения в одном целом. Для этого рассмотрим по два примера из каждого рассмотренного жанра (повествований, посланий и поэзии). При этом, также постараемся провести изучение шаг за шагом (от наблюдения через толкование к применению), именно так, как это предлагалось в содержании каждого курса.

I. Примеры изучения посланий

Пример No1: 1 Послание Иоанна 1:5-2:2

Наблюдение

Как это уже известно на данном этапе мы должны выполнить три основные задачи: 1) построение диаграммы отрывка, 2) составление разъяснительного плана и 3) составление таблицы (в данном случае можно опустить).

1) Построение диаграммы (вероятно уже совершенно привычное дело, поэтому постарайтесь сделать это сами, и только после можно свериться с нашими выкладками).

Построение диаграммы для отрывка 1 Иоанна 1:5-2:2

Основные наблюдения по отрывку (три основные черты):

1. Замечания по структуре

Вся структура отрывка делится на две основные части: 1) утверждение сути благовестия ст. 5 и 2) обсуждения по вопросу природы общения с Богом (ст. 6-2:2),

Вторая часть имеет особенную структуру, состоящую из трех куплетов, ключевая фраза при этом — Если (мы) говорим, в ст. 6, 8 и 10 и состоящим из условных утверждений (если … то),

1. Литературные приемы автора (повторения, контрасты, другие особенности)

кроме использования трех основных условных куплетов «если мы говорим», на каждое утверждение существует ответ в последующей фразе (ст. 7, 9 и 2:1),также выраженный в форме условного предложения (если … то),

также, в ответах (ст. 7, 8 и 2:1) трижды упоминается Христос и его работа по очищению нас,

есть также несколько контрастов внутри отрывка: (тьма и свет, истина и ложь),

1. Термины, нуждающиеся в дополнительном разъяснении

общение, хождение во тьме, тьма, свет, праведен, ходатай, умилостивление

1. Вывод

следовательно, общее утверждение сущности благовестия сопровождается обсуждением по вопросу природы общения с Богом, состоящим из трех куплетов.

Разъяснительная структура отрывка послания

Шаг No1: Обнаружение больших идей внутри отрывка

Как уже было видно во введении, отрывок состоит из двух основных блоков: 1) утверждение сущности благовестия и 2) размышление по вопросу общения с Богом. Следовательно, уже изначально мы можем разделить все на две части, при этом последняя также составная (три куплета — три условных утверждения).

Шаг No2: Группировка идей всего отрывка в одно целое

На данном этапе нам необходимо увидеть детали, составляющие мысль всего отрывка и также, подумать о связи между отдельными мыслями внутри. Для этого нам необходимо всегда помнить о двух важных вопросах, которые нам следует задавать: 1) что общего? и 2) что отличного между мыслями в отрывке?

Пронаблюдав за отрывком, последовательность мысли выглядит следующим образом: 1) утверждение святости Бога (при этом передаваемая двумя утверждениями отрицательным (нет греха) и положительным (свет) (ст. 5) и 2) последовательность трех утверждений (если мы говорим, ст. 6, 8 и 10) и ответов на них (7, 9 и 2:1). При этом, видно, что мысль практически повторяется: во всех трех блоках (Если говорим) говорится что общение с Богом и пребывание во грехе две несовместимые концепции. В этом случае, поскольку существует общность идеи, все три отрывка либо повторяют одну и ту же идею (трижды), либо по своему расширяют и вносят в нее свой вклад. Хотя первое совершенно возможно, кажется, что вторая идея (расширения) больше подходит. И вот почему.

Если первый куплет (ст. 6-7) говорит о невозможности пребывания во грехе и общения с Богом одновременно, поскольку Бог — есть свет. То второй куплет (ст. 8-9) больше рассматривает вопрос о признание существования греха (греховной природы) человека. А третий куплет (ст. 10-2:2) призывает отречься от греха (греховного поведения)! В каждом из этих утверждений существует одно и то же средство избавления от греха — кровь и прощения Иисуса Христа.

Следовательно, наш разъяснительный план можно представить следующим образом:

1) Утверждение об абсолютной святости Бога ст. 5,

2) Условие No1 хождения во свете (общения с Ним) — это невозможность общения для живущего во грехе,

3) Условие No2 хождения во свете (общения с Ним) — это признание и исповедание собственной греховности,

4) Условие No3 хождения во свете (общения с Ним) — это отвержение греховного образа жизни.

Все это можно представить так:

I. Условия общения с Богом:

а) утверждение святости ст. 5,

б) невозможность общения для живущего во грехе ст. 6-7,

в) признание и исповедание греха ст. 8-9,

г) отвержение греховного образа жизни ст. 10-2:2.

2) Составление разъяснительного плана (пример составления разъяснительного плана также предоставлен на странице с построенной диаграммой, следовательного после самостоятельной работы, вы также можете обратиться к нашему примеру).

Толкование

На основании разъяснительного плана, давайте постараемся выделить основную идею и второстепенные идеи (принципы) этого отрывка, первоначально дав определение терминам, нуждающимся в дополнительном пояснении.

1) Определение основных терминов:

— хождение во свете (общение с Богом, который есть свет, контраст этому хождение во тьме),

— свет (святость Бога как неотъемлемая черта сущности),

— праведен (как синоним верен, в смысле обещанию простить грехи),

— ходатай (посредник, функция как священника),

— умилостивление (в отношении Иисуса — удовлетворил, «компенсировал» гнев Отца на грех).

2) Изучение контекста (литературного и исторического)

а) Исторический контекст

Кажется, что послание было написано в церковь Иоанном для того, чтобы защитить ее от влияния лжеучителей, проповедующих необязательность стремления к святости (отвержения греховного образа жизни), проявления любви к ближнему и послушания слову Бога в целом ради общения с Богом. Трудно сказать, что это было просто гностическое направление, построенное главным образом на получении особого откровения как средства спасения, избавления из порочного, как они полагали, тела. Скорей всего, это было одно из очень похожих на Христианство движений.

б) Литературный контекст

Что касается литературного контекста, то отрывком ДО является вступление в послание 1:1-4 — цель написания послания и отрывком ПОСЛЕ — отрывок 2:3-11. Общая идея первой части письма (главы 1-2) показать, что общение с Богом, которое Бог сделал доступным для человека через искупление Сына, тем не менее зависит от таких факторов как отвержение греховного образа жизни, послушания. Именно к этому общению, иначе называемому вечной жизнью, автор желает привести свою церковь. Это не просто бесконечно длинная жизнь, но жизнь обладающая кардинально новым качеством (присутствием Бога).

3) Определение основной и второстепенных идей (принципов) этого отрывка:

— определение основной идеи (принципа): абсолютная святость Бога, умилостивленная только и только кровью Христа, требует отречения от греховного образа жизни ради общения с Богом.

— определение других принципов:

а) невозможность общения с Богом и пребывания во грехе,

б) Кровь Иисуса Христа — абсолютно единственное и достаточное средство для общения между Богом и человеком (любого),

в) осознание собственной греховности и необходимость отвержения.

Применение

Применение как шаг может включать с себя несколько ценных применений, поскольку практически в каждом отрывке Писания мы находим нечто новое или полезное о природе Бога, самих себя, спасении и т.д. Кроме этого, всегда очень и очень полезно думать о значимости найденных принципов в свете той жизненной ситуации, общего восприятия которое существует в современное время. Так например, в отношении нашего отрывка, концепция общения с Богом необычайно интересна в свете существования многих путей к Богу. Однако, на основании нашего отрывка мы можем сказать, что общение невозможно до тех пор пока не будет решена проблема не только человеческого греха, но прежде всего проблема умилостивления Божьего гнева на грех. Более того, в наше время, мало кто думает или желает размышлять о человеческой природе как о греховной. Грех в лучшем случае воспринимается как слабость, немощь. В более современной интерпретации природа человека не описывается более такими терминами как душа и совесть, но инстинкты и импульсы. Подобное совершенно стирает все границы восприятия истинной человеческой природы. Но как бы то ни было, Бог решает эту проблему за нас и призывает нас присоединиться к Нему, быть как Он. В этом основная идея общения.

Пример No2:послание к Колоссянам 1:9-13

Наблюдение

Как это уже известно на данном этапе мы должны выполнить три основные задачи: 1) построение диаграммы отрывка, 2) составление разъяснительного плана и 3) составление таблицы (в данном случае можно опустить).

1) Построение диаграммы (вероятно уже совершенно привычное дело, поэтому постарайтесь сделать это сами, и только после можно свериться с нашими выкладками).

Изучение послания Колоссянам 1:9-13

1) Построение диаграммы отрывка

Основные наблюдения по отрывку (три основные черты):

1. Замечания по структуре

Внутри структуры отрывка можно выделить три основные части: 1) содержание молитвы (ст. 9-10а), 2) описание достойного поведения (ст. 10-12) и 3) описание роли Отца (ст. 12-13). Центральная идея отрывка составлена из двух фраз (ст. 9б и 10а). Далее, начиная с ст. 10 по 12, можно перечислить пять деепричастий, которые стали дополнениями к просьбе «поступать достойно». И в завершении в ст. 12-13 дается три причастия описывающие роль Отца.

1. Литературные приемы автора (повторения, контрасты, другие особенности)

В основе молитвы содержатся два целевых утверждения (чтобы), при этом, кажется, что второе целевое утверждение зависимо от первого. Т.е. целью познания Бога является достойное поведение.

есть также один контраст внутри отрывка: (власть тьмы и царство Сына),

1. Термины, нуждающиеся в дополнительном разъяснении

исполняться познанием воли Его, укрепляясь силою по могуществу.

1. Вывод

Следовательно, основная идея отрывка сформирована вокруг просьбы за исполнение познания воли Бога, которая в свою очередь должна привести к достойному поведению (образу жизни).

Разъяснительная структура отрывка послания

Шаг No1: Обнаружение больших идей внутри отрывка

Как уже было видно во введении, отрывок состоит из трех основных блоков: 1) утверждение содержания молитвы (ст. 9), 2) описания угождения Богу (ст. 10-12) и 3) описания роли Отца (ст. 12-13). Однако, также нужно отметить еще раз, что просьба об исполнении познания воли Бога — центральная идея данного отрывка.

Шаг No2: Группировка идей всего отрывка в одно целое

На данном этапе нам необходимо увидеть детали, составляющие мысль всего отрывка и также, подумать о связи между отдельными мыслями внутри. Для этого нам необходимо всегда помнить о двух важных вопросах, которые нам следует задавать: 1) что общего? и 2) что отличного между мыслями в отрывке?

Пронаблюдав за отрывком, последовательность мысли выглядит следующим образом: 1) содержание молитвы — просьба за исполнение познанием воли Бога, 2) описания достойного поведения, которое является целью познания (связь целевая) и 3) описывается роль Отца (связь — определения).

Следовательно, наш разъяснительный план можно представить следующим образом:

1) Просьба за исполнение познанием воли Бога, с момента слышания, во всяком разумении,

2) Цель исполнения — достойное поведение, которое включает в себя (пять основных компонент): 1) угождение, 2) принесение плода, 3) возрастание, 4) укрепление силой и 5) благодарение.

3) Роль Отца в этом процессе представляется как того, кто: 1) призвал нас, 2) избавил от власти тьмы и 3) ввел в царство Сына. Что своего рода является гарантом спасения.

Все это можно представить так:

I. Молитва за исполнение познанием воли Бога,

а) с момента слышания,

б) во всей полноте (исполнение),

II. Цель исполнения — достойное поведение

а) угождение,

б) принесение плода,

в) возрастание,

г) укрепление силой,

д) благодарение.

III. Роль Бога Отца как гаранта

а) призвание,

б) избавление от власти тьмы,

в) ввел в царство Сына.

2) Составление разъяснительного плана

Толкование

На основании разъяснительного плана, давайте постараемся выделить основную идею и второстепенные идеи (принципы) этого отрывка, первоначально дав определение терминам, нуждающимся в дополнительном пояснении.

1) Определение основных терминов:

— исполнение познанием воли (идея полного познания, которое становится доступным благодаря действию Бога),

— укрепление силой могущества (практически всегда в посланиях Павла термин сила связан с силой воскресения Господа, что само по себе передает идею преображающего действия).

2) Изучение контекста (литературного и исторического)

а) Исторический контекст

Авторство послания принадлежит Павлу, который написал это послание как апологию Евангелия в свете существовавших вокруг церкви лжеучений. Основная идея послание показать превосходство Христа (познания Его не только как главы церкви, но также и всего мира) перед остальными путями достижения Бога.

б) Литературный контекст

Отрывок ДО: приветствие и отрывок ПОСЛЕ: описание превосходства Иисуса Христа как главы церкви и всего мира (Творца). Следовательно идея познания Бога в нашем отрывке молитвы неразрывно связана именно со Христом и силой Его воскресения.

3) Определение основной и второстепенных идей (принципов) этого отрывка:

— определение основной идеи (принципа): поведение, достойное Бога может иметь место благодаря прогрессирующему познанию Бога во Христе, что и определяет наше новое положение после воскресения Иисуса.

— определение других принципов:

а) данное познание явлено нам во всей своей полноте,

б) достойное поведение — это поведение, направленное на желание угодить Богу, принести плод (результат), прогрессивный рост в Нем, укрепление в силе Его воскресения и благодарить,

в) сам Бог является гарантом всего спасения,

г) работа Бога прежде всего была направлена на избавление нас от реальной власти тьмы (греха) без чего познание Бога невозможно.

Применение

Применение как шаг может включать с себя несколько ценных применений, поскольку практически в каждом отрывке Писания мы находим нечто новое или полезное о природе Бога, самих себя, спасении и т.д. Кроме этого, всегда очень и очень полезно думать о значимости найденных принципов в свете той жизненной ситуации, общего восприятия которое существует в современное время. На протяжении всего отрывка можно сделать целый ряд очень важных применений. Для примера, можно сказать, что целью всего познания является достойное поведение, такой образ жизни, который может станет угодным перед Богом. Кроме этого, существуют реальные шаги, показывающие каким образом наше поведение может быть достойным перед Богом: угождение Его воли, принесение плода, возрастание в Нем, укрепление Его силой и благодарение. Или скажем, что познание не возможно до тех пор, пока Бог не избавит нас от власти греха и не предоставит доступ к самому Себе (царство Сына).

Но более всего возникает вопрос о необходимости постоянного роста в Господа через познание Христа.

Однако, есть еще один очень важный вопрос, определяющий основную идею отрывка — Почему природа познания воли должна иметь прогрессивный характер, познание, которое в свою очередь приведет к достойному поведению? И почему только через Христа? Ответить на этот вопрос легче всего представив, что в Боге сокрыта истинная природа жизни, общение, которое существует внутри Троицы и составляет сущность вечной жизни, отображающей вечную природу Бога. При этом сам Бог инициирует общение с нами, делая общение доступным для нас. При этом так, что на любом нашем шаге роста мы никогда не сможем сказать, что знаем достаточно (иначе мы сами Боги). Но наоборот, каждый день — это возможность еще больше увидеть его присутствие в нашей жизни. И, конечно же, очень трудно представить существование всего этого процесса без воскресения Христа, как доказательства абсолютной Божьей власти и способной преобразить нашу ветхую природу. Это тема нового творения, восстановления первоначального замысла.

II. Примеры изучения повествований

а) Повествование 1 Царств 5:1-12

Наблюдение

Как вы понимаете, работа по изучению повествования будет включать в себя: 1) Изучение общей структуры повествования, 2) построение кривой повествования и 3) составление основной таблицы повествования.

1) Изучение общей структуры повествования (основные серии повествования)

Все повествование красиво делится на три основные части: 1) пребывание ковчега в Азоте ст. 1-8, 2) в Гефе ст. 9 и 3) и в Аскалоне ст. 10-12.

2) Построение кривой повествования

как вы понимаете, построение кривой очень вспомогательно для того, чтобы «прочувствовать» то, каким образом действует все повествования в целом. Нажмите кнопку ниже, чтобы посмотреть на сделанный нами пример, но до этого, как всегда, постарайтесь сделать работу самостоятельно.

Вы вероятно заметили, что структура кривой повествования отличается от привычной. В нашей ситуации, кульминация всего повествования смещена в конец. Это можно сказать по усилению степени наказания, которое оказывает Бог. От наростов (ст. 6) к наростам (ужас весьма великий в ст. 9) до выражения смертельного ужаса в ст. 11-12.

3) Составление Таблицы повествования

Таблица Повествования 1 Царств 5:1-12

Толкование

На основании разъяснительного плана, давайте постараемся выделить основную идею и второстепенные идеи (принципы) этого отрывка, первоначально дав определение терминам, нуждающимся в дополнительном пояснении.

1) Изучение контекста (литературного и исторического)

а) Исторический контекст

Кажется, книга была написана на закате существования единого царства Израиля (возможно позже), как свидетельство народу, что царство было даровано народу как дар Яхве. Этот заключительный период истории стал по истине очередным доказательством верности Господа своему народу.

б) Литературный контекст

Что касается литературного контекста, то отрывком ДО является описание поражения народа и потеря ковчега, а отрывок ПОСЛЕ продолжение путешествия ковчега по земле Филистимлян и возвращение на землю.

2) Определение основной и второстепенных идей (принципов) этого отрывка:

— определение основной идеи (принципа): абсолютная власть и превосходство Господа над богом Филистимлян, несмотря на неверность народа.

— определение других принципов:

а) всемогущество Господа,

б) наказание идолопоклонства,

в) трудности и поражения народа еще не доказательство поражения Бога.

Применение

Применение в данном случае имеет очень специфическое значение, особенно если обратиться к расширенному контексту (ДО и ПОСЛЕ), согласно которому власть и всемогущество Господа явлена не только языческому народу (Филистимлян), но также и Израилю. Основной сюжет главы показать контраст власти Господа в сравнении с языческим богом на фоне неверности избранного народа. Власть и всемогущество Господа показаны независимо от поведения народа, в этом смысле Господь Бог Израиля единственный царь над всем. И данная история — свидетельство избранному народу о совершенном превосходстве их Бога, которому они должны доверять. Мост в Новый Завет совершенно очевиден. Воскресение Христа — самая явное доказательство абсолютной власти Бога.

В прикладном значении, данная история имеет очень хорошее применение для тех ситуаций, когда мы окружены затруднительными ситуациями или поражениями. С Божественного престоле Богу нет равного, тем более нет равного и на земле. И самое большее, что Господь требует от нас — это верности Ему.

б) Повествование Ин 9:1-41

Наблюдение

Как вы понимаете, работа по изучению повествования будет включать в себя: 1) Изучение общей структуры повествования, 2) построение кривой повествования и 3) составление основной таблицы повествования.

1) Изучение общей структуры повествования (основные серии повествования)

Все повествование красиво делится на шесть основных частей: 1) встреча и исцеление ст. 1-7, 2) диалог между соседями и исцеленным ст. 8-12, 3) первый диалог между Фарисеями и исцеленным ст. 13-17, 4) диалог между родителями и Фарисеями ст. 18-23, 5) вторичный диалог Фарисеев и исцеленного ст. 24-34 и 6) диалог Иисуса с исцеленным ст. 35-41.

2) Построение кривой повествования

как вы понимаете, построение кривой очень вспомогательно для того, чтобы «прочувствовать» то, каким образом действует все повествования в целом. Нажмите кнопку ниже, чтобы посмотреть на сделанный нами пример, но до этого, как всегда, постарайтесь сделать работу самостоятельно.

Построение кривой повествования (Ин 1:1-42)

3) Построение таблицы повествования

Толкование

1) Изучение контекста (литературного и исторического)

а) Исторический контекст

Евангелие от Иоанна было написано в конце первого столетия, при этом цель книги (согласно 20:30-31) до сегодняшнего дня, имеет два основных аспекта. Во-первых, книга могла восприниматься как средство благовестия (преимущественно Иудейской аудитории). Во-вторых, могла быть написана с апологетической точки зрения, для того, чтобы поддержать веру уже обращенных. Так или иначе, наше повествование, находящееся в первой части книги — свидетельства Сына перед народом, показывает прогрессию исцеленного против неверия Фарисеев, как ответ на явленное знамение, откровение славы Божьей.

б) Литературный контекст

Что касается литературного контекста, то отрывком ДО является представление Иисуса как света миру (8:12, вторая часть праздника Кущей). А отрывком ПОСЛЕ проповедь об Иисусе как о добром пастыре (10 глава).

2) Определение основной и второстепенных идей (принципов) этого отрывка:

— определение основной идеи (принципа): центральная идея данного повествования контраст восприятий на знамение, явленное Сыном. Прогресс веры исцеленного противопоставлен росту отвержения Фарисеев. Милость и благоволение, явленное слепому, который стал зрячим и осуждение зрячих.

— определение других принципов:

а) достаточность свидетельства «кто тебе отверз очи?» (повторяется несколько раз),

б) присутствие «третьей» стороны по разным причинам не желающих признать Сына, всегда существует третья, сомневающаяся сторона,

в) откровение Сына настолько явно, что приводит к осуждению отвергающих Сына и утверждению веры «ищущих».

Применение

Как применение согласно этому отрывку повествования можно выделить два основных. Во-первых, пришествие и служение Сына (знамения) были настолько явным откровением Божьей славы, что судьба человека (спасение или суд) решаются мгновенно, основываясь на реакции человека в отношении к Иисусу. Более того, как уже отмечалось, факт пришествия Сына в мир (света в мир) показывает не только полезность веры в Сына для мира, но также и прежде всего то, что мир пребывает в состоянии тьмы (греха, ограниченности и полной отделенности от Бога) и критически нуждается во свете. Иначе пришествия просто бы не было.

Второе применение отражает больше апологетическую цель написания книги, так как говорит многое о характере Бога, который раскрывая Себя через знамения приводит к росту веры верующих. Он именно такой Бог, который утверждает веру Своих последователей. Прочитав подобное, можно подумать, что если мы не увидим знамения, то вера наша не будет способна возрастать. Однако, это будет противоречить не только словам Иисуса к Фоме «блаженны те, кто не увидит, но уверует», но также и контексту всего Евангелия в целом, согласно которому крест является наивысшим проявлением откровения Сына, как единородного от Отца (подтверждением Божественной природы Сына). В настоящее время, нам не нужно искать больших или малых знамений, поскольку самое большое уже свершилось. Крест Христа — достаточное средство для появления и прогрессии веры Его учеников.

III. Примеры изучения поэзии

Пример No1: Псалом 2

Наблюдение

1) Составление структуры Псалма

Как вы помните, на данном этапе мы стараемся выделить основные идеи внутри Псалма и типы параллелизма. Как всегда, постарайтесь выполнить этот шаг сами, а затем сравните с нашим вариантом.

Построение структуры Псалма 1

Общие наблюдения по отрывку:

1) общее деление мысли псалма — три части: 1) ст. 1-3 описание праведного, 2) ст. 4-5 описание нечестивого и 3) ст. 6 контраст праведного с нечестивым,

2) более того, кажется, что текст обладает очень красивой структурой: ст. 1-2 (описание праведного) сопоставлены ст. 5 (описание нечестивого), а ст. 3 (сравнение с праведного с деревом) контрастно ст. 4 (сравнение нечестивого с прахом).

Итак, план псалма можно представить следующим образом:

I. Описание праведного ст. 1-3

II. Описание нечестивого ст. 4-5

III. Контраст праведного с нечестивым ст. 6.

Определение особенных терминов:

— блажен,

— нечестивые, грешные, развратители,

— праведные.

2) Составление плана

План на псалом, также как и структура составлен в структуре.

3) Изучение метафорического языка

В данном псалме существует один, наиболее используемый тип образной речи — подобие (ст. 3 и 4). Подобие используется автором, чтобы продемонстрировать образ праведного в контрасте с нечестивым. В отношении праведного, образ дерева нельзя воспринять независимо от образа праха. Но в сила образа просматривается в сравнении двух: стабильности и процветания против неустойчивости и нестабильности.

Толкование

1) Определение типа псалма

Данный псалом относится к псалмам мудрости и призывает присоединиться к мудрости, раскрывая контраст между описанием жизни праведного и нечестивого.

2) Определение основных терминов

— блажен (тот, кто находится под благословением Бога, эту концепцию невозможно понять вне заветных отношений между народом и Богом),

— описание неправедного образа жизни (нечестивые, грешные и развратители) дается не с целью показать три различных проявления неправедного образа жизни, но больше показывают его тотальность (всеобщность),

— описание праведного образа жизни является противоположностью, контрастом неправедному образу жизни, тем, кто не находится под заветом (не лоялен Господу),

— образ дерева также интересен, как утверждают комментаторы, образ дерева часто олицетворяет мудрость (Притч 3:18). Послушание как образ жизни мудрого приводит к исполненной жизни находящегося под заветом,

— Господь — заветное имя (личное имя Бога в контексте завета),

— Господь знает путь праведных, глагол «знает» в ВЗ имеет практический аспект (идея общения) в том, смысле, что Бог не только знает (наперед) о поступках, но сам участвует в этом. Следовательно, путь праведного нельзя воспринять вне пути самого Бога.

3) Определение основного и второстепенных (дополнительных) принципов псалма

Основная идея псалма: наставить и призвать верующего (уже находящегося под заветом, хотя возможно, что мог быть применен и к не находящимся под заветом) к праведному образу жизни (послушанию), показав превосходство праведного образа жизни как в настоящем, так и будущем (воздаяния) в контрасте с неправедным.

Дополнительные принципы:

— многообразие проявления греха (советы, поведение и поощрение),

— наставительная функция Закона (Закон Господа как, прежде всего, наставление для жизни верующего),

— послушание и размышление над Писанием как средство жизни под благоволением и благодатью Бога (приносит радость и удовлетворение),

— гарантия уверенности и стабильности всем послушным Его словам,

— Господь не только знает (наперед) о делах верующего, но и сам имеет общение с ним.

Применение

Учение данного псалма не предполагает обретение спасения (оправдания) по чисто делам человеческим, так как скорей всего адресован уже находящимся в заветных отношениях. Но больше призывает жить под благодатью Бога, с одной стороны, сторонясь греховного образа жизни, и с другой, размышляя над словом Господа. Обрести наслаждение в Нем, а не греховных поступках. Благость послушания хороша не просто сама по себе, как нравственная ценность (делать только то, что хорошо), но прежде всего потому, что сам Бог участвует в этом (Он знает путь праведных), утверждая нас, наделяя уверенностью (образ дерева) в контрасте с образом праха (временности).

Пример No2: Псалом 89

Наблюдение

1) Составление структуры Псалма 89

Как вы помните, на данном этапе мы стараемся выделить основные идеи внутри Псалма и типы параллелизма. Как всегда, постарайтесь выполнить этот шаг сами, а затем сравните с нашим вариантом.

Изучение Псалма 89

1) Структура Псалма

Общие наблюдения по отрывку:

1) общее деление мысли псалма — три части: 1) ст. 1-3 утверждение, что Господь Израиля — Бог всего, 2) ст. 4-12 описание тленности и временности человеческого бытия в присутствии Бога и 3) ст. 13-17 воззвание к Богу о милости.

2) возможно деление мысли внутри второй части (ст. 4-12) на: 1) власть Бога над человеком ст. 4-6, 2) Божий гнев ст. 7-10, 3) воззвание иметь правильное отношение к жизни ст. 11-12.

Итак, план псалма можно представить следующим образом:

I. Утверждение, что Господь — Бог ст. 1-3

II. Описание тленности и временности жизни человека в присутствии Бога ст. 4-12.

а) власть Бога над человеком ст. 4-6,

б) Божий гнев ст. 7-10,

в) воззвание иметь правильное отношение к жизни ст. 11-12.

III. Воззвание к Богу о милости ст. 13-17.

2) Составление плана

План на псалом, также как и структура составлен в структуре.

3) Изучение метафорического языка

В данном псалме существует целый ряд типов образной речи (два основных типа: метафоры и сравнения). Для более ясного разъяснения можно привести следующую таблицу образной речи.

Тип образной речи

Цитата

Значение

Метафоры

Господь — прибежище

передает значение убежища, безопасного места, в котором можно укрыться

Сравнения

тысяча лет как день вчерашний, как стража ночи

Явное выражение временности (скоротечности). Для этого автор использует несколько образов

Сравнения

как наводнением уносишь их, как сон, как трава

день вчерашний, стража ночи, унесение при наводнении, траву и звук

Сравнения

Теряем лета как звук

 

Апострофа

ты положил беззакония

явность и очевидность греха

Толкование

1) Определение типа псалма

В отношении определения типа псалма, единогласного решения не существует. Так например, первая часть — это гимн прославления, в то время как вторая — стенание. Изучение «шапки» помогает нам увидеть идею псалма еще больше. Тот факт, что авторство присвоено Моисею показывает насколько близка была идея псалма сердцу Моисея, чья жизнь (последние 40 лет) были посвящены вождению народа в пустыне и борьбы с ропотом, в свою очередь вызывающим гнев и наказание Яхве.

2) Определение основных терминов

— Господь (заветное имя Бога, явленное Израилю),

— милость, благоволение, споспешество — все проявление Божьей благодати (незаслуженного дара к человеку),

— возвесели нас (веселие как результат присутствия Бога с человеком),

3) Определение основного и второстепенных (дополнительных) принципов псалма

Основная идея псалма: основная идея — это движение от признания всеобщего Господства Бога Израиля к признанию скоротечности жизни человека в присутствии Бога к воззванию научиться жить в присутствии Бога. Идея всего псалма очень гармонична, так как связывает важные концепции восприятия природы Бога вместе. Признание всеобщего могущества Бога связывается с фактом Господства Яхве над народом и больше всего, негативного опыта — пребывания под наказанием в свете непослушания, которое явно выражается в этом псалме. Все это приводит автора к воззванию к Господу, известному богатством Своей милости и прощения к народу. Другими словами, Господь Израиля является прибежищем для народа не только потому, что Он Бог (Творец) всего, но прежде всего в том, что именно в Нем можно обрести убежище в момент непослушания.

Дополнительные принципы:

— всемогущество Яхве как Бога не только Израиля, но и всего мира,

— краткосрочность бытия человеческого в сравнении с бытием Бога,

— неспособность человека выстоять суд и гнев Божий,

— гармония внутри атрибутов Бога (святость (гнев) и милость, не только гневающийся, но и являющий милость),

— упование на милость Господа.

Применение

Одной из самых центральных применений этого отрывка стала одна красивая идея — в момент гнева и наказания, когда велико желание удалиться от Бога, самое лучшее убежище — это присутствие самого Бога. Поэтому, если вы находитесь и испытываете наказание (поучение) Бога на себе, то не удаляйтесь от Его присутствия. Это единственное убежище. Можно разными средствами (еда, питье, юмор) «справиться» с обличением или наказанием, но ничто не станет реальным разрешением.

Учение Нового Завета еще больше подтверждает эту истину, раскрывая Бога Отца как того, кто нашел решение — убежище от справедливого Божьего осуждения. Это — Его Сын. Он не только убежище для тех, кто еще не знает Бога, но также и для верующих. Согласно 1 Ин 1:9 присутствие Сына — единственное средство в том, чтобы восстановить общение с Богом и одержать победу над грехом в собственной жизни.