«Мы проповедуем Христа распятого»

«Мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1:23).

Как-то мне рассказывали о человеке, который мог бы стать хорошим проповедником, если б у него не было двух недостатков. Во-первых, он никогда не разговаривал с людьми, во-вторых, ему нечего было им сказать.

Чтобы быть проповедником, человек должен иметь не просто что-то, что он мог бы передать людям; он должен иметь настоящую весть, которую умел бы донести до них. Эта весть, если он христианский проповедник, должна быть христианской проповедью Евангелия, которое, по словам апостолов, является единственным Евангелием. Эта весть рассказывает об Иисусе. Вы часто слышите, как люди говорят о той или иной проповеди Евангелия. Это слишком легкомысленные высказывания, ибо есть только одна проповедь Евангелия.

Один индейский вождь рассказывал о проповеднике, который посетил их племя, видимо, только для того, чтобы сказать им, что существует Бог. «Ты думаешь, мы об этом не знаем? — спросил его вождь. — Возвращайся назад, откуда ты пришел».

Тогда пришел второй проповедник и сказал им: «Вы не должны красть, вы не должны напиваться, вы не должны обманывать». Вождь ответил: «Ты думаешь, мы об этом не знаем? Возвращайся и говори об этом своему народу. Им это больше нужно».

Потом пришел Генри Ренч, миссионер, занимающийся служением среди индейцев, и сказал: «Небесный Господь повелевает мне сказать вам, что Он желает вас осчастливить и отвести от вас беду. Поэтому Он стал человеком и пролил на кресте Свою кровь».

«И когда он закончил говорить, — рассказывал вождь, -он лег с моими воинами и сразу уснул, как маленький ребенок. «О, — думал я, — что это за человек! Я мог убить его, а он не боялся этого». Во сне я видел кровь Христа, которая была пролита ради меня».

И тогда пробудился этот народ. Если вы хотите найти подход к язычникам, проповедуйте Христа, нашего Спасителя, Его рождение в Вифлееме, Его смерть на Голгофе, Его милость и искупление. Язычниками мы можем считать всех, кто не искуплен. Повсюду на земле, где есть люди, которые ищут Бога, сердца которых не находят удовлетворения, должна прозвучать эта прекрасная и простая весть.

Колокол молитвенного дома взывает: «Идите и слушайте, что скажет проповедник о великих истинах. Идите и слушайте, что он скажет о Боге и Его любви. Идите и слушайте, что Священное Писание говорит о вечных проблемах мира. Прийдите и узнаете, как можно получить спасение от греха, от суеты, зла и смерти. Идите и слушайте, что сказал Бог через Сына Своего, Который стал человеком и умер вместо нас, Который принял на Себя все то, что мы должны были принять. Идите и слушайте! Идите и слушайте!»

И когда в молитвенный дом заходит человек из мира, что он там слышит? Слышит ли он проповедь Евангелия? Слышит ли он весть о Христе? Является ли проповедование в церкви христианским проповедованием?

Епископ Чендлер из Южной методистской церкви рассказывал об одном знакомом проповеднике, который побывал в Нью-Йорке и слышал там выступления трех прославленных проповедников в трех огромных церквах. Ни один из них не сказал даже слова о Евангелии, ни один из них не проповедовал радостную весть, открытую в Спасителе мира, Иисусе Христе. Он слышал только философские выражения, болтовню и шутки.

Представим, что нашу планету посетил инопланетянин, посетил всего на один день, чтобы за это время узнать как можно больше о христианстве. Какое представление о нашей религии осталось бы у него после прослушивания речей тех трех проповедников? Узнали бы жители его планеты что-либо о проповеди Евангелия? Если бы эти три мужа жили во времена Христа, и Иисус послал бы их распространять весть спасения, созидать христианскую Церковь во враждебно настроенном мире, могли бы они выполнить возложенную на них обязанность? Безусловно, нет!

Если проповедовать так, как проповедовали они, сколько лет просуществует христианство в этом мире, настроенном столь же враждебно, как и во времена Христа, но более утонченном и изощренном во зле? Сколько просуществует христианство Адвентистов Седьмого Дня, если мы будем так проповедовать?

Многие проповеди можно сравнить с газетными статьями, которые подходят к данному моменту времени, но уже через год устаревают настолько, что наводят скуку на случайного читателя. Проповедь же великих христианских истин будет всегда своевременна.

Единственное средство всегда оставаться современным — проповедовать вечные истины. Доктор Джовет говорил о Джоне Уэсли: «Вы никогда не увидите Уэсли, проповедующего о малозначительном, преходящем. Он не задерживался на предметах, затмевающих истинные человеческие нужды». «О чем все же говорил Уэсли?»- спрашивал себя доктор Джовет, и отвечал, цитируя основные мысли проповеди Уэсли:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…

Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет…

Не желаю хвалиться, разве крестом Господа Иисуса Христа…

И когда им нечем было заплатить, он отпустил им долги…

Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха».

«Устарели ли эти великие истины? — спрашивает Джовет. — Разве эта весть уже не нужна, разве мы от нее должны отказаться, разве найдено нечто лучшее? В сравнении с этой великой истиной вся мирская философия, все заменители истины сродни жидкой похлебке».

Посещающие собрания интересуются незыблемыми законами вечной истины. Церковь нужна людям для того, чтобы она указывала им правильный путь и помогала идти дорогой, ведущей в Царство Божие. И лучшим указателем на этой дороге является Крест Христов. Наш Господь открыл людям истину, сказав, что «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан. 12:32).

Мы никогда не должны забывать о притягательной силе креста. Пригвожденный ко кресту Иисус — это великий магнит, притягивающий человеческие души. Он сказал: «Дана Мне всякая власть». И проповедники притягивают к себе души только тогда, когда они проповедуют Христа и Его распятие, когда они проповедуют магнетизм креста.

Д-р Джеймс Бэрел говорил проповедникам:

«Во всем мире нет ничего более великолепного, чем проповедовать безбрежное богатство Христа. Не говорите о науке — гораздо полнее ваши слушатели могут узнать о ней в ближайшем лекционном зале, из книг, по радио и телевидению.

Не говорите о политике — политические новости каждое утро можно прочитать в газетах. Представлять музыкальные программы или показывать кинофильмы — это значит начать безнадежное соревнование с увеселительными заведениями. Но проповедовать Евангелие!.. О, это паше великое преимущество! Наша проповедническая деятельность обладает величайшей силой, она лишает влияния на людей всех тех, кто пытается завлечь человека ложными истинами. Она дает людям живительную силу Евангелия, облаченную в Божественные слова, которым никто не может противостоять».

Никто не собирал более слушателей, нежели проповедники Евангелия. Вспомним Сперджена. В течение тридцати лет каждое воскресенье, утром и вечером, желающие слушать его проповеди приходили в огромный храм в Лондоне, не оставляя ни одного свободного места. Если кто-то интересовался, как удается ему собрать столько людей, он отвечал: «Я никогда специально не занимаюсь поиском и привлечением слушателей. Я не думаю, что это входит в мои обязанности. Я проповедую Евангелие. Мои слушатели находят мне слушателей. Они говорят своим близким, своим друзьям и соседям: «Придите, послушайте человека, который проповедует Евангелие»».

Секрет Сперджена, секрет привлечения слушателей известен и мне, и вам — это простое честное проповедование Слова Божьего, проповедование Евангелия. Однажды Сперджен подвергся критике в лондонском журнале. Его упрекали в том, что он постоянно проповедует только о Христе и о кресте. Узнав об этом, Сперджен сказал: «Это чистая правда. На какое бы место вы мне не указали в Библии, оттолкнувшись от него, я приду прямо ко кресту, не взирая ни на что». Именно поэтому люди хотели его слушать. Именно к этому мы должны стремиться в своей проповеднической деятельности. На какой бы странице Библии мы не находились — придем от нее к Голгофе!

Апостольская Церковь проповедовала Христа и Христа распятого. В Новом Завете мы снова и снова находим такие выражения, как «проповедуйте Христа», «проповедь Иисуса Христа», «они не переставали проповедовать Иисуса Христа», «сей Иисус, Которого я вам проповедовал, есть Христос», «Которого проповедуем, предупреждая людей». Апостолы проповедовали Христа, рассказывая не просто о хорошем человеке, который жил и творил добрые дела, который сам был чист и благороден и нас призывает к этому. Проповедование Христа в апостольской церкви было проповедованием «Христа распятого». Апостол говорит: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие… Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).

Проповедование Христа, умершего смертью преступника… Для иудеев это был камень преткновения. Они ожидали Мессию, Царя, Который придет в силе и славе, чтобы поразить их врагов. Они не могли совместить два пророчества: о Мессии-Страдальце и Мессии-Царе. Ожидая Его, они не могли принять Его осужденного, пригвожденного ко кресту. Для иудеев Он был соблазн, а для эллинов — безумие. Философия была основой жизни эллинов, и так как породил ее грешный человеческий ум, то в ней не было ничего, что заставило бы их отдать свои сердца Божественной любви, открытой на Голгофском кресте. Евангелие, которое проповедовали апостолы, полностью подчиняет человеческую волю воле Господа, и только это может спасти нашу жизнь и прославить ее с помощью Господа. Так было тогда, так есть теперь.

Когда апостол Павел, самый великий проповедник, пришел в Афины, в центр науки, философии и культуры, то что он делал? Он беседовал с греческой элитой на Марсовом холме, отвечая философией на философию, доказательствами на доказательства, остроумием на остроумие. «Отвечал философией на философию, логикой на логику и научными доказательствами на научные доказательства» (Е.Уайт, Деяния апостолов, с. 244). Но его работа там не имела успеха. Попав в Коринф, в этот метрополь безнравственности, греха и торговли, чтобы привлечь внимание равнодушных и беспечных людей, он решил изменить свой метод обращения к слушателям. Здесь он стал проповедовать «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор.2:4).

И Господь благословил его работу, ибо он возвысил Иисуса, умершего за грешный мир. Многие в любви и покаянии пришли к подножию креста. Христа принимали как иудеи, так и эллины, и о них апостол пишет: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. Чтоб было как написано: «Хвалящийся хвались Господом»».

Иудеи во Христе увидели исполнение всех своих надежд и всего того, что писали пророки. Ученые эллины увидели истинную мудрость Божью, открывшуюся во Христе. И апостол в письме, любимым верующим в Коринфе напомнил им дни их обращения, говоря: «И когда я приходил к вам, братья, приходил возвещать свидетельства Божий не в превосходстве слова или мудрости». Этот великий проповедник не старался приобретать людей с помощью блестящей риторики, которая названа им «превосходством слова». Он не основывался на их философской мудрости, чтобы доказать истинность Евангелия. Он обращался к коринфянам с простой и ясной проповедью Евангелия.

Его проповедь Евангелия включает в себя перечисление всего того, что сделал Бог для спасения человечества от греха, для того, чтобы привести людей к согласию с Ним. Это открывает великую истину, что Бог есть Христос. Он «примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор.5:19). Апостол говорит: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор.2:2). Слово «рассудил» означает определенное решение и сознательное действие. Однажды, выступая против язычников, Павел прибегнул к философии и научным доказательствам. В другой раз он проповедовал Евангелие, высказывая истину без особого мудрствования и аргументации; он просто и ясно сообщил о Божественной истине, как она открыта в Писании и исполнена во Иисусе Христе. Он проповедовал, рассказывая о земной жизни Иисуса и Его примирительной жертве. И делал он это, чувствуя свою немощь, в страхе и трепете (1 Кор2:3). Он сознавал свое несовершенство и бессилие, как любой истинный проповедник, стоящий перед народом.

Пример апостола Павла призывает нас целиком полагаться на Бога, довериться Ему в силе и мудрости, с молитвой рассуждать о нашей вести перед тем, как встать за кафедру. «Наша величайшая сила откроется тогда, когда мы осознаем свою немощь» (Свидетельства, т.5, с.70). В проповедовании Павла не было прохлады и благодушия. Оно не состояло из привлекательных слов и человеческих мудрствований. Оно было свидетельством Святого Духа и проявлением Божественной силы. И так будет всегда, если вы проповедуете распятого Христа. В этом, я верю, для всех нас великий урок.

Несомненно, каждый проповедник может привести сильные аргументы в защиту того, о чем он говорит. Но все же если мы желаем, чтобы люди слушали нас, нам лучше не выставлять напоказ свои доказательства. Говорите об истине просто, но с христианской убежденностью, подтверждая свои слова авторитетом Библии. Вы должны быть способны, если это потребуется, доказать высказываемую вами мысль, но не нужно забывать, что человеческий ум не в состоянии проследить слишком длинную цепь доказательств какой-либо части вести, не в состоянии, потому что человек не хочет этого.

Если мы проповедуем Христа распятого, то Дух Святой открывается в словах наших. Не так ли об этом сказано в Писании, в 1-й главе 1-й книги Петра? «Достигая наконец верою вашей спасения душ; к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают приникнуть Ангелы».

Именно Дух Святой написал Писания, и в этих пророческих книгах уже заранее было сказано о страданиях Христа. Святой Дух описывал крестную смерть и жертву Христа ради спасения мира. Согласно словам Петра, то, о чем говорили древние проповедники Евангелия, было сказано через силу Святого Духа. Святой Дух руководил теми мужами. Также будет и с вами, и со мной. Только подумайте об этом! Тот же Святой Дух, Который написал Священное Писание, будет направлять вашу проповедь. Устоит ли тогда перед ней грешник? Иисус, говоря о Святом Духе, Который должен был прийти после Него, сказал: «Он прославит Меня». Дух Святой больше свидетельствовал об Иисусе, чем о Самом Себе. Только в некоторых местах мы можем узнать о Его личности. Иисус говорит, что Дух Святой был послан, чтобы прославить Христа: «от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14).

Совершенно ясно, что если мы хотим, чтобы наше проповедование было в силе Духа Святого, то нам нужно проповедовать об Иисусе Христе. «Он прославит Меня». Итак, если во всех проповедях мы будем прославлять Христа, полностью забывая при этом о себе, то мы получим силу Духа Святого.

«Когда грешник взирает на любовь Отца, которая проявилась в жертве Его Сына, в сердце его происходит перемена, и начиная с этого момента, в каждом его поступке виден Христос» (Деяния апостолов, с.245). Об этом знал апостол Павел из своих личных опытов. «Крест волновал его более всего на свете. С тех пор, как он был остановлен на пути, когда спешил расправиться с последователями распятого из Назарета, он не уставал прославлять крест. Он получил откровение о великой и безграничной Божественной любви, выраженной в смерти Христа, и в его жизни произошла перемена, прекрасная перемена, после чего все свои планы и намерения он согласовывал с небом. С этого момента он стал новым человеком во Христе» (Деяния апостолов, с. 245).

В учении Павла Христос был главной личностью. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). После переживаний по дороге в Дамаск жизнь его полностью была посвящена проповеди в любви и силе распятого. «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим. 1:14). Откровение Христа изменило жизнь Павла, и он имел право сказать на пороге смерти: «Я не воспротивился небесному видению» (Деян. 26:19).

О, мой Христос, теперь я Твой. Чего ж мне лучшего желать? Спаситель мира всеблагой, Чем я мог,у Тебе воздать? Не жажду славы, чести я,

За сор все это почитаю И к Небу, плача и любя, В молитве руки простираю.

Я думаю, вы все читали поэму Фридриха Майера о Павле. Я считаю, что это одна из величайших поэм, какие когда-либо были написаны. Много лет назад мне попалось одно четверостишие из этой вещи. Мне оно так понравилось, что я стал искать всю поэму, пока, наконец, не нашел ее через десять лет. Прочтите ее хотя бы раз. Она взволнует вас, проповедников. В ней описана Мамертинская тюрьма в Риме, где Павел с закованными руками размышляет о своей жизни, ожидая дня, когда на небе встретит тех людей, которых когда-то убил, тех святых, которых он уничтожил.

Святые… Сказал Ты: «Святые»? Да, предо мною их светлые лица. Искал их и гнал, и терзал по темницам,

Простите меня, о, мои дорогие.

Когда встречусь с ними в чертогах святых, И буду, ничтожный, как равный средь них, То там лишь, в слезах, на груди у Стефана Излечится совести тяжкая рана!

Афинские философы слушали Павла на холме Марса до тех пор, пока он не стал говорить об Иисусе и Его воскресении. (Об этом случае говорится в 17-й главе книги Деяния апостолов). Когда в своей речи он упомянул о воскресении Иисуса, «одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17:32). И сегодня, услышав проповедь Иисуса Христа, некоторые философы стремятся унизить выступающего, а другие откладывают слушание на другой раз.

На холме Марса апостол проповедовал Христа, и на основании этой проповеди многие уверовали. Среди них были обращены и люди, пользовавшиеся большим влиянием в греческих городах: «между ними был Дионисий, Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34).

Дамарь… Возможно, это была хорошо известная жителям Афин женщина. Должно быть, сердце апостола было тронуто, когда он увидел обращенными этих людей. Фридрих Майер вложил такие слова в уста Павла, рассказывающего об обращении Дамари:

Я проповедовал. И, слыша об Исусе, С ней словно что-то вдруг произошло. Не знал я прежде, сколь могучи Слова Твои и слава, Боже мой!

Никто из нас никогда не поймет истинное величие и красоту Христа до тех пор, пока мы не станем проповедовать пригвожденного ко кресту Спасителя как единственную надежду потерянного мира. Я часто с удивлением замечаю, что некоторые люди вообще не представляют себе, что есть проповедь Евангелия. Порой они обладают отличными знаниями по богословию, истории и т. д., но их проповедь — это вовсе не проповедь Евангелия, они не знают, что это такое. Я слышал многих проповедников, и мои слова относятся к большинству из них. Кажется, все, что они могут сказать людям, это: «»не прикасайся» «невкушай» «не дотрагивайся»» (Кол. 2:21)

Я действительно слышал, как проповедники относили этот текст к христианам наших дней. Далее апостол Павел осуждает эти слова и такое проповедование. И все же мы цитируем подобные места из Библии, вырывая отдельные слова и выражения из всего контекста Писания и не понимая полностью их смысл. Это не проповедь Евангелия. Что же такое проповедь Евангелия? Обратимся снова к Павлу. Я хочу, чтобы мы вновь и вновь обращались к его наследию, дабы определить для себя ту весть, которую мы должны проповедовать.

Не вся Библия является проповедью Евангелия, но вся Библия связана с ним. Даже Ветхий Завет есть ни что иное, как основание Евангелия, которое сияет через слова пророков и прорицателей древности. Кто лучше мог понимать Евангелие, как не писатели Нового Завета, учившиеся на Ветхом Завете и понимавшие его?

Доктор В. В. Уайт однажды сказал: «Проповедь основывается на свидетельствах, а не на объяснениях и теории». Апостол Павел, чьему перу принадлежит большая часть Нового Завета, был одним из таких людей. Если вы хотите знать мнение Павла о сущности проповеди Евангелия, то прочитайте 1 Кор. 15:1-4. Вот что он говорит: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию».

Вот основание проповеди, а все остальное — лишь приложение к этому. Далее апостол продолжает приводить свидетельства тех, кто видел Христа после Его воскресения. Он приводит и свои свидетельства, чтобы доказать воскресение Христа. Вот что является проповедью Евангелия: распятие Христа ради прощения наших грехов, Его воскресение и победа, доказывающая, что Он является «Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых» (Рим.1:4).

В Библии есть по крайней мере десять или одиннадцать мест, где упоминается о явлениях Иисуса после воскресения. Павел обращает наше внимание на некоторые из этих мест и дает имена людей (многие из которых во дни апостолов были в живых), видевших Его.

В Посланиях к римлянам и галатам мы находим описание смерти Христа, рассказ о последствиях Его смерти и воскресения. В Посланиях к ефесянам и колоссянам мы имеем возможность узнать, каковы последствия смерти Христа с точки зрения неба, что делает Христос ради нас теперь, что сделает в будущем. В книге Откровения мы находим сообщения о Его великом плане спасения мира, Его возвращении и Царстве славы. Но основанием всего этого является Его искупительная жертва на кресте. Мы не проповедуем Христа распятого, если говорим о состоянии человека после смерти и только в конце добавляем несколько слов о кресте или же обращаемся к слушателям с призывами, чтобы вызвать у них слезы. Я ничего не хочу знать о состоянии человека после смерти, если разговор об этом не связан со Христом. Я ничего не хочу знать о субботе -является ли она седьмым днем недели или нет, если в ней не открывается Христос. Я не желаю, чтобы меня обременяли ненужной информацией. Для меня проповедование о состоянии мертвых должно заключать в себе нечто позитивное. Христос есть жизнь. Но как трудно поверить в рождение после смерти! Для этого нужна вся наша вера, вся без остатка. Я видел так много умирающих, я видел кучи человеческих костей, гробы и мумии, я знаю о гибели целых цивилизаций — мне трудно поверить в свое воскресение. Нужен человек, который пришел бы и сказал мне, что мы будем жить снова, потому что воскрес Христос, потому что моя жизнь сокрыта со Христом в Боге, и когда явится Он, то и я явлюсь с Ним во славе (Кол. 3:3-4).

Я желаю жить, я желаю жить бессмертно, и единственная моя надежда в этом — Христос. Я считаю, что о состоянии мертвых следовало бы проповедовать как о прекрасном и чудном событии во Христе, Который воскрес из мертвых.

Суббота — это день Христа, это памятник Его творению. Укажите на Иисуса, рассказывая о субботе, или же на субботу, повествуя об Иисусе — иначе она меня совершенно не интересует.

Я верю, что все мы в этих вопросах можем исправить свое проповедование, осветив их лучами креста и воскресения. Такой была апостольская проповедь Евангелия, такой должна стать и наша проповедь.

«Самое важное (я привожу слова сестры Уайт) — это сделать душу человеческую чувствительной и податливой, указывая на нашего Господа Иисуса Христа как на

Спасителя, прощающего грех. Никогда не произносите проповедь, не ведите библейскую беседу, не указывая слушателям, что вот «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). В каждом истинном учении Христос является центром, и каждое рассуждение черпает силу из Его слов.

Всегда указывайте людям на голгофский крест. Указывайте, что причина смерти Христа — преступление людьми закона. Не сглаживайте грех и не относитесь к нему как к малозначительному. Следует показать, что грех является преступлением против Сына Божьего. Откройте людям Христа, говоря, что бессмертие можно получить, только принимая Его как своего личного Спасителя» (Свидетельства, т. 6, с. 52-54).

Яснее не скажешь. И в этом суть проповеди Евангелия. К сожалению, во многих местах люди не знают об этом, люди не слышат об этом. Почему? Потому что об этом не проповедуется. Проповедуются обязанности, проповедуется всякого рода деятельность, проповедуется диета, проповедуется одежда, проповедуется много хорошего — но все это второстепенно. Это листья, которые должны расти на христианском дереве, это плоды, которые являются результатом верного следования учению, но это не ветвь нашей жизни.

Много лет тому назад мне посчастливилось привести ко Христу, к адвентистской вести одну замечательную женщину и ее дочь. Обе они были прекрасными христианками, и Христа как своего Спасителя они знали еще будучи членами той общины, к которой принадлежали до прихода в Адвентистскую церковь. Они увидели и поняли все великие основы истины. Они стали хранить субботу и присоединились к общине. Дочь вышла замуж за одного их наших работников. Двадцать лет мать ее была членом нашей общины и прилежно посещала собрания. Но, к сожалению, именно в эту общину приходили те пасторы, которые все меньше и меньше проповедовали Евангелие и библейские истины. Иногда они не приводили ни одного места из Священного Писания; вся их проповедь целиком состояла из выдержек из книг Духа Пророчества. Был случай, когда один из пасторов в течение шести месяцев не привел ни одного текста из Библии.

После двадцати лет нахождения в истине эта женщина сказала однажды пастору общины:

— Я ухожу из Церкви Адвентистов Седьмого Дня, ухожу в ту общину, в которой состояла еще в детстве,

— Почему? — спрашивает он. — Почему ты решила сделать этот ужасный шаг?

— Я делаю это потому, что хочу слышать об Иисусе. Я жажду слышать Евангелие, я жажду слышать библейскую истину.

— Но разве ты не знаешь, что в той общине, куда ты хочешь уйти, люди не соблюдают субботу, не имеют Духа Пророчества, далеки от истины?

— Да, — ответила она, — я это знаю. Я не собираюсь оставить субботу. Я буду придерживаться истины. Но у них есть то, чего нет у вас, — у них есть проповедь Евангелия, они проповедуют из Библии. Поэтому я и возвращаюсь к ним.

— О, — спохватился пастор общины,- я проведу с вами несколько библейских занятий.

— Нет, — ответила женщина, — ты не можешь этого сделать, потому что ты не знаешь, что такое Библия, Ты находишься здесь уже около четырех лет, и ни разу я не слышала, как ты проповедуешь из Библии. Все, что ты знаешь, это религия, какая-то религия Ветхого Завета, которая состоит из «делай, делай и — не делай, не делай, не притрагивайся, не кушай, ты погибнешь, употребляя это». Ты знаешь только то, что сказано в книгах Духа Пророчества. Ты не понимаешь Библию. Ты не знаешь, о чем она говорит, что же ты можешь рассказать мне о ней?

— Разве ты не знаешь, что то, о чем пишет Дух Пророчества — истина?

— Да, — ответила она, — я знаю это, но я хочу слышать проповедь Евангелия. Всего доброго!

Конечно, она поступила неправильно. Наверняка, уйдя в другую общину, она со временем откажется от субботы и от других истин, которые характеризуют нас как народ. Но здесь, в общине адвентистов, ей, возможно, пришлось бы ждать двадцать пять, тридцать лет, ждать, когда придет другой проповедник, который станет проповедовать Евангелие. Она не хотела ждать. Она ушла. Я встретил ее после этого, но исправить уже ничего нельзя было. «Нет, они не знают, что такое проповедь Евангелия, — сказала она мне. — При мне было три проповедника, и ни один из них не проповедовал Евангелия».

И самое обидное, что в душе я был согласен с ней. Я и сам ни разу не слышал от них проповеди Евангелия.

Но ведь мы же знаем Библию, мы знаем Евангелие, так давайте же проповедовать его. Я верю всем пунктам адвентистской вести, которые изучал наш народ в течение долгого времени. Никто не был более верен этой вести, чем мой отец. С детства он учил меня каждому пункту истины, учил, как этот пункт раскрыт в Библии, как это подтверждает Дух Пророчества. С тех пор, как умер отец, я просматриваю его бумаги, читаю его письма и документы, и меня все больше и больше поражает его глубокая вера Библии, Духу Пророчества и нашей вести. И с каким терпением относился он к своей церкви. Если он не мог согласиться с некоторыми словами и действиями какого-либо ее члена, и кто-то, видя ошибки этого человека, возводил критику на всю церковь, отец тут же выступал на ее защиту. Именно такую позицию нам следовало бы занимать в этом вопросе. Но порой, внешне принимая различные пункты нашей истины, мы не проповедуем это своей жизнью, не проповедуем Евангелие Божественной милости, данное нам через Иисуса Христа ради нашего спасения. Дух Пророчества снова и снова подчеркивает необходимость проповедования Евангелия. В книге Служители Евангелия мы читаем: «Повсюду должен распространяться свет истины, чтобы многие сердца были пробуждены и обращены. Проповедь Евангелия должна быть провозглашена по всем странам». Заметьте, не только лишь пробуждены, но и обращены. И заметьте, что именно Евангелие должно быть провозглашено по всему миру. Каким образом оно должно быть проповедано? «Грешнику нужно указать на Христа, вознесенного на крест, и многие голоса должны провозглашать призыв: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (с. 25-26).

Здесь же, на странице 27, читаем: «Священная, торжественная, предостерегающая весть должна быть провозглашена в самых трудных полях и в самых падших городах, во всех местах, где еще не взошла заря великой трехангельской вести». Но как провозглашена? Слушайте: «В силе Духа… основе Божественной истины… преподанная в евангельской простоте, сила этой вести заставит себя почувствовать».

В силе ли остается сегодня задача, поставленная перед древними апостолами, или нам дано другое поручение? Вот ответ: «Задание, данное апостолам, является и нашим заданием. Сегодня так же, как и тогда, распятый и воскресший Спаситель должен быть возвышен перед народом, который живет в этом мире без Бога и без надежды. Всем народам, племенам и языкам должна быть провозглашена весть о прощении во Христе. Эта весть должна быть произнесена не только интересно, но и ясно, определенно и трогательно. Сотни людей ждут предупреждения, дабы спастись. В христианах мир должен видеть исполнение христианской силы» (там же, с.29).

Наша задача сегодня — проповедовать распятого Христа, Спасителя, проповедовать ясную и трогательную весть и проповедовать не как-нибудь, а с силой, с христианской силой. Имеется ли эта сила в моей жизни? Имеется ли она в вашей жизни? Если нет, то почему? Как я могу проповедовать распятого Христа, если эта весть не произвела перемену в моей жизни, если во мне не открылась сила Божья во Христе? Если я проповедую распятого Христа так, как мне следует это делать, то в сердцах моих слушателей обязательно появится уверенность в своей греховности. Вот пример.

Проповеднику, чья проповедь произвела сильное впечатление на слушателей, один человек задал такой вопрос:

— Верите ли вы тому, что сказали?

— Да, — ответил он.

— Действительно ли это так? — домогался озабоченный человек.

— Точно так, — отвечал проповедник, протягивая руку к своей Библии.

Тогда человек возопил:

— О, если это истина, что же нам тогда делать? «Что нам делать?» — думал проповедник. Что имел ввиду этот человек под словом «мы»? Этот вопрос смутил его. Он отошел, прося Бога даровать ему мудрость и ответить на этот вопрос. Когда он молился, его осветила мысль, что ему следует говорить умирающему миру о вечной евангельской правде. Три недели он не занимал место за кафедрой. Он искал ответ на вопрос: «Что же нам делать?»

Этот проповедник вернулся к своим обязанностям помазанным свыше. Он осознал, что его прошлая проповедническая деятельность производила слишком малое влияние на его слушателей. Теперь он почувствовал тяжесть ответс твенности за души. Теперь он был уже не один за кафедрой. Нужно было совершить большую работу, но проповедник знал, что Бог не оставит его. Перед своими слушателями он возвысил Спасителя и Его непревзойденную любовь. В его проповеди открылся Сын Божий, и началось пробуждение во всех окружающих, церквах.

Возможно, вы уже слышали этот пример, так как он взят из книги Служители Евангелия (с. 33-34). Но он настолько показателен, что я счел нужным привести его еще раз. Он так ясно открывает, что нам нужно проповедовать.

Некоторые спросят: «Но разве мы не должны проповедовать великие пророческие истины, которые делают нас избранным народом?» Я не говорил «нет». Вновь обратимся к книге Служители Евангелия (с. 148): «Проповедникам следовало бы преподносить Слово, пророчество, как основу вероучения Адвентистов Седьмого Дня. Следовало бы тщательно исследовать книги Даниила и Откровение, не забывая при этом о словах: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира».

Действительно, друзья мои, правильно преподанные, эти пророчества станут величественными проповедями для обращения грешников. В своих проповедях нам следовало бы, опуская маловажное, говорить о великих истинах, которые решают судьбы людей. Но если эти великие истины не проповедуются во свете Евангелия, не обращают взоры людей на Евангелие, то лучше бы нам не проповедовать их вообще. Каждая проповедь, в которой нет спасительной Крови Христа, напоминает жертву Каина. Бог не принял его дар, ибо в нем не было крови заколотого агнца. Эта жертва не являлась символом будущего Агнца. Проповеди, в которых нет Христа, не производят глубокого впечатления, они не осуждают живущих во грехе и не заставляют людей спрашивать: «Что нам делать, чтобы спастись?»

В возвышении Христа перед народом мы должны быть первыми среди всех проповедников в мире. Должна быть проповедана великая трехангельская весть. Нужно проповедовать субботу, состояние умерших, но все это нужно проповедовать, связывая с учением Христа.

«Великий центр всех событий — Христос не должен быть упущен из нашего внимания. Именно у креста Христа находим мы милость и истину, правду и мир. Взгляд грешника необходимо обратить на Голгофу, с простой верой ребенка он должен довериться заслугам Христа, принимая Его праведность и веря в Его милость» (там же, с. 156-157).

Чтобы научиться правильно подготавливать проповеди, вам необходимо прочитать две книги: Служители Евангелия и Свидетельства для проповедников. Я прочитал великое множество книг, авторами которых были мастера своего дела, но лишь в этих двух книгах нашел слова истины, рожденные из Библии и личных опытов.

Мне хотелось бы процитировать целую главу из книги Служители Евангелия под заглавием «Проповедуйте Христа», но я не решаюсь этого сделать. Прочтите ее сами. Вчитайтесь в каждое ее предложение и больше никогда в своих проповедях вы не обойдете стороной Христа. Даже если бы мы получили от Духа Пророчества только этот урок, то и тогда мы должны были бы относиться к нему с огромной благодарностью. Я бы даже посоветовал вам выучить эту главу наизусть. Она учит, что проповеди каждого пункта учения очень важны, но для того, чтобы люди смогли увидеть все звенья цепи истины, мы должны «ни одну проповедь не говорить, не представляя людям в ней Христа — и Христа распятого как основу Евангелия» (там же, с. 159).

Гораздо большее число людей, чем мы предполагаем, жаждет найти путь ко Христу, и Он должен быть возвеличен и показан как убежище для грешников. В некоторых проповедях мы проявляем себя как сухие, бесчувственные люди, отличающиеся от мира лишь соблюдением субботы. Мы обращаемся к слушателям с философскими измышлениями, и они не слишком уверенно говорят: «Это, должно быть, истина, если об этом говорит Библия». Для того, чтобы уверовать полностью, людям необходимо услышать от проповедника нечто большее. Работа проповедника не завершена до тех пор, пока в сердцах его слушателей не произошла коренная перемена. Именно поэтому проповедник должен возвысить крест. «Христос распятый, Христос воскресший, Христос, вознесшийся на небо, Христос, грядущий вновь» (с. 159) — это наша весть, и это единственная весть, которую стоит проповедовать. Возвысить Христа должны вы. «Возвысьте Его в проповедях, в песнопениях, в молитвах. Отдайте все свои силы, чтобы указать обескураженным, ничего не понимающим душам на Агнца Божьего» (с. 160).

И еще одна выдержка из той же книги: «Пусть учение об искуплении станет основой каждой проповеди, темой каждой песни. Пусть оно изливается в каждой молитве. Не пытайтесь в своих проповедях дополнить Христа, силу и мудрость Бога силой и мудростью человека». Я уверен, что мы получили бы огромную пользу, если бы изучили эту главу, от всего сердца прислушались бы к ней. Я расскажу вам еще один случай, свидетелем которого был сам. Это произошло не в моем собрании, но в собрании проповедника, хорошо мне знакомого. Два молодых друга, очень способные проповедники нашей истины, читали серию проповедей, и их собрания посещало много людей. Среди слушателей находилась одна семья, муж и жена. Казалось, они принимали каждый пункт нашей истины; казалось, они были уверены, что в эти последние дни мира они должны слышать именно эту весть, все им было понятно, все принималось ими как логичное и разумное, доказанное цитатами из Библии. Невозможно было пройти мимо этих истин. И вдруг эта пара перестала посещать собрания.

Они не приходили несколько вечеров подряд. Работники были очень обеспокоены этим, ибо считали раньше, что эта пара уже почти готова принять крещение. Но вот спустя пять или шесть дней они снова пришли. Лица их сияли радостью, они выглядели счастливыми. После окончания собрания к ним подошел проповедник и сказал:

— Мы очень беспокоились о вас. Нам казалось, что вы верите истине. Отчего же вы перестали ходить?

— Да, мы поверили в Бога, мы понимаем и принимаем ваше учение, мы знаем, что это истина, и убеждены в том, что мы должны следовать ей. Мы уже соблюдаем субботу.

— Значит, вы заболели и поэтому не приходили?

— Нет, мы не были больны. Мы чувствовали себя очень хорошо.

— Тогда почему же вас не было с нами?

— Мы услышали эту прекрасную истину. Мы поняли, что это Божественная истина и хотели принять крещение, но все же чувствовали себя не совсем готовыми к этому. Нам нужно было обратиться и стать христианами, поэтому мы пошли в Армию Спасения.

Никогда ничего не говорилось на этих собраниях о покаянии, о том, что надо придти ко Христу, о коренной перемене в жизни. И им пришлось идти к другим, чтобы обратиться и стать годными для крещения. Почему же мы не смогли помочь им в этом?

Этот пример похож на небылицу, сочиненную для иллюстрации основной мысли, но это не так. Это действительно случилось. В тех собраниях люди не слышали проповеди Евангелия, не слышали призыва отдать свои сердца Христу. Там не был проповедан Христос в силе Духа, Который мог бы удовлетворить нужды разбитых сердец.

Уже после первой проповеди этой серии каждый слушатель должен был понять, что проповедник — христианин, что он проповедует Евангелие Христа. Дух Святой подтверждает проповедь апостолов только тогда, когда они возвышают Иисуса как Спасителя людей, Который ради прощения их грехов был распят. Да будет это так и в нашем проповедовании. «Когда же придет Он, Дух истины… и Он пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан.16:13,8)

Проповедование Слова Божьего ничего не дает, если Дух Святой не пробудит интерес у слушателей, если Он не переубедит и не преобразит сердца. Каждый из нас способен преподать азы истины. Мы можем стать настоящими богословами, хотя мало кто из нас им становится. Мы можем и должны прекрасно знать Библию, хорошо изучив все повеления и обетования. Но даже тогда в сеянии семени Слова Божьего мы не будем иметь успеха, если проповедь нашу не оросит живительная роса Духа Святого. Прочтите следующие слова: «Без помощи и содействия Духа Святого любое образование, любая ученая степень станут лишь тяжестью для вас, и никакие преимущества, как бы велики они ни были, не смогут сделать вас источниками света» (там же, с. 284).

Я верю в необходимость образования. Мой совет вам: приобретайте как можно большее, как можно лучшее образование. Но без силы Духа Святого все наши знания никчемны.

Помните: после вознесения Христа на небо не была написана ни одна книга Нового Завета, не была сказана ни одна проповедь до тех пор, пока на молящихся апостолов не сошел Дух Святой. И тогда даже враги засвидетельствовали: «Вы наполнили Иерусалим учением вашим»

(Деян. 5:28). Только тогда мы сможем своей вестью наполнить Нью-Йорк и Лондон, Шанхай и Рим, Чикаго и Москву, когда мы возвысим пред людьми Господа Иисуса Христа настолько, что Дух Святой снизойдет на нас, на наши слова и на сердца наших слушателей. Только тогда мы сможем наполнить мир своим учением.

А теперь вновь обратимся к апостолу Павлу, величайшему из проповедников. Он проповедовал именно таким образом. Посмотрите на него в иудейской синагоге в Фессалониках. «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» (Деян. 17:2-3).

Вы видите, что Павел был библейским проповедником. Обратите внимание, что для человеческого взора он открыл Писания. Иудеи видели, что свою весть он прочитал из Библии. Он сделал свои выводы. Он беседовал с Писанием в руках. Но о чем он говорил? Какие он сделал выводы? Что «Христу надлежало пострадать». Другими словами, что Мессия должен был умереть, что Его должны были распять, что ради искупления грехов всех людей Его поднимут высоко над миром и что Он воскреснет из мертвых. Этим было доказано, что Иисус из Назарета, Которого проповедует Павел, был Христос, Исполнитель всех пророчеств. Обратите внимание, что это была пророческая весть.

Спасительная весть всегда была превыше всего, ибо там, где она проповедовалась, происходило пробуждение. В книге Деяний апостолов, в 17-й главе 4-м стихе, мы читаем: «Некоторые из них уверовали, и присоединились к Павлу и Силе». Но тут же на них обрушились трудности. Всегда одновременно со светлыми пробуждаются и темные силы. Истинное христианское проповедование всегда рано или поздно вызовет оппозицию. Оно не нравится сатане, оно не нравится его последователям. Пятый стих рассказывает нам о восстании и прямом нападении на праведных, когда некоторых христиан повлекли к городским начальникам с обвинением, что «эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17:6).

Вспомните, как Сперджен в своей лондонской школе для проповедников в конце каждой недели посылал мальчиков проповедовать. Когда они возвращались, он просил их рассказать о том, что они видели, как была встречена их проповедь, и старался ободрить и научить их. Однажды перед всем классом он спросил юношу:

— Как ты справился со своей задачей?

— О, очень хорошо.

— Пробудил ли ты слушателей?

— Нет, этого у нас не произошло, но собрание прошло прекрасно.

— Хорошо, но, может быть, кто-то рассердился на тебя за твою проповедь?

— О, нет, нет!

— Тогда ты зря потратил время. Если никто не рассердился на тебя и не произошло пробуждение, тогда ничего не произошло.

Если вы действительно проповедуете истину, то обязательно либо кто-нибудь обратится, либо кто-то будет очень сильно сопротивляться вам. Куда бы ни приходил Павел, люди или пробуждались, или восставали против него. И это было истинное пророческое проповедование, которое имело в себе Иисуса.

О, если бы всякий раз наша проповедь была бы проповедью «всесветных возмутителей»! Меньше безжизненных, усыпляющих проповедей, больше проповедей из Писания, больше пророческих проповедей, христианских проповедей, которые бы перед всем миром возвышали Иисуса, распятого ради грешников! Иисуса, Который воскрес для нашего оправдания и нашей радости, Иисуса, Которого мы ждем во славе и силе! Мне кажется, что положение во многих общинах можно охарактеризовать такими словами: «Тише, тише, будьте осторожны, не будите спящих, не проповедуйте с восторгом и рвением, со слишком большой искренностью. Теперь так не принято, и более того: так никогда не проповедовали».

Возможно, придет время, когда истинные слуги Божьи будут часто призываться на суд и попадать в тюрьмы. Возможно, тогда и настанут дни, в которые, благодаря Божественной вести, произойдет «всесветное возмущение».

Однажды я был на собрании работников в Чехословакии. Собрание проходило в большом замке, когда-то принадлежавшем Ротшильду, а теперь являющемуся государственной собственностью. Вокруг него на пять тысяч акр раскинулся лес, в который раньше выезжали поохотиться император и его придворные. И вот мы собрались там, чтобы молиться и изучать Слово Божье. Там, как я уже говорил, я встретился с президентом конференции и казначеем. Узнав о том, что пришлось пережить этим людям, я понял, что мне следовало бы сидеть у их ног и учиться, как нужно проповедовать Христа. За проповедь Христа эти мужи попадали в тюрьму много раз.

Я спрашиваю вас: не изменили бы вы свою жизнь, если бы председатели наших союзов и их секретари были брошены в тюрьмы? Не восстали бы вы все и не проповедовали бы так, как никогда раньше? Не перевернулся бы этот мир вслед за поворотом, который произошел в ваших сердцах?

Не будем оглядываться вокруг, не будем говорить: «О, это невозможно. Мир не перевернется, больше никто не обратится. Ничего не произойдет». Иерусалимские правители начали действовать, потому что ученики проповедовали «в Иисусе воскресение из мертвых» (Деян. 4:2).

Стефан был убит и стал первым христианским мучеником, потому что проповедовал Христа. И апостолы ликовали, когда проповедовали Христа (Фил. 1:18). Весть, которая возмутила мир и подняла христианскую церковь — истина, что «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Вот наша весть. Вот рассказ, который должны услышать все поколения. Он должен быть нашей главной темой. Истина не в абстрактном, но в конкретном проповедовании, в представлении людям Христа.

Доктор Дейл, известный богослов, проповедник и пастор, однажды сознался, что несколько лет он думал только об истине, которой учил, но не о людях, которым он ее проповедовал. Когда же он начал думать о своих слушателях, о их нуждах, тогда проповедуемая им истина воплотилась во Христе. Никогда не забывайте о людях в своем проповедовании.

Личность Христа была основной темой всех проповедей апостолов. Обратите внимание на текст Кол. 1:28: «Которого мы проповедуем…» Обратите внимание на слово «Которого». «Которого», а не «которое» мы проповедуем. Мы проповедуем личность Христа распятого. Не сам крест, но Христа, распятого на нем. Христос есть Господь. (2 Кор.4:5). Вся истина связана с Личностью; истина — это Иисус. Вся наша этика, мораль, все наше учение должно быть связано с Ним, с Его любовью, милосердием, с Его Духом.

Молодые люди, для того, чтобы закончить дело Божье на земле, мы должны иметь нечто большее, чем только правильную веру. У сатаны, в некоторой степени, тоже правильная вера, ибо он точно знает, что есть истинное учение. Наше понятие истины может быть таким же правильным, как и понятие сатаны, и сами мы будем такими же падшими, как и он. Есть только одно, в чем мы никогда не сможем обвинить сатану. Мы не можем упрекнуть его в неправильном понимании истины. Сатана верит, что в Библия истина. О, он верит каждому ее слову. Он знает, что Иисус есть. Сын Небесного Отца. Он знает о Его рождении, знает о Его жизни. Он очень хорошо знает, что есть правильная вера, но у него нет спасительной веры во Христа Иисуса. Он не принимает Иисуса как своего Искупителя. Он знает, что все это истина, но сам не отдался Христу. Он понимает истину, но остается дьяволом во всей своей полноте, и потому окончательно потерян.

Многие сегодня считают себя правыми в вере, но все же они полны духом дьявола. Я разговаривал с такими людьми. О, как они умеют защищать истину в споре! Я мог бы рассказать об одном таком человеке, который, тем не менее, нарушает все христианские законы. Правильна ли его вера? Еще бы: он может найти ошибки в выступлениях любого из наших проповедников и указать, где они поступают неправильно. Но перед миром он живет открытым грешником. Он повсюду проповедует о субботе, проповедует другие пункты нашего учения, но никогда не несет проповедь Евангелия, ни малейшей частицы его. Но, конечно, если бы требовалось только знание истины, то его вера была бы правильной.

Господствующей темой в нашем проповедовании должно быть проповедование распятого Христа. Мы должны проповедовать Его пылко и с любовью, с той любовью, которую выказал Христос, спасая людей.

Ян Макларен вскоре после ухода с работы, оглядываясь на свое служение в Ливерпульской общине, написал следующие слова:

«Теперь я ясно вижу, что каждым предложением следовало бы говорить о Христе, каждой проповедью приводить слушателей к стопам Христа, даже если Он не был назван Своим именем, даже если с кафедры не звучали Его слова. Во Христе открывается удивительное очарование, без Него проповедь может быть прекрасной, но она будет похожа на спелое яблоко, лишенное аромата. Прослушав проповедь о Христе, получают удовлетворение все, хотя в понимании истины люди могут сильно расходиться. Его жаждет каждая человеческая душа, и только в Нем встречаются люди… Как я понял теперь, в каждой проповеди самые большие усилия следует прилагать, чтобы открыть Христа, и самым большим искусством проповедника является умение сокрыть себя в проповеди».

Следует добавить, что слова Макларена я процитировал по книге Грифита Томаса Проповедническая работа. Это одна из самых замечательных книг, которые когда-либо были написаны о проповедовании. Она полезна не только для английских проповедников, но и для проповедников всего мира. Вы испытаете большую радость, читая ее. Грифит Томас был членом Англиканской церкви, искренним и богобоязненным человеком. Я слышал его проповедь, когда он был еще молодым проповедником.

В одной известной церкви как-то начал работать серьезный, сердечный и образованный проповедник, который недавно окончил современное учебное заведение, где получил хорошие знания. Богослов по образованию, он придерживался весьма либеральных взглядов. Он говорил в своих выступлениях и о принципах, и о богословских дискуссиях, и о философии, и о евангельских истинах. Церковь же желала больше слышать о Господе. Однажды утром пастор этой общины был обескуражен, увидев прикрепленную к кафедре записку со следующими словами: «Господин! нам хочется видеть Иисуса» (Иоан.12:21).

Сначала он рассердился, но потом, задумавшись над этим случаем, понял, что его обязанность, его преимущество, его высокий долг заключается в том, чтобы проповедовать миру Христа. В молитве он искал Бога. И его мышление в корне изменилось, изменилась вся его жизнь, изменилось его проповедование. Спустя некоторое время, подойдя к кафедре, он с волнением увидел еще одну записку, написанную тем же почерком: «Ученики обрадовались, увидевши Господа» (Иоан. 20:20).

Друзья, и вы возрадуетесь, проповедуя Христа. Первым ученикам христианской веры необходимо было верить Христу как Мессии, Который был возвышен у Бога, и в вере они должны были принять Его смерть, как искупительную жертву, назначенную Богом. Христианство -это религия Христа. Первые ученики основывались на пророчествах и на чудесах нашего Спасителя.

Иисус явился исполнением всех надежд, о которых говорили древние пророки, и нам больше нечего искать. Такого учения придерживались апостолы.

«Ибо все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь», — во славу Божию, чрез нас» (2 Кор.1:20). Иисус есть Христос, Он есть Сын Божий.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:1-3). Он был в начале всего и будет вечно. Ставить Его на один уровень с пророками и основателями религий, такими, как Моисей, Исайя, Конфуций, Будда, Магомет, — значит отказаться от всего того, что сделало раннее новозаветнее христианство именно тем, чем оно было и есть.

Правильно проповедовать Христа — значит проповедовать Его как Господа и как Единородного. Проповедование того, что проповедовал Христос — это еще не есть проповедь Христа, если при этом рвется связь с Ним, с тем, что Он сказал, что сделал. Проповедовать Христа -это значит не только учить тому, что Он делал, кем Он был, но и кем Он есть, что Он делает.

В Иисусе Христе Бог открылся людям. В Своем учении, в Своей работе и в обращении с другими, в Своих страданиях, смерти и воскресени — во всем этом Иисус показал людям Бога. Проповедуя Христа, невозможно упустить ни один из этих моментов.

Я не богослов. Мне не поручено, и у меня нет никакого желания искать теологические доказательства искупительной жертвы Христа. Адвентисты Седьмого Дня всегда верили этому и учили этому, но все же некоторым нашим проповедникам необходимо почаще говорить об этой истине. Они должны проповедовать ее вновь и вновь.

Кто-то сказал: «Существует более дюжины теорий искупления и, возможно, в каждой из них есть доля правды». Но все они, вместе взятые, и тысячи других наряду с ними, никогда не смогут полностью открыть человеческому уму величие, красоту и славу того, что Иисус сделал для нас на Голгофе, и что Он, живой Иисус, делает для нас сегодня.

Мне достаточно того, что я знаю: Иисус умер за меня, за мои грехи, как об этом мы читаем в Писании. Это та весть, которая должна стать известной всему миру. Это гордость христианского проповедника, как сказал апостол: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гол. 6:14). Крест вмещает для него все, что Иисус сделал на Голгофе. Крест утверждает то, о чем сказано в Иоан.3:16.

Вместе с пастором Фордайсом Детмором я посетил как-то Макао — крошечную португальскую колонию, примыкающую к южной границе Китая. На величественной горе, возвышающейся над городом, когда-то стоял красивый собор. Сегодня от него осталась только передняя стена, на которой еще виднеется старый крест. Сэр Джон Бауринг, губернатор, проезжая через Макао год спустя после того, как ужасный ураган разрушил великолепный собор, увидел этот старый железный крест, возвышающийся над развалинами. Жгучее солнце, тропические ветры, страшный ураган — ничто не смогло осилить его. Это зрелище вдохновило Бауринга, и он написал широко известное ныне стихотворение, ставшее одним из прекраснейших церковных гимнов. Когда я увидел этот крест, то в моем сердце возникли слова, столетие назад написанные Джоном Баурингом:

Да, я горжусь крестом Христа, Пускай вокруг него руины -Над ним — вся неба глубина, За ним — эдемские долины.

Усталость, боль, беда, печаль -Все рухнет ко креста подножью, А он у входа в светлый рай Расскажет нам про милость Божью.

Крест освещает и освящает каждый рассказ. Проповеднику, проповедующему Евангелие креста, никогда не будет недостатка в материале. Ему всегда будет что сказать в своих проповедях. Живая весть будет говорить в нем, когда он будет проповедовать ее другим. Как сказал Ричард Бакстер: «О кресте сказать можно многое». Между прочим, прочтите Бакстера, его книги Преображенный Пастырь, Вечный покой святых и другие. Он выполнял долг пастора в общине во время революции в Англии, не оставив своей паствы. Его преследовали, несколько раз бросали в тюрьмы, но он продолжал проповедовать.

В каждую веревку, используемую на британском флоте, вплетена цветная нить, которая указывает на то, что веревка эта принадлежит объединенному королевству, что она проверена согласно правительственного указа и имеет определенную прочность. Цвет этой нити может быть красным или желтым, или зеленым, в зависимости от того, на какой судоверфи построен корабль.

Так же и сквозь каждую проповедь должна проходить цветная нить, определяющаяся характером, жизненным принципом и опытом человека, стоящего за кафедрой. И отличительный цвет христианских проповедников Евангелия — красный, указывающий на кровь Христа, на то, что проповедник принадлежит к Царству Небесному, что им путеводит сила Духа Божьего.

Проходит ли красная нить через каждую нашу проповедь? Проходит ли она через всю нашу жизнь? Возможно, некоторые считают, что такое проповедование является черезчур догматическим? Да, оно таким будет, оно таким должно быть. «Если труба станет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 Кор. 14:8).

Удивительно, как много людей отстаивают догматизм во всем, но не приемлют его в проповеди. Они отстаивают догматы морали. Они требуют соблюдения шестой, седьмой, восьмой заповедей. Они восстанут против всякого, кто будет утверждать, что в метре 101 сантиметр. В своих лабораториях они принимают только абсолютно точное измерение. Но разве с истинами, дающими спасение, мы можем обращаться по своему усмотрению?

В проповеди непременно должна присутствовать Голгофа, которая была необходима, которую Бог предусмотрел еще до создания мира. В самых первых главах Библии мы находим пророчество о крови. Первая проповедь нам сообщила: .»Семя ее будет поражать тебя в голову» (Быт. 3:15). Сегодня нетерпимо бессодержательное, расплывчатое проповедование. Ни один проповедник, у которого открыты глаза, не может сегодня не почувствовать нужды говорить о грехе. Во главе угла теологии должно стоять рассмотрение природы и последствий греха. Бог ненавидит грех, Бог сожалеет о его существовании, Бог спасает от него через распятого Христа, Бог взирает на грешников во всей Своей справедливости — и эти истины необходимо преподносить во свете милости, любви и искупления нашего Спасителя Иисуса Христа.

«Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22).

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). То, что сегодня нам необходимо более всего, — это утверждающая проповедь Евангелия. Мир переполнен отрицанием. Нам следует проповедовать не о своих сомнениях, а об истине, которую мы нашли. На земле вершится суд Божий, и наша единственная защита, которую даровал нам Бог — Иисус Христос. В Писании сказано: «И увижу кровь, и пройду мимо вас» (Исх.12:13).

Помазан ли ты этой кровью, брат мой, проповедник? Проявляется ли она на твоей кафедре, когда ты проповедуешь? Окрашено ли твое сердце этой кровью? Проповедовать Христа — какое прекрасное преимущество! Нет ничего возвышенней, нет ничего трогательней и утешительней. Я это знаю. Я знаком с этим чувством и желал бы поделиться им с вами.

Когда я жил в Канаде, в Монреале, меня пригласили посетить небольшое селение на границе Вермонта, чтобы крестить там одного человека, который пришел ко Христу весьма необычным способом. Я прибыл под вечер в деревенский дом, где и остановился.

Тот человек построил этот дом 50 лет тому назад, сюда он привел свою невесту. Она была настоящей христианкой, он же не спешил отдать свое сердце Богу. Своей христианской жизнью она терпеливо старалась приобрести его для Христа. Она оказывала на него большое влияние, но в самом главном вопросе он все же не хотел следовать ее примеру. Спустя несколько месяцев она умерла. Это случилось по непонятным причинам. В сердце его поселилась боль. Он страдал не только из-за потери любимой жены, с которой они прожили лишь несколько месяцев, но также из-за того, что опечалил ее, отказавшись от ее Спасителя.

Он потерял всякий интерес к дому, к работе, стал скитаться. Большую часть своей жизни он проработал на железной дороге, где имел неплохой заработок. Наконец, уже в преклонном возрасте, он вернулся в свой городок, вернулся с утраченным здоровьем, вернулся туда, где он однажды влюбился, где нашел и потерял девушку своей мечты.

Он вернулся ночью. В доме, который когда-то принадлежал ему, он увидел свет. До этого он стучался в другие дома, но там ему отказывали в ночлеге — для бродяги не нашлось места. Он постучал в двери своего (бывшего своего) дома, и христиане, жившие теперь в нем, приветливо приняли путника.

Они были адвентистами седьмого дня. Конечно, они ничего не знали об этом человеке. Они никогда даже не слышали о нем. Дом был в хорошем состоянии, отремонтирован, обставлен со вкусом, в нем было тепло и уютно. Они приняли этого человека и дали ему ночлег. Несколько месяцев он ел с ними за одним столом.

-Вскоре они стали рассказывать ему о Господе Иисусе Христе, Который занимал в их жизни главное место. Своими словами и добрым примером они проповедовали этому человеку распятого Спасителя. Он уже не скитался по земле, но все еще блуждал во тьме духовной.

-Наконец, на радость хозяевам, гость принял весть Евангелия и полностью обратился. Тогда я и прибыл в это селение, чтобы поговорить с ним и крестить его. Вечером, когда мы беседовали, он сказал: «Брат Ричарде, именно в том месте комнаты, с которого ты читал нам Библию, стояли мы с женой во время венчания. На том же месте через несколько месяцев стоял ее гроб. Теперь я пришел ко Христу. Почему же я не смог сделать этого тогда? Почему я не откликнулся на Его весть, когда к этому призывала меня любимая моя жена? Почему я бьи с ней в разлуке целых 50 лет? Но теперь я снова увижу ее, я встречусь с ней у Господа».

— На следующий день, когда мы шли к ледяному потоку, обрушивающемуся с горы, чтобы совершить обряд крещения, он тихо сказал мне:

— Я хотел бы, чтобы ты подержал меня под водой до тех пор, пока не сосчитаешь до пятнадцати. Я хочу быть крещенным по-настоящему. Я встречался со многими людьми, которые были крещены лишь частично.

Я ответил:

— Брат Шеферд, этого не нужно делать. Крещение -это символ смерти Христа ради прощения твоих и моих грехов и символ Его воскресения. Позволь мне помочь тебе войти в воду.

— Нет, не надо, — сказал он, и в воде стоял столь прямо, насколько это было возможно в его годы и при его болезни.

— Я пятьдесят лет следовал сатане, а теперь я сам хочу войти в воду для крещения, хочу следовать примеру своего Господа.

— Я вижу, ты берешь с собой записную книжку. Оставь ее на берегу, чтобы она не намокла.

— Нет, — ответил он. — Я желаю, чтобы и она была крещена.

В бумажнике, который он тоже взял в воду, было шестьсот долларов, практически все его имущество.

Этот высокий мужчина шел, хромая, ко мне через бушующую воду. Во время крещения на него с великой силой сошел Дух Божий. Первое что он сказал, выходя на берег, были слова:

— Ты все же не просчитал до пятнадцати, держа меня под водой.

Я ответил:

— Нет, конечно, но в этом нет никакой нужды. Ты был покрыт водой. Крещение лишь символизировало твою смерть и новое рождение во Христе. Старый человек умер, ты воскрес для новой жизни.

Так он был крещен в этой ледяной воде. Когда он вышел из потока, все люди, стоявшие на берегу, чувствовали себя глубоко взволнованными. Одна молодая женщина, которая была одета в свое лучшее белое платье, обратилась к отцу со словами: «Отец, я жду уже семь лет. Я давно готова для крещения, но ты просил меня подождать, снова и снова, чтобы принять крещение вместе с тобой. Но до сих пор ты не мог решиться на этот шаг. Если этот проповедник согласится крестить меня, я больше не буду ждать». Она вошла в воду и я крестил ее. О, как счастлива была она, выйдя на берег!

Тогда ее отец сказал сквозь слезы: «Зачем мне ждать? Я знаю Божественную истину. Я должен идти, я должен следовать за своим Спасителем. Он умер за меня».

Высказав свое свидетельство перед народом, он отделился от толпы и вошел в воду, и я крестил его. Всего я тогда крестил восемь человек. Все они были готовы для крещения. Они знали истину, они верили истине, какой она была открыта во Христе Иисусе, и открыто засвидетельствовали о своей вере. Они стали сильным подкреплением местной церкви.

Когда, придя домой, я помогал старому брату Шеферду переодеваться, он показал мне медальон на тонкой цепочке, висевший у него на шее. Он не снял его, а только открыл, чтобы я мог посмотреть его. «Этот медальон я ношу более пятидесяти лет»,- сказал он. Там была фотография его жены, прекрасной молодой женщины. «Теперь я смогу ее снова увидеть»,- сказал он и слезы потекли по его лицу. Потом он отдал мне пятьсот долларов десятины. Он действительно нашел Господа. Проповедь Христа для этого человека и для всех остальных, крещенных мною в тот день, явила «Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:24). Они могут сказать:

Я вижу поток; он разливом весенним

Несется с горы на равнины широки;

Христос указал мне его как спасенье,

Раскинувши руки на крестной Голгофе.

Я вижу творенье, рожденное снова,

И голос я слышу Христа дорогой,

Когда умирал я в могиле той водной,

Пролился поток над моей головой.

И я поднимаюсь в священной надежде

Вдали от потока греховных страстей

И с сердцем другим, и в прекрасной одежде,

С Христом, управляющим жизнью моей. (Ф. Палмер)

Я знаю, это весьма старомодная проповедь, но лишь такое проповедование Евангелия может преобразить жизнь человека. Лишь такая проповедь нужна сейчас миру, только так я желал бы проповедовать. Это проповедь Евангелия, которую люди жаждут слышать.

В журнале Fortune в декабре 1944 года были напечатаны такие слова:

«Свыше раздается голос. Не наш голос, голос, исходящий извне, но в существование которого мы не можем не верить. Проповедник обязан услышать этот голос, обязан помочь нам услышать его и объяснить, что он говорит. Если проповедники не слышат этот голос, не говорят нам о нем, тогда мы, простые люди, потеряны… Приближается конец года, и множество мыслящих людей чувствуют необходимость иметь лучшую надежду, чем та, которую предлагают сейчас человечеству. Но если они не находят эту надежду, если к ним не обращается новый, умный, сильный голос, тогда… О, отчаявшиеся люди хотят услышать этот голос».

Мои друзья, такой голос достигнет народов, достигнет человеческих сердец. И когда он прозвучит, это будет новый голос, нечто прекрасное, удивительное, нечто такое, чего они раньше никогда не слышали. Это будет голос Иисуса, Который будет говорить через Своих истинных проповедников, несущих истинное Евангелие, весть, подходящую для любого времени, всегда исцеляющую, всегда дающую жизнь. Она не будет втиснута в тщательно разработанные доказательства — она прозвучит в ясных и простых словах, как говорит сестра Уайт: «так, чтобы дети могли ее понять» (Советы родителям и учителям, с. 254).

Она будет исходить из уст освященных, истинных, молящихся слуг Божиих, которые, поддерживаемые Духом Святым, будут давать чистую библейскую истину как свой личный опыт. Она осветит мир, подготовит путь Свету. Это правда, что «многие встанут за наши кафедры, держа в руках фальшивый факел пророчества, который зажжен от сатанинского огня… Бог Сам будет действовать во благо Израилю. Каждый ложный язык вынужден будет замолчать. Руки ангелов разрушат все хитрые замыслы. Сатанинские легионы никогда не победят. Победу

же будет сопровождать трехангельская весть… Когда Бог ниспошлет на Своих силу Святого Духа, они начнут работать. Они будут проповедовать Слово Божье, они возвысят свой голос подобно трубе»(Свидетельства учителям, с.409-411).

Но кто же годен для этой работы? Кто может проповедовать эту величайшую весть так, как она должна быть проповедана? Кто сможет увидеть всю ее полноту и совершенство и проповедовать во всей силе? Кто может научить других, как это делать? Только не я! Мы можем много читать, учиться и молиться, но все же, как даже и апостолы, мы сможем увидеть лишь часть истины, наше понятие будет оставаться несовершенным.

«Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу»(? Кор.13:12).

Но не отчаивайтесь, молодые работники! Если полное исполнение нами своих обязанностей и реализация всех преимуществ недостижимы, то это должно нас только вдохновлять на работу, ибо мы должны помнить, что мы находимся на Божьей работе, что даже вечности недостаточно для того, чтобы познать весь план спасения и выучить песнь спасения. Для нас открыты безграничные возможности развития.

И в этом заключается наше преимущество. Мы должны проповедовать Евангелие, проповедовать Того, Кто знает жизнь вечную. И лишь в жизни вечной искупленные начнут полнее понимать и оценивать вечное Евангелие и вечное спасение. Самуил Медлей в восемнадцатом веке написал:

О, если б умел рассказать я словами

В чудесных созвучиях, в песнях, стихами

О славе, сияющей грешным нам свыше!

Я б верой небесные тучи задел,

Я б с ангельским сонмом в хоре пропел

Ту песнь, что не ясна для мира греха —

О крови, пролившейся ради меня.

Я б высказал славу Божественной правде,

Облекшись в Его совершенство навек, Я пел бы о том, как земной человек Спасен был Христовой великой любовью, Пролитой невинно священною кровью. Разлука не вечна, и день тот грядет, Когда пред Христом всякий низко падет, И песню о Друге, о Брате, Творце Ему пропою я в нетленном венце.

Это стихотворение следовало бы выучить наизусть. Подобные слова очень дороги любому сердцу. Это конец, и победа, и завершение нашего проповедования — Христос, и Христос распятый. Присоединимся же к словам апостолов, которые начали этот путь, путь проповедования, присоединимся к благословению, «могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки. Аминь» (Рим. 1424-26).