Пастор-тренер

Как было показано выше, лучшей аналогией служения пастора является деятельность спортивного тренера. Что касается главного, задача пастора — та же, что у тренера. Пастор определяет что и как, а затем помогает людям осуществить это в реальности. Элтон Трублад писал: «Слава тренера — в том, что он раскрывает, развивает и тренирует силу других людей. Но все это в точности то, что мы имеем в виду, употребляя библейскую терминологию в отношении обучающего служения» (1) .

Эта современная аналогия построена на древнем образце — примере Иисуса Христа. Учебная модель Христа свидетельствует в пользу современной аналогии пастора и тренера. Пастор-наставник получает хороший совет подражать Иисусу Христу как учителю больше, чем своему коллеге из Первой баптистской церкви. Иисус преподавал Своим ученикам многое. То, чему Он учил их, абсолютно необходимо; то, как Он учил их, — также существенно. Учебный подход Иисуса можно представить по-разному. Я остановился на шестиступенчатом способе:

«Рассказать им об этом»;

«Рассказать им, почему это надо делать»;

«Показать им, как это делается»;

«Делать это вместе с ними»;

«Пусть делают это сами»;

«Использовать их» (2) .

Я беру определенный элемент учения Христа и провожу его последовательно по всем шести ступеням процесса обучения. Шесть ступеней — это подлинно библейский процесс обучения, представленный Христом и поддержанный Павлом. Под определенным элементом я имею в виду методологию Великого поручения.

Иисус был привержен Царству и доказал эту преданность на Голгофе. Но иногда мы забываем, что Иисус в равной мере был привержен и особой методологии. Это как раз и есть та сфера, где пастор-наставник и типичный пастор расходятся во мнениях. Давайте рассмотрим, как Иисус внедрял эту методологию в умы последователей.

«Рассказать им об этом». Великое поручение провозглашается пятикратно — по одному разу в каждом из Евангелий и один раз в 1 главе книги Деяний святых Апостолов. Здесь важно подчеркнуть, как мало внимания обращают на то, что Иисус начинает говорить о Великом поручении еще до Своих страданий и воскресения. Уже в самом начале Иисус открывает суть служения первым пяти ученикам на протяжении четырех месяцев обучения навыкам служения. Фаза служения, названная «Пойдите и увидите», зафиксирована только в Евангелии от Иоанна (1:35 – 4:46). Ни в одном из синоптических Евангелий описания этой фазы нет (3) .

Предварительные поручения. Впервые Иисус упоминает о служении по завершении четырехмесячного ознакомительного периода. «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35).

Он засевает почву, до того хорошо подготовленную за четыре месяца откровениями сверхъестественного. Точно установлено, что вскоре после этого ученики возвращаются к рыболовству (4) . Зерно пускает ростки, и вскоре до учеников доходит смысл возвещения ближним о Мессии и Его Царстве. Рыба запахла, чинить сети стало мучением, а оставаться в лодке — тоскливо. Так Иисус заговорил с ними о предстоящем труде.

Когда Иисус упоминает о служении во второй раз до Своих страданий и воскресения, начинается вторая стадия обучения Его учеников. «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:16–17).

Семени понадобилось время, чтобы пустить корни и прорасти. Теперь ученики готовы приступить к следующей фазе обучения навыкам служения. Они оставляют свои сети и следуют за Иисусом, поскольку Он уже приготовил их к совершению этого важного шага. В последующие десять месяцев, известных как фаза «Идите за Мною», Иисус исполняет обещанное. Он делает их ловцами человеков. Им открывается нечто действительно важное. Будучи ловцами рыбы, они добывали пропитание, теперь, будучи ловцами человеков, исполняют Великое поручение.

Следующей зафиксированной декларацией намерений становится второй призыв к четверке будущих апостолов ловить человеков. Они снова начинают заниматься рыболовством. Почему они делают это? Причины этому находят разные: от финансовых затруднений до разочарований. Гипотез много, а факт остается фактом, и наше внимание, в частности, привлекается к возвращению Петра. Появляется Иисус и велит утомленным рыболовам отплыть на глубину и закинуть сети еще раз, после ночи разочарований. В итоге — рекордный улов. Петр осознает свое неразумие и бросается к ногам Иисуса. Иисус отвечает: «…не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:10–11).

Всякий раз, когда Иисус подтверждает Свое обязательство перед учениками, Он сопровождает его видением будущего. Иисус не дает им забыть о том, что им предстоит исполнить; Он всегда ассоциирует одно с другим, устанавливает связь. Ведь один труд без видения цели превращает служение в тяжелую, нудную работу.

С большей полнотой и точностью Иисус объявляет о близком служении как раз перед тем, как призвать двенадцать и наделить их апостольскими полномочиями. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:36–38).

И снова внимание двенадцати привлекается к предстоящему служению. Существует огромная нужда в делателях, но их недостает. И тотчас вслед за этим заявлением Иисус посылает апостолов по двое для исполнения апостольского служения. Иисус устанавливает эту важную связь между трудом, который требуется совершить, и обоснованием необходимости этого труда. И хотя Иисус выходит далеко за пределы стадии подготовки учеников «Рассказать им об этом», Он не забывает напомнить об основаниях необходимости их служения. Обращает на себя внимание то, как Иисус подходит в Своих заявлениях к Великому поручению.

Он укрепляет уверенность учеников в значительной мере посредством жизненного опыта. В самом призвании и в связи с ним подразумевается много проповеднического служения. Великое поручение не было брошено вдруг в полу одежды учеников накануне вознесения Христа. Тогда это было просто кульминацией приоритетов, которым ученики уже были научены. В течение тридцати четырех месяцев Иисус поступательно и постепенно преподавал ученикам то, что им нужно сделать.

Это очень походит на то, как мы учим своих детей чистить зубы, причесываться и мыть уши. Мы объясняем, напоминаем им и боремся с их нежеланием, чтобы в конце концов развить в них надлежащие гигиенические навыки. И тогда в один прекрасный день, когда они уже разменяют свой второй десяток лет, они зайдут в ванную комнату и не выйдут оттуда. Теперь они будут настолько озабочены своим внешним видом, что мы начнем сердиться на них за то, что они слишком много времени уделяют своей внешности.

Как бы вручая детали жизненной мозаики по одному кусочку, Иисус постепенно выстраивает понимание учениками того, что им следует делать. Повторяющиеся призывы ловить человеков, трудиться на жатве и возвещать Благую весть всем народам составляют основание того, что мы теперь называем Великим поручением. Как только ученики научились свидетельствовать о воскресшем Христе, все детали мозаики сложились в одну картину, согласно которой они и строят теперь свою жизнь.

Великие поручения. Воскреснув, Иисус не раз представал перед Своими последователями. Часть этих явлений народу состояла из передачи повелений, названных Великим поручением:

Ин. 20:21: «…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».

Мк. 16:15: «…идите… и проповедуйте Евангелие всей твари».

Лк. 24:47: «…И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».

Деян. 1:8: «…Но вы примете силу… и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Если сопоставить отрывки Писания, содержащие Великое поручение, то получится следующее: «Идите, возвещайте Благую весть до края земли. Не сомневайтесь, все знамения силы Божьей будут сопровождать вас. Начните с родного дома и несите эту весть до самых отдаленных уголков земного шара».

Четыре события, о которых говорилось выше, представляют собой начало, но здесь чего-то недостает. Это все равно, что сказать: «Начните возводить дома, постройте их особыми — пусть это будут наилучшие архитектурные сооружения. Финансировать строительство буду я; начните строить их повсюду на земле, и пусть это будут добротные строения». Это может взволновать строителя, ну, а как же насчет архитектурного проекта, как должен выглядеть добротный дом? Здесь почти ничего не сказано о методологии.

Вот почему изложение Великого поручения Матфеем цитируют чаще всего. Оно представляет собой особую методологию, проект, которому надлежит следовать, предписанный план распространения Благой вести по всему свету: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19–20).

Считается, что слова «идите», «крестя» и «уча» служат средством передачи императивного вербального действия «научите». Идти означает проповедовать Христа всюду, где бы ты ни оказался. За крещением новообращенных стоит публичное исповедание того, что они вверяют себя Христу. Учение послушанию — это основа воспитания учеников. Великое повеление — основная причина проповеди Евангелия Христова и ученичества, так как ученикам суждено быть послушными последователями Иисуса Христа.

Принимая Великое поручение в целом, мы видим, что Иисус повелевает не просто евангелизировать мир. Он требует большего. Его замысел включает в себя больше, чем просто крещение обращенных. Речь идет о людях, способных репродуцироваться. Церковь имеет повеление «производить» человека такого рода, который будет повиноваться Христу, благовествовать миру и приводить в действие цепную реакцию под названием преумножение.

Воспитание учеников означает развитие христиан, которые имеют желание и навык репродуцировать себя. Как репродуцирование, так и преумножение является приобретенным навыком. Любой христианин способен представить своего ближнего Христу, таким образом он и репродуцирует самое себя. Если новообращенный не учится делать того же, значит, случился акт простого репродуцирования, а не преумножения. Христос нуждается в людях, которые не только репродуцируют себя, но и обучают репродуцироваться других. Когда эти новообращенные становятся действующими учениками, приобретающими и обучающими других, тогда-то и включается механизм преумножения.

Почему усилия евангелизировать мир не поспевают за темпами прироста населения земного шара? Потому что отсутствует преумножение. Оно не стало приоритетом. Его представляют как плод, а не как методологию и заповедь Христа. Преумножение считается эзотерической причудой, вывертом некоторых немногих доктрин, посвященных ученичеству. Преданность воспитанию учеников и преумножению посредством подготовки наставников встречает сопротивление. Пока американская церковь продолжает возводить памятники самой себе, половина мира не охвачена проповедью Евангелия Христова, и все потому, что мы не исполняем Великого поручения.

Во многом современные достижения доказывают то, что, требуя немногого и устраивая грандиозные спектакли, можно собирать толпы народа. Но в конце концов и по большому счету эти толпы ничего не значат. Послушание Великому поручению означает решительное посвящение себя ученичеству. Говоря ученикам о том, что им надлежит делать, Христос учит их значению преумножения.

«Рассказать им, почему это надо делать». «Когда знаешь почему, перенесешь любые как» — это аксиома. Иисус поведал ученикам, что им надлежит делать, и теперь, чтобы поддержать их преданность этому делу, Он должен был наделить их желанием понять, зачем это следует делать. Иисус помогает нам осознать это без особого труда. «…Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).

Зачем воспитывать учеников, зачем посвящать себя преумножению? А затем, что люди нуждаются в прощении, возрождении, спасении от возмездия за грех и вечного отдаления от своего Творца. Иисус явился спасти Своих и заселить небеса Своими детьми. Ученичество ради самого ученичества — это ересь. В конце концов ученичество и преумножение — это всего лишь средства достижения цели, и сами по себе они не имеют права существовать.

Слово должно быть проповедано всем народам. Народы узнают о Слове, если Слово будут проповедовать. Для этого нужен персонал, ученики, преданные репродуцированию и преумножению. Послушные ученики — только они, верные и стойкие, способны выполнить эту задачу. Без преумножения будет ощущаться нехватка подготовленного персонала, и статус-кво не изменится.

Что надо делать: заниматься преумножением учеников для проповеди Евангелия всему миру. Почему это надо делать: для спасения человечества и утверждения Царства Христова.

Пастор-говорун останавливается на этом месте. Он сообщает людям что и почему, и на этом все. Большой упор делается на проповеди, уроках воскресной школы, общеобразовательных курсах по изучению Библии. Церковь евангельского вероисповедания сосредоточена на Слове. Обучение (речь идет о «белой» церкви среднего класса) означает проповедь и изучение Библии.

Если пастор главным образом сосредоточен на проповеди, не имеет средств применения того, о чем он проповедует, в жизни, он совершает две ошибки. Во-первых, он не учит, поскольку учит чему угодно, но не послушанию. Он говорит людям, что надо повиноваться, но не дает при этом средств истинного обучения, поскольку их нет в простом изложении содержания учения. Во-вторых, он нагнетает атмосферу виновности и несостоятельности. Это имеет место, когда людям постоянно говорят, что им надо делать то-то и то-то, но не предоставляют для этого никаких возможностей. Это означает гибель пастората и эксплуатацию народа Божьего.

Говорить людям что и почему — значит закладывать фундамент, на котором пастор может возводить стены. Он может посвятить себя изучению Слова. Он может проводить долгие часы в подготовке наилучших проповедей. Но прежде всего он должен обеспечить народ средством применения проповедуемого учения, иначе он не построит свой дом. Он должен постоянно продумывать, как следует применять это учение. Иисус — прекрасный образец подобного подхода.

Тренер проводит массу времени, общаясь со своими подопечными, говоря им, что и почему нужно делать. Они смотрят фильмы, штудируют учебники, обсуждают планы игры, затем отправляются на тренировку и начинают на деле применять что и почему. Тренер выходит на игровое поле вместе с игроками. Обычно публика наблюдает за поведением тренера, когда тот сидит на скамье для зрителей, там он в обычной, повседневной одежде. Но игроки больше помнят своего тренера в спортивном костюме со свистком на шее. 90 процентов тренерского труда — это рутина гимнастического зала или игрового поля. Пасторы же проповедуют 30-40 минут раз в неделю. Вопрос в следующем: как пасторы проводят время за исключением пятнадцати часов подготовки проповеди? Умный и ответственный пастор также использует свое время, убеждаясь в том, что его учение проводится в жизнь, тренирует людей и обеспечивает их средствами обучения и служения.

«Показать им, как это делается» и «Делать это вместе с ними». Теперь пастор-наставник выходит из-за кафедры и в качестве тренера демонстрирует людям, как следовать его учению на практике. В какой форме проявлялась приверженность Христа преумножению? Уже один факт избрания Христом учеников и то, что они были вместе, свидетельствует о Его заинтересованности в их обучении. Фаза «Пойдите и увидите» была ознакомительной и краткой. Фаза «Идите за Мною» длилась дольше, десять месяцев, и Христос взял на Себя ответственность, сказав: «Я сделаю вас ловцами человеков». С третьим призывом, «Будьте со Мною», Он выделил двенадцать, возложил на них обязанность давать отчет в своих действиях и наделил их чрезвычайными полномочиями. Когда Иисус облек двенадцать властью и послал их в путь, они знали, что это было навсегда, окончательно. Он планировал передать это дело им.

Когда приблизилось время Христу отойти, Он стал проводить с ними больше времени. Целью первоочередной важности для Иисуса был крест. Следующим приоритетом для Него было обучение двенадцати. Как в деле воспитания детей, где затраты времени и усилий передают любовь родителей, так и в отношении Иисуса к Своим ученикам действовали одни и те же силы. Иисус снова и снова посвящал время демонстрации, толкованию, опытам и разъяснению.

Если пастор учит о важном значении проповеди Евангелия Христова, он обязан возглавить это дело. Начните занятия с группой, научите основам, затем выводите людей в мир, чтобы испытать их на деле. После достаточной демонстрации учащиеся обязаны делать это сами. Объясните им, как это делается, затем делайте это вместе с ними. Они могут начать с личного свидетельства, переходя затем к исполнению евангельского проекта совершенно самостоятельно. Пастор проявляет приверженность преумножению, обучая ближних умению свидетельствовать. Потом его подопечные станут учить других. Это очевидно, но столь же редко, сколь и очевидно. Увы, дело Христово расстраивается, когда мы пренебрегаем основами.

Наиболее мощным учебным средством является образец. Идет ли речь о медицине, спорте, искусстве, торговле, вождении автомобиля, ученику всегда нужно показать, как это делается. Его постепенно учат тому, чему обучали наглядно. Иисус доказал на деле, что сутью Его подхода была работа с людьми. Он посвятил Себя воспитанию людей, которые могли бы воспроизвестись. Его убежденность в этом проявлялась в готовности передать Свое служение обученным, квалифицированным, компетентным людям.

Они знали, как учить, поскольку помнили, как учил Наставник. Они знали, как изгонять бесов, как молиться над больными, как заботиться о слабых, поскольку наблюдали, как все это делал Он Сам. Они видели, как обучать других, так как Он ясно показал это на них самих. Это делалось с ними, значит, они могли делать это с другими. Золотое правило ученичества: «Делай с другими то, что было сделано с тобой».

Децентрализация служения. Ранее мы говорили о децентрализации пастырского попечения. Пастор, воспитывающий учеников, верит и проводит это в жизнь единственно потому, что имеет образец — Самого Иисуса, твердо стоявшего на позициях децентрализации всего служения. Шестиступенчатый метод подготовки учеников, которым воспользовался Иисус, есть завет децентрализации служения. Зачем же еще понадобился Иисусу горький опыт преодоления сопротивления двенадцати? Это были своекорыстные, самолюбивые, соперничающие, небрежные и завидующие друг другу люди, которых было трудно обучить и еще труднее отучить. Преодоление сопротивления всей этой честной компании должно было походить на ситуацию, как если бы Майклу Джордану пришлось играть в баскетбол, имея тело Вуди Аллена. Они снижали активность Иисуса; они искушали Его ослушаться Отца; они создавали больше проблем, чем стоили чего-то по мнению многих людей. То есть всех, за исключением Иисуса.

Иисус за ближними видел весь этот мир. Более того, согласно Великому поручению сутью деятельности пастора-наставника является видение этого мира за ближними. Как поступает пастор-наставник, так поступает и члены церкви.

Метод Иисуса был дискуссионным всегда и остается таким в наше время. Большинство евангельских церквей не позволят своему пастору учить, как учил Иисус. Они противостанут пастору-наставнику. Если он хочет сосредоточить усилия на нескольких учениках, избрать некоторых для ученичества, чтобы воспроизвести свой труд, ему станут противодействовать. Стоит только пастору-наставнику заговорить о необходимости выбирать лучших, устанавливать стандарты обучения и сделать членов братского совета профессиональными наставниками, как он будет вовлечен в баталию.

Если церковь собирается серьезно последовать примеру Иисуса, уча тому, чему учил Он, и принять столь же серьезно и Великое поручение, проявляя приверженность преумножению при посредстве ученичества, то потребуется несколько стойких и квалифицированных наставников, которые будут готовы терпеть все синяки и шишки церковных сражений, пока не появятся первые плоды. По истечении достаточного времени децентрализация служения проявится гораздо лучше. Надо будет сделать многое, причем сделать самым лучшим образом. Это принесет людям чувство довольства и придаст жизни смысл. Это обернется для руководства церкви новой удовлетворенностью достигнутым, очень радостной, и все усилия руководителей окажутся не напрасными.

Лучшее средство обучения. Избрав двенадцать, Иисус нашел решение проблемы лучшего средства обучения. Двенадцать были малой группой — довольно, чтобы обеспечить разнообразие, но и не много, чтобы никто из учеников не превратился в стороннего наблюдателя. Малая группа — это стартовая площадка для широкого благовестия и «тонкой настройки» один на один. По большей части люди здесь приобретают общий опыт, затем обсуждают его, спорят друг с другом и беседуют с Иисусом.

Пастор-наставник считает малую группу самым ценным инструментом в своем служении. В контексте малой группы можно научиться алгоритму большинства необходимых операций и навыков. Если нужно научиться молиться, приобрести навыки изучения Библии, благовестия, свидетельствовать, организовывать евангелизационные мероприятия и так далее, то малая группа — это то, что нужно. Если членам общины необходимо познакомиться друг с другом ближе, получить поддержку в трудное время или выработать план служения, опять-таки малая группа — лучшее средство.

Если бы мне надо было начать на пустом месте, не имея никакой помощи или преимуществ, сначала я пригласил бы в малую группу по изучению Библии всех желающих «прийти и увидеть». Потом, уже в рамках этой группы, я дал бы подняться «сливкам» и позвал бы тех, кто откликнулся на призыв «Идите за Мною», в другую малую группу, для подготовки. Затем из числа прошедших базисный курс я выбрал бы несколько человек, готовых «прийти и быть со Мною». Именно этих людей я стал бы учить в замену себе и стал бы трудиться, используя их. Таким образом я достиг бы преумножения, децентрализации служения и добился бы много другого с помощью большей по числу членов группы, причем более результативно.

Показать им, как это делается, и делать это вместе с ними — вот существенно важные ступени, которые пролагают путь к преумножению и децентрализации служения. Если соотнести шестиступенчатый метод обучения Иисуса с трехфазным планом, построенным в связи с призывами Христа к ученикам, получится следующее:

«Пойдите и увидите» = 1. «Рассказать им об этом»; 2. «Рассказать им, почему это надо делать»;

«Идите за Мною» = 3. «Показать им, как это делается»; 4. «Делать это вместе с ними»;

«Будьте со Мною» = 5. «Пусть делают это сами»; 6. «Использовать их».

Ступени «Показать им, как это делается» и «Делать это вместе с ними» являются промежуточным звеном между знанием того, что и почему следует делать, и использованием других. И в равной мере очевидно, почему, если не проводится обучение, преумножения не происходит. Иисус показал, как в течение десяти месяцев фазы «Идите за Мною» и двадцати месяцев фазы «Будьте со Мною» Он постепенно возлагал все большую и большую долю ответственности за служение на Своих учеников. Таков образец для пастора-наставника. Как поступает тренер, который сначала рассказывает что и почему, а потом показывает и критически разбирает свои действия, так же поступает и пастор, преданный Великому поручению.

«Пусть делают это сами». Очень часто и в разных обстоятельствах преумножения не происходит, потому что людям дается слишком многое, причем за очень короткое время. Чтобы убедиться в чистоте того, что передано для воспроизводства, все это следует в последний раз испытать, отшлифовать и доходчиво объяснить. Эта работа требует особой тщательности. Иисус показал нам какой.

«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Таково первое задание двенадцати для самостоятельного исполнения. Они должны были действовать на свой страх и риск; Иисус уже не следил за их работой. Отныне их суждениям, их словам, их мужеству и способностям следовало обладать Божьей силой, чтобы восполнить человеческие нужды. Перед тем как передать служение другому, очень важно дать ему потрудиться одному. Однако здесь существенно важны условия, на которых он станет служить самостоятельно.

Ученики отправились на служение с особым напутствием, в котором подробно излагалось все от содержания проповеди до содержания багажа. Во-первых, Иисус не требовал от них больше того, что преподал им. Во-вторых, по исполнении задания им надлежало вернуться к Иисусу, чтобы отчитаться перед Ним, получить оценку и утвердиться.

Двенадцать не были отпущены полностью. Они еще оставались привязаны к Иисусу, Который держал их еще, так сказать, на длинном поводке. Эта фаза обучения предоставляет возможность «тонкой настройки», без которой не обойтись перед броском в бой. Во время этой фазы ученики становятся делателями учеников. Здесь надо доказать, что они способны на большее, чем только благовестие; что они умеют приводить людей к духовной зрелости, и теперь эти люди сами обретают способность к репродукции. Ничто не заменит в сердце ученика исходящей из опыта убежденности в том, что он может совершать дело служения. Но ее можно приобрести, лишь отправившись в бой и постаравшись выполнить все это. Именно для этого в данном случае Иисус и послал их служить; позднее Он дал им возможность руководить семьюдесятью в особом служении (Лк. 10).

Заметная разница между учеником и наставником заключается в служении преумножения. Наставник не только репродуцирует, он руководит людьми, которые сами наставники, людьми, которые воспитывают учеников в двух, а то и трех поколениях, если считать с того, с которого они начинали. Люди, призванные Иисусом руководить, могли наставлять учеников не только «один на один», но также в корпоративных структурах. Ступень «Пусть делают это сами» — ключевой фактор для сохранения чистоты того, что репродуцируется. Каким образом осуществляется это сохранение — вопрос следующий.

«Использовать их». Пастор-тренер убеждается в том, что избранные для использования овладели необходимыми навыками. Избранную группу составляют приблизительно 10 процентов собрания. Лишь небольшая доля достигает этого уровня, и прежде всего потому, что 50 процентов членов церкви никогда не покидает «зоны комфорта», известной под названием «Пойдите и увидите». Эти люди посещают богослужения, церковные венчания и по возможности особые события. 90 процентов из оставшихся 50 доходят до фазы «Идите за Мною». Они вступают в малые группы, где приобретают навыки служения; они имеют некоторое отношение к определенным формам церковного служения. Они — ученики; они репродуцируются; они занимаются также чудесным служением — обращают ближних ко Христу. Разница между этими верными учениками и остающимися десятью процентами состоит в способности руководить и духовной одаренности.

Избранные наставлять в преумножении лидеров должны иметь необходимые дарования и уметь руководить. Отличает эту группу не одухотворенность, а соответствие, пригодность. Можно только гадать, почему Иисус избрал именно тех двенадцать. Однако пастору-наставнику лучше иметь некоторые критерии в отборе будущих наставников.

В процессе отбора мы оцениваем и допускаем к служению в тех или иных областях людей, которые успешно прошли фазу «Идите за Мною». Избранные для вступления в фазу «Будьте со Мною» имеют необходимые дарования и обладают навыками наставления людей и формирования среды, в которой наставничество и преумножение успешно развиваются. Рассмотрим некоторые объективные критерии такого соответствия, или пригодности.

Основание навыков служения

Характер. Частью подготовки является период, наступающий после двух-трех лет, в течение которых человек открывает содержание своего сердца. Возможности человека оценивают в соответствии с требованием, представленным в 3 главе Первого послания к Тимофею и в 1 главе Послания к Титу. Речь идет о тенденциях, а не о совершенстве личности испытуемого. Отвечающие за обеспечение процесса отбора должны убедиться в том, что у кандидата нет больших характерологических отклонений или скелета в шкафу (какого-то тайного греха). Если кандидатура его не соответствует этому требованию, то оснований продолжать его подготовку на руководящую должность не остается.

Верность. Такие отрывки, как 1 Кор. 4:2; Лк. 16:10 и 2 Тим. 2:2, учат верности в качестве предпосылки руководства, необходимого предварительного условия или требования, поступиться которым невозможно ни в коем случае. Слово Божье предлагает основываться на такой формуле для установленной верности: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

Пастор-наставник дает ученикам задания, которые по истечении нескольких лет составят послужной список верных или постыдных дел. Руководству необходима верность наравне с характером. И снова пастора-наставника отличает то, что он контролирует процесс и осознанно вовлекает в него людей. Он знает, кто на первом, кто на втором и кто на третьем этапе; он пропускает людей через свой оценочный методологический фильтр.

Духовные дарования/пригодность. Необходимые дарования для корпоративного духовного руководства — это способность быть лидером, учить, управлять, вразумлять и другие подобные группы даров. Большинство людей не созданы для руководства. Несомненно, что руководить способны лишь 10 процентов людей. Только 10 процентам группы необходимо быть наставниками; в церкви, в которой одни вожди и нет индейцев, анархия неизбежна.

Те, что доходят до фазы «Идите за Мною», составляют тот резерв, в котором пастор-наставник и находит будущих лидеров. Две учебные ступени, которые соотносятся с фазой «Идите за Мною», — это «Показать им, как это делается» и «Делать это вместе с ними». Он ищет тех, кто доказал способность руководить людьми, положительно влиял на ближних и кому удалось пройти все этапы процесса.

Характер, верность и пригодность — это фундамент, на котором пастор-наставник может возводить стены. Выбрав людей с такими базовыми качествами, он может «довести» их до большого руководства, как это делал Иисус. Это абсолютно необходимо, так как от этого зависит преумножение. Когда пренебрегают пятой учебной ступенью, Великое поручение начинает разваливаться.

Следующий вопрос в этом случае таков: какие навыки необходимы, чтобы стать успешным наставником? Помните, что мы говорим о руководителе, который может формировать корпоративную среду, благоприятную для ученичества и преумножения.

Навыки служения

Ключ к овладению прочными навыками служения — позволение ученикам применять эти навыки. Речь идет не об управлении тренажером, а о конкретных действиях среди реальных людей с их реальными нуждами. Пастор, воспитывающий учеников, должен доверить подопечным дорогое сокровище. Только так они в действительности могут научиться. Так поступал Иисус; именно так и должен поступать пастор-наставник.

Наиболее результативным средством обучения, по нашему мнению, является запуск потенциальных лидеров в нашу систему. Это развивает практические профессиональные навыки, которые им так необходимы. Поскольку в нашем сознании господствуют общеобразовательные модели подготовки, мы испытываем искушение давать по большей части опыт, не выходящий за пределы аудитории, но этому надлежит противостоять. Чтобы совершенствовать методологический фильтр будущих наставников, требуется больший объем знаний, однако важнее активизировать то, что они уже знают.

Способность эффективно передавать истины Священного Писания. Без передачи информации не может быть никакого преумножения. Пастор-наставник обязан уметь научить ближних. Под словом научить я имею в виду способность обеспечить неискаженную передачу и прием знаний, убеждений и ревности, касающейся духовных ценностей; умение делиться этими ценностями так, чтобы их смысл и содержание при этом не искажались (2 Тим. 2:2). Научить — значит наставить людей с помощью шестиступенчатого метода.

Для успешной передачи библейских истин не надо быть одаренным оратором. Мы слишком часто и в разных ситуациях связываем способность учить других с талантом гладкого, блестящего, изысканного публичного выступления. Умение воздействовать на публику полезно, но не это требуется в первую очередь. Необходимо уметь довести до понимания людей содержание и основы того, что следует передать. Необходимым качеством является убежденность. Если человек привержен какой-то идее, он может убедить в ее истинности других. Стало быть, если основание характера заложено и убеждения развиты с помощью шестиступенчатого метода, ученик станет делателем учеников, поскольку он будет передавать ближним свою убежденность. Процесс такого обучения может включать публичные выступления, групповые дискуссии, чтение, самостоятельное изучение Писания и неформальное общение.

«Дела говорят громче слов», «Ценности прививают поступками, а не нравоучениями» — гласят аксиомы. Лучше всего комбинация всех упомянутых качеств. Характер и убежденность, однако, должны стоять во главе списка свойств, которые делают передачу информации наиболее действенной. Экзамены и подготовка потенциального наставника нужны для того, чтобы отправить его к людям. Если он способен передать своим подопечным ценности, убеждения и навыки, его ожидает целая жизнь, посвященная ученичеству. Пастор-тренер дает возможность для избранных вступить в фазу «Будьте со Мною».

Умение управлять. Управляющие — это не клерки или канцелярские крысы. В этом контексте управляющий — человек, способный двигать дело, употребляя других. Главное здесь — человеческие отношения: как сотрудничать с людьми, как использовать лучшее в них, чтобы дело Христово не стояло. Том Петерс утверждает, что труднейшей проблемой современного руководства является делегирование полномочий. При этом нужно распределить задания между людьми, убедиться в том, что они правильно поняли тебя и могут исполнить твои поручения, причем хорошо. Я согласен с Петерсом: труднейшая проблема христианских лидеров — создание среды, способствующей преумножению. Назовите это совместным служением, «снятием с привязи» рядовых членов, преумножением или ученичеством, все равно за этим стоит одно: полноценное и исполненное смысла служение Тела Христова.

Во-первых, при подготовке управляющих нужно развить в них приверженность децентрализации служения. Во-вторых, надо помочь им понять необходимость постепенного делегирования полномочий. И в-третьих, постоянно контролировать исполнение ваших заданий, когда ученики станут служить, употребляя других. Преумножение на этом уровне требует наличия не только базовых навыков в деле служения, таких, как способность рассказать о своей вере в Христа или заботиться о новообращенных. Цель — воспроизводство наставников, руководителей, умеющих управлять служениями. Вот почему такой упор делается на способности двигать дело, употребляя других. За этим стоит умение реально влиять на группы людей, а не на отдельные лица.

Способность побуждать и вдохновлять. Наставник плодотворно учит; он служит, употребляя других; и он должен уметь побуждать других. Ведущие всегда преодолевают инерцию ведомых. Среди большинства людей апатия обычна. Однако опытные наставники не тратят времени попусту, сокрушаясь по поводу всеобщего безразличия, ведь человек апатичен от природы; они направляют свои силы на решение возникающих в связи с этим проблем. Средством от апатии является вдохновение; тут речь идет прежде всего об эмоциях. Бог использует эмоции, так что говорить о важных вопросах эмоционально мы можем на полном основании. Вдохновлять полезно, но вдохновение преходяще. Спутником вдохновения выступает стимул. Стимул отличается от вдохновения, поскольку у человека, имеющего стимул, появляется свой резон.

Опытному наставнику следует вдохновлять подопечных, но абсолютно необходимо побуждать, стимулировать их. Способность побуждать объединяет два важнейших для дела служения навыка: навык передачи информации и навык управления. Вначале христиан обучают тому, что такое христианское служение и почему оно важно, затем им поручают задания, которые они выполняют под надзором наставника. Наставник пользуется при этом следующими побудительными силами: постоянно напоминает ученикам о значении христианского служения, утверждает их в исполнении заданий, побуждает их делать лучше и достигать большего, обещает большую ответственность, оценивает достижения и недостатки их служения. Если достижения учеников порождают в наставнике радость и довольство, ему суждено стать «великим побудителем»; он будет вдохновлять других служить Христу.

Это можно назвать «смазкой управления», она облегчает управление и наделяет его смыслом. Поощрение и вдохновение, как машинное масло, уменьшают трение колес механизма служения.

Умение вразумлять. «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15:14). «…Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28).

Слова наставлять и вразумлять происходят от одного и того же греческого слова nouthea. Слово nouthea используется в Новом Завете тринадцать раз и означает «увещевать, образумливать, делать словесное внушение». Речь идет о том, что наставники обязаны учить, вразумлять, давать советы своим подопечным.

На этом уровне духовного возрастания учеников наставники должны помогать им в разрешении основных жизненных конфликтов. Люди, отобранные для обучения наставничеству, составляют резерв, из которого мы готовим миссионеров, пресвитеров, пасторов, основателей церквей и других руководителей в церкви. Разделом их обучения является аудиторная подготовка по основным приемам консультирования. Депрессия, тревога, супружеские разногласия, проблемы общения и поведение в конфликтных ситуациях в церкви — вот лишь несколько тем, которые разбираются здесь. И снова мы убеждаемся в том, что руководство малыми группами дает возможность учащемуся, проходящему боевую подготовку, отработать практические навыки.

Умение исправлять. «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:23–26).

Этот фрагмент Писания — один из немногих, призывающих наставников исправлять тех, кто поддался лжеучениям и занялся темными делами. Многие наставники против развития этих навыков. Для человека естественно избегать конфронтации. Первое препятствие — убедить подопечного в том, что конфронтация и исправление ближних — это проявление любви. Помочь ближним сохранить верность Богу — это и есть реальная помощь, в которой нуждаются люди. Верный наставник, способный окружить подопечных достаточной заботой, чтобы идти на конфронтацию в рамках реально сложившихся отношений с людьми, спасет их от напрасных печалей, а себя — от печалей еще больших. Действительно, пока наставник не займется такими делами, он будет неверен и ограничит свою работу. Грех, живущий в Теле Христовом, вредит ему так же, как не залеченная физическая рана телу человека.

Эффективно отшлифовать пять перечисленных выше навыков, необходимых в деле служения, можно только в условиях малой группы. Будущий наставник должен отработать все пять навыков в такой группе. К примеру, навык исправлять ближних. Члены малой группы соглашаются дать наставнику возможность помочь им оставаться верными Богу. Всякий раз, когда тот или иной участник не сохраняет преданности Богу, руководитель группы действует по принципу «Чем я могу помочь тебе?». Третьего не дано: человек при этом не хочет или не может посвятить себя Богу. При нежелании оставаться верным Богу речь идет о духовной проблеме, при невозможности — о проблеме управления. Наставнику нужно научиться решать насущные проблемы, не откладывая их в долгий ящик, как можно раньше, ведь это спасает членов группы и избавляет его от сердечной боли.

Исправление других — это часть процесса ученичества, которой слишком пренебрегают. Люди часто утверждают, что применяют подотчетность, хотя в действительности делают это весьма избирательно. Они повинуются властям и меняются, когда желают, но пренебрегает властями, когда не хотят подчиняться. В подобных случаях подотчетность — фарс, поскольку такая подотчетность не подкрепляется делами. Люди не станут такими, какими их желает видеть Бог, пока не подчинятся Божьей воле, которую выражают их наставники, тогда, когда им этого не хочется. Пока они не покончат со своим «я» и не покорятся в момент кризиса, их независимость будет тормозить процесс их духовного созревания. Избранные вступить в фазу «Будьте со Мною», ступень пятая, «Пусть делают это сами», демонстрируют желание исправиться и научиться исправлять ближних.

Употребление. Не пытайтесь служить Богу, употребляя других, не проверив единство их видения с вашим. В сети ресторанов «Макдональдс» повсюду предлагают одно меню — что в Питтсбурге, что в Сан-Диего. Кофе одинаково прекрасный, мороженое одинаково вкусное, всегда и всюду можно быть уверенным, что мясо в гамбургере хорошо прожарено. Причина такого высокого качества продукции ресторанов «Макдональдс» по всей стране — в упоре на контроль за качеством производства.

У ресторанов «Макдональдс» имеются свои стандарты отбора лиц, получивших от фирмы право самостоятельного представительства. Правила и соглашения должны соблюдаться, если купившие такое право хотят держать свои рестораны. Когда они торгуют продукцией, она на вид и на вкус одинаковая по всему миру. Они знают, что им следует воспроизводить и как поддержать репутацию фирмы. То же верно и в отношении церкви. Когда наставник брошен в бой, абсолютно необходимо, чтобы он имел теоретическую подготовку и навыки репродукции желанного «продукта».

Когда приблизилось время ученикам Христа показать себя, свои силы и способности в полной мере, Иисус призвал их, чтобы дать последние наставления. Он преподал им нечто новое; в частности, объявил двенадцати о служении Святого Духа. Он указал им на перемену в их отношениях. Да, Он пребудет с Ними, но не как прежде. Им надлежит приготовиться к большим делам и большей ответственности. Иисус сделал упор на том, что Ему необходимо уйти от них. И одна из причин Его ухода — необходимость употребления учеников в деле, необходимость их дальнейшего духовного развития. Но что они могут без Христа! Если сопоставить и объединить беседу Христа с учениками и явления Христа после Его воскресения, можно выйти на принципы употребления учеников.

Повторить основы. В горнице Иисус напомнил ученикам об основных движущих силах: любви, принесении плода, общении с Отцом, общении друг с другом. Явления Христа после воскресения учат, как важно оставить учеников, но обещать им поддержку и велеть самоотверженно служить, исполняя Великое поручение.

Отсюда следует, что и нам надо повторять основы посредством серии тестов. Тесты эти касаются вопросов учения, теории служения, предпочтений в области стиля служения. Проводится и устный экзамен. Это вольное собеседование, в котором человек может показать свою способность четко излагать знания и приверженность теории. Это убеждает руководителей и самого новоиспеченного наставника в том, что он готов к служению.

Самым очевидным образом Иисус передал Великое поручение на шестой ступени наставничества, «Использовать их», сделав последнее напутствие. Великое поручение отдавалось пять раз, и всякий раз это были последние и важнейшие слова Христа к Его народу. Самые последние Его слова — это наш долг: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Он начал со слов о том, что нивы побелели и поспели к жатве. И закончил, сказав, что ученики станут могучим свидетельством всему миру. В промежутке Он учил их; Он показывал им, как это нужно делать, делал это вместе с ними, доверял им делать это самим и, наконец, употребил их в деле. И ныне Он продолжает давать возможность Своим ученикам делать то же самое. Он — превосходный Наставник, и когда Он сказал «идите и научите», ученики поняли, что Он имел в виду и как это надо сделать. Можем ли мы сказать то же самое о нашем народе?

Установить новые отношения. Иисус говорил ученикам, что их отношения переменятся. Когда подготовленный ученик готов приступить к делу, с ним происходит то же самое. Иисус сказал ученикам, что не оставит их сиротами; Он будет посреди них при помощи Святого Духа. У них будет больше обязанностей при той же власти. Не будет одного — физического присутствия Иисуса.

Когда компетентный наставник будет употреблен в деле, у него будет больше ответственности, больше свободы, и он также будет поддерживать отношения со своим ментором. Разница может быть в том, что подготовленный наставник устанавливает связь со своим ментором раз в месяц. Дважды в году они будут посвящать общению друг с другом целый день. Это в том случае, если служение разведет их на географически большие расстояния.

Чаще всего новоиспеченный наставник остается в родной церкви. Ему предоставляется большая ответственность, право созидать и развивать какое-либо направление служения с самого начала. Хотя такой наставник контактирует с руководством церкви, он большей частью работает самостоятельно. Он обязан делать так, поскольку способен на это, и, поступая таким образом, набирает группу и обучает других. Он не должен ориентироваться на ежедневную помощь церковного руководства.

Церкви необходимо готовить как можно больше профессиональных наставников. Кто-то пойдет на учебу в духовную семинарию, кто-то станет миссионером, создателем новых общин, обратится к другим формам профессиональной христианской работы, однако большинство останется на месте. Хорошо подготовленные люди будут противиться искушению «сдавать назад», регрессировать. Долг пастора-наставника — научить людей брать на себя ответственность и служить, переходить на следующую ступень и не заглушать в своем служении Святого Духа.

Мы поощряем подготовленных наставников руководить в нашей церкви рабочими органами, малыми группами посвященных христиан, выбравших служение людям в том или ином сегменте общества, чтобы помочь им и привести ко Христу. Бездомные, больные СПИДом, дети, подвергающиеся насилию, или общественные группы, например, футбольные игроки или пенсионеры, — все это части общества, куда следует идти и приобретать души для Христа. Этими служениями должны руководить те, кто прошел соответствующую подготовку и имеет навыки для успешной работы, те, кого мы называем наставниками.

Обучая людей и поручая им идти и заходить как можно дальше, можно расширить и углубить служение, принося больше плода. Некоторые из этих людей останутся на ступени что и как. Большинство отыщут себя на стадии покажи, как это делается, и делай это вместе с ними. Это значит, что они не будут руководить людьми, но зато они — ученики; они станут репродуцироваться, но всегда под руководством наставника. И, наконец, 10 процентов станут компетентными наставниками. Дайте им заняться этим, а потом употребите их в деле. Они — лучшее из всего урожая; теперь они должны сами воспроизводить свои действия, употребляя других. Чем больше подобных людей, тем лучше.