Как это реализовать в поместной церкви

Обычно я пропускаю разделы книг, посвященные детализации приципов. В них авторы подробно объясняют, что и как у них работало. Я избегаю разделов с детализацией основ, поскольку, как правило, это не везде осуществимо. Принципы применимы, программы — нет; описание же того, как принципы проводятся в жизнь, легко превращается именно в программу. Но прежде чем вы согласитесь с этим и закроете книгу, мне хотелось бы показать, что я все еще говорю о принципах.

Здесь я обращаюсь к принципам, которые отстаивал на протяжении всей этой книги. Для этого хочу резюмировать каждую из четырех фаз учебной модели Иисуса. Затем расскажу о средствах, с помощью которых эти принципы проводятся в жизнь. Я остановлюсь в основном на функции каждого из средств и на том, почему к ним стоит обращаться. Надеюсь, эти данные помогут вам следовать этим принципам творчески, породят новые мысли относительно ученичества в вашем служении. Но прежде вспомним несколько важных положений.

Тезис 1. Позаботьтесь о планах

Чтобы ученичество стало главным делом церкви, нужно выработать общецерковный рабочий план, чтобы поместить воспитание учеников в сердце церкви. Не приступайте к ученичеству, пока не проясните целей и не запланируете конкретных мероприятий и сроков их исполнения.

Тезис 2. Объясните свои планы

Объявите о приоритетах. Пастор провозглашает библейские приоритеты с кафедры. Он толкует отрывки из Писаний, извлекает из них принципы и поясняет их употребление. Он четко ориентирует церковь на движение в конкретном направлении.

Опубликуйте в церковной периодике список ваших приоритетов. Информационные листки, различные бюллетени и брошюры, ежегодные отчеты и другие издания — все это должно отражать декларированные приоритеты. Печатную продукцию каждый год следует дополнять и исправлять; кроме того, надо внести в устав церкви критерии учета коллективных достижений.

Проводите ученичество на уровне руководства. Это важнейший шаг после определения позиции старшего пастора. Свойства и приоритеты наставничества должны отражаться в жизнедеятельности руководства церкви. Пренебрегая этим, рядовым членам церкви преподают наглядный урок непослушания объявленным приоритетам. Как они могут поверить в то, что воспитание учеников — это высший приоритет, если сами руководители церкви не живут в соответствии с тем, чему учат?

Три вышеозначенные предпосылки абсолютно необходимы, чтобы сделать воспитание учеников главным делом церкви.

Тезис 3. Покажите на примере то, что вы собираетесь предпринять

Представьте свои планы руководству церкви. Если вы детально продумали будущее предприятие и оформили его письменно, можете агитировать ближних. Вам нужно будет убедить других, что церковь должна идти именно этим путем. Важно и то, как вы станете претворять свои планы в жизнь. Если вы расскажете о конкретных средствах их воплощения в жизнь, люди смогут определиться и откликнуться. Это можно представить в таком виде: «Я организую малую группу для всех пожелавших пойти и увидеть, что значит быть учеником».

Три тезиса таковы: составить план, объяснить и агитировать. Люди обычно доверяют вождю, знающему, куда он идет. Представьте реальные, осуществимые планы достижения верных целей, и люди пойдут за вами. С помощью нижеследующей модели пастор-наставник сумеет поместить ученичество в сердце церкви; эта модель представляет собой один из возможных вариантов реализации жизненно важных принципов в деле развития здравых христиан, конечного «продукта» наставников и «воспроизводителей», способных исполнить Великое поручение.

Модель

В предыдущей книге Иисус Христос–Наставник я показал источники предложенной модели. В основу ее положены три фазы учебного процесса, через которые Христос провел Своих учеников. Эти фазы выделяются всеми; многие наблюдатели до меня выделяли и описывали их. A. Б. Брюс (A. B. Bruce) в классическом труде The Training of the Twelve говорит о трех призывах Христа (1) . Вот что имеется в виду: призыв «Пойдите и увидите», зафиксированный только в Ин. 1:39; призыв «Идите за Мною», который можно найти в Мк. 1:16–20; и призыв «Будьте со Мною» из Мк. 3:13–14. Я добавил к трем основным краткую четвертую, второстепенную фазу «Пребудьте во Мне» (Ин. 3:13–14). На схеме 1 показана каждая из основных фаз процесса наставничества. В верхней части схемы представлены шесть ступеней учебной модели Христа в их отношении к четырем фазам обучения.

«Пойдите и увидите» 1. Рассказать им об этом; 2. Рассказать им, почему это надо делать;

«Идите за Мною» 3. Показать им, как это делается; 4. Делать это вместе с ними;

«Будьте со Мною» 5. Пусть делают это сами;

«Пребудьте во Мне» 6. Использовать их.

Если продолжить аналогию с телом, то четырехфазный процесс и шестиступенчатую модель учебного процесса можно назвать сердечно-сосудистой системой церкви. Когда эта система действует, церковный организм производит «продукт» под названием ученик. Средства или методы, названия которых расположены под каждой из категорий, составляют как бы скелет. Скелет определяет структуру тела. Однако здоровье тела в большей мере зависит от состояния сердца, артерий, других сосудов и легких. Люди умирают не от бессилия; они умирают от сердечно-сосудистой недостаточности. Тело не может функционировать без хорошо развитой сердечно-сосудистой системы. Когда такая система работает нормально, нормально работает и все тело.

Если важнейшими атрибутами четырехфазного процесса являются время и уровень посвященности, то соответствующие этим фазам шесть ступеней его обращают наше внимание на содержание и уровень ответственности. Если фазное структурирование позволяет взглянуть на процесс церковного ученичества как бы с птичьего полета, то структурирование шестиступенчатое помогает тренеру контролировать на протяжении всего процесса содержательный аспект тренировки.

Фаза 1. «Пойдите и увидите» (Ин. 1:39 – 4:46)

Иисус не требовал, чтобы за Ним следовали; Он просто приглашал. На каждой стадии развития и углубления преданного служения Он призывал людей перейти на следующий уровень, и некоторые следовали Его призывам. Эти призывы характеризуют процесс обучения и соответствующие фазы, которые Иисус использовал при подготовке последователей к воспроизводству.

Фаза «Пойдите и увидите» — четырехмесячный вводный период, цель которого обратить внимание людей на Иисуса Христа и Его дело. Пять учеников последовали за Ним, научились у Него, а затем вернулись домой подумать, а не следует ли им пойти за Ним дальше. Иисус показал любознательным новообращенным существо Своего служения. Они видели, как Он претворил воду в вино, выгнал продающих и покупающих в храме, беседовал с Никодимом и женщиной у источника. Он предложил им трудиться на жатве. Они оставили Иисуса, зная, что нести ближним Благую весть о Царстве — дело первостепенной важности и что они могут принять участие в этом деле.

Фаза «Пойдите и увидите» характеризуется словами собирать, понимать, раскрывать, заинтересовывать и вдохновлять. Эти слова характеризуют знакомство с Христом и Его делом. Такова первая фаза любого духовного служения, и в распоряжении церкви есть разные средства для претворения его в жизнь.

Утренние воскресные богослужения. Самым доступным средством привлечения людей остаются воскресные утренние богослужения. Наша культура построена вокруг этого, и лучшего времени, чем воскресное утро, для того чтобы доносить Благую весть до большинства людей, не найти. Когда средний человек говорит Бог, он имеет в виду церковь. Когда он говорит церковь, он имеет в виду присутствие на утреннем воскресном собрании. Стало быть, не сопротивляйтесь; наоборот, воспользуйтесь этим как способом собрать людей.

Для христиан или для тех, кто не ходит в церковь? Утреннее воскресное собрание, назовите его праздником, богослужением или часом учения, должно быть продумано заранее. Будет ли это собрание для людей верующих, неверующих или номинальных христиан? Будет ли это разъяснительная проповедь, направленная на основательное обучение, или тематическая — легкая пища, предназначенная для тех, кто не ходит в церковь? Будет ли звучать музыка современная или традиционная, с использованием сборников гимнов или заранее напечатанными песнями? Будет ли это собрание с вопросами и ответами; или строгое и спокойное?

Некоторые церкви, которые можно было бы назвать общинами «Пойдите и увидите», нацелены на работу с теми, кто не ходит в церковь. Они делают большую работу, привлекая людей динамичной музыкой, театрализованными постановками и беседами. Для учения и наставления они выбирают другие собрания. Эти церкви сделали свой выбор; этот выбор правильный, хотя и другой. Главное — учение и наставление в этой общине все же есть.

В отношении церквей, собирающих большие количества людей с помощью современных методов, обычно упускают из виду следующий аспект — предприимчивость ее руководителя. Энергичные руководители «заводят» такого рода церкви, заставляют их трудиться. Когда такой руководитель есть, на этой модели можно остановиться. Но я должен сделать несколько оговорок в отношении принятия подобных церквей в качестве примера для большинства других. Посещаемость воскресных утренних богослужений в 95 из ста американских церквей составляет не больше 200 человек. Реальность такова, что в подавляющем большинстве церквей нет пасторов, одаренных таким образом, нет денег или новаторских навыков, чтобы получать какую-то пользу от таких предпринимательских моделей.

Предпринимательские модели больше устрашают, чем помогают. Некоторые ценные принципы и идеи могут оказаться полезными для средней церкви, но в основном они предлагают стандарты, которые недостижимы для средней церкви. Порожденная культурой тенденция указывать на достижения этих церквей как на образец, усугубляют проблему. Для 95 процентов пасторов энергичный пастор-предприниматель и его церковь — это кара, порождающая у них комплекс неполноценности. Это не вина и не проблема пастора-предпринимателя. Позиция, предложенная мной, состоит в том, что надо просто благодарить Бога за подобных талантливых одиночек, брать от них все, что может нам пригодиться, и только.

Нам нужен образец, которому может следовать любой человек, с присущими именно ему талантами и ресурсами. Проблема здесь не в том, сколько дарований и ресурсов у вас имеется, но в том, как ими воспользоваться. Если вы поступаете со своими талантами и возможностями разумно, Бог даст вам еще, но не так, как другим. Если вы пастор-наставник, то что вам надо предпринимать на воскресном богослужении? Вопрос остается открытым.

Заинтересовывайте, вдохновляйте и собирайте. Мы решили обратиться на воскресном утреннем богослужении к прихожанам — христианам. Мы собираемся говорить людям прежде всего в ободрение, наставление, утешение и поощрение (1 Кор. 14:3; Евр. 10:4–25). Священное Писание не повелевает нехристианам посещать церковь и не ожидает от них этого. Христианам, наоборот, предписано посещать собрание регулярно (Евр. 10:24–25).

Мы обращаем основное внимание на христиан еще и потому, что христиане обязаны собираться, чтобы укрепляться в вере и расходиться для благовестия. Испытанием действенности церкви является то, как благовествуют миру ее члены. Нам не велено вести в церковь неверующих; нам велено отправлять в мир обученных христиан благовествовать о Христе. Пусть новообращенные воцерковляются, ассимилируются церковной средой, но пусть это будет побочным эффектом свидетельства членов церкви.

Утреннее воскресное богослужение, таким образом, формирует среду, в которой группа христиан может прославлять Бога, познавать Библию и побуждаться к служению. Именно на воскресных утренних богослужениях мы думаем заинтересовать христиан делом служения. Пастор с кафедры наставляет, вдохновляет, но, что важнее, заставляет христиан задуматься о служении Богу. Он взывает к ним оставить свои скамьи и отправиться на ниву.

Это дает пастору-наставнику величайшую возможность. Он объявляет о приоритетах и призывает людей принять участие в служении. Это сродни тому, как служил народу Иисус. Пастор говорит о важных вещах и о том, почему эти вещи важны. Он говорит им, кто они и что им надо сделать. Он указывает на те причины, по которым им следует принять участие в деле Божьем. Пастор пользуется кафедрой, чтобы формировать церковную среду. Музыка, молитвы, обряды и учение — все вместе побуждает народ к делу. И все же главное на воскресных утренних собраниях — это склонить людей отдать свою жизнь Богу и служить Ему: стать учениками.

Малое собрание. Утреннее воскресное богослужение — это место, где мы заинтересовали вас. Малое собрание — это место, где мы заботимся о вас. Фаза служения «Пойдите и увидите» должна иметь оба аспекта — интерес и заботу. Людей надо не только заинтересовать, о них необходимо заботиться. Ведь по большей части людям не свойственно впускать Слово Божье в сердце, пока они не увидят неподдельной заботы о себе.

Малые собрания ткут ткань церковной, общинной жизни. Общинная жизнь — это развитие, рост и совершенствование отношений. Мы обещали каждому члену нашего собрания, что, какой бы крупной ни была наша церковь, он останется членом того или иного малого собрания, где его будут знать и любить. Если такого отношения в собрании не будет, на это обратят внимание; если он попал в больницу, его навестят; если он болен, кто-нибудь станет приносить ему поесть.

Малые группы значительно динамичнее обычных классов воскресной школы. В нашей церкви эти группы собираются в воскресенье утром, но могут работать и в другое время. Участвуя в децентрализации служения, они лучше заботятся о людях. Причастие, водное крещение и посвящение детей проводятся именно в малых собраниях. Это полностью соответствует учению «всякий верующий — священнослужитель».

В малых собраниях открывается больше возможностей для служения. В последнее время наши малые собрания собирали одежду для заключенных. Они обеспечили одеждой, игрушками, продуктами питания и деньгами различные меньшинства. Они помогли решить некоторые проблемы нескольким создателям этнической общины. Когда люди начинают чувствовать жизненную силу служения на деле, они убеждают в этом ближних, и в итоге формируется деловая атмосфера. В последнее время в одном из таких собраний блестяще решили вопрос с оплатой медицинских счетов одного из членов. Затем там организовали новый бизнес по уходу за газонами, чтобы занять уличных мальчишек. Они — служители; они сами творят служение, способствуют служению; им не надо, чтобы за всем стоял один из членов братского совета.

Малым собранием руководит группа хорошо обученных лидеров. Это почти всегда братья из числа рядовых членов церкви. Между ними выделяется ведущий, учитель, общественный распорядитель, лидеры малых групп, координатор благотворительной деятельности и так далее. Люди учатся любить друг друга в малых собраниях. От них могут отпочковаться также всякого рода небольшие группы поддержки. Когда люди узнают друг друга ближе, они начинают лучше видеть нужды друг друга и находить им своевременное удовлетворение. Для хорошей заботы о людях крайне важно то, что церковь предоставляет подобное средство.

Это я и имел в виду, когда говорил о децентрализации служения, в том числе и пастырского попечения. Люди начинают верить в себя; они начинают уважать себя; они понимают, что они независимы от клириков в плане того, что и как делать, и не ждут этого служения от них. Служение перестает быть подконтрольным профессиональным служителям.

Цель фазы «Пойдите и увидите» — заинтересовать и окружить заботой рядовых членов церкви. Большинство христиан посещают в основном воскресные богослужения и воскресные собрания, которые отличаются от богослужений, но более динамичны в своих подходах. Реальность такова, что 50 процентов христиан остается навсегда в рамках этой фазы. Если воскресные богослужения посещают 100 процентов членов общины, то малые собрания — 45 процентов людей из числа взрослых. Фаза «Пойдите и увидите» — это резерв, из которого пастор-наставник отбирает пожелавших пойти дальше. Около 50 процентов собрания откликнутся на призыв и перейдут в следующую фазу ученичества «Идите за Мною».

Памятуя о такой реальности, следует заключить, что церковь отвечает за те 50 процентов, что остаются в фазе «Пойдите и увидите». Они, быть может, и не столь продуктивны, как те, что переходят в другую фазу, но тем не менее они тоже чада Божьи, и церковь ответственна за них.

Служение «липучки». Большинство американцев знакомо с «велкро», или попросту липучками. Это две полоски, которые «прилипают» друг к другу. Велкро вытесняют застежки-молнии на сумках и кошельках, а также шнурки в детской обуви. Служение «липучки» дает людям возможность «прилипнуть» к церкви. Воскресные утренние богослужения и малое собрание для них — достаточно сильный «клей». Но есть и другие средства, присущие фазе «Пойдите и увидите», — это хоровые коллективы, спортивные команды, клубы по интересам, организованный отдых, детские учреждения, комиссии социального обеспечения, кружки по изучению Библии и так далее. Цель таких групп — объединить людей. Служение «липучки» играет важную роль потому, что удерживает людей в церкви до тех пор, пока они не откликнутся на призыв заняться другим, большим делом. Человек может быть «привязан» к одной или нескольким местам действия «липучки» годами, затем в один прекрасный день он откликается на призыв: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Служение «липучки» приносит не только много пользы; оно поддерживает человека, пока он не будет готов продвинуться дальше.

Пастор, воспитывающий учеников, упорно трудится в фазе «Пойдите и увидите». Он следит за тем, чтобы средства фазы «Пойдите и увидите» были высокого качества. Он помещает интересную рекламу в газетах и приглашает посетить церковь с помощью многих других средств. Когда заинтересованные попадают на церковные скамьи, пастор доволен — они там, где им нужно быть. С помощью мощных средств фазы «Пойдите и увидите» он старается заинтересовать их в служении и преданности Христу. В то же время он употребляет все доступные средства для удержания людей в церковной среде, пока те не приготовятся пойти дальше.

Словно спортсмен, занимающийся барьерным бегом, пастор-наставник следит за процессом, не упуская из виду финишной черты. Процесс этот заключается в том, чтобы помочь людям успешно пройти все фазы ученичества. Цель — сделать всех желающих духовно здоровыми, репродуцирующимися учениками Христа. Фаза «Пойдите и увидите» раскрывает, что и почему им нужно развивать в своем духовном паломничестве. Сюда входит определение проблем, описание целей, указание путей решения стоящих перед людьми задач. Все, что может удержать людей в церковном окружении, где они постоянно подвержены действию Слова Божьего, является важным для служения ученичества.

Фаза 2. «Идите за Мною» (Мф. 4:18–22; Мк. 1:16–20)

Мы говорим нашему собранию, что в фазе обучения «Пойдите и увидите» мы обращаем их взоры на Христа и окружаем их заботой. В фазе «Идите за Мною» мы учим их, утверждаем в качестве зрелых учеников. Ступени 3 и 4 Христова шестиступенчатого метода обучения относятся главным образом именно к этой, второй фазе подготовки. Иисус показал ученикам, как надо служить, и делал это вместе с ними. На протяжении следующей 10-месячной фазы подготовки Он продолжал знакомить их с основами служения. Именно в этой фазе на протяжении длительного времени обучения закладывается фундамент будущего служения. Иисус установил, что в основании непреложной преданности Ему и Его делу лежат четыре важнейших принципа: 1) правильные отношения со Словом; 2) молитва; 3) такие отношения, когда у Него и Его учеников одна жизнь; и 4) евангелизация — свидетельство или миссия. Иисус-Наставник показал ученикам, как претворять эти принципы в жизнь. Участие было ограниченным; подавая пример, Иисус большей частью трудился Сам. Целью Его было научить их самому важному, а затем допустить это важное в их служение.

Переходный период. Всякому христианину нужно определенное время, чтобы укрепиться на прочном основании. Фаза «Идите за Мною» была для учеников именно таким необходимым переходным периодом. Пастор-наставник сталкивается с необходимостью провести людей из фазы «Пойдите и увидите» в фазу «Идите за Мною».

Хотя 50 процентов собрания никогда не оставляют первой фазы, другая половина, к счастью, принимает верное решение. Психопатологические аспекты привязанности к первой фазе я хочу оставить психоаналитикам. Пусть разбираются, если есть желание. А вот то, что люди откликаются на призыв Христа «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», я думаю, связано с действием трех причин.

Они уже были с Ним. Четырехмесячное пребывание в фазе «Пойдите и увидите» было необходимым знакомством с Христом и с сущностью служения. Семя было посажено; Христос открыл им сверхъестественное, а затем вызвал потрудиться. У них было два месяца, чтобы обдумать ответ, принять взвешенное решение в отношении своего будущего. Они знали, что Иисус вернется и предложит им трудиться снова; когда Он сделал это, ответ их был готов.

Пастор, воспитывающий учеников, понимает значение фазы «Пойдите и увидите». Без нее требование второй фазы в ближайшем будущем было бы для людей слишком большим. Они пропустили бы это мимо ушей. Они приняли бы решения, которые не понимают, и поэтому не могут воплотить. Переход «с улицы» в жизнь, посвященную христианскому служению, совершается по мере приобретения жизненного опыта в фазе «Пойдите и увидите». Когда верующий слышит об одних и тех же приоритетах снова и снова в окружении любви и заботы, у него появляется больше шансов принять верное решение. Люди переходят из фазы «Пойдите и увидите» в фазу «Идите за Мною» потому, что сердца их подготовлены. Им известно, что и почему им надлежит делать. Они решаются подняться еще на одну на ступень любви в послушании и превращаются в зрелых христиан.

Они получили приглашение, а не ответственность. Люди сомневаются, не решаются рискнуть чем-либо, когда возлагаешь на них ответственность за то, как им надо делать что-либо. Это приглашение Христа привлекает людей потому, что при этом тяжкое бремя ответственности Он возлагает на Себя. «Я сделаю вас…» — говорит Он не раз и не два. Я знаю, куда вам хочется идти; Я знаю, как привести вас туда; уповайте на Меня, идите за Мною. Иисус постоянно показывал ученикам, что Он имеет в виду, демонстрируя приоритеты Слова, молитвы, общения и свидетельства.

Чтобы поощрить народ к переходу, нужно прежде всего обеспечить средство, необходимое для этого, которое соответствовало бы цели. Если цель — стать зрелым учеником, тогда требуемое средство воспитания должно формировать свойства, которые составляют сущность ученика. Этот процесс начинается с простого приглашения желающих на предварительное собрание, на котором они могут принять решение в отношении такого средства. Здесь могут оказаться полезными различные способы выполнения задания, но умная церковь сосредоточится на одном или немногих серьезных. Сделать одно дело важнее, чем взяться за многие и не довести их до конца.

Переход совершает человек, который четко осознает, что и почему ему нужно упорно духовно совершенствовать. Далее идет приглашение, которое снабжает средством, необходимым, чтобы добраться до того пункта, куда, по его убеждению, ему надо попасть. Он должен также уповать на то, что наставник приведет его туда.

Он призвал их к обретению видения цели, а не к исполнению работы. Иисус также обещал, что если ученики пойдут за Ним, то станут ловцами человеков. Движущей силой, стоящей за этим обещанием, является видение того, кем я могу стать и что я могу сделать, научившись служению. В фазе «Идите за Мною» люди утверждаются в основных свойствах и навыках, что превращает их в учеников, которые прославляют Бога.

Для этого людям необходимы соответствующие средства. Две учебные ступени, важные в фазе «Идите за Мною», — «Показать им, как это делается» и «Делать это вместе с ними». Для этого требуется наличие управляемой ученической среды. Иисус требовал, чтобы Его ученики путешествовали с Ним, и они были при Нем все двадцать четыре часа в сутки. Путешествующие с Ним представляли собой управляемую среду. Те десять месяцев насыщенного событиями совместного жития учеников Иисуса равны нескольким годам совместного существования в наши дни. Стало быть, сегодня любой учебный процесс, который строится по образу и подобию Христова, должен длиться более десяти месяцев. Работа с людьми, обремененными семьями, службой и возможностью выбора, требует исключительно благоприятных условий.

Итак, мы остановились на временных рамках в два года. Мы полагаем, что каждому христианину положено быть репродуцирующимся учеником, вот почему нам следует создавать необходимые средства, чтобы сделать его участие в этом процессе реальным. Очень часто христиане считают ученичество возможным лишь для освобожденных служителей, которые, подобно Иисусу и двенадцати, отдают служению все свое время. Это мнение не соответствует действительности. Оно вредоносно. Оно заставляет среднего трудящегося человека думать, что важнейшая, абсолютно необходимая преданность Христу и служению для простого труженика недосягаема. Церковное руководство должно найти средство, делающее преданность Христу и служению доступным рядовому члену церкви.

Группы ученичества. В малой группе формируется наилучшая среда для ученичества. Группа может обеспечить необходимые среднему человеку средства, способные утвердить его в ученичестве. Деятельность такой группы подчиняется следующим законам.

Достойным является лишь преданный народ. На предварительное собрание приглашают тех, что согласился принять Христово приглашение: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Это обещание здесь детализируется. Люди соглашаются посещать собрания, участвовать в учебном процессе и нести определенную ответственность. Договор группы приведен ниже. На принятие решения людям отпускается одна неделя (2) .

Преданность абсолютно необходима для роста. «…уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:20) — этого невозможно добиться без подписанного договора. У лидера группы появляется возможность указать на этот договор, если член группы будет колебаться. «О чем мы с вами договорились?» — с этого вопроса начинается дискуссия. Договор цементирует группу. Это общая платформа; ощущение того, что «здесь мы едины», является причиной групповой динамики.

Группа должна быть достаточно малой, чтобы не было сторонних наблюдателей, но достаточно большой, чтобы обеспечить разнообразие. Группа функционирует лучше, когда в ней представлен букет разнообразных дарований и опыта. Лидер группы не обладает таким количеством талантов или опыта, которое было бы способно удовлетворить всех членов группы. Взаимодействие, взаимосвязь между членами группы — это важная часть учебного процесса.

Договор группы роста

обязательство возрастать во Христе

Вступление: Настоящий Договор составлен с целью четкого определения условий и последствий вступления в группу роста. Посетив предварительное собрание и молитвенно рассмотрев поставленную задачу, возможность и обещание ее исполнить, вам нужно подписать этот документ и передать его в офис нашей церкви.

I. Что нужно для группы роста?

— Желание стать христианином, самостоятельным в молитве, подотчетном общении, Слове и личном свидетельстве.

— Готовность регулярно посещать собрания группы и всегда предупреждать лидера о своем возможном отсутствии.

— Обещание не опаздывать на собрания.

— Серьезная нацеленность на исполнение всех недельных заданий во время исследования Библии с Христом.

— Готовность подчиняться инструкциям и духовному водительству лидера.

— Решимость:

1. За два года обучения запомнить в общей сложности 30 стихов из Священного Писания.

2. Выполнить пять программ из Ученических пособий, анализ одной из книг Нового Завета и пройти экзамен для оценки духовных даров, необходимых в дальнейшем служении.

3. Изложить в письменной форме свое личное свидетельство и поделиться им.

4. Активно поддерживать дружеские отношения с теми, кто не ходит в церковь.

5. Участвовать во всех евангелизационных мероприятиях группы и церкви.

6. Сделать молитву неизменной частью своей духовной жизни.

Договор

Ознакомившись с условиями вступления в группу роста, мы чувствуем себя недостойными и все же постараемся исполнить требуемое. Мы молились о нашем обязательстве и осознаем, что Бог хочет сделать нас членами группы. Мы хотим возрастать во Христе, любить ближних и содействовать распространению Царства Христова. Поэтому мы согласны приложить все усилия, чтобы оправдать по воле Божьей оказанное нам доверие в ближайшие два года. В случае нарушений условий Договора с нашей стороны, мы позволяем Вам, нашему другу и любящему наставнику, противостать нам ради нашего духовного благополучия.

Фамилии ________________________ , _________________________ , ___________________________

Дата ____________________________________

Число членов в группе не должно превышать 14. Превышение этой нормы затрудняет собеседование, не дает возможности поделиться своим мнением, рассказать о своих нуждах в отведенное для группового общения время. Если человек не имеет возможности участвовать в групповом общении наравне со всеми, его обучение будет проходить медленно и, скорее всего, этот человек оставит группу.

Чтобы процесс обучения проходил успешно, члены группы должны встречаться достаточно часто и на протяжении достаточно продолжительного времени. Непрерывность учебного процесса поддерживается еженедельными занятиями группы двухчасовой длительности. Подготовка требует еженедельного повторения стихов Писания, исследования Библии, евангелизационных мероприятий и так далее. Другой важной частью подготовки является ожидаемая трансформация установок. Изучение Библии помогает обновлению ума; евангелизационные мероприятия наносят в этом преобразовании, или трансформации, последние штрихи. Существует один аспект подготовки, который нельзя урезать, — фактор времени. В нашем двухлетнем процессе обучения трансформация установок происходит постепенно, по ходу постоянно приобретаемого опыта. Это походит на овладение чужим языком. Можно пройти семинедельный ускоренный курс изучения иностранного языка, но он качественно ниже, чем годичный курс. Если учащийся имеет языковую практику и время для запоминания материала, результаты обучения бывают значительно лучше, и он усваивает эти уроки глубже. Учебный процесс имеет естественные взлеты и падения; двухлетний период обучения смягчает процесс отработки личных проблем.

Группа должна сформировать основные навыки, призванные сыграть роль средств достижения цели. Система жизнеобеспечения ученика, которую он должен установить, состоит из четырех элементов: 1) практические знания Священного Писания; 2) действенная молитвенная жизнь; 3) отношения любви и подотчетности; 4) положительное отношение к евангелизации и овладению навыками благовествования.

Изучение Библии. Чтобы уметь применять принципы Писания на практике, члены группы должны достаточно хорошо знать содержание Библии. Одновременно с усложнением фактического материала рассматриваются все более сложные библейские доктрины. Усложнение идет от форм программированного контроля знаний до индуктивного анализа книги. По завершении двухлетнего обучения члены группы должны уметь самостоятельно питаться от Слова Божьего.

Молитва. Многие христиане не умеют молиться. Они молятся в общем, но не просят о конкретном, они не знают ходатайства за других. Членов группы учат молиться конкретно, быть смелыми в молитве, беседовать с Богом и вести дневник-памятку о том благе, которое совершает Бог в ответ на молитвы. Другой аспект — групповые полусуточные молитвенные бдения. Многих членов группы пугает перспектива проводить много времени в молитве. Они учатся постигать Бога, вступая с Ним в более близкие отношения, когда в течение нескольких часов подряд молятся, созерцают, прославляют Бога, размышляют, то есть проводят в общении с Богом необыкновенное время.

Правильные отношения с Богом через Слово и молитву создают прочное основание для плодотворного христианского служения. Без этого изучение Библии становится делом, оторванным от практики, а молитва навевает скуку. Действительно, многие учебные группы, которые посещают только для того, чтобы почитать и помолиться, естественным образом умирают. Группа нуждается в большем, иначе ей не выжить; группе нужны крепкие межличностные взаимоотношения и активная евангелизация.

Отношения любви и подотчетности. Отношения членов группы роста в существенной мере живее, активнее, энергичнее отношений членов обычных социальных групп. Разница состоит в подотчетности, и это касается как жизни, так и дел. Многие малые группы подотчетны в образе жизни, в результате чего люди помогают друг другу вести праведную жизнь, выбирая верные решения морально-этических коллизий. Я ни в коей мере не склонен пренебрегать этой стороной жизни; более того, я помещаю этот аспект на первое место в списке приоритетов. Но как и многое другое, когда нравственные стандарты соблюдаются в изоляции, такая жизнь утрачивает силу.

В группе роста люди отвечают также за формальные элементы работы: пробу сил в евангелизации, заучивание стихов Священного Писания, свидетельство о Христе ближним, подготовку к групповым занятиям, регулярное посещение занятий без опозданий. Непременно возникающее групповое давление является наиболее мощным фактором подотчетности. Ожидания окружающих проверяют взаимоотношения. Мы можем решительно заявить — подотчетность помогает сохранить преданность Богу. Это начинается с момента подписания членами группы договора, ведь за этим стоит решимость лидера группы и ее членов придерживаться договоренностей. Вот что отличает группу — когда людей обличают, вразумляют, исправляют и наставляют в праведности, маски срываются — люди становятся самими собой, и наступает очистительный кризис.

Группа переживает ряд критических моментов, так что потери неизбежны. Такие потери необходимы для процесса роста, и при соблюдении положений договора сплоченность группы и духовное достоинство ее членов остаются в неприкосновенности. Ключ к формированию такой обстановки прост. Во-первых, необходимо сформулировать групповые ожидания. Во-вторых, допускать в группу только тех, кто согласен соответствовать этим ожиданиям и взять на себя требуемую ответственность, то есть подписать договор группы роста. В-третьих, решиться исполнять условия договора, исправлять и наставлять в праведности колеблющихся, укреплять искренних, непредубежденных и отчуждать предубежденных, неискренних. Это будет способствовать созданию живой, духовной атмосферы кризиса, конфликта, исцеления и роста. Это и есть ученичество. Если же мы станем исповедовать частичную, выборочную подотчетность и будем позволять людям, несущим это лжеучение, считаться учениками, мы непременно потерпим крах.

Евангелизационная подготовка. Членам группы поручаются проекты, которые необходимо осуществить. Теория этих проектов и домашнее задание соответствуют друг другу. Когда ученик исполняет практическое задание по теоретической теме, которую группа проходит в тот же период, учебный процесс ускоряется. Цели евангелизации двоякие. Во-первых, сформировать положительные установки и убеждения учащихся в отношении благовестия и, во-вторых, развить и отточить ряд евангелизационных навыков, чтобы обеспечить в дальнейшем возможность самостоятельного благовестия.

Уже на первом занятии группы роста учащиеся получают задания по евангелизации. Каждого члена группы просят помочь кому-то из ближних. Так начинается поворот вспять, который заставляет учащихся задуматься о ближних; отныне им надлежит избавиться от шор и открыть глаза. Выполнив первое задание, группа переходит ко второму. Здесь начинает действовать фактор группового давления и присущая этому феномену подотчетность, необходимая для успеха. Главная цель двухлетней подготовки — сформировать у всех членов группы роста установку и убежденность, что они могут плодотворно благовествовать.

Условием репродуцирования членов группы роста является развитие навыков. Имеются в виду следующие специфические навыки: умение вовлечь людей в разговор на духовные темы, пригласить на евангелизационные мероприятия, поделиться личным свидетельством, затем перейти к четко сформулированным вопросам, облегчающим евангелизацию. Членов группы учат говорить о своем вероисповедании, помогать новообращенному расти и ассимилироваться в церкви. Главная цель группы роста — не само по себе обращение людей в христианство, а обретение навыков репродуцирования. Это существенно важно, поскольку Иисус говорил, что доказавшие свою пригодность ученики приносят много плода (Ин. 15:8).

За два года у членов группы роста появляется множество благоприятных возможностей для того, чтобы приобрести необходимые навыки и стать плодоносными учениками. Повторение — мать учения. Идущие легким путем, курсом ускоренного, сокращенного ученичества, не достигают успеха, и все приходится начинать сначала.

Есть смысл отправляться в путь, не торопясь, идти не спеша и стараться заложить прочный фундамент. Если к сердцу как элементу сердечно-сосудистой системы относиться должным образом, оно обеспечит в будущем доброе здравие всего тела. Двухлетнее обучение в группе роста — это сердце, важнейший орган Тела Христова.

Группы должны существовать достаточно долго и быть достаточно требовательными к своим членами, чтобы появились новые руководители. Абсолютно необходимым для непрерывности процесса обучения в группах роста и становления руководства является определение будущих наставников из числа проходящих обучение. Становление будущих наставников начинается с того момента, когда член группы роста начинает обнаруживать незаурядные качества — установки, способности и навыки. «Лидеры» выявляются уже через нескольких месяцев. Некоторые люди, как правило, стремятся учить, руководить, воздействовать. Руководитель группы с некоторых пор начинает подвергать потенциальных наставников испытаниям. Будущим наставникам предлагают взять на себя некоторые простые обязанности. Сюда могут входить задания вне группы, например, встречать приходящих при дверях. Ничто лучше не обнаруживает содержание человеческого сердца, чем задание, которое человека не прельщает. Поручая учащимся выполнение тех или иных задач, одни из которых могут нравиться, другие нет, можно понять, насколько они прилежны, будущие ли это наставники-служители или просто одержимые властью.

Выявить установки человека можно иначе — для этого надо задать урок, проверить его исполнение, а затем поручить подготовить дополнительный материал, поработав с соответствующей литературой и записями. Если ученик при этом выказывает прилежность, духовную одаренность и желание вести людей за собой, лидер начинает готовить его к руководству. Чтобы преумножение стало в церкви реальностью, лидерам групп непременно следует выявлять будущих руководителей, способных к воспроизводству.

Лидеры групп роста в нашей церкви ищут потенциальных наставников, наделенных разносторонними талантами пастора, руководителя, создателя новой общины, миссионера, — тех, кто формирует учебную среду и может возглавить общественные движения. Таких учеников переводят в фазу «Будьте со Мною». Есть еще один способ оценки учебной подготовки, который охватывает более многочисленные группы людей. Значение его сравнимо с выявлением будущих наставников.

Оценка группы. Последние три месяца двухлетнего курса обучения посвящают оценке успеваемости всех членов группы роста. На схеме обращает на себя внимание то, что большая часть членов группы не становится кандидатами на переход в фазу «Будьте со Мной». Хочу повториться: около 50 процентов учащихся в фазе «Пойдите и увидите» переходят в фазу «Идите за Мною». Около 10 процентов из 50 в фазе «Идите за мною» избираются, чтобы вступить в фазу «Будьте со Мною». Заметьте разницу: каждый верующий призван стать духовно зрелым учеником, способным к репродуцированию, но только немногие избранные предназначаются для фазы подготовки наставников под названием «Будьте со Мною». Стало быть, в фазе «Идите за Мною» остается 90 процентов из 50, которыми надо систематически заниматься. Эти люди, составляющие становой хребет церкви, в равной мере важны для исполнения Великого поручения. Разница между этими избранными для руководства и остальными не касается духовности. Действительно, многие из тех, кто не создан для руководства, являются более верными и благочестивыми людьми, чем те, что избраны. Речь идет о пригодности, соответствии руководящей должности, а не о духовности.

Оценка, о которой мы сейчас говорим, является средством направить членов группы на будущее служение. Зачастую они считают, что с завершением двухлетнего курса их подготовка заканчивается. Они выполнили программу обучения; теперь, как спущенным со стапелей кораблям, им можно выйти из управляемой среды и ринуться в гущу дел, которые Бог предусмотрел для них. Хорошо, если бы все было так, но опыт показывает, что людям необходимо, чтобы их вели дальше, а не просто похлопали по плечу.

Мы считаем завершение программы двухлетней подготовки стартом, а не финишем. Стало быть, эта оценка должна ответить на вопросы: «Кто вы такой? Каковы ваши дарования, интересы? В чем вы сильны?» Для определения предпочтений в области стиля служения мы используем разные тесты; члены группы также изучают духовные дары и определяют, в какой группе даров они находятся.

После этого руководитель советуется с каждым членом группы (или парой), предлагая подумать о том служении, которое им хотелось бы нести в ближайшем будущем. Церковь представляет перечень перспективных служений и нужд. Членов группы роста просят проявить творческий подход и подумать о новых средствах приобретения душ для Христа. Как показано на схеме, многие вступают в существующие в церкви группы служения. С обновленной силой и убежденностью они берутся за такие сферы, как преподавание, управление, руководство кружками по изучению Библии, и многие другие. Даже если дарования человека не дают ему возможности взять на себя роль, большую, чем роль неофициальной поддержки, он теперь — ученик репродуцирующийся, исполняющий эту роль с новым пониманием.

Я твердо убежден в том, что всякий верующий призван быть репродуцирующимся учеником. Это убеждение проистекает из самой сути Великого поручения (Мф. 28:19). Следовательно, нужны конкретные средства перевода учеников из фазы «Пойдите и увидите» (с ее функциями привлечения, побуждения людей и заботы о них) в фазу «Идите за Мною». В течение десяти лет передо мной стояла и стоит цель перевода хотя бы 50 процентов собрания в фазу «Идите за Мною». Затем я планирую вернуть их назад, в ряды церковных трудовых резервов, чтобы обновить силы и жизнестойкость Тела Христова. Вот почему двухлетняя программа группы роста — это центр сердечно-сосудистой системы церкви. Она обеспечивает церковь постоянным притоком духовно здоровых, репродуцирующихся учеников, способных служить.

Жизнь нельзя вместить в рамки сухой схемы. Наш план — это только несовершенная модель и инструмент для наглядного представления процесса духовного развития, который должен иметь место в живой, духовно здоровой церкви. За этим планом стоит методика употребления учения нашего Господа в условиях поместной церкви. Но прошу вас не принимать эту схему за нечто большее; постарайтесь взять из нее все, что можно, и остановитесь на этом. Искать в ней что-то, чего там быть не может, опасно.

Если проследить по нашей схеме, как наставляют учеников, видно, что в первых двух фазах членам группы роста говорят о том, что и почему, после чего им показывают как и предлагают делать это вместе, и так до конца двухлетней программы. Тем не менее вопрос остается открытым. Разве огромное большинство не оказавшихся избранными для фазы «Будьте со Мною» не получают пользы от принципов «Пусть делают это сами» и «Использовать их»? Ну, конечно же, получают! Разница лишь в том, что мы даем им «делать это самостоятельно» в той области, которую они сами выбирают. Мы позволяем им «делать это самим» в малых собраниях, в особых организационных формах группового изучения Библии, например, среди одиноких родителей или родителей, воспитывающих подростков, в сотрудничестве со специалистами движения «Pro-life» (3) и во многих других сферах. В дальнейшем этой группе учеников предстоит исполнять задания в процессе репродуцирования.

Люди, не избранные в фазу «Будьте со Мною», в действительности занимают в церкви очень важное место. Брошенные в бой, они проявляют большие творческие способности и умение приводить людей ко Христу, чем те, что избраны на руководящие должности. Основное бремя служения церкви несут именно ученики, способные репродуцироваться. Они на передовых позициях; они заняты практическим служением; они-то и есть ударные силы, ключевой фактор подлинных достижений церкви, воспитывающей учеников. Они приобретают души Христу. Я всегда говорю, указывания на собрание: «Вы и есть наша евангелизационная программа». Самая плодотворная программа проповеди Евангелия бросает в бой обученных учеников церкви. Если их не воспитывать, их просто не будет. Если у вас нет таких учеников, вам приходится укреплять благовестие подпорками из дорогостоящих программ и евангелизационных мероприятий, иначе с проповедью Евангелия у вас ничего не выйдет. Если у вас есть деньги, что-то получится, нет — ничего не будет. Выбирайте сами!

Не слишком ли узки рамки группы роста? Относительно представленной модели меня чаще всего спрашивают: «Не слишком ли узки рамки? Разве двухлетняя программа обучения — это единственно возможный путь?» Ну, конечно, готовить из людей учеников, способных репродуцироваться, можно с помощью других средств. Я представил здесь то, что считаю лучшим для своей церкви и практически доступным; и еще я нисколько не сомневаюсь в том, что малые группы — это наилучшее средство в этом деле. Важный момент: принципы, изложенные в этом разделе, установлены твердо. Мы также используем и другие средства: интенсивные курсы по выходным, летние курсы, утренники и различные кружки по изучению Библии.

Подготовкой учеников можно заниматься по ходу многих других имеющихся в церкви служений. Например, это вполне по плечу братьям, ведущим малые собрания или преподающим Библию в средних школах. В этой книге я не буду пропагандировать многие методы, присущие нашей церкви или используемые мной лично. Но при этом я не устаю повторять: «Если у вас есть верные убеждения, вы поймете, как поступать».

Замечание об ученичестве «один на один». Некоторые полагают, что ученичество «один на один» — это лучшая методология. Хотя метод «один на один», то есть индивидуальный подход, несомненно, важен в процессе обучения, он не может быть главным методом ученичества в церкви. Прототипом естественного ученичества является пример, оставленный нам Христом. Прежде всего это фаза «Пойдите и увидите», представленная в служении множеству людей. Проповедуя большой группе Слово Божье, а затем призывая желающие души «пойти и увидеть», наставник экономит время, избегая напрасных хлопот. Если мне надо репродуцироваться и есть выбор из сотен людей, мне нет нужды говорить с каждым из них с глазу на глаз, пытаясь определить их пригодность к ученичеству. Мне следует сначала рассказать всем, что и как, а потом призвать в фазу «Идите за Мною». Затем в рамках малой группы мне предстоит определить будущих руководителей. А вот в завершение я, конечно, стану работать один на один с немногими избранными. Индивидуальный подход лучше всего проводить в жизнь, комбинируя с проповедью большой группе и подготовкой в малых группах.

Следующую фазу обучения «Будьте со Мною» церкви предоставляют во многом духовным семинариям, библейским школам и миссионерским организациям. Печальным исходом такого положения дел является то, что многие профессиональные христианские служители получают хорошую академическую подготовку, в то время как одаренные руководители из числа рядовых членов церкви такой возможности не имеют.

Фаза 3. «Будьте со Мною» (Мк. 3:13–14; Лк. 6:13)

Эта фаза предназначена для единиц. Не всем она интересна, не все подходят для нее. Это происходит тихо, не на виду у большинства прихожан. Но подобно всякой неофициальной работе, такая работа абсолютно необходима в жизнеобеспечении организации. Все общины трудятся в фазе «Пойдите и увидите», собирая, вдохновляя и заинтересовывая людей во Христе. Приблизительно 50 процентов церквей охотно проводят определенную подготовку учеников, как показано в фазе «Идите за Мною». Только немногие церкви (таких менее 10 процентов) пускаются в следующее предприятие — фазу обучения, соответствующую Иисусову прототипу «Будьте со Мною». Очевидно, что процент индивидуального участия в каждой из фаз подготовки соответствует проценту участия всей церкви. Работы больше, работников меньше.

Даже лучшие церкви, занимающиеся воспитанием учеников, сходят с дистанции уже на ранних стадиях. Они считают завершение фазы «Идите за Мною» финишной чертой всего предприятия. Люди заканчивают обучение, и дальше они предоставлены сами себе. Им поручают различные задания внутри церкви, но не больше. Очень часто сами принципы и навыки, приобретенные людьми за время учебы в группах роста, бывает невозможно приложить там, где их в дальнейшем употребляют церкви. Стало быть, их подготовка в значительной мере остается втуне, и люди на так называемой «церковной работе» начинают регрессировать. Говоря о фазе «Идите за Мною», я упоминал оценочный процесс и то, как мы осознанно пытаемся помочь окончившим обучение людям приступить к служению с учетом их индивидуальных свойств и приобретенных навыков.

Фаза «Будьте со Мною» предназначена для избрания тех немногих, кто имеет дарования, свойства характера и навыки, необходимые для ученичества. Компетентный наставник с даром лидерства — это ключевой фактор преумножения. Даже в лучших церквах, занимающихся ученичеством, не получают признания тщательный отбор и подготовка тех немногих, которые могут возглавить целые служения. Эти будущие пресвитеры и руководители евангелизационных кампаний составляют группу резерва, из которой церковь может призывать пасторов-создателей новых церквей, миссионеров и энергичных руководителей для исполнения Великого поручения.

Очень часто такие лидеры появляются в поместной общине по милости Божьей. У них есть некоторая базисная подготовка, но они активны, инициативны и рвутся покорять вершины. Многие другие, обладающие теми же способностями, но лишенные этой «пробивной» искры, остаются позади. Учебная фаза «Будьте со Мной» дает возможность многим потенциальным кандидатам обрести знания и опыт, необходимые для лидеров.

Иисус молился о следующей фазе Своего служения, так как столкнулся с множеством неудовлетворенных нужд народа и нехваткой делателей. Ему надо было научить других продолжить это служение после вознесения. На следующий день Он выбрал Себе двенадцать учеников.

Он всю ночь молит Бога, призывает двенадцать и произносит Нагорную проповедь. Затем вскоре Он отправляется с учениками в непродолжительное путешествие, по завершении которого отдыхает и подводит итоги. Со времени избрания Христом двенадцати (Мк. 3:13–14) до того момента, когда Он поручил им отправиться в самостоятельное путешествие по двое (Мф. 10:1–42), минуло пять месяцев.

Двенадцать знали, что получат особое положение и особую власть; но пока не прошло 5 месяцев, Иисус не давал им трудиться самостоятельно. Прежде чем распустить учеников, Он дал им адаптироваться, осмотреться, утвердиться в принципах. «Наблюдайте за тем, как поступаю Я, ибо вскоре наступит ваша очередь», — очень может быть, говорил ученикам Христос. Скажем, кто-то учит вас красить стены дома, и, если вскоре кисть должна оказаться в ваших руках, вы непременно станете внимательно следить за своим наставником. Ученики Христа внимательно наблюдали за делами своего Наставника, так как знали, что вскоре те же дела им надо будет совершать самим.

В последние месяцы подготовки Иисус отправил учеников на практику. Практика плюс критический разбор ее — вот метод, который Христос использовал в этой фазе подготовки учеников. Позднее Он поручил двенадцати в дополнение руководить семьюдесятью (Лк. 10). Более полное библейское описание фазы «Будьте со Мною» можно найти в моем предшествующем труде, Иисус Христос–Наставник.

Важнейшей задачей фазы «Будьте со Мною» является переход от совместного служения с учениками к передаче им всего служения. В шестиступенчатом учебном методе Христа это переход с четвертой ступени на пятую. Он абсолютно необходим при воспроизводстве.

Иисус помог апостолам совершить этот переход в течение двенадцати месяцев постепенного расширения их ответственности. Итак, церковь призвана делать то же самое, обеспечивая средства для этого важного процесса. Последней частью данного раздела будет конкретизация самого процесса перехода.

Кого отбирают? Уникальность фазы «Будьте со Мною» заключается в том, что здесь производится отбор будущих наставников. Они делают свой выбор только после того, как избрали их. Ведь говорил же Иисус одиннадцати: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал… чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал…» (Ин. 15:16).

Пригодность, а не просто духовность. В первых двух фазах «Пойдите и увидите» и «Идите за Мною» единственным критерием выступала реакция человека на приглашение обратиться к Христу и стать Его учеником. В этой же фазе многие будут стремиться подняться выше, но избраны будут единицы. Было бы, наверное, страшной ошибкой допускать туда всякого выразившего желание стать наставником. Даже если такой человек компетентен во многих областях и во многих обстоятельствах столь же одухотворен — и даже больше, чем другой, избранный, он может не подойти для обучения на этом уровне. Все дело в соответствии, пригодности, а не в духовности. Многие благочестивые люди не имеют права руководить Божьим делом. В этом заключается разница, которой многие не придают большого значения, и это чревато бедой как для человека, оказавшегося не на месте, так и для неверно направляемого служения. Иисус избрал двенадцать, а не сотни тех, что сопровождали Его. Удивительной стороной этого прототипа наставничества является тщательный отбор нескольких людей, подходивших для подготовки к служению руководства, наставничества и воспроизводства. При выборе мы ориентируемся на три основных критерия.

Характер, верность и дары. Наблюдение за членами ученических групп в течение двух лет подготовки дает достаточное количество сведений для объективной оценки характера человека. Здесь мы действуем согласно библейским критериям, изложенным в 3 главе Первого послания к Тимофею и в 1 главе Послания к Титу. Мы не рассчитываем на идеал; мы ищем не совершенных людей, а людей, способных совершенствоваться.

То, что смогли узнать о человеке лидеры и члены группы, дает общее направление. Его семейные обстоятельства, специальность и социальные связи — все это проясняется по мере приближения к завершению двухлетней программы обучения в группах роста. Лидер группы много времени уделяет «тонкой настройке», то есть серьезно занимается личными проблемами людей, которые не видны при поверхностном общении в группе. Вот в чем ценность системы, которая не делает исключений и требует от «отцов» церкви пройти тот же опыт обучения. Система, в которой никого не отбирают в фазу «Будьте со Мной» до тех пор, пока он не пройдет двухлетнего испытания, перекрывает все лазейки и устраняет по ходу отбора случайные предположения. Для этого надо искать будущих руководителей только в резерве, состоящем из членов групп роста.

Второй важный аспект — верность будущего лидера. Верность лидера — это верность своим обязательствам. Это абсолютно необходимо учитывать в отношении всякого кандидата. Павел велит Тимофею и нам возлагать бремя забот по руководству только на верных, преданных людей. Иисус учит, что верный в малом верен и во многом. Только тому, кто способен разумно распоряжаться богатствами мира, можно доверить «истинные богатства», духовную ответственность за ближних. В начале двухлетней программы подготовки в группах роста выявляются люди с задатками руководителей и им поручаются простые задания. Эти задания играют роль преднамеренного и тщательного испытания верности, преданности этих людей. Если они обнаруживают верность в малых группах, они, как правило, становятся кандидатами на большой, ответственный пост. В противном случае их кандидатуры снимаются.

Третий вопрос касается духовных даров. Ближе к завершению двухлетнего обучения в группе каждый ее член самостоятельно и с помощью других учится различать свои дары и способности. Что касается нас, то в мы в церкви склонны отбирать на обучение в фазе «Будьте со Мною» только тех, кто имеет дары лидерства. Это целая группа даров, таких, например, как способность учить, проповедовать, управлять, быть лидером, увещевать и тому подобное. Нам нужны такие, которые могут вести за собой других. Наша цель — преумножение, поэтому передача служения в руки тех, кто способен заниматься воспроизводством, кто является подготовленным наставником, требует умения руководить. Конечно, руководителей можно «вылепить», однако лишь при том условии, что имеется необходимый для «лепки» материал. Мы пользуемся рядом тестов и методом простого наблюдения за исполнением членами группы роста порученных им заданий, чтобы определить, способны ли они руководить людьми.

Завершение двухлетней программы. Мало просто пройти всю программу группы роста. Избранные для обучения в фазе «Будьте со Мною» должны закончить ее с высшим баллом. Фигуры такого достоинства завершают программу победоносно, мощно, с честью. Они по всем параметрам выделялись на фоне группы. Они были сильны в исследовании Библии и молитве, они установили добрые отношения с другими учащимися и содействовали руководителю группы и словом и делом, помогая ближним нести свою долю подотчетности. К тому же они занимали активные позиции и добились хороших результатов в период евангелизации.

И снова надо подчеркнуть, что не сумевшие выполнить программу учебного лагеря «новобранцев» не являются кандидатами на продолжение дальнейшей подготовки к ответственному служению. Так избавляются от недовольных, от тех, что мутят воду, своевольных и гордых. Это не только превращает членов группы роста в учеников; это указывает на то, кто из них станет вашим будущим руководителем, а кто — нет.

Желание. Способные продолжить подготовку не могут не желать этого. «Верно слово: если кто полагает в сердце своем быть епископом (4) , доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Выражение «положить в своем сердце» означает стремиться к чему-либо, добиваться чего-либо; слово желание подтверждает ту же готовность достичь поставленной цели. Кандидат должен быть готов сделать невозможное, лишь бы подготовиться к делу служения. Для Павла объект такого желания — это «доброе дело», благородная цель. Речь идет о служении ближним — именно такое дело «полагается в сердце», а не какая-то церковная должность.

Кандидат при этом как солдат, только что призванный на военную службу и отличившийся в учебном лагере. Впоследствии он может получить офицерское звание. Однако для этого кандидат в офицеры должен стремиться достичь этой цели. Ему предстоит дорого платить за это, делать невозможное, добиваясь задуманного. Цель же его — научиться нести воинскую службу. Человек, избранный для духовной подготовки, должен обладать таким же расположением сердца и готовностью жертвовать собой и трудиться. Если ему надлежит воспроизводить наставников, он должен уметь это делать, но умение приходит в процессе обучения. У него должно быть страстное желание заниматься делом служения ближним и двигать это дело, употребляя других. Если он не понимает этого, места в фазе «Будьте со Мною» для него нет.

Кого же выбирают? Того, кто имеет подходящий характер, верность и духовные дары. Того, кто закончил с честью двухлетний курс обучения в группе роста. И того, кто имеет страстное желание трудиться над воспроизводством наставников.

Каким видится нам подготовленный наставник? Это описание можно было бы изложить по-разному. Я выделяю здесь две категории: характер и навыки служения — каков человек и что он делает.

Характер. Деятельность человека напрямую связана со свойствами его характера. Характер — это основание. Личность и ее деятельность — две стороны одной медали. Они неразделимы. «Калибр» человека, его духовная глубина, должны соответствовать делу. Духовный лидер ведет такие духовные сражения, которые большинству христиан и не снились. Нельзя поступаться такими качествами, как здравомыслие и выдержанность, которые требуются для плодоносного служения — они должны быть присущи наставнику всегда, и об этом мы уже говорили в предыдущем разделе.

Навыки служения. Умение излагать и доходчиво доносить истины Священного Писания. Здесь надо подчеркнуть, что речь идет не о классической проповеди и учении. Если человек одарен и в этом, то благодарите Бога за это его преимущество, так как это его добавочный «дивиденд». Если он желает заняться пасторским служением, ему необходимо профессиональное обучение. Что же касается условий малой группы, то от него здесь прежде всего потребуется умение излагать и доходчиво доносить истины Священного Писания. Вот почему ему надо уметь вести дискуссию, задавать уместные вопросы, помогая людям ориентироваться в библейском тексте и применять его знание в реальной жизни.

Понятно и доходчиво изложить истины Священного Писания удается лишь наставнику, который знаком с основами систематического богословия. Под систематическим богословием я подразумеваю тот контекст, те рамки, внутри которых он может размещать дополнительную информацию и иметь методологический фильтр, способный отсеивать и отбрасывать лжеучения.

Подготовленный наставник должен глубоко и серьезно интересоваться Священным Писанием и обладать практическими знаниями. Без библейского и систематического богословия, а также здравого герменевтического фильтра нашим наставникам просто не обойтись. Такова эта характеристика; о ходе их подготовки говорится в следующем разделе.

Умение ясно выразить философию ученичества. Подготовленный наставник выводит философию ученичества из фундаментальных библейских знаний. Он действует на основании твердых, основанных на Библии убеждений. Это значит, что он может авторитетно, со знанием дела отстаивать и толковать причины абсолютной необходимости ученичества. Эта способность приобретается по ходу очень простого процесса. Во-первых, вам преподают учение. Во-вторых, вы стараетесь применять его в своем учении и на практике. В-третьих, перед вами встают барьеры, и вы стараетесь отстоять свои взгляды. В-четвертых, вы возвращаетесь и рассматриваете вопрос глубже, а потом обращаетесь к своим оппонентам, чтобы внести ясность по дискуссионным вопросам. Этот процесс повторяется снова и снова и, как правило, дает возможность подготовленному наставнику стать убежденным сторонником философии ученичества.

Только после того, как наставник сумеет ясно изложить и отстоять это учение, он сможет заняться воспроизводством серьезно. Полный огня, он должен уметь убедить других принять свой план. Только так можно отыскать и подключить ближних к преумножению дела.

Умение управлять, или тренировать других. Как следует из вышеизложенного, навыки наставника сосредоточены на преумножении, исполнении Великого поручения посредством употребления других и заключаются в умении изложить и доходчиво объяснить людям истины Священного Писания, способности ясно выразить философию ученичества и обучить их, подготовить в этом деле. Последний навык — самый крепкий орешек для большинства из наших людей. Сюда входит умение говорить о своем видении цели, умение организовать работу и выбрать подходящих людей для служения. Далее речь идет о правильном распределении работ с обеспечением надлежащего руководства и подотчетности. При этом наставник должен уметь научить людей учить других людей. Стало быть, делегирование полномочий и употребление других — важнейшие задачи, которые ставит перед нами современное управление.

Если помните, этот навык во многом напоминает труд тренера. Расскажите людям, что и почему, объясните им как, делайте это вместе с ними, затем дайте им делать это самим и, наконец, употребите в деле. Если перед наставниками, руководителями стоит цель преумножения служения, и многие люди собираются принять в нем участие, им во что бы то ни стало надо плодотворно использовать этих людей.

Умение побуждать людей. Никакое стремление не существует долго, если не подкрепляется соответствующей убежденностью, верой. Ученики Христа приобретали убежденность в процессе обучения по Его шестиступенчатому методу. Если вы поверили во что-либо и начинаете претворять это в жизнь, значит, у вас формируется убежденность.

Если есть такая непоколебимая уверенность, то неизбежно появляется и сильная, стойкая и длительная направленность на одну цель. Побуждать других способен только человек со страстной верой. Для него убеждать других в том, что он ведет их правильным путем, так же естественно, как дышать. Техническая сторона этого процесса менее интересна, чем то, что за ним стоит.

Лидерам групп роста, которые сталкиваются со множеством величайших проблем, просто недостает убежденности, способной подвигнуть членов группы на реальные дела. Они отстаивают устоявшийся порядок со множеством трудностей лишь потому, что не имеют в этой области положительного личного опыта. Стало быть, они лишены подлинной страсти — средства убеждения ближних. Без способности побуждать других в процессе ученичества не обойтись. Люди обычно не платят денег, не посещают собраний, не трудятся до тех пор, пока страстно убежденный руководитель не укажет им путь и не вдохновит их.

Умение вразумлять. В одном из предыдущих разделов мы подробно разбирали этот вопрос. Написано: «…уча их соблюдать все, что Я повелел вам»; эта часть наставничества связана с вразумлением людей. Подготовленный наставник демонстрирует готовность и способность помогать людям сохранить свою преданность Богу. Бывает, что человек, которого надо вразумить, не желает или не в силах поступить правильно. Выяснить это может обученный наставник. То же самое касается того, кто производит необходимое обличение. Обычно руководители не вразумляют людей. Это гораздо труднее, чем работать с кем-то, кто не умеет исправлять других, но желает этому научиться. Подготовленный наставник хочет и может вразумлять заблуждающихся. Если перед тобой стоит цель — воспитать учеников, ты обязан из любви к ним вразумлять их.

Умение спокойно и плодотворно заниматься индивидуальным благовестием. Подготовленный наставник приводит людей ко Христу и также умеет научить их приводить других ко Христу. Очень часто встречаются руководители церкви, которые не учились благовествовать; они никогда не занимались репродуцированием и страшатся благовестия. Это чревато появлением разнообразных патологий руководства: сосредоточенности на содержании аппарата поместной церкви, отчего выставляется вперед техническая сторона служения, а само по себе служение вытесняется на второй план; неспособное к репродуцированию руководство церкви производит, как правило, бесплодные церковные массы и далее идет обычно на самые крайние меры, чтобы защитить себя от рискованного поведения и избавить от ответственности в этой сфере.

Подготовленный наставник плодотворно благовествует, употребляя других, поскольку у него есть убеждения. Благодаря тому что он испытал радость репродукции на себе, он горячо относится к этому делу. Он способен говорить ясно, поскольку имеет твердые убеждения; его слова звучат искренне; он может подкрепить свое учение историями из жизни. Его убежденность и страстное отношение к делу способны преодолеть человеческие страхи и возражения и побудить их отважиться проявить активность в этой области.

До сих пор мы отвечали на два вопроса: Кого отбирают? и Каким видится нам компетентный наставник? Но как отличившиеся в ученической группе завершают курс обучения и превращаются в подготовленных наставников?

Как обучать их? И снова я решил разделить учебные методы на две рубрики: занятия в классе (когнитивный элемент) и обучение без отрыва от работы.

Несколько общих основополагающих идей, которые обусловливают подготовку компетентных наставников в нашей церкви:

1. Лучшую подготовку будущих наставников обеспечивает шестиступенчатый метод обучения, оставленный нам Христом.

2. Лучшим учебным пособием является возможность трудиться на основе принципов, которым мы учим их.

3. В целях подготовки им лучше работать в контексте нашей настоящей системы.

4. Если стоит цель репродуцирования методологии, они должны приобрести опыт работы на всех уровнях этой системы. Таково преимущество человека, сначала новообращенного, а потом «прорастающего» в систему. Он — продукт этой системы, обученный основам; и высшей точкой, кульминацией подготовки, является обучение других принципам, которые создали его самого, в пределах этой системы. Продуктивность этих принципов — это главная причина веры людей в них.

Занятия в классе. Никто не может быть отобран для подготовки до тех пор, пока мы не найдем ему места приложения его знаний, умений и навыков на практике в той сфере, в которой он обучается. Занятия в классе важны, но они производят оторванных от практики христиан, если не оживить их обучением без отрыва от работы.

Классные занятия строятся вокруг главной цели подготовки, шести навыков служения, описанных выше. Стало быть, сама по себе подготовка представляет собой систематический труд по выработке каждого из навыков. Отобранные лица встречаются раз в неделю по два часа. Их встреча разбивается на две части. В первые тридцать минут мы оцениваем выполнение ими заданий. Мы проверяем те участки работы, которые были особо трудными; мы делимся методами, с помощью которых можно решить возникшие проблемы или совершенствовать техническое мастерство. Зачитываются отчеты, задаются вопросы — существует своя методология обмена опытом, что может улучшить работу.

Вторую часть классного занятия, она длится девяносто минут, мы посвящаем сведениям, которые нужны им для индивидуального духовного возрастания. Каждый участник оценивает себя по каждому из шести навыков служения. В шести сферах обучения принимают участие все, но руководитель также помогает в «доводке» — в общении один на один после собрания. Подготовка проходит примерно так:

Навык 1. Доходчиво объяснять истины Священного Писания. Подготовка включает исследование доктрины. Еженедельно члены группы самостоятельно изучают одну доктрину. На очередном занятии группа обсуждает материал. Это продолжается до тех пор, пока не будут исследованы все основные доктринальные области. После завершения курса устраивают экзамен по основам вероучения.

Будущие наставники умеют вести дискуссию в малой группе и знают все ее преимущества. Почти все они руководят двухгодичными группами роста, стало быть, имеют возможность по крайней мере еженедельно применять свои знания и оттачивать навыки на практике. Кроме того, группы, которые они ведут, время от времени посещает старший пастор и следит за тем, как они преподают.

Остальное, касающееся специальных предметов и программы по проповедованию/преподаванию, относится к «тонкой настройке». Им также преподают основы герменевтики.

Навык 2. Ясно выражать философию ученичества. Используется метод, о котором уже говорилось выше. Наставникам преподают материал, после чего их экзаменуют с целью проверки умения излагать философию ученичества в письменной форме. И еще раз, обучение без отрыва от работы подтверждает их способность убедить ближних усвоить то же самое видение.

Навык 3. Управлять, или тренировать других. Учащимся преподают основы управления. Они изучают, как трудился Христос, употребляя других. Все, о чем говорилось выше, такие вопросы, например, как определение задания, организация его исполнения, избрание состава служителей, делегирование полномочий и доведение дела до конца, преподают в качестве технического инвентаря.

Настоящим экзаменом является то, насколько плодотворно работает лидер, используя труд ближних, своих подопечных в группе роста, или в другом церковном служении. Обучение без отрыва от работы представляется самым важным моментом в развитии этого навыка. Технический же инвентарь в форме разрозненной информации, отдельных фактов становится важным для наставника по мере необходимости, когда он пользуется им для доработки, уточнения и усовершенствования теории и практики.

Навык 4. Побуждать ближних. Умение побуждать принимается во внимание, но подлинной проблемой все-таки остаются убеждения наставника и его способность «заражать» ими ближних. Умение склонить своих подопечных действовать там, где люди обычно боятся, характеризует побудительную способность наставника. Эта способность отрабатывается раз за разом.

Навык 5. Вразумлять других. Эта область вызывает затруднения у большинства людей. И в самом деле, мало кому хочется противостоять кому бы то ни было. Мы наставляем всякого раз за разом и развиваем основные навыки конфронтации: как и что следует и чего не следует говорить в процессе противостояния. В этой сфере люди обнаруживают или не обнаруживают свое мужество, смелость, отвагу. Готовность человека перенести боль, чтобы помочь ближнему, — это важная ступень в воспитании характера. Если наставник понимает ключевую роль вразумления ближних, он непременно станет заниматься этим, причем с полной отдачей.

Навык 6. Спокойно и плодотворно заниматься индивидуальным благовестием. К тому времени, когда потенциальный наставник доходит до этого пункта, ему уже известно, как свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Ведь одно из требований фазы «Будьте со Мною» как раз и состоит в том, что будущий наставник свидетельствует о своей вере одному неверующему в неделю. Во-первых, он поступает так согласно тому, чему учит, и, во-вторых, он побуждает благовествовать ближних. Занимается ли он воспроизводством? Он уже практиковал это в рамках двухлетней программы группы роста. Теперь же он должен посвятить себя «доводке» навыков в этой сфере: как реагировать на несогласие, возражения, неприятие; как трактовать трудные места Священного Писания и различные философские вопросы. Всем этим можно заняться в классе.

Без отрыва от работы. Если обратиться к главе 5, можно убедиться в том, что люди, проходящие подготовку в фазе «Будьте со Мною» руководят ученическими группами. Они несут ответственность как на групповом уровне, так и на уровне лидера группы. В их еженедельном расписании представлены собрание группы роста, двухчасовая встреча со мной, старшим пастором, а также время для соответствующей подготовки к собранию и встрече. К тому же в течение учебного года у них бывают загородные конференции, семинары и другие формы интенсивной учебы. Мы также просим их налаживать отношения с членами группы роста помимо группового контекста.

Кроме того, обучением без отрыва от работы является ведение малых собраний или руководство миссионерскими группами, которые стараются привести ко Христу какие-либо слои общества. Единственное правило здесь такое: все задания должны проводиться в жизнь в соответствии с законами ученичества. Такая учеба без отрыва от работы должна быть необходимым дополнением к занятиям в классе. Эта форма обучения должна давать возможность стажеру проявить себя, быть плодотворным, показать владение техникой воспитания учеников и руководства.

По окончании двухлетнего периода подготовки в фазе «Будь со Мною» мы выпускаем компетентного наставника, по сути — руководителя. Эти два учебных года, как и предыдущие два года обучения в фазе «Идите за Мною», составляют вполне достаточный отрезок времени, чтобы у всех деталей мозаики нашлось свое место. Особенности характера, взаимоотношения с ближними, мелкие обиды, все плюсы и минусы тщательно исследовались в библейском свете, чтобы отсеять и удалить все ненужное, вредное и научить необходимому. Самое чудесное в том, что этот человек принес плод, который останется в веках. По завершении двухлетнего курса он готов перейти на шестую ступень учебы у Христа.

Фаза 4. «Пребудьте во Мне»

Использовать новоиспеченных наставников — значит экспортировать ваш «продукт». Именно это придает подлинный смысл ученичеству. Здесь обученные в деле служения наставники вступают в новое отношение с этим служением. Иисус определил это новое отношение как «Пребудьте во Мне». Он оставлял учеников на попечение Святого Духа. Совершенно очевидно, что теперь в их взаимоотношениях произошла огромная перемена. Эта перемена во взаимоотношениях касается двух форм их употребления. Но это замечают больше в первой, чем во второй форме.

Профессиональное употребление. На этой схеме показано, что обученные наставники с даром лидерства составляют резерв — это будущие пасторы, создатели новых общин и миссионеры, то есть речь идет о всех, кто приступает к профессиональному служению. В служении ученичества, как правило, используются все, входящие в эту категорию. При употреблении всех этих людей в служении они физически оставляют церковь и находятся от вас на каком-то расстоянии. Церкви следует поддерживать использование служителей подобного рода и устраивать им большие проводы. Следует находить время для прославления такого служения церкви, если она способна использовать хорошо обученную, ориентированную на это служение «продукцию».

Употребление рядовых членов поместной церкви. Во-первых, я хотел бы извиниться перед читателями за применение термина рядовые члены церкви, то есть непрофессионалы. Я применяю его только для того, чтобы легче выразить свою мысль. С «продукцией» служения, остающейся в церкви, иметь дело труднее, чем с профессионалами. Последние покидают церковь, и на этом процесс в определенном смысле завершается. В поместной церкви рядовые члены ее могут быть использованы локально, это требует большего труда и творческой активности.

К тому времени, когда рядовые члены церкви достигают уровня шестой ступени, они уже закрепляются в своей церкви как плодоносные, испытанные и доказавшие свою пригодность руководители. Конечно, они-то и являются первыми кандидатами в пресвитерство (5) . Пресвитерам доверено принимать решения. Но пресвитерства мало. Вы слишком хорошо их обучили, чтобы этого было достаточно. Вспомните, вы учили их любить служение: вести народ ко Христу, обучая других, как делать то же самое, принося большие перемены.

«Рабочие» группы. Конечной продукцией ученичества являются обученные члены церкви, желающие идти в мир и вести других ко Христу. Затем они будут приводить новообращенных в церковную среду и направлять их по пути ученичества. Компетентные наставники из числа рядовых членов церкви — это ключевые фигуры, мечтающие о великом, а затем выходящие в мир и претворяющие свои мечтания в жизнь. Их следует побуждать к разнообразным и конкретным делам, которые будут воздействовать на людей и приводить их ко Христу.

Наметить слой общества, разработать план, набрать людей и — вперед. Такова их учеба и, надо надеяться, таков их дух. Способность ученичества проявится, когда вы займетесь воспроизводством людей такого сорта. Очень многие церкви не доходят до этой точки, поскольку сознательно не производят «продукцию» такого рода. Чем бы ни занимались хорошо обученные миссионеры — помогают ли беженцам овладеть английским языком, поддерживают ли бедных и бездомных, свидетельствуют ли о Христе членам загородного клуба для избранных, — они могут все. Это обусловливает постоянное движение, непрерывный ток ученичества. Церковь, где такая система воспроизводит самое себя, и есть тот способный существовать бесконечно, растущий организм, о котором писал Павел: «…Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16, курсив мой. — Б. Х.).

Я убежден, что представленная в этой главе шестиступенчатая модель, если воспользоваться ею, славно послужит любой церкви. Я предложил только один способ претворения ее в жизнь. Но неважно, каким образом церковь справится с этим служением, суть дела от этого не изменится — главное, чтобы при этом каждая церковь сознательно занималась ученичеством. Всякая церковь должна иметь средства, чтобы провести людей от простого интереса к Христу до безоглядной преданности заповеданному Им служению — всемирному благовестию. Церковь должна вести народ к достижению духовной зрелости. И народ прославит Бога, репродуцируясь, преумножаясь и готовя наставников. Эти наставники вышлют учеников на жатву Господина. Тогда церковь будет здравой, и Благая весть Христова будет услышана каждым в этом мире.