Глава 9. Миссионерская работа через малые группы

«И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17)

Рассматривая в первых главах историю первоапостольской Церкви, мы увидели, что секрет их успеха заключался в том, что, ожидая скорого пришествия Христа в этот мир, каждый из них был нацелен на единственную важную и срочную цель: делать учеников. Их «секретным оружием» было то, что каждый христианин, в силу этого стремительно приближающегося события, становился «живой вестью». Пойдя вслед за Христом, они действительно становились «ловцами человеков».

Перед современной Церковью стоит та же задача: идя по всему миру, делать учеников. Самый лучший способ достичь современного человека остается тем же — через вестника, который становится другом. Если бы каждый член нашей общины, осознав главное назначение своего существования, становился «живой вестью», где бы он ни был и куда бы ни шел, то очень скоро вся Церковь превратилась бы в реальное успешное «агентство» по спасению людей.

Малые группы, объединяя членов церкви вокруг Священного Писания, со страниц которого Господь, воскресший и правящий миром, призывает каждого вновь идти за Ним, должны стать ответом на вопрос: как помочь каждому стать ловцом человеков? Почему сегодня на практике так мало верующих занимаются личным бла-говестием? Ответ, как обычно, прост: хотя о важности этого служения много говорится, редко кто берет на себя труд по планированию миссионерской работы, обучению каждого члена и контролированию результатов.

В данной главе мы рассмотрим несколько моментов: есть ли у Церкви АСД сегодня реальная весть для погибающего мира? Какая модель благовестия должна присутствовать в новозаветном периоде? Каковы три основных направления миссионерской деятельности малых групп и миссионерский план года? Какова должна быть роль молитвенных домов в современную эпоху малых групп?

Церковь и ее весть

После ночных видений о разрушающихся зданиях и приближающемся конце Е. Уайт были показаны две карты: карта мира и «потоки света, исходившие от городов и сел, с гор и низин, от всех мест земли», что было результатом провозглашения истины; и другая карта мира, погруженного во тьму, потому что народ Божий держал свой свет «под сосудом»1. Она закончила описание этого события словами, полными боли и горечи: «Если бы каждый воин Христа выполнил свой долг, если бы каждый находящийся на стенах Сиона страж издавал верный трубный звук, мир вскоре услышал бы обращенную к нему весть предостережения. Но наша работа отстала на целые годы. Пока люди спали, сатана незаметно опередил нас»2.

Церковь не может отправиться благовествовать, не имея четкого представления о том, что она должна возвещать. Должна ли она просто рассказывать людям о Христе? В чем состоит этот «верный трубный звук»? Среди многообразия сословий и культур, какую именно весть мы должны контекстуализировать? Стараясь принести Евангелие секулярному человеку, который придает большое значение четкости изложения, логичности концепций и их актуальности, Церковь должна ответить на вопрос: а в чем сегодня заключается весть Евангелия современному человеку?

Уникальность адвентистской вести

Говоря о назначении Церкви, важно отметить, что Церковь АСД традиционно считала себя уникальной среди множества других христианских церквей. Не потому, что она появилась на арене земной истории в очень интересное время накала и краха эсхатологических ожиданий, но прежде всего потому, что именно она получила ту весть, которая смогла ответить на стоящие перед человечеством вопросы. Именно она, основываясь на Библии, обнаружила целый ряд актуальных доктрин, не проповедуемых другими церквами, которые показали в какой период и в каком звене пророческой цепи живет человечество, открыли миру характер Христа и основы правления Вселенной.

Что же происходит, когда Церковь АСД теряет видение своей уникальной вести? Мнение о том, что адвентисты должны просто обращать людей в христианство, отбрасывает и Церковь, и земную историю минимум на два века назад. Если бы Господь не хотел открыть людям больший свет, чем тот, который воссиял после Реформации, если бы Он не желал вернуть людей к тому, откуда они ушли в мрачное средневековье, то не было бы ни движения миллеритов, ни движения адвентистов. Теряя это видение, Церковь теряет свою силу, так как становится одной из длинного перечня других христианских церквей. Она начинает заниматься всем тем, чем с успехом занимаются и другие церкви. Она перестает быть активным свидетелем, так как Господь требует от нее особого свидетельства, которое не было поручено всем остальным.

Профессор церковной истории, Джордж Найт пишет: «Адвентизм никогда не рассматривал себя как просто еще одну конфессию, а, скорее, как пророческое движение, основывающееся на 10-14 главах Книги Откровение… Утратив такое видение, адвентизм превратится в еще одну безжизненную религиозную группу, которая просто чем-то отличается в своих убеждениях от других»4. «Отношение адвентизма к пророчествам о конце мира определит в будущем, останется ли он движением или превратится в памятник движению, а в конечном итоге — в музей, посвященный памяти существовавшего когда-то движения»5.

Е. Уайт занимала определенную позицию по этому вопросу: «Особой миссией адвентистов седьмого дня является нести свет миру и стоять на страже истины. Им было вверено последнее предостережение к погибающему миру. Слово Божье освещает адвентистов своим чудесным светом. Господь поручил им самую почетную миссию — возвестить миру вести первого, второго и третьего ангелов. И нет более важной работы, чем эта. Адвентисты не вправе занимать свое внимание чем-то иным»6.

Способ передачи

Проникаясь этой мыслью, многие адвентисты забывают о том, что успех зависит не только от того, «что» мы должны проповедовать, но в большей мере оттого, «как» мы это делаем. То, что мы несомненно должны проповедовать и о неделе творения, субботе, святилище, пришествии и т. д. еще не означает, что мы должны начинать с первого дня знакомства «обращать людей в свою веру» через детальное исследование всех ссылок.

Рассуждая над этой злободневной проблемой — благовестием секулярному миру, — Джон Паулин замечает:

«Но для секулярного человека не может быть более несущественного вопроса, чем вопрос о том, в какой день — субботу или воскресенье — следует посещать церковь. Они вообще сомневаются, надо ли туда ходить… Кроме того, адвентистов чрезвычайно интересует то, что произошло в 1844 году. Но секулярные люди живут здесь и сейчас. Если вы посвятите собрание обсуждению событий этого года, они решат, что им это совершенно ни к чему… Елена Уайт говорила, что адвентисты не должны чуждаться «истины для настоящего времени»… Я написал эту книгу, поскольку верю, что в учении адвентистов таких истин немало: идеи, которые способны оказать сильнейшее воздействие на секулярных людей, вести, способные взволновать все общество. Нам надо уяснить, что это за идеи»7. У. Скейлз предлагает интересную иллюстрацию: «Чтобы вскочить на подножку уходящего поезда, человек не бежит наперерез под прямым углом. Если бы он сделал это, то неминуемо был бы отброшен в сторону. Человек бежит вдоль поезда в том же направлении, все увеличивая скорость, чтобы не отстать от вагона. Тогда он сможет легко вспрыгнуть на ступеньку, не повредив при этом ногу. Мысли людей, к которым вы обращаетесь, заняты чем-то совершенно отличным от того, что вы им говорите»8.

Таким образом, пока Церковь не поймет, какую весть вверил ей Господь как «истину для настоящего времени», она не сможет ни успешно благовествовать, ни избежать массы ошибок, адаптируя свою весть и практику к различным культурам. Только ответив на вопросы: без каких истин она перестанет быть адвентистской Церковью? Что же в ее вести не должно потеряться при любой контекстуализации? Как последовать примеру Христа в плане евангелизации? — Церковь сможет успешно мобилизовать и обучить рядовых членов тому, какую весть и как ее нести погибающему миру.

«Соль и свет» — модель благовестия в новозаветный период

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:13-15). «Соль и свет» — две яркие метафоры Нового Завета, данные Самим Христом как напутствие верующим. Они открывают секрет того, как каждый вестник может стать вестью.

Город, сияющий с вершины холма, олицетворяет неприступную крепость, у граждан которого есть свои законы, по которым они живут. Их безопасность заключается в том, чтобы следовать установленным традициям, воспитывать молодое поколение и способствовать налаженной жизни внутри этого города. Город мертв, когда из ночи в ночь не зажигается его свет.

Размышляя об этой метафоре, Е. Уайт обращает внимание на то, что свет истины сначала должен преобразовывать наш характер, который должен сиять изнутри9. Помимо устной вести, которую вестник передает другим, он сам должен являться «вестью» — живым доказательством того, что это «работает» сегодня в современном мире. Поэтому перед Церковью стоит огромная задача: создать через малые группы возможность для исследования Священного Писания и преобразования жизни ее членов. Секулярный человек — скептик, и только то, что работает на практике, способно его убедить.

Соль олицетворяет собой то, что теряет свой смысл, если не приходит в тесное соприкосновение с предлагаемым веществом. При этом именно соль должна приносить свою соленость туда, куда она приносится. Здесь происходит смыкание двух метафор: соленость соли зазисит от света. Чем более преобразован характер верующего, тем ярче он сияет, тем больше «его соленость».

Христос показал, что Церковь, не объединяясь с миром, должна, подобно соли, «смешиваться» с ним, чтобы спасти его. Это подразумевает как присутствие в мире, так и стратегическое планирование проектов, которые будут проводиться для общества. Прежде чем Церковь понесет свет истины через общественные виды евангелизации, каждая община должна сначала «пойти в народ» с благотворительными или социальными программами. И нужно отметить, что в настоящее время у нашей Церкви есть не только «свет» по вопиющим проблемам общества, но и разработанные практические программы, которые могут сломить барьеры предубеждения и открыть двери для благовестия.

Примечательна и последовательность: Христос сначала сказал о соли, затем о свете, но свел все к добрым делам: «Чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Свет будет и сиять, и приниматься, ерш у людей будут примеры наших добрых дел, а не просто слов. Секулярное общество, ориентированное на материализм и прагматизм, остро реагирует на дела любви, проявленные просто так, ради самого человека. При всей уникальности нашей вести мы не достигнем успеха, если каждый верующий и вся Церковь в целом не мобилизуются на благовестив через добрые дела.

«Человеческая природа всегда направляет стрелку эмоционального компаса внутрь себя. Чтобы быть Церковью, мы должны направить стрелку этого компаса наружу… Когда мы смиренно служим добрыми делами, мир изменяет отношение к Церкви… К новому образу Церкви люди будут привыкать постепенно, но наш упорный труд побудит людей обратить на нас внимание… Именно сейчас, когда мир считает Церковь равнодушной к нуждам и боли людей, мы сможем своим бескорыстным служением завоевать их доверие»10. Это и было методом Христа, Который прежде чем пригласить «Следуй за Мной», завоевывал доверие добрыми делами11.

Если в центре каждой нашей доктрины, каждой нашей проповеди мы поставим Христа, то мы просто не сможем не следовать Его примеру, помня, что Он учил и исцелял, исцелял и учил. «Если мы последуем примеру Христа в делании добра, сердца людей откроются для нас, как открывались для Него»12, — пишет Е. Уайт. — «Согласно плану Божьему медико-миссионерская работа должна приготовить путь для провозглашения трехангельской вести. Ничто не сможет удержать или воспрепятствовать успешному продвижению вести, если будет принят этот план»13. «Соль» идет перед «светом», когда мы говорим об обществе.

Три главных направления миссионерской работы малых групп

Помня о том, что каждый член должен стать живой вестью, пастор должен уделить достаточное внимание тому, чтобы через серию проповедей второго этапа подготовки общины мог ясно сформулировать основные положения нашей вести. Ориентируя всю общину стать «солью», которая приготовит путь для света, пастор вместе с комитетом по работе МГ должен четко обозначить три основных направления, через которые малые группы будут становиться «ловцами человеков»: благовестие oikos, благотворительные акции доброты и благовестие через добрые дела, различные формы общественной и литературной евангелизации.

Благовестие oikos

Рассматривая в первой главе роль дома в религиозной жизни евреев и язычников первого века, мы отмечали, что обычно на богопоклонение в доме собирались все родственники, а также друзья и знакомые приглашающей семьи. В настоящее время многое изменилось. Не все имеют полные семьи, не у всех вообще есть семьи, не все члены семьи могут быть единоверцами.

Малая группа, часто становясь духовной семьей для обращенного человека, тем не менее должна проявлять большое участие в том, чтобы каждый мог спасти близких ему людей. С этой целью в начале первого цикла, занимаясь по урокам «Малые группы собираются в путь», члены группы на каждом занятии получают задание по работе со своим oikos. Каким образом это осуществляется?

«Пусть желающие работать для Бога начинают дома, в своей собственной семье, в своем окружении, среди своих друзей. Здесь они найдут подходящее миссионерское поле»14.

Каждому члену группы на определенном занятии (см. Приложение к материалам «Малые группы собираются в путь») дается домашнее задание: составить список всех людей, с кем он общается в целом около часа за всю неделю, а также всех людей, с которыми он находится в дружеских или деловых отношениях. В основном эти люди и будут первичным oikos этого человека. Список следует составлять, распределив близких сразу на соответствующие категории (см. Приложение 2): родственники, друзья, соседи, товарищи по работе, при этом отмечая тех, кто не является членом церкви.

Е. Уайт подчеркивает, что пример Андрея, который привел своего брата Петра ко Христу, и Филиппа, который привел к Господу своего друга Нафанаила, показывает нам, «насколько важно наше личное усилие в привлечении к вере родственников, друзей и соседей»15.

Многие будут удивлены, насколько длинным окажется список. Но будет и другая категория удивленных, которая обнаружит, что все из перечисленных уже верующие люди. В таком случае этому человеку следует написать список вторичного oikos, поместив туда всех, с кем есть хотя бы разрвые контакты, кто живет, если и не по соседству, то не так далеко, кто является если и не близким другом, то во всяком случае знакомым. Одно обязательное условие — этот человек должен жить в том же городе.

После написания списка член группы должен молитвенно решить, какой из этих кандидатов станет для него кандидатурой No1 и No2. Следует выбирать тех, кто уже показывал хоть какую-то степень открытости или интереса к истине. С этого момента члены малой группы начинают не только активно молиться за своих кандидатов в Царство Божье, но в течение каждой недели оказывать им какие-то знаки внимания, проявлять любовь и ненавязчивым способом углублять дружеские отношения.

«Господь указал мне на работу, которую необходимо выполнить в наших городах. Верующим жителям этих городов следует трудиться для Бога по месту своего жительства. Они должны трудиться тихо и смиренно, повсюду неся с собой атмосферу неба. Если они не станут выпячивать себя, но всегда будут указывать людям на Христа, тогда обнаружится сила их влияния»16.

Группа составляет общий список этих людей, он раздается каждому, все регулярно молятся за своих и других кандидатов. Группа также молится и на своих собраниях за этот общий список. Важно помнить здесь принцип «соли» и «света». «Соль необходимо смешивать с веществом… То же и со спасением людей силой Евангелия: оно возможно и достигается лишь при личном общении. Спасение происходит не массово, но каждый человек спасается отдельно. Личное влияние — это великая сила. Поэтому для спасения кого бы ни было, мы должны сначала приблизиться к нему»17.

Нужно, чтобы каждый составил свою стратегию, каким образом расположить их сердца и пробудить интерес к чему-то духовному. Пример Христа должен оставаться перед мысленным взором каждого. Как было уже упомянуто выше, прежде чем сказать «Следуй за Ним», каждый должен войти в контакт с этими людьми и, общаясь, поддерживать его регулярно. Творя добро, покажите, что вы желаете им добра, проявите сочувствие, послужите их нуждам, завоюйте доверие. Члены группы обнаружат, что это огромный труд, в котором многие будут новичками. Но это и есть постижение секретов профессии «ловца человеков».

В зависимости от открытости человека эта работа может продолжаться от месяца до шести и более. Но важно не сдаваться. Ведь Господом уже одержана победа, и Он с нами. «В вашем труде спасения погибающих душ вам помогают небесные ангелы. Тысячи тысяч и тьмы тем ангелов ожидают сотрудничества с членами наших церквей в распространении света, посланного им Господом в обильной мере, чтобы таким образом приготовить людей к пришествию Христа»18.

Необходимо упомянуть, что на первом этапе малых групп, члены группы также участвуют в посещениях приближенных и отпавших. Это также помогает понять им силу личного контакта и последствия дефицита общения в наши дни.

Следует также отметить общепризнанный факт, что несмотря на всю искушенность нашего современного общества и его приверженность средствам массовой информации, самым эффективным методом достижения человека вестью Евангелия остается личное благовестие родственника, друга, знакомого. Благодаря этим контактам и сегодня приходят в Церкви в различных частях мира 70-80% людей. Каждый член группы должен стать «живой вестью»!

Благовестив через добрые дела

Эта форма благовестил может принимать различные формы в служении малых групп: благовестив через оказанную помощь в группах с особой целью, благотворительные проекты церкви, акции доброты различных малых групп, личные проекты добрых дел отдельных членов. Главное отличие этого вида благовестил от других в том, что добрые дела не совершаются для того, чтобы обратить человека, они совершаются потому, что это является сущностью христианства — нести освобождение от проблем, мир, радость и любовь угнетенному миру.

Все группы с особой целью, и у которых есть специальная программа, направленная на преодоление проблем современного человека в сфере семьи, личных отношений, здоровья, правильного образа жизни и т. д., являются проявлением этого вида благовестия. Цель этого рода групп — помочь человеку, при этом не обязательно обратив его в христианскую веру. Конечно, на первом этапе в некоторые из этих групп будут вовлекаться в основном члены церкви, тем не менее их цель: оставаться открытыми прежде всего для окружающего населения.

Благотворительные проекты, осуществляемые церковью при помощи АДРА, отдела Тавифы или обеспеченных членов общины, также относятся к этой категории благовестия. Это может быть и бесплатная столовая (или разовые обеды) для пенсионеров, и подарки детям из бедных семей на Рождество, и помощь малообеспеченным семьям, и одежда для детских домов и т. д. Церковь должна обязательно разработать какой-то проект и сделать его известным всем малым группам, которые по мере сил примут в нем свое участие.

Акции доброты — это разовые проекты этого рода благовестия. Они могут быть инициированы как общиной, так и отдельной группой, которая самостоятельно вовлекается в это мероприятие. Список может быть бесконечным. Он может потребовать каких-либо финансовых затрат — в этом случае малая группа может собрать свои средства и осуществить проект в пределах собранной суммы. Главная цель проекта — проявить любовь и засвидетельствовать о Христе через добрые дела.

В «Пособии по евангельской работе» У. Скейлза и книге С. Шогрена «Заговор доброты» приводиться длинный перечень тех идей, которые может взять на вооружение любая малая группа или кто-то в отдельности, проводя свою кампанию доброты. Вот некоторые идеи: раздача открыток жителям улицы накануне какого-то праздника, раздача расфасованных по пакетикам семян накануне огородного сезона, уборка территории в общественных местах города (парка, территории кинотеатра, сквера, улицы около церкви и т. д.), бесплатная мойка машин, бесплатная парикмахерская, уборка опавших листьев осенью, раздача комнатных цветов, уборка снега с дорожек, испеченный торт для новоселов и т. д. При этом на вопрос: «Почему вы это делаете?», отвечайте — «Мы показываем любовь Христа на деле. Мы из Церкви…» Этот вид благовестия не обязывает человека посетить вашу церковь, поэтому он не является угрожающим. Многие люди, напротив, сами начнут задавать вопросы, и как приятно будет отвечать членам группы, ощутив на деле, что бескорыстие и доброта способны сломить стены предубеждения.

При этом виде благовестия важно помнить, что это не постоянный вид благотворительной деятельности, а одноразовый проект.

Если пастор и община заранее планируют подобного рода акции доброты, как общины в целом, так и малых групп в отдельности, а также осуществление долгосрочных благотворительных проектов, тогда необходимо оснастить каждого члена малой группы небольшими рекламными буклетами с адресом церкви, телефоном и, может быть, каким-либо высказыванием из Священного Писания. Можно эту информацию оформить в виде календарика, так как в таком случае есть большая вероятность того, что человек его не выбросит. Акции доброты хорошо организовывать перед проведением семинаров и евангельских программ, при этом приготовив маленькие рекламки проводимого мероприятия.

Тем не менее необходимо постоянно направлять внимание членов общины на то, что Христос пришел в мир, чтобы спасти хотя бы некоторых. Исцеляя людей, Он делал это из сострадания и любви, не имея при этом никакой гарантии, что эти люди станут Его последователями. Он просто не мог не делать добра, так как был Сама Любовь. И именно любовь одерживала в людских сердцах победу. «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, — говорил слепорожденный, — а Он отверз мне очи» (Ин. 9:30). Мир, уставший от красивых фраз, сегодня все еще слышит убеждающее свидетельство добрых дел.

Если каждый член малой группы поставит перед собой цель хотя бы раз в месяц (в неделю) благовествовать через добрые дела, избрав для себя посильную акцию доброты, стены предубеждения против верующих будут рушиться подобно стенам Иерехона, хотя и не с первого раза, конечно, как в древние времена. Если каждая ячейка будет планировать и осуществлять кампанию доброты, хотя бы раз за трехмесячный цикл (а еще лучше раз в месяц), тогда исполнится то же самое, что было и с первоапостольской Церковью — «народ прославлял их» (Деян. 5:13).

Важно ориентировать членов общины на то, что это должно быть, по сути, нашим образом жизни. Для этого не нужно многого. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то я даю тебе», — сказал Петр хромому человеку. Нужно, чтобы Господь открыл глаза каждого на то, что у него есть, чтобы каждый осознал, насколько много можно сделать с этим.

«Дух доброго самарянина не прижился в наших церквах. Оставлены без внимания многие люди, нуждающиеся в помощи, подобно тому как священник и левит прошли мимо израненного, избитого незнакомца, оставленного умирать при дороге… Пренебрегая работой, находящейся

В пределах досягаемости церкви, отказываясь исполнять эти обязанности, церковь несет большую потерю. Если бы церковь делала эту работу так, как она должна ее делать, то стала бы средством спасения многих душ»19.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и выдали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36). Малые группы должны стать островками добра в океане равнодушия и несчастья, а каждый их член — проводником Божьей любви и света.

Благовестие «Слова»

Благовестие «Слова» — это благовестие через печатное слово и общественные виды евангелизации. Члены малых групп могут участвовать в этом виде благовестия разными способами: от раздачи пригласительных на евангельскую программу до преподавания библейских уроков на дому. В эту категорию входят: литературная евангелизация, метод анкетирования и преподавания библейских уроков, евангельские программы.

Литературная евангелизация осуществляется как через бесплатное распространение литературы, так и через продажу книг от дома к дому, а также через метод выездных библиотек. Осуществляя метод выездных библиотек, члены малых групп могут, собрав ряд доступных для обычного светского человека произведений, обходить дома, представляя печатные издания Церкви и предлагая выбрать какую-либо книгу почитать на одну-две недели. После обозначенного периода времени они возвращаются в те семьи, которые взяли какие-либо книги, и при желании человек обменивает прочитанную книгу на другую. Таким образом завязываются отношения и происходит свидетельство.

Эту деятельность следует осуществлять под руководством директора отдела литературного евангелизма, который должен не только проинструктировать лидеров перед началом этого мероприятия, но прежде вместе с комитетом по МГ составить план прохождения по определенным улицам, чтобы не получилось несогласованных действий разных малых групп. Важно также учитывать, чтобы одни и те же улицы и квартиры не попадали под «перекрестный огонь» разных методов. Если по одной улице прошли с выездной библиотекой, не нужно повторно идти через неделю с продажей книг. Лучше идти в еще не пройденные кварталы. Заинтересовавшиеся и читающие наши книги люди теперь в контакте с тем человеком, который приносит книги, через него они могут заказать или купить те, которые ему понравились. Хорошо, чтобы у каждого был каталог издательства, осуществляя эту работу.

Несомненно, те люди, которые купили литературу, должны одни из первых получить пригласительный на евангельскую или торжественную программу. С ними нужно поддерживать связь, стараясь укрепить отношения, а также подружиться.

Метод анкетирования несколько отличается по своей цели от предыдущего. Он является той дверью, которая может открыть новые возможности для установления отношений с незнакомым человеком и, помимо получения ценной информации, помочь найти тех, кто желает изучать Библию.

Существует много разнообразных анкет, которые можно использовать. Но одна из наиболее простых и в то же время интересных используется Самуилом Монье, разработавшим целую стратегию по ее проведению. Ниже предлагается анкета и его рекомендации. Суть подхода заключается в том, чтобы через анкетирование не только узнать, желает ли человек изучать Библию, но, разговорив его и узнав некоторые проблемы и нужды, за них помолиться. Перед молитвой произноситься личное свидетельство, которое отрабатывается на занятиях малых групп.

Рекомендации при использовании этой анкеты

* Формировать группы из трех человек, особенно в той местности, где люди испытывают подозрение к верующим, ходящим по домам по 2 человека.

* В группе из трех человек обязательно должна быть одна женщина, так как в наше неспокойное время вряд ли кто без опасения откроет дверь троим мужчинам. У женщины должна быть при себе Библия в дамской сумочке.

* В руках у мужчин ничего не должно быть, за исключением стопки анкет и уроков по изучению Библии.

* Говорит всегда только один человек (по договоренности), остальные вступают в разговор (свидетельство или молитва) только по его просьбе или договоренности.

* Не надо молиться у двери квартиры или калитки дома, особенно собравшись в кружок, — вы не знаете, кто наблюдает за вами из окон соседних домов или через глазки соседних квартир.

* Молитва должна совершаться заранее, а у дверей каждый молится мысленно.

* При открытии двери лидер группы должен сделать шаг назад. Помощники должны находиться позади лидера.

* Лидер должен представиться сам и представить своих помощников, сказать, что они представляют адвентистскую Церковь и проводят опрос общественного мнения. И добавить: «Не могли бы вы нам помочь? Это займет всего 10 минут, у нас 11 вопросов, на которые достаточно ответить «да», «нет», «не знаю».

* Не нужно пытаться зайти внутрь квартиры, если вас не пригласили войти сразу.

* Если приглашают зайти в самом конце беседы, — возможно, из приличия следует извиниться и сказать, что у вас еще много анкет и вы хотели бы закончить опрос. Пообещайте зайти через неделю, если человек взял библейский урок.

* Если дверь открывают дети, спросить дома ли взрослые, и анкету предложить взрослому человеку.

* Если открыла женщина, а муж дома, предложить мужу ответить на эти вопросы.

* Нужно разговаривать очень вежливо и доброжелательно. Улыбаться, говорить «спасибо» после ответа на каждый вопрос.

* Особое внимание обратить на 7-й вопрос. Этот вопрос — ключ к разговору. После ответа на него лидер должен сказать несколько предложений о себе. Вот один из лучших вариантов: «Вы знаете, а у меня есть Библия, но я так занят, что очень мало времени уделяю ее чтению. У меня семья, (трое) детей, и это отнимает время». И дальше необходимо обратиться к человеку: «А сколько у вас детей? А как их зовут? А как вас зовут? Есть ли у вас внуки? Кем вы работали до пенсии? Наверное, не так легко теперь жить одному…» Помощники должны очень хорошо запоминать информацию, имена детей, внуков, настоящие проблемы, особенно если кто-то из них будет молиться в конце.

* После получения некоторых сведений о человеке необходимо как можно быстрее завершить опрос по анкете. Ни в коем случае нельзя ввязываться в доктри-нальные дискуссии или критиковать другие конфессии. Весь опрос должен занять минут 5, 6.

* После ответа на последний вопрос ведущий сразу же рассказывает свое личное свидетельство: «Вы знаете, а я родился…» которое должно состоять из трех частей: жизнь до принятия Христа (где родился, чем занимался, как жил), встреча с Христом (как я Его встретил), жизнь после встречи с Христом (как она изменилась).

* Личное свидетельство должно продолжаться не более двух минут и завершиться чтением обетования из Библии, которое предваряется словами: «И я хочу специально для Вас кое-что прочитать из Библии…»

В этот момент женщина достает из сумочки Библию и подает лидеру.

* После чтения обетования необходимо закончить беседу молитвой, при этом не надо спрашивать разрешения, просто нужно сказать: «Я хочу помолиться за вас», и кратко помолиться.

* В молитве необходимо упомянуть выявленные нужды, имена детей, внуков и т. д. И особенно помолиться за собеседника.

* После молитвы можно сказать: «У нас есть небольшой подарок для Вас — это брошюра по изучению Библии. Мы оставляем ее Вам, а если вы пожелаете, через неделю принесем вторую часть. В какой день удобней всего было бы зайти?»

* Если человек согласен, попросить его написать адрес на уголке анкеты собственной рукой. (Это можно сделать и после ответа на 6-й вопрос, если человек выразил желание иметь Библию. В таком случае имя человека становится известным уже до вопроса 7.)

* Постараться не задерживаться и уйти как можно быстрее. Весь процесс общения должен уложиться в 6-7 минут. После закрытия двери собеседник обязательно еще раз посмотрит в глазок или в окно, поэтому не стоит хлопать в ладоши, вставать в кружок для молитвы или делать какие-либо победоносные жесты.

* На уголке анкеты можно пометить категорию открытости человека: А — открыт, очень заинтересовался изучением Библии и обрадовался анкете и предложениям; Б — открыт, но пришлось приложить усилия, принял предложение по изучению Библии, но без особого энтузиазма; В — закрыт.

* Через неделю в назначенное время нужно посетить человека, принеся с собой второй урок, проверить первый, ответить на вопросы и оставить второй.

* Время для дальнейших посещений желательно выбирать, когда глава семьи дома.

Несомненно, не все готовы следовать этой модели, особенно включая молитву и личное свидетельство. Тем не менее это очень успешный метод и хорошая анкета. Она достаточно открытая, краткая, ответы составлены по существу. Она позволяет выявить интерес или его отсутствие к изучению Писания и таким образом помочь выйти на тех людей, которые желают узнать содержание Библии. После этого опроса у членов группы будет несколько адресов, по которым они начнут изучать с людьми Священное Писание.

Важно, чтобы пастор мог сориентировать лидеров на то, как нужно вести себя и что учитывать при анкетировании и проведении уроков на дому, пользуясь наработанным практическим опытом и советами в книге М. Серны20. Он также может провести семинар с членами малых групп накануне перехода к этому методу.

Программа «жатвы». Если основное средство приобретения людей — это малые группы, тогда публичные евангельские кампании должны стать скорее жатвой, чем посевом. Сеяние семени должно происходить через личные контакты среди друзей, родственников, знакомых, коллег по работе, купивших нашу литературу и приступивших к изучению библейских уроков. Через эти же личные контакты происходит также рост этого семени под влиянием Духа Божьего, Который влияет на человека через верующего (и Писание).

Чтобы сделать этот процесс более успешным, церковь должна продумать ряд мероприятий, которые помогут еще до евангельской кампании-жатвы сделать церковь для человека достаточно знакомой. С этой целью можно продумать проведение ряда торжественных программ (с миссионерской направленностью), учитывая те праздники, которые внесены в календарь или которые празднует население: женский день, Пасха, день против курения, окончание школы, первое сентября, жатвенное, день матери, Новый год, Рождество и др. Фокус на таких торжественных собраниях нужно сделать на неверующих гостей.

Кроме того, с помощью существующих отделов можно приготовить ряд семинаров, например: семинар по укреплению семьи, воспитанию детей, здоровому образу жизни («Дышите свободно», «Как противостоять стрессу»). Эти семинары можно проводить в тот месяц, в который проводится крещение, чтобы у членов малых групп была возможность пригласить к концу каждого квартала на эти неугрожающего характера встречи своих кандидатов. Эти семинары могли бы переходить в евангельскую программу жатвы. Если учесть, что день крещения проводится в конце каждого квартала, можно запланировать, по крайней мере, четыре семинара, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких вечеров, распределив их по отделам и, может быть, приурочив к каким-либо праздникам. За несколько недель до проведения семинаров и евангельских программ хорошо проводить акции доброты для населения, чтобы собрать дополнительное количество интересующихся в дополнение к тем, кто уже находится в контакте с членами церкви или проходит библейские уроки.

Главное отличие программы-жатвы от евангельских программ по схеме Марка Финли в том, что они значительно короче и что они не представляют полный набор доктринальных тем. Они могут продолжаться неделю или десять дней, сосредоточив внимание слушателей на Иисусе Христе и на самых отличительных моментах. Это становится возможным потому, что основная подготовка людей проводится в группах, и будет продолжаться после как в группах, так и в классах для крещаемых. Эти программы «жатвы» являются снятием урожая, который созрел под влиянием Духа Святого и личного благовестия. Такие программы могут проводиться несколько раз в год, хотя это не исключает и проведение крупной евангельской кампании в городе как самостоятельного события, в котором могут участвовать все общины этого населенного пункта.

Секретарь Пасторской ассоциации и евангелист Южно-Американского дивизиона Церкви АСД Александр Буйон пишет: «Это уже доказано, что лучший метод подготовки к евангельской кампании — это евангелизация через дружеские отношения. Каждый находит друга, родственника, соседа, коллегу по работе, говорит им о Христе и позднее изучает с ними Библию. Статистика показывает, что никто не может установить контакт с современным человеком лучше, чем это может сделать по отдельности каждый член церкви»21. Этот дивизион провел исследование в крупных городах Бразилии. Людям задавался вопрос: «Слышали ли вы что-нибудь о Церкви АСД?», и если человек отвечал «да», спрашивалось, каким образом? Из всех, кто слышал о нашей Церкви, 71% получили эту информацию через друга, соседа, родственника. При этом нужно подчеркнуть, что работа малых групп в этом дивизионе проводится на высоком уровне.

«Вот почему, — продолжает А. Буйон, — я не трачу много денег на рекламу моих евангельских кампаний. Каждый член церкви, который изучал библейские уроки со своим другом на дому, отвечает за то, чтобы привести его на стадион, когда начинается общественная кампания. И когда я делаю призыв, я говорю: «Помогите вашему другу выйти вперед, обнимите вашего друга, поздравьте его, сопроводите его на крещение, и затем заботьтесь о нем, потому что ваш дорогой друг теперь ваше духовное дитя»«22. В этом случае он добивается того, что новообращенные формируют отношения привязанности к своим друзьям, которые познакомили их с Христом, а не к евангелисту, который вскорости покинет город.

«Мои программы не длятся неделями. Самая длинная из них состоит из восьми вечеров. Но это вечера принятия решения. Немногие люди сегодня готовы посещать кампанию, которая продолжается 45 встреч, но каждый может выделить неделю, чтобы сопровождать своего друга на стадион. Вы можете спросить, как же это возможно представить всю весть за одну неделю? Но важно помнить, как было уже упомянуто, что весть и доктрины были рассмотрены с помощью друзей на дому в малых группах. Поэтому, когда приходит время для евангельской программы, люди уже приготовлены, и им требуется только принять решение. Эта неделя евангельской кампании — неделя принятия решения или жатвы»23.

Следуя этой модели, в Перу задолго до евангельской кампании, члены малых групп занимались с 120000 людьми библейскими уроками. Когда началась евангельская программа, на нее пришли более 50000 тех, кто уже завершили курс библейских уроков. По окончании программы 27100 ответили на призыв принять крещение24.

На основании своего многолетнего опыта как публичного евангелиста А. Буйон заключил, что самая мощная стратегия в достижении населения крупнейших городов — это простой член церкви, который, став учеником Христа и повинуясь Его повелению, стал осуществлять его в своей жизни, делая учеников. Евангельские кампании не могут быть эффективными и существовать без работы каждого отдельного христианина25.

Миссионерский план общины

Миссионерский план общины

Каждая община должна выработать четкий план действий на целый год, чтобы видеть картину миссионерской работы в целом. Комитет по МГ во главе с пастором должны отрегулировать все детали и наметить последовательность проводимых мероприятий. Переходя на структуру малых групп, необходимо планировать осуществление основной евангельской работы через домашние ячейки, но четко обозначить те моменты, когда эта работа смыкается или переходит в методы публичной евангелизации. Для более эффективного планирования, контроля и учета всех деталей миссионерский план общины можно представить в виде таблицы.

Ниже предлагается примерный план, исходя из расчета, что подготовка общины через серию христоцентричных проповедей и избрание лидеров были завершены к началу года, а стадия планирования проходит параллельно с подготовкой первой группы лидеров. Таблица может быть расширена дополнительными колонками, а также может иметь и другую форму. Отметим, что в этом миссионерском плане четыре кампании-жатвы, их может быть и две в наиболее удобный для пастора и общины период. Кроме того, обратим внимание, что за месяц до семинара или евангельской программы запланированы акции доброты как подготовка почвы и возможность светить делом. Комитет по МГ должен четко спланировать работу по достижению своей территории, распределив улицы на каждом этапе литературной евангелизации и анкетирования таким образом, чтобы они не пересекались, а также подготовив достаточное количество библейских уроков для прохождения на дому.

Хотя эта таблица — приблизительный миссионерский план общины на год, тем не менее она наглядно показывает, о чем должны позаботиться члены комитета перед началом каждой стадии и в каждый отдельный месяц. Важно понимать, что, согласно общему календарю года, последняя суббота каждого квартала — это суббота крещения. Чтобы это событие состоялось, в этом месяце важно провести короткую программу-жатву или семинар, на которые члены малых групп могли бы пригласить своих знакомых и тех, с кем они уже занимаются по библейским урокам.

Такой план поможет определить даты, территорию, мероприятия, назначить ответственных, распределить обязанности по отделам и по группам и начать готовиться к каждому событию задолго до его проведения.

Таблица.

Примерный миссионерский план общины

Дата

Стадия

Дружба

Посещения

Литературная евангелизация

Анкетирование

Библейские уроки

Акции доброты

Евангельские мероприятия

Крещение

Январь

Подготовка 1-й группы лидеров

X

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

-II-

X

X
Отпавшие Приближенные (адреса)

 

 

 

X

 

 

Март

-II-

X

X

X
Продажа книг, выездные библиотеки (адреса, улицы, дома)

X
Адреса (улицы, дома)

X (уроки)

X

X
Торжественное собрание, семинар, программа жатвы

X

Апрель

МГ-1

X

 

 

 

 

 

 

 

Май

-II-

X

 

 

 

 

X

 

 

Июнь

-II-

X

X
Отпавшие , Приближен-ные(адреса)

 

 

 

X

X
Семинар или программа жатвы

X

Дата

Стадия

Дружба

Посещения

Литературная еванге-лизация

Анкетирование

Библейские уроки

Акции доброты

Евангельские мероприятия

Крещение

Июль

МГ-2 Подготовка 2-й группы лидеров

X X

 

X Продажа книг, выездные библиотеки (адреса, улицы, дома)

 

 

 

 

 

Август

-II-Подготовка 2-й группы лидеров

X X

Отпавшие Приближен-ные(адреса)

 

X
Адреса (улицы, дома)

X
(уроки)

X

 

 

Сентябрь

-II-Подготовка 2-й группы лидеров

X X

 

X
Продажа книг, выездные библиотеки (адреса, улицы, дома)

X
Адреса (улицы, дома)

X
(уроки)

X

X
Семинар или программа жатвы

X

Октябрь

МГ-3

X

 

 

 

 

 

Торжественное собрание

 

Ноябрь

-II-

X

 

 

 

 

X

Семинар

 

Декабрь

-II-

X

 

 

 

 

X

Программа жатвы

X

Планируя миссионерскую работу из года в год, пастор обнаружит, что у комитета по МГ и всей общины выстроилась определенная концепция миссионерской работы. Будет понятно, что каждое мероприятие должно иметь конкретную цель, но в то же время быть связующим звеном в общей цепи миссионерской деятельности. Например, акция доброты проводится до литературной евангелизации и анкетирования для того района, который избран для этой деятельности. После проведения литературной евангелизации и анкетирования проходят торжественные богослужения, семинары и евангельские программы, которым опять же предшествуют акции доброты.

Е. Уайт подчеркивала, что «наша часть работы состоит в том, чтобы вырабатывать зрелые планы и приводить в действие те средства, применение которых принесет какие-то результаты»26. Она также указывает на необходимость вовлечения молодых людей при планировании миссионерской работы. «Пусть руководители церкви разрабатывают планы, выполняя которые молодые мужчины и женщины могут научиться применять доверенные им таланты… Пусть служители используют всю изобретательность при разработке планов, посредством которых молодые члены церкви могли бы сотрудничать с ними в миссионерской работе»27.

Личный миссионерский план каждого члена церкви

Каждый член церкви, вовлекшись в служение малых групп, должен составить свой личный миссионерский план на год. Важно, чтобы пастор воспитывал общину в этом духе, поощряя к тому, чтобы каждый старался привести к Господу одного человека в год. Для того чтобы это осуществилось, члены церкви должны найти от трех до пяти кандидатов, с кем они работают в течение года, так как у каждого человека есть свое время и свой срок приближения ко Христу. Необходимо, чтобы каждый верующий стал реальным последователем Христа, исполняющим Его поручение — делать учениками всех, с кем он приходит в соприкосновение. Каждый должен стать «живой вестью», которую он приносит везде, куда бы он ни пошел.

Для выполнения своего личного миссионерского плана члены церкви могут составить список своих родных и близких, как было описано ранее, и, выбрав для себя кандидатуры для достижения, наметить четкую стратегию действий. Хорошо, если они заведут особую тетрадь или миссионерский блокнот, в котором будут обозначены имена тех, с кем они работают. Каждую неделю они могут заносить туда планируемые добрые дела по отношению к этому человеку, мероприятия и результаты этих действий. Если каждый поставит перед собой цель — каждую неделю общаться и оказывать определенное влияние света, с помощью Святого Духа результаты обязательно будут.

Стратегия по достижению должна быть многоплановой: это и маленькие знаки внимания, и поздравления с праздниками и днями рождения, и литература, и «миссионерские» обеды, и приглашения на специальные встречи малой группы, изучение Библии на дому, приглашение на торжественные собрания и семинары, а также евангельские программы. Но при этом важно помнить, что подобно тому, как мать, вынашивая ребенка, ни на минуту не теряет с ним связь, верующие должны окружить этих людей особой молитвенной поддержкой, заботой и любовью.

«Членов каждой церкви следует учить тому, чтобы они посвящали время приобретению душ для Христа. Можно ли сказать о церкви: «Вы свет мира», если ее члены по существу не распространяют свет?»28

В этой связи особое значение имеет умение каждого рассказать свое личное свидетельство, о котором упоминалось при описании метода анкетирования. Личное свидетельство — это не длинная история о том, как пришел ко Христу человек. Это краткое сообщение на 2-3 минуты, состоящее из трех частей: моя жизнь до (осознанного) принятия Христа, при этом можно кратко перечислить, где родился, чем занимался и как жил до своего обращения; затем идет краткое описание встречи со Христом, преимущественно, как я Его встретил; и третья часть — жизнь после встречи со Христом, как она изменилась, а именно стала наполненной смыслом, радостью, миром, счастьем. Личное свидетельство родившихся в христианских семьях будет отличаться от свидетельства обращенных недавно. Один из библейских примеров личного свидетельства, состоящего из этих трех частей, записан в 22-й главе Книги Деяния Апостолов с 3-го по 21-й стихи — свидетельство апостола Павла.

Если каждый верующий на встречах малых групп сможет составить и откорректировать свое личное свидетельство, тогда, куда бы он ни пошел и с кем бы ни встретился, он будет вооружен оружием, которое способно победить мир. Сила свидетеля в том, что это говорит очевидец, испытавший на своем опыте то, о чем свидетельствует. «И будете Мне свидетелями», — сказал Христос.

Роль молитвенных домов

Ученики Христа не получили напутствие строить церкви. Поставив перед ними задачу нести свет истины по всему миру, Господь знал, что они осядут на местах и не выполнят этой задачи, если вовлекутся в строительные проекты. Распространяя весть о распятом и грядущем Спасителе, они должны были срочно спасать гибнущее поколение. В то время люди гибли массами в повсеместно проходящих войнах, умирали от болезней и эпидемий, погибали от интриг и издержек цивилизации. Например, в Риме в первом веке средняя продолжительность жизни была около 35 лет, чему также способствовало отравление свинцом от труб водопровода29. Божественная мудрость не допустила возведения молитвенных домов, иначе на самом первом этапе Церкви грозила бы опасность стать религией храмов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С течением времени многое изменилось. Хотя масштаб работы остается тем же — весь мир — это Божий виноградник», как писала Е. Уайт, тем не менее перед каждой общиной стоит задача стать центром света в том населенном пункте, в котором она находится.

«Когда в больших и малых городах пробуждается интерес, его необходимо всемерно развивать. Нужно тщательно подготовить место и возвести хотя бы самый скромный дом для поклонения как символ, памятник субботы Господней, Божий свет среди нравственной тьмы… Везде, где появляется группа верующих, нужно строить молитвенный дом. Работники не должны покидать поле, не осуществив этого»31. Она подчеркивает, что во многих местах из-за отсутствия молитвенных домов были потеряны многие члены. «Иной раз следует взять взаймы, чем совсем не строить»32.

Молитвенные дома не будут оправдывать себя, если не превратятся в культурные духовные центры и молодежные клубы, работающие на неделе для окружающего населения. Малые группы, работающие по особым программам, могут проводить свои занятия в стенах молитвенного здания. Особые богослужения для молодежи и неверующих, различного вида службы могут проводить свои служения помимо субботних богослужений в этом же помещении. В таком случае молитвенные дома Церкви действительно станут маяками, излучающими Божественный свет в каждом городе и поселке.

«Верующие всех времен имеют то же поручение, какое было дано первым ученикам. Принявшие Евангелие должны передать миру священную истину… Членам Церкви Божьей следует усердно творить добрые дела, чуждаться мирского тщеславия и ходить по стопам Того, Кто повсюду сеял добро… Это служение требует приложения усилий, но зато приносит огромное удовлетворение. Трудящиеся на ниве Божьей увидят души, приобретенные для Спасителя, ибо Он всегда рядом с теми, кто выполняет Божественное поручение»33.

«Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», — сказал Христос.