Глава 10. Церковь и формы богослужения

Перешагнув порог XXI века, Церковь остается все с той же задачей, данной Господом: делать учениками все народы. Современная эпоха, отличительной чертой которой являются глобализация и урбанизация, способствует повсеместной секуляризации, формирующей особый тип мышления и властно захватывающей города, превращающиеся один за другим в мегаполисы. Современный человек, вовлеченный в сферу образования и технического прогресса, поддерживая постоянную связь с источниками массовой информации, становится все более секулярным, независимо оттого, в каком месте он живет и какую религию исповедует. Важно помнить, что секулярный человек не обязательно атеист, «это просто человек, для которого религия на практическом уровне повседневного опыта перестала быть актуальной»1.

Зачастую Церковь, бережно хранящая свои устои и традиции, в определенном смысле создает свою архаичную субкультуру, в которой сохраняется зафиксированной форма богослужения, присущая ей десятилетия назад. Не успевая подстроиться под стремительный полет времени и быстрый ритм сменяющих друг друга поколений, она превращается в музей религиозной культуры, не понимая требований современной эпохи и не отвечая на потребности секулярного человека.

Каковы же основные характеристики секулярного мышления? Оно прежде всего самодостаточно, все явления рассматриваются с точки зрения причинно-следственной связи, относительности истины, временности всей жизни и автономности человеческого индивидуума. Тем не менее секуляризация — это амбивалентный процесс. При всей самодостаточности современного человека она порождает глубокую потребность в смысле жизни, который не перестает искать секулярный человек, потребность в объединяющей все концепции и отвечающей на трепещущие вопросы жизни философии. Секулярный человек ищет пути освобождения от вины при возможности жить полнокровной жизнью. Он ощущает потребность посвятить себя чему-то более значимому и великому, чем просто быт, карьера, благосостояние. Часто он, окруженный массами, остается бесконечно одиноким среди высотных зданий и празднично одетой толпы. Тоска по наполненным смыслом отношениям, бескорыстным и верным друзьям, осознание своей полной незащищенности перед лицом стихийных бедствий и катастроф делает его не таким уж далеким от Церкви2.

Ячеечная церковь с хорошо обозначенной стратегией и налаженной сетью малых групп будет привлекать большое количество современных людей. Стремясь заполнить пустоту и духовный вакуум, в поиске смысла жизни и решения своих собственных проблем современные люди будут переступать порог такой церкви. Но знает ли она, что более всего опасается современный человек, попадая в религиозную общину? Прежде всего он негативно относится к принуждению и всякого рода давлению, особенно в том случае, когда это граничит с посягательством на его автономию. Он не переносит манипуляции и непредсказуемых ситуаций, в которых он может выглядеть неловко, став при этом центром внимания. Но более всего он боится скуки. Привыкший к стремительному ритму жизни, быстрой смене событий, постоянно чередующемуся циклу телепрограмм и красочно оформленных реклам, современный человек просто не переносит скуки.

Некто может возразить, что в наших церквах есть представители разных поколений и сословий. И все они имеют неодинаковые характеристики. Так что теперь — подстраиваться под молодежь? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим особенности трех сложившихся поколений, составляющих основную массу современного общества, при этом помня о том, что только та церковь имеет будущее, которая привлекает к себе молодежь.

Три поколения — три маленькие вселенные

Несомненно, на самом переднем фланге секуляризации шагает молодое поколение, полное дерзаний и оптимизма. В силу этого оно, зачастую не замечая своих проблем, подвержено этому процессу намного больше, чем предыдущее. Отсутствие авторитетов и ценностей, низкий уровень морали, светская жизнь, погоня за материальным благополучением, праздность, преступность, наркомания, отсутствие смысла жизни — вот немногие характеристики их жизни. Для того чтобы понять, насколько запросы современной молодежи отличаются от интересов предыдущего времени, давайте посмотрим на описание характеристик трех последних поколений, уже заявивших о себе, как о сложившихся представителях определенных эпох.

«Строители»

Исследователи считают, что те, кто были рождены до 1946 значительно отличаются по своим запросам, нуждам и мировоззрению от следующих двух поколений. В терминологии социологических западных исследований они называются builders, т. е. «строители». Годы их становления: 20-е, 30-е, 40-е. Эти люди пережили ряд мировых и гражданских войн, экономическую разруху, голод, многочисленные инфляции и страшные эпидемии. Но, невзирая на это, проходя через эпоху испытаний и репрессий, они создавали («строили») семьи, дома, города, нации, государства. Они заключали браки в своей молодости, детей было больше, семьи были более крепкими, разводы более редкими, в семьях обычно наблюдалось традиционное разделение ролей, уважение к авторитету, бережливость, целеустремленность4. Из-за того, что скорость технического прогресса и развития общества хотя и была значительной, но не была настолько стремительной, как во второй половине XX века, они сохраняли более-менее одинаковое восприятие мира.

В духовном плане для этого поколения большое значение имел вопрос: что такое истина? Поэтому они ценили доктринальный подход, глубокое изучение Библии, обстоятельные проповеди и молитвы, торжественные гимны, традиционные формы церковной музыки и богослужения. Их удовлетворяла формальность и официальность богослужений. Внимание могло быть продолжительным, как и длина проповедей, доминировала аудио-ориентация. Они были привержены разного рода программам, проявляли уважение как к церкви, так и к церковному руководству. Очень ценилась пасторская молитва, признание гостей, пожертвования на миссионерские проекты. Для них между посвящением Христу и посвящением Церкви стоял знак равенства5.

«Дети экономического подъема»

Послевоенное поколение, получившее на западе термин baby boomers («дети бума» или «дети экономического подъема») значительно отличается от описанного выше. Это дети «строителей», родившиеся с 1946 по 1964 год. Их года становления: 50-е, 60-е, 70-е; возрастные границы сегодня — от 37 до 55 лет. Считается, что именно это поколение будет оказывать значительное влияние на мировую историю до 2030 года. В чем же они отличаются от своих родителей? Их жизнь была более ровной и обеспеченной. Их родители хотели и стремились им дать то, чего были лишены в свое время сами. Уровень их образования более высокий, взгляд на брак более либеральный. Количество детей, как и посвящение семье, снижается, количество разводов возрастает. Многие не спешат заключать браки и создают семьи в более позднем возрасте. В семьях меняется распределение ролей, в жизни демонстрируется сомнение по отношению к авторитетам, отсутствует былая бережливость и целеустремленность родителей. Сама жизнь, требуя ускорения, толкает к поверхностным отношениям, сверхзагруженности, стрессу. Век исследования космоса, создания ядерного оружия, телевидения и информатики, быстрого научного и технического прогресса оставляет слишком много дел на уровне частично завершенных проектов.

В духовном плане это поколение больше интересуется вопросом: «Как это работает в жизни?», чем «Что такое истина?» Им больше импонирует практическое применение Священного Писания к личной жизни, чем изучение доктрины за доктриной. Практические молитвенные опыты и нетрадиционные формы молитвы приобретают большее значение. Они скорее ориентированы на людей, чем на программы, и поэтому охотнее жертвуют на нужды конкретных людей, чем на безликие проекты. Для них посвящение Христу прежде всего означает посвящение отношениям, а не Церкви. Отношения играют исключительно важную роль. Поэтому они получают большое удовлетворение от неформальной атмосферы и личного участия в малых группах, где их знают; от песнопений прославления, выражающих личный опыт и отношение к Богу; для них приемлемы неклассические формы музыки и музыкальных инструментов. Но они также предпочитают анонимность, будучи гостями в больших собраниях и кругу незнакомых людей. Для них очень важны технический прогресс и средства массовой информации. Богослужения должны быть более живыми, исключать монотонность, более короткими и практичными. Евангелизация через дружеские отношения приобретает для этих людей большой смысл6.

«Поколение X»

Следующее поколение — busters («банкроты»), названные так по причине их численного меньшинства по сравнению с поколением своих родителей, имеют и другое название — generation X, то есть «поколение X». Годы их становления: 80-е, 90-е, 2000. Это очень одинокое поколение, многие из которого носят на себе отпечаток эмоциональных травм, полученных от разводов родителей и их малой вовлеченности в жизнь своих детей. Хотя они имеют тенденцию позже вступать в брак, их отношение к семье более серьезное, что, возможно, повлечет уменьшение количества разводов и более крепкие семьи. Они ориентируются на большее количество детей (при экономической стабильности), возврат к традиционным ролям в браке, осторожность, игнорирование авторитетов. При этом им присущи осознание экологического кризиса, многоразовое использование предметов и множество незавершенных проектов. «Поколение X» — это поколение высоких технологий, кабельного телевидения, компьютерных игр и интернета. Это поколение взрыва детской преступности, наркомании, ранних половых связей, подростсковой беременности и СПИДа.

В духовном плане «поколение X», действительно, цель для достижения Церковью. «Многие из них не готовы посвятить себя на служение Господу, потому что прежде, чем они обретут силу для служения в наших церквах, они должны сначала освободиться от своего багажа эмоциональных травм»7. Зачастую они приходят в Церковь уже зная, что такое жизнь и что такое «взрослые» проблемы. Может быть, поэтому они уже не столько ориентированы на абстрактные проекты или конкретных людей, сколько* на реальные нужды общества. Именно в таких программах они готовы принимать участие, именно в этих сферах они готовы получать образование. Их интересуют: изучение Библии, которое затрагивает актуальные темы современной жизни; молитва, которая является личным духовным опытом или которой руководит лидер; пастор, который способен ответить на их нужды. Они жаждут разнообразия в стилях богослужения, в музыке, в предлагаемых моделях. Они ценят практические краткие проповеди и теплую семейную атмосферу, уважение к гостям, непринужденное общение, визуальные средства обучения. Они приучены средствами массовой информации к быстрой перемене событий, быстрой смене программ и декораций, поэтому не выносят монотонности и скуки. Посвящение Христу и посвящение семье для многих из них равнозначны8.

Церковь для молодого поколения

Какую церковь готово посещать молодое поколение? Основываясь на результатах некоторых исследований9, перечислим некоторые особенности церкви и богослужения, которые отвечают потребностям современных молодых людей:

* немонотонная программа с быстрой сменой действий,

* активное вовлечение в процесс поклонения и богослужения,

* проповедь или программа, отвечающая на вопросы, которые сегодня современная жизнь ставит перед молодыми людьми,

* ощущение не напрасно потраченного времени, если они решились пойти в церковь, она должна дать им что-то такое в этот день или вечер, чтобы они не пожалели, что пришли туда,

* присутствие в церкви кого-то, с кем они могли бы отождествиться и получить уверенность в том, что эта церковь для них,

* церковь с ясной целью,

* богослужения короче, чем обычно, но хорошо спланированные без длинных пауз и заминок,

* импонирующая молодежи музыка,

* церковь, которая осуществляет целый ряд программ для общества в собственном окружении, а не в дальних странах,

* церковь с конкретными программами, конкретными целями и результатами, в таком случае они готовы вкладывать свои средства,

* община, в которой предлагаются краткосрочные программы,

* церкви, в которых помогают молодежи преодолеть свои проблемы и «шрамы» прошлого через конкретные программы и малые группы,

* церковь с разного рода служениями, помогающими преодолеть личные проблемы молодых людей и решить поставленные перед ними задачи. Это может быть тот путь, который и приведет их ко Христу. Есть ли сегодня у Церкви то, что она может предложить этому поколению? Важно отметить, что «поколение X» открыто к Церкви и духовным вопросам, но та Церковь, которая окажется открытой для них, должна искать новые модели и в служении, и в богослужении, чтобы приобрести значительное количество их представителей. «Церкви начинают драматически изменяться, когда они достигают «поколение X». Эти молодые люди помогут руководить Церковью и повести ее вперед на протяжении нескольких грядущих десятилетий. Этот элемент очень важно понять руководителям, когда они смотрят в будущее. Церкви, которая не достигает это поколение, может грозить смерть»10.

Отношение Церкви

Будет ли будущее у Церкви или нет можно заключить из того, как она относится к молодому поколению. Джордж Найт в своем выступлении «Будь я на месте дьявола» отмечал: «Первым на повестке дня у меня стояло бы подрастающее поколение адвентистов. На месте дьявола я приложил бы все усилия, чтобы Церковь отвергала идеи и планы молодежи. Я думаю, это не представляло бы большой трудности, так как во многих частях мира молодые люди одеваются не так, как взрослые, поют не такие песни, даже мыслят несколько иначе. Я также помог бы адвентистской Церкви забыть, что у истоков адвентистского движения стояли молодые люди с передовыми и творческими идеями»11.

Необходимо признать, что достаточное количество молодых людей в наших коридорах и залах во время церковного богослужения еще ничего не говорит о том, насколько реальна вовлечена молодежь в жизнь Церкви. Давайте спросим себя: кто чаще всего выступает за церковной кафедрой и на церковной платформе? Кто чаще всего является ведущим церковного богослужения? Какое поколение задает тон жизни общины? В качестве кого чаще всего оказывается наша молодежь: авангарда, рядовых участников, пассивных наблюдателей или резерва, который мы держим на последнее время и который в силу бездеятельности разбредается в поисках более интересных светских мероприятий?

Отвечая на эти вопросы Церковь должна осознать две истины: 1) если многие наши программы и подходы довольно устарели для современного секулярного общества, то они тем более устарели для молодежи, которая является скорее завтрашним, чем сегодняшним днем нашей истории; 2) если мы хотим, чтобы весть Евангелия не только обращала тысячи молодых сердец, но и сохраняла их для Царства Божьего, то мы должны отправить к ним тех вестников, кто родился с ними в одну эпоху, кто живет бок о бок с ними, кто понимает не только их жаргон, но и все те непростые проблемы, с которыми сталкиваются современные молодые люди.

Не понимая того, что происходит вокруг нас, мы зачастую называем молодежью тех, кого время истории уже давно поместило в зрелые годы. Мы оказываемся трагически не готовыми ответить на нужды «поколения X», в то время когда уже родилось и растет «поколение У».

Конечно, многие из нас найдут в себе сочетание характеристик того и другого поколений, что зависит не только от развития этих поколений на западе, но и от истории развития нашей страны, и от места проживания и истории воспитания в каждой отдельной семье. Тем не менее доминирующая тенденция к менталитету «строителей», «детей экономического подъема», «поколения X» определяет сегодня наш подход и наши модели в евангелизации и в устройстве церковной жизни. От того, готовы ли мы принять в свою среду совершенно отличное от предыдущих поколение, готовы ли мы ответить на их нужды и мобилизовать их на евангельскую работу, зависит завершение дела Божьего на этой земле.

Эти задачи невозможно разрешить, если мы не предоставим молодежи возможность самой разрабатывать и проводить в жизнь различные проекты, программы, модели богослужений. Учитывая то, что молодежь живет совсем в другом измерении, чем старшее поколение, мыслит уже другими категориями, верит еще и в другие ценности, помимо тех, которые взяла на вооружение зрелость, необходимо быть готовыми к тому, что не все, что будет делать молодежь, нам понравится.

Важно также учитывать, что именно у молодежи есть избыточный потенциал сил, здоровья, времени и желания. Эта энергия должна быть использована и направлена Церковью на выполнение той миссии, ради которой Церковь и существует. В противном случае она обратится внутрь, разрушит молодых людей и приведет либо к пассивному времяпрепровождению, либо к пустой трате своей энергии на то, что не насыщает и в конечном счете ведет к вечной гибели.

«Но чтобы установить контакт с новым поколением, мы должны научиться говорить на их языке… Церковь должна разработать планы, как найти путь к умам молодых людей и заручиться их поддержкой»12. Е. Уайт писала: «Дело истины сильно пострадало из-за недостаточного внимания к духовным нуждам молодых»13. «Наша ответственность за молодых людей не заканчивается, когда они отдают свои сердца Богу. Их следует заинтересовать в работе для Господа и привести к пониманию того, что Бог рассчитывает на их участие в продвижении Его дела. Недостаточно показать молодежи, сколько нужно еще сделать, и призвать ее участвовать в работе. Молодых людей следует научить тому, как трудиться для Господа… при этом наставляя их и помогая им»14. «Братья мои во служении! Распахните двери для молодых людей, уязвимых для искушения. Сближайтесь с ними лично. Зло искушает их со всех сторон. Стремитесь заинтересовать молодых людей тем, что поможет им жить для более высоких целей. Не сторонитесь их. Приглашайте молодежь к себе домой; приглашайте их присоединиться к вашему семейному богослужению. Пом ните, что Бог наставляет нас сделать путь к небесам ярким и привлекательным»15.

Церковь и ее богослужения

Ячеечная церковь, следуя модели Нового Завета, должна уделять большое внимание двум видам богослужения — «в храме и по домам». Важно при этом помнить, что общее

богослужение — это визитная карточка церкви. И если церковь начнет обращать значительное число современных людей, она должна задуматься над целым рядом вопросов. Должен ли отличаться стиль богослужения для секулярного человека от традиционного, совершаемого на протяжении всего прошлого века? «Хотя это утверждение может показаться излишне резким, но типичное адвентистское богослужение словно призывает секулярного человека больше не возвращаться»16. Учитывая различные характеристики трех поколений, описанных выше, должна ли церковь предлагать верующим различные формы богопоклонения, отвечающие на потребности каждого из них?

Исследователи отмечают, что на сегодняшний день различные протестантские церкви, находясь в поиске, используют более шести различных стилей проведения богослужения: литургический, традиционный, богослужение-пробуждения, современный стиль, богослужение с фокусом на интересующихся, смешанный стиль и другие17.

Интерес к этому вопросу отражает его актуальность: Институт церковного роста в Америке отмечает, что уже в 1995 году их наиболее посещаемые семинары были семинары по моделям богослужения18. В свете всего вышесказанного видется, что разные поколения будут, несомненно, тяготеть к разным стилям. Секулярному человеку важно, чтобы происходящее на богослужении было практически применимо в его жизни, чтобы Слово говорило к его сердцу на знакомом языке, чтобы музыка и слова исполняемых гимнов были близки его душе и переживаниям, а не носили архаичный характер, который может подвигнуть к восхищению, но не обязательно к вовлечению. Краткость, насыщенность, логичность, актуальность, ощущение реального присутствия Божества, по Которому истосковалось сердце секулярного человека, отсутствие давления, ненавязчивое вовлечение всех присутствующих в акт поклонения будут привлекательными элементами для современного человека. Несомненно, это повлечет за собой и переосмысление того, какой должна быть по содержанию и форме проповедь. И не случайно, что один из новых подходов в нашей церкви известен под названием «Проповедь, учитывающая пять органов чувств».

Принципы богослужения

Прежде чем церковь определится с формой богослужения так, чтобы отвечать нуждам секулярного человека и молодого поколения, а также требованиям контекстуализации, она должна определиться с основными принципами, которые должны стоять во главе угла, как видится автору любого стиля христианского протестантского (а тем более и адвентистского) богослужения. Поскольку эта тема требует отдельного исследования, отметим лишь некоторые основополагающие положения.

* Центром христианского богослужения должна быть встреча человека с Богом, а кульминацией — не просто проповедь, а отклик человека своему Господу и Создателю.

* Не форма богослужения делает его богослужением, а присутствие Творца и Его диалог с поклоняющимся человеком.

* Господь не столько заинтересован в форме поклонения, сколько в поклоняющихся.

* Сосредоточенность на форме может увести наше внимание от главных участников богослужения: Творца и пришедшего на встречу человека.

* Отсутствие продуманности и баланса формы может навсегда увести человека от Бога.

* Результатом правильно построенного богослужения будет насыщение алчущих и жаждущих, обретение Господа. Если форма не помогает этому, она изжила себя.

* Если богослужение не приносит обновления завета, оно не выполняет своего назначения; если форма обновления завета постоянно не обновляется, она становится «старым мехом».

* Радость и мир, а не печаль, вина и разочарование должны быть итогом священной встречи Бога и человека.

* Хвала не есть богослужение, а только одна из его частей, это отклик человека на появление Творца и его признательность за все благодеяния.

* «Истинное богослужение — это общение нашего духа с Божьим Духом… Самое главное в музыке и богослужении — это сердце Бога и сердце пришедшего на поклонение человека»19.

* Если не состоялось признание Его милости, хвала может быть запрограммированной, но не естественной для человека.

* Протестантское богослужение принесло реформацию в безжизненные обряды, принеся с собой отличительную черту христианского богослужения — радость.

* Протестантское богослужение перестает быть протестантским, если теряет исключительное центральное место Слова и не превращает его в «живую Плоть».

* Богослужение — это больше, чем литургия, это встреча. Даже хорошо спланированная встреча плоха, если там отсутствует спонтанность и присутствует монотонность и односторонний монолог.

* Каждое богослужение должно быть откровением Божьей любви к человеку, а также нести миссионерскую направленность.

* Богослужение превращается в длинный перечень обрядов, если в общине отсутствуют дополнительные встречи в малых группах.

* Церковь будет раздираться противоречивыми вкусами и нуждами различных групп, сословий, культур, если не предоставит им возможность собираться в малых группах, каждая из которых ответит на потребности определенного круга лиц.

* Поиск, а не зафиксированная форма — отличительная черта Церкви Нового Завета.

Богослужения для определенной группы людей

Объединяя в себе представителей различных поколений и достигая все большее количество современных людей, община должна подумать о том, чтобы проводить особые богослужения для молодых людей и особые богослужения для неверующих. Многие ячеечные церкви, учитывая потребности и интересы секулярных людей, проводят отдельные богослужения для своих членов и отдельные богослужения для интересующихся. Такие собрания, известные как Seeker Services (собрания для ищущих), включают в себя целый ряд элементов, которые можно адаптировать под каждую конкретную ситуацию. Богослужения, проводимые специально для молодежи или другой какой-либо группы, могут использовать этот наработанный опыт в организации собраний для ищущих.

Что входит в этот перечень? Рассмотрим некоторые условия, суммированные на основе опыта некоторых успешных церквей с богослужениями для ищущих20.

* Тщательное планирование богослужения. Его нужно планировать с учетом потребностей конкретной группы. Необходимо создать комитет по богослужениям, который мог бы курировать этот вопрос.

* Наиболее подходящее время. Многие исследователи отмечают, что современные люди не готовы вставать рано в выходные дни после напряженной недели. Не всегда удобны для них и те вечера, которые насыщены интересными телепрограммами. Необходимо провести опрос среди представителей данной категории, которая доступна церкви, на предмет определения самого оптимального часа богослужения.

* Месторасположение церкви. Этот момент играет также не последнюю роль. Удаленные от центра и труднодостигаемые районы несомненно окажут влияние на посещаемость собраний.

* Приятное первое впечатление. Церковь, которая продуманно создает приятное первое впечатление, будет пожинать приятные плоды своего труда. Что входит в эту категорию? Прежде всего, удобный подъезд и парковка для машин. Ухоженный фасад и прилегающая территория. Доброжелательность встречающих у входа. Хорошо оформленное фойе, раздевалка и зал для богослужений. Программка, которую первый раз обычно читают до конца. Чистые туалетные комнаты, комната для мам с маленькими детьми тоже играют свою роль. Приятная музыка до начала богослужения, вежливость тех лиц, к которым обратились за инструкцией, улыбающиеся люди в здании церкви и т. д.

* Позитивность богослужения. Важно, чтобы человек уходил не с чувством вины, а с надеждой и радостью. Проповедь должна вдохновлять и ненавязчиво побуждать к действию. Необходимо обращать внимание на то, как начинается и чем заканчивается это богослужение.

* Оформление и подача объявлений. Объявления обычно печатаются в программках для богослужений, с кафедры должно объявляться либо очень важное, либо то, что относится ко всем.

* Музыка и песнопения. Музыка не должна быть, заунывной. Слова псалмов должны быть понятны любому несведущему в религии человеку. Пение не должно быть слишком долгим. Должен быть человек ведущий общее пение или группа. «Органы, фоновые музыкальные записи, большие хоры и длинные продолжительные гимны обычно не эффективны для привлечения ищущих»21.

* Использование сценок и наглядности в презентации материала. При использовании коротких сценок важно, чтобы они были хорошо отрепетированы, имели четкую цель, которая была бы созвучна идее проповеди. При любой возможности нужно использовать видеопрезентации.

* Использование понятного для неверующих языка. На церковных служениях часто используется церковный «жаргон» и специфичные выражения, характерные для данной деноминации. Эти клише ничего не говорят современному человеку.

* Хорошее качество. Оно должно отражаться в каждом разделе богослужения.

* Высокий духовный уровень и актуальность. Необходимо помнить, что человек пришел в церковь, и от нее он ожидает прежде всего духовного ответа на актуальные вопросы современной жизни. Церковь должна не развлекать, а спасать человека.

* Постоянная оценка проводимых богослужений. Существует несколько способов оценки, один из них — через специально разработанные анкеты.

«Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» . (Ин. 4:23). «Адвентизм не должен ограничиваться одним или двумя способами проведения богослужения, их нужно пятьдесят и более, чтобы достичь всех слоев общества»23. «Евангелие следует благовествовать не как формальную теорию, но как живую силу, способную изменить жизнь человека»24.

Какой должна быть Церковь XXI века? Какие формы богослужения она изберет для себя? Какое место будет занимать в ее рядах молодежь? Каким бы образом не ответила на этот вопрос ваша община, ясно одно, — она ответит правильно, если осознает, что ее главная миссия — быть «агентством» по спасению человека и делать все возможное, чтобы сделать учениками все народы.

Откроется новая страница истории, на ней будут записаны новые деяния новых апостолов. А может быть, это и будет история о вас и вашей общине, умножающей свои ряды и горячо ждущей Того, Кто скоро придет и не умедлит?