Заключение

Где бы ни проводился семинар по методу малых групп, слушатели задают в основном одни и те же вопросы. Часть из них напрямую относится к истории малых групп: откуда пришли к нам малые группы? Подтверждаются ли принципы этого метода Священным Писанием? Когда существовали малые группы в истории христианства? Почему они исчезли с течением времени? Как этот метод появился вновь в XX веке? Другие уточняют детали стратегии: каковы преимущества этого метода по сравнению с остальными подходами к миссионерской работе? Какова роль пастора в этом служении? Что такое ячеечная церковь? Каким образом можно перестроить жизнь общины по ее модели? Как проводить собрания малых групп? Как обучать лидеров? Что делать с другими видами евангелизации? Каким путем приобретать людей через малые группы?

В данной книге представлены ответы на эти вопросы. Первый раздел, включающий в себя с первой по четвертую главы, отвечает на первую часть вопросов, освещая историю малых групп. Второй раздел — с пятой по десятую главы — дает ответы на вторую часть вопросов, касающихся стратегии перехода общины на модель ячеечной церкви и стратегии роста через малые группы. Практические разработки помещены в Приложении.

В виду огромного масштаба работы, которую предстоит выполнить Церкви, три главных вопроса стоят перед нами: что такое Церковь? Какая самая главная задача стоит перед ней? Каким способом она может выполнить эту задачу? Церковь — это «агентство» по спасению людей, которое должно делать учеников из всех народов, и самый лучший способ для осуществления этой задачи — малые группы.

Несомненно, на любом человеческом творении лежит печать ограниченности и несовершенства, и поэтому нельзя считать освещенные вопросы полностью исчерпанными. Пусть каждый пастор и рядовой член церкви не останавливается на этом пути. При всем многообразии культур и отличительных проблем каждого региона невозможно было дать ответы на все стоящие перед нами вопросы. Каждый пастор должен адаптировать предложенные советы к своей уникальной ситуации.

В наш век духовного опустошения, научно-технического прогресса и самодостаточности человека в своей мудрости самым насущным для всех и каждого остается вопрос: как не потерять Господа? Среди всех прилагаемых усилий на пути мобилизации всей общины на ежедневный миссионерский труд самым главным усилием должно оставаться ежедневное обретение Господа.

Много столетий назад в предверии новой эры, в том непохожем на наш и в то же время удивительно похожем мире, город Иерусалим жил своей обычной напряженной жизнью. Жил и не ведал, что уже родился долгожданный Спаситель. Небольшой Вифлеем, занятый переписью населения, бесконечными списками и толпами людей не узнал времени Его пришествия.

Сегодня, шагая уже в третьем тысячелетии, не только города и села мира, но каждая христианская община, совершая череду своих служб, творит свою перепись, организовывая свой ежедневный и еженедельный труд. Рутина «святого назначения» очень часто застилает Небо, которое, приблизившись к Земле, готово открыть все свои «окна» для излития последнего благословенного дождя. Узнает ли народ это время? Будет ли он в достаточной близости с Тем, Кто даст ему ответы на все неотвеченные вопросы?

Среди суеты праздников и серых будней до самого дня пришествия Христа будут звучать как последнее напутствие Церкви те памятные слова, обращенные ко всем поколениям: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите и сделайте учениками все народы…» Непотерявший Господа и станет тем вестником, который Его силой победит этот непобедимый мир.

«Когда Церковь покончит с леностью и праздностью, тогда Дух Господа будет милостиво проявлен в ней. Тогда откроется Божественная сила, и Церковь увидит чудесную работу Господа воинств. Ясными, могучими лучами засияет свет правды, и, как во дни апостолов, многие души обратятся от заблуждения к истине. Тогда земля озарится славой Господа»1.