Глава 2. Домашние церкви в период Нового Завета и их влияние на мир

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Около пятисот последователей Христа пришли в Галилею на назначенную встречу с воскресшим Господом. «Время и место этой встречи перед Своей смертью назначил Сам Христос. Ангел у гроба напомнил ученикам о Его обещании встретить их в Галилее. Это обещание напомнили и верующим, которые собрались в Иерусалиме в пасхальную неделю, а через них оно достигло тех, кто одиноко скорбел о смерти своего Господа… В назначенное время на склоне горы около пятисот верующих собрались небольшими группами, желая узнать о происшедшем из первых рук — от тех, кто видел Христа после Его воскресения. Ученики переходили от одной группы к другой, рассказывая все, что знали об Иисусе, и приводя доводы из Писания, как Он это делал… Неожиданно среди собравшихся появился Иисус»1.

Как много потеряли те, кто не пришел на это общее собрание верующих со своим воскресшим Спасителем! Как много людей в последующих поколениях хотели бы быть в тот миг на той горе, чтобы слышать напутствие Господа Своей Церкви! Он шел приготовить им место, а они должны были приготовить Ему путь. И Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идя, сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, и уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Задача была необъятна, как сама Земля. У них не было ни транспорта, ни аппаратуры, ни средств, у многих даже не было богословского образования. Но они помнили урок о пяти хлебах и двух рыбках. Единственное, что требовалось от них — это передавать другим то, что уже было у них. Единственное, что требовалось от них — это приготовить путь для возвращения своего Господа. И, выйдя в мир, они пошли, зажигая свет Его присутствия в селах и городах. Во всех концах Римской империи, словно маленькие светильники, одна задругой возникали небольшие домашние церкви, ярко сияя посреди духовной тьмы и великолепия языческих храмов. Десятки, сотни и тысячи обращенных передавали этот свет дальше, делая учениками всех, кто еще таковыми не был.

То, что удалось сделать ранней Церкви, она сделала через личное свидетельство членов и собрания домашних церквей. В данной главе мы рассмотрим новозаветные ссылки на существование домашних церквей в первом веке по Р. X., а также то влияние, которое они оказали на мир.

Однако читателю следует помнить о том, что Новый Завет не был написан с целью доказать наличие домашних церквей. Авторы Нового Завета не ставили своей целью доказать их наличие, это было общепринятой практикой. Поэтому об их существовании мы узнаем скорее не из прямых, но в большей мере из косвенных ссылок.

Домашние церкви в Новозаветный период

В Новом Завете приводится четыре прямые ссылки на существовании христианских домашних церквей в Риме, Ефесе и Колоссах. Но кроме того, существует целый ряд косвенных указаний на собрания верующих в домашних церквах в таких городах, как Иерусалим, Кесария, Филиппы, Фессалоника, Коринф, Троада и снова Рим.

Домашние церкви в Иерусалиме

Город Иерусалим, что означает в переводе «город мира», должен был стать колыбелью христианства. Это был известный и древний город, но ни его величественный храм, ни четырехглавая башня Антония, ни водоемы, ни построенный Иродом театр для зрелищ — ничто не увековечило память о нем настолько, насколько это сделал невысокий холм в форме черепа — Голгофа, — где был распят Спаситель мира.

Но была еще и другая гора. Это была гора надежды. На одном из ее крутых склонов находился дом Лазаря, а у ее подножия раскинулся любимый Господом Гефсиманский сад. С вершины этой горы был хорошо виден город Иерусалим. Именно эта гора стала свидетелем Его вознесения и последних слов: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». «Подняв руки для благословения… Он стал медленно удаляться от них, возносимый силой, превосходящей всякое земное притяжение»2.

Ученики еще стояли с поднятыми головами, когда услышали слова двух ангелов в блистающих одеждах: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус… придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Спускаясь с Елеонской горы, апостолы, должно быть, все еще слышали, как в их ушах звучат прощальные слова Христа: «Се, Я с вами…» Они не были оставлены сиротами! С каждым шагом приближаясь к Иерусалиму, они с радостью вспоминали о том, что именно с этого города им предстояло начать свою работу. «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Они шли приготовить путь Господу! «Когда ученики снова пришли в Иерусалим, люди изумленно смотрели на них… Их лица сияли неземным счастьем. Они не плакали над разбитыми надеждами, но возносили хвалу и благодарение Богу. Ликуя, они передавали весть о чуде воскресения Христа и Его вознесении на небо. И их свидетельство приняли многие. Теперь ученики не боялись будущего»3.

Образование христианской Церкви и ее первые собрания в частном доме. Верные напутствию Господа начать работу с Иерусалима, ученики ждали излития Святого Духа в этом городе. Известно, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благославляя Бога» (Лк. 24:53), но самым главным местом их собраний стала верхняя горница одного частного дома, в которой собирались до ста двадцати последователей Христа (см. Деян. 1:12-16). Возможно, это был дом Марии, матери Иоанна Марка, как считают некоторые исследователи4, или жилище того неизвестного ученика, который предоставил «горницу большую, устланную, готовую» для празднования Пасхи (Вечери Господней) накануне распятия Иисуса (см. Мк.14:13-16)5.

Е. Уайт пишет, что ученики, встречаясь вместе, «смиряли свои сердца в истинном раскаянии и исповедовали свое неверие перед Богом», вспоминали слова Христа и размышляли «над его чистой святой жизнью, события которой вновь проходили перед их глазами одно за другим». «Ученики искренно и серьезно молились, прося Господа подготовить их к работе с людьми, чтобы в ежедневном общении говорить им такие слова, которые вели бы их ко Христу». «В те дни глубокого самоисследования, чувствуя духовную жажду, они взывали к Господу о святом помазании, прося о благословении не только для себя, ведь на них было возложено дело спасения душ. Они понимали, что Евангелие должно быть проповедано миру, и положились на силу, которую обещал Христос»6.

По всей вероятности, излитие Святого Духа произошло именно в этом доме, в котором они и ожидали этого события. Евангелист Лука описывает это следующим образом: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Этот опыт Пятидесятницы положил начало образованию христианской Церкви, которое произошло в обычном частном доме.

Два вида богослужений Церкви в Иерусалиме: в храме и по домам. Как мы уже упомянули выше, ожидая излития Святого Духа, у верующих было два вида собраний — в храме и в верхней горнице (см. Лк. 24:53; Деян. 1:13, 14). После того как около 3000 человек обратилось в ответ на проповедь Петра (см. Деян. 2:41), верующие «каждый день единодушно пребывали в храме» и в дополнение к этому собирались по домам (см. Деян. 2:46) для преломления хлеба, духовного возрастания и молитвы (см. Деян. 2:42). После дальнейшего умножения уверовавших эта практика двух видов собраний не прекратилась. Мы читаем в Деян. 5:42 о том, что апостолы продолжали благовествовать «в храме и по домам».Читая далее историю христианской Церкви, мы видим, что этот же метод — два вида собраний (общие и по домам) — верующие старались использовать везде, где им предоставлялась возможность (см. Деян. 20:20; 1 Кор. 14:23; Рим. 16:23; 1 Фес. 5:27).

Рост Церкви в Иерусалиме и возможное количество домашних церквей. Мы не знаем, какую часть из трех тысяч обращенных после проповеди Петра составляли жители Иерусалима, но из Деян. 4:4 видим, что вскоре это число умножилось до 5000 человек. Далее в Книге Деяния Апостолов рассказывается о прогрессирующем росте и численном умножении церкви, перешагнувшем за пределы этой цифры. В Деян. 5:14 говорится: «Верующих же все более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин», а в Деян. 6:7 автор продолжает: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

Вполне очевидно, что такое огромное множество уверовавших не могло продолжать собираться в одном доме. Адольф Харнак, изучавший историю христианской Церкви в первые столетия нашей эры, отмечает, что обычно дома, в которых собирались христиане, не были очень большими, а вмещали приблизительно пару десятков человек7. Ганс-Иосиф Клаук предполагает, что возможное число собирающихся в домашних церквах было от десяти до сорока человек8. Несомненно, дома состоятельных людей могли вместить в себя больше народа. Если предположить, что каждый хозяин домашней церкви в Иерусалиме был из богатого сословия и, следовательно, мог принять в своем доме сто и более верующих, то даже и в этом случае первым христианам понадобилсь бы минимум 50 частных домов для проведения своих собраний и обрядов! Это помогает представить, насколько разветвленной была сеть домашних церквей в Иерусалиме после вознесения Христа.

Один из вероятных адресов. Таким образом, из описанной ситуации в Книге Деяния Апостолов мы можем понять, что, вероятно, с увеличением числа верующих, новые дома открывали свои двери и становились домашними церквами. Однако только имя одного человека, в доме которого собирались верующие, упоминается в контексте этого служения — это Мария, мать Иоанна, названного Марком.

К этому дому пришел апостол Петр после того, как ангел, освободив его из темницы, привел его в город и, пройдя с ним одну улицу, внезапно исчез (см. Деян. 12:10). Ангелу не нужно было провожать его дальше, так как он привел Петра в знакомый для него район Иерусалима и оставил недалеко от известного для него адреса. Когда глаза Петра привыкли к темноте, «он понял, что находится на свободе, в знакомой части города; он узнал, что это было то место, которое он часто посещал, а завтра должен был пройти мимо него в последний раз»9.

Писание повествует: «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12). Некоторые исследователи полагают, что апостол Петр был руководителем этой домашней церкви, что объясняет то, каким образом Марк мог написать Евангелие со слов Петра. Читая этот отрывок, мы видим, как обрадовалась его появлению служанка, узнавшая его просто по голосу, и понимаем, что он часто бывал в этом доме, и что собравшиеся в такой поздний час ночи члены этой домашней церкви молились, видимо, о нем (см. Деян. 12:13-17).

Другие адреса. После своего свидетельства в кругу этой домашней церкви, Петр дает им поручение: «Уведомьте о сем Иакова и братьев» (Деян. 12:17), что говорит о том, что «это не было собрание всей Иерусалимской церкви, но только одной ее группы»10. Это также указывает на то, что Иаков и остальные апостолы были не в этом доме, а находились по другим адресам. Примечательно также и то, что Петр, «выйдя, пошел в другое место», что дает нам возможность предположить, что он направился в еще одну домашнюю церковь христиан города Иерусалима.

«Очевидно, что Церковь состояла из целого ряда общин, которые встречались в многочисленных более просторных домах, образуя «домашние церкви»… Христиане явно следовали знакомому в иудаизме правилу, согласно которому десять мужчин могли организовать синагогу для чтения и изучения Писания»11.

Традиция собраний по домашним церквам не была ограничена только Иерусалимом, но с распространением христианского движения по другим городам подобная практика была адаптирована везде, где возвещалась истина. ,

Домашние церкви в Кесарии

Город Кесария известен по многим причинам. Он был построен Иродом Великим на месте финикийской крепости, называемой Стратоновой башней, которую он полностью обновил, обложив известковым камнем. Начав строительство примерно в 23-22 гг. до Р. X., Ирод строил этот город от основания в течение 10-12 лет и по окончании посвятил его кесарю, назвав Кесарией. Там был построен прекрасный дворец, амфитеатр, ипподром, театр, акведук. Находясь на побережье, город имел только одну природную гавань. Но Ирод начал строительство первой в древнем мире искусственной гавани, используя цемент из песка вулканического происхождения, что также являлось новшеством. Два массивных волнореза, шириной около 60 метров, построенные из огромных блоков весом более чем в 50 тонн, уходя далеко в море, образовывали эту гавань.

Фактически, это был военный город, здесь располагалась штаб квартира римского гарнизона. Здесь также находилась правительственная резиденция Пилата. В этом городе умер Ирод Агриппа в 44 г. по Р. X., устроив празднование в честь кесаря и появившись перед публикой театра в блистающем плаще из серебряной ткани, производя божественное впечатление в лучах сверкающего солнца. Но, будучи внезапно поражен Господом, «быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Здесь проповедовал Филипп, один из семи первых дьяконов (см. Деян. 8:40). Апостол Павел проходил Кесарию несколько раз, здесь же он содержался под стражею два года, засвидетельствовав о своей вере перед правителем Феликсом, а затем Фестом и Агриппою, и отсюда его отправили морским путем в Рим (см. Деян. 23:33; 24:22-27; 25:4-26:32). Евсевий Кесарийский был епископом этого города с 314 по 340 г. по Р. X.

Дом сотника Корнилия. В этом знаменательном городе Господь положил начало одной из первых христианских церквей из язычников. Как мы уже упоминали ранее в первой главе, Корнилий, сотник полка Италийского, располагавшегося в Кесарии, получил в видении указание пригласить Петра и, послав за ним, созвал «родственников своих и близких друзей» (Деян. 10:24б). Затем по прибытии Петра, во время его проповеди «Дух Святой сошел на всех, слушавших слово» (10:446), после чего они были крещены во имя Иисуса (см. Деян. 10:48). Фактически этот эпизод «представляет собой образование местной (домашней) церкви в Кесарии»12. Так как в это время там не было другой христианской общины, логично предположить, что они стали собираться в этом гостеприимном доме. «Из этого дома всеохватывающее дело благодати распространилось во всем том языческом городе»13.

Дом Филиппа благовестника. Благовествуя по городам, Филипп дошел до Кесарии и, по-видимому, остановился там. В последний раз идя в Иерусалим через Кесарию, Павел на несколько дней остановился у Филиппа. «А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи дияконов, остались у него. У него было четыре дочери девицы, пророчествующие» (см. Деян. 21:8, 9). В этот дом пришел и Агав, пророк из Иудеи, чтобы предостеречь Павла (см. Деян. 21:10,11). Во время речи Агава там присутствовали и местные верующие (см. Деян. 21:12). А в Иерусалим Павла пошли сопровождать и «некоторые ученики из Кесарии» (см. Деян. 21:16). Таким образом, можно заключить, что, судя по всему, дом Филиппа и его семья были центром христианского братства в этом городе в этот период.

Домашняя церковь в Филиппах

Городок Филиппы был небольшим македонским городом и не представлял большой важности до тех пор, пока не была построена (примерно в 130 г. до Р. X.) римским проконсулом Македонии Игнатием известная дорога Via Ignatia, общей протяженностью около 700 километров. Вскоре эта дорога, построенная для военных целей, превратилась в ведущий торговый путь, став средством связи между Азией и Европой. По мнению исследователей, апостол Павел по этой дороге совершал свои миссионерские путешествия14. Эта дорога проходила через весь городок Филиппы, разделяя его на две части: северную, где находился амфитеатр, а также по преданию тюрьма, где содержались Павел и Сила, и южную, с форумом примерно в центре города и недалеко от дороги15.

Лидия из Фиатир, чтущая Бога язычница, торговавшая багряницею в Филиппах, была крещена Павлом вместе со своими домашними (см. Деян. 16:15). Она пригласила Павла и его сотрудников остановиться у нее в доме, доказав этим, что они признали ее «верною Господу» (Деян.1б:14,15). Возможно, что после этого христиане стали собираться в доме Лидии, так как, по всей видимости, в — Филиппах не было других домашних церквей, потому что верующие собирались на берегу реки (см. Деян. 16:13).

Интересно отметить, что раскопки на этом месте натолкнули ученых на целый ряд версий относительно месторасположения «реки», на берегу которой была обращена Лидия. Одна из наиболее вероятных версий указывает на полноводный Кренидский поток, который протекает около Кренидских ворот в западной стене города примерно на расстоянии одного километра от городского форума. Этот поток называется в той местности «рекой Лидии». За потоком была построена гостиница «Лидия», располагающаяся в маленькой деревушке, названной также этим именем. Некоторые полагают, что она построена на месте того дома, в котором находился апостол Павел. В результате

раскопок были обнаружены основание здания, вымощенная дорожка, ведущая к потоку, и несколько надгробных римских памятников.

После тюремного заключения и чудесного освобождения (в результате землетрясения) Павел и Сила направились к дому Лидии. В стихе 40, напоминая эпизод с Петром и домашней церковью в доме Марии, матери Иоанна Марка, поддерживается мысль об образовании домашней церкви в доме обратившийся женщины: «Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились».

Следует также отметить, что в описании данной главы есть еще одна история об обращении целого семейства — темничного стража и его домашних (см. Деян. 16:30-34). Но остается неизвестным, стал ли этот дом со временем еще одной домашней церковью в Филиппах, или они были постоянными членами собраний в доме Лидии.

Домашние церкви в Фессалонике

Город Фессалоника был назван в честь жены одного из полководцев Александра Македонского, Кассандра, которая также являлась полукровной сестрой прославленного правителя. Кассандр основал город в 316 году до Р. X. В первом веке Фессалоника была столицей второй Македонской провинции и местом пребывания прокуратора Македонии. Она располагалась как раз на середине известного пути Via Ignatia, а также на перекрестке морских маршрутов, что сделало ее известным культурным центром. Среди городских жителей было большое количество евреев. Город имел статус свободного города, и в нем было достаточно много зажиточных граждан.

Читая историю распространения вести Евангелия в этом городе, мы узнаем, что после трехнедельной проповеди Павла в синагоге некоторые иудеи уверовали, а также многие «как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17:4).

Далее из описания возмущения, поднятого иудеями против Павла и Силы, становится понятным, какой дом стал местом пребывания апостола и, по всей видимости, центром его деятельности: «Но неуверовавшие Иудеи… собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их» (Деян. 17:5-7).

Абрахам Малхерби считает, что дом Иасона стал своего рода базой для работы Павла с язычниками после отделения от еврейской синагоги16, и что там стала собираться домашняя церковь17.

Возможно, что в Фессалонике была не одна домашняя церковь. Учитывая множество обращенных эллинов и знатных женщин, это вполне вероятно. Фильсон так интерпретирует заключительные слова Павла в Первом послании к Фессалоникийцам: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1 Фес. 5:27), как указание на существование нескольких домашних церквей в этом городе18.

Домашние церкви в Коринфе

Город Коринф был крупным, важным и богатым торговым центром. Город, выгодно расположенный на перешейке, он контролировал два порта, суда одного из которых отправлялись в Азию, а другого — в Италию, что способствовало процветанию города. Согласно некоторым источникам его население насчитывало приблизительно 300000 граждан и 460000 рабов. Это был языческий город, известный спортивными играми и храмами, такими как, например, храм Апполона с мощными великолепными колоннами, храм Димитрия и Коре с прилегающими пятидесятые комнатами для обрядовых пиршеств и сексуальных ритуалов, который как раз ремонтировали в то время, когда апостол Павел был в городе, а также целый ряд других святилищ. Но особенно выделялся храм, посвященный Афродите, владевший тысячей жриц, занимавшихся храмовой проституцией, что также способствовало притоку народа и обогащению города. Исследователи считают, что в Коринфе проживала довольно большая еврейская диаспора19.

Из Нового Завета мы знаем, что церковь этого города играла важную роль в миссионерской деятельности апостола Павла. Он провел в Коринфе полтора года и, основав церковь, позже написал верующим два длинных Послания, пытаясь помочь им бороться со злом вне и внутри Церкви. Прибыв в Коринф, он начал свою евангельскую деятельность с синагоги: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4). Лука рассказывает дальше о провозглашении истины и ее успехе: «И многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:8-11). Где же собирались эти новообращенные христиане для своих богослужений?

Интересно отметить, что у нас нет прямой ссылки на домашние церкви в этом городе, но некоторые специалисты, изучавшие этот вопрос, считают, что есть определенные указания на конкретных людей, которые, вероятно, и предоставили свои дома для собраний верующих.

Дом Акилы и Прискиллы. Во-первых, Павел остановился и работал, делая палатки, у Акилы и Прискиллы (см. Деян. 18:3). Вероятно, эта пара и в этом городе собирала домашнюю церковь в своем доме точно так же, как они делали это и в других городах.

Дом Пуста. Второй возможный адрес Коринфской домашней церкви — дом рядом с синагогой, принадлежавший чтущему Бога язычнику Иусту. После отвержения иудеями вести о Спасителе в синагоге, Павел отправился в этот дом (см. Деян. 18:7), но сам апостол не жил в нем, так как он остановился в доме у Акилы и Прискиллы. По всей вероятности, он был «местом для встречи с теми, кто заинтересовался Словом Божьим»20. Павел продолжал жить у Акилы и Прискиллы, но «сделал дом Иуста своей собственной синагогой»21.

Дом Гаия. В Рим. 16:23 Павел пишет: «Приветствует вас Гаий, страноприимец мой и всей церкви». Некоторые считают, что в этом месте он говорит об Иусте, упомянутом нами выше (в других переводах Justus, что отчасти напоминает Gaius)22. Кем бы ни был Гаий, мы можем с уверенностью заключить, что он был состоятельный человек, у которого был просторный дом, и что этот дом служил местом для общих собраний всей Коринфской церкви23. О том, что вся церковь этого города иногда собиралась вместе, мы также читаем в 1 Кор. 14:23: «Если вся церковь сойдется вместе…»

Дом Стефанов. Как было уже упомянуто в первой главе, эта семья была обращена Павлом одной из первых — «начаток Ахаии», как говорил он, и: «они посвятили себя на служении святым» (1 Кор. 16:15). В этом видна продуманная стратегия Павла: «Логично предположить, что когда Павел начинал свою работу в городе, одной из его первых задач было обращение семейства, которое могло бы стать центром его дальнейшей работы. Он знал, что его связь с синагогой всегда была хрупкой… Павел не был тем богословом, который витал в облаках и никогда не спускался на землю. Он был миссионером. Одна из его первых задач состояла в том, чтобы найти место для собраний. Практический путь приобрести такое место состоял в том, чтобы обратить семью с достаточно большим домом, который мог бы служить центром христианской деятельности»24.

Домашняя церковь в Ефесе

Город Ефес, хорошо известный на протяжении столетий до Р. X, представлял собой один из крупнейших, развитых портовых городов Малой Азии во время деятельности апостола Павла. Через него проходили два важнейших маршрута: путь на север, ведущий в Пергам и Троаду, а также западный путь, ведущий от Колосс, Лаодикии, Иераполя. Население города составляло приблизительно 200000 человек. Он был известен торговлей и банковской системой, в которой хранили свои вклады как простые граждане, так и правители государств. Город был посвящен Артемиде Ефесской, богине плодородия, статуя которой по преданию была (может быть, частично) выточена из упавшего метеорита. В самом храме было 117 колон, и он полностью был построен из мрамора. Представляя одно из самых больших мраморных сооружений в греческом мире, он производил такое великолепное зрелище, что был причислен к семи чудесам света. В дополнение к нему в Ефесе было много других храмов, а также огромный театр, вмещавший до 24000 человек, куда, по-видимому, устремились для разбирательства возмущенные благовестием Павла граждане города (см. Деян. 19:29-31).

Это было уже второе посещение Павлом Ефеса (см. Деян. 18:19-21), и там уже находилась христианская семья Акилы и Прискиллы. Жители Ефеса увлекались чародейством и почитанием различных языческих культов, что представляло большую преграду для вести Евангелия (см. Деян. 19:17-40). Но невзирая на это, Господь совершил «немало чудес руками Павла» (Деян. 19:11), который оставался в городе около двух лет, проводя ежедневные «библейские курсы» в училище Тирана (Деян. 19:9). В результате многие уверовали (см. Деян. 19:18), и основалась крепкая христианская община, о чем свидетельствует встреча Павла с пресвитерами Ефесской церкви, которых он призвал в Милит для прощания, собираясь отправиться в Иерусалим и думая, что никогда их больше не увидит (см. Деян.20:17-38). В своей речи он упоминает также и о двух видах собраний, которые проводил в городе: «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам» (Деян. 20:20). Церковь в Ефесе легла в основу первого символа семи церквей из Книги Откровение, где ярко описаны ее характеристики, ее терпение, труд и любовь (см. Откр. 2:1-7).

Интересно отметить, что апостол Иоанн был отправлен на Патмос из Ефеса и, возвратившись оттуда, продолжал свое служение в Ефесской церкви до самой смерти. Располагающаяся неподалеку от развалин Ефеса железнодорожная станция называется «Святой богослов» в его честь25.

Прямая ссылка на домашнюю церковь в доме Акилы и Прискиллы. Как мы упоминали ранее, кроме косвенных в Библии есть четыре прямые ссылки, указывающие на существование домашних церквей в новозаветный период. Одна из них называет церковь в Ефесе. Эта группа верующих собиралась в доме Акиллы и Прискиллы, хорошо известной пары, исключительно преданной Господу. Они были выселены из Рима вместе с другими евреями указом императора Клавдия и поселились в Коринфе, где апостол Павел и встретился с ними (см. Деян. 18:2, 3). После некоторого времени они покинули Коринф вместе с апостолом, направлявшимся в Ефес, и остановились там (см. Деян. 18:19). Во время своего третьего миссионерского путешествия, проповедуя в Ефесе около двух лет, Павел пишет Первое послание к Коринфянам, заканчивая его следующими словами: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19).

Домашняя церковь в Троаде

Город Троада был крупным портовым городом в северо-западной части Малой Азии. Он располагался примерно в 16 километрах на юг от древней Трои, будучи основанным одним из преемников Александра Македонского Антигоном Одноглазым. В первом столетии этот город был морскими ворота для направляющихся в Македонию и Фракию. Среди сохранившихся развалин можно увидеть остатки храма Аполлона, остатки театра, гимназии, Траянского акведука (водопровода), городских стен.

О церкви в этом городе известно немногое. Основана она была, по всей вероятности, апостолом Павлом, упоминающем в письме к Коринфской церкви, что он приходил в Троаду «для благовестия о Христе», и дверь для Евангелия была открыта. По какой-то причине он ожидал увидеть там Тита и был очень огорчен его отсутствием (см. 2 Кор. 2:12,13). Также известно, что, проходя по церквам в Малой Азии вместе с Тимофеем и заночевав в Троаде, апостол получал там во сне призыв идти в Македонию, куда тотчас отправился из этого крупного порта. По возвращению из этого миссионерского путешествия с целой группой братьев, он остановился на неделю у верующих Троады и там проводил собрание в их домашней церкви (см. Деян. 16:8, И; 20:4-6).

Таким образом, Деян. 20:7, 8 — это одно из мест, косвенно указывающее на существование домашней церкви вне Иерусалима, а именно в городе Троаде: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников». Упоминание о большом количестве светильников, а также указание на то, что уснувший юноша, упал с третьего этажа (см. Деян. 20:9), говорит о том, что это был большой трехэтажный дом, принадлежащий, по-видимому, состоятельному человеку.

Из второго письма Павла к Тимофею становится известным, что у одного из верующих этого города он хранил некоторые личные вещи: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2 Тим. 4:13).

Домашние церкви в Риме

Древний город Рим, построенный на семи холмах более чем за семь веков до Р. X., был сердцем Римской империи. Выгодно расположенный он все еще контролировал в первом веке торговые пути полуострова, а его военная мощь — все провинции империи. Состав этого почти миллионного города был более чем разнородным. Историки свидетельствуют о том, что благодаря довольно простым процессуальным законам об освобождении от рабства, ряды граждан пополнялись массами рабов, ставшими вольноотпущенниками, в то время как урожденные римские граждане гибли в больших количествах на полях сражений или осуществляли правление в римских провинциях. Приводится соотношение в столице коренных римских граждан к вольноотпущенникам и их потомкам, как 1:426. Это, несомненно, ослабляло политическую стабильность и государственные институты Рима, но представляло широкое поле деятельности для проповеди Евангелия. В столице также проживало большое количество свободных евреев — около 20 тысяч в первой половине первого столетия, которые пользовались особым статусом, разрешающим им, не участвуя в государственных культах, исповедовать свою религию. До тех пор пока христианство рассматривалось как часть иудейской религии, у христиан не было проблем. Но незадолго до и после разрушения Иерусалима пленные евреи продавались на римском рынке как рабы.

О жизни этого прославленного города мы уже упоминали во вступлении. Но невзирая на блеск и величие Рима, на его многочисленные посвященные различным божествам храмы (более 80), амфитеатры, великолепные дворцы и здания, в столице существовали целые кварталы неказистых построек, в которых жили бедные массы народа, пополнявшиеся вольноотпущенными рабами. Именно эти постройки пытался уничтожить император Нерон, осуществив тайный поджог города, в результате которого выгорело и было повреждено 10 из 14 районов города. Вследствие этого пожара разразилось одно из сильнейших преследований христиан, на которых возложили вину за поджог. Согласно историческим свидетельствам апостолы Петр и Павел были казнены в Риме незадолго до завершения правления Нерона.

Послание к Римлянам было написано примерно за пять-десять лет до этого гонения на христиан во время посещения апостолом Коринфа. По-видимому, оно было передано с диаконисой церкви в Кенхрее (один из портов г. Коринфа) (см. Рим. 16:1,2). В это время в Риме уже существовала живая христианская община, но ее основатель остается неизвестным. Возможно, весть о Спасителе была принесена обращенными евреями, проживающими в Риме, после праздника Пятидесятницы (см. Деян. 2:10; Рим. 16:7). Возможно, многие из них уверовали в других городах, услышав проповедь Павла, и затем принеся эту же весть в столицу. Последняя глава этого послания служит подтверждением тому, что апостол лично знал многих христиан Римской церкви по имени. Е. Уайт, описывая встречу Павла-узника с верующими Рима, вышедшими ему навстречу, упоминает, что многие из них слышали от него «слова жизни в Коринфе, Филиппах, Ефесе»27.

Прямая ссылка на домашнюю церковь Акилы и Прискиллы. Второе прямое указание на существование домашних церквей во время Нового Завета находится в Рим. 16:3, 4: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, — которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь». Хотя упоминание об этой семье встречается несколько раз на страницах Священного Писания, очень мало известно и о них, и об их жизни в Риме.

Но одно остается достоверным — там, где они жили, всегда собиралась христианская церковь.

Косвенные ссылки на четыре домашние церкви. Кроме этой прямой ссылки, некоторые исследователи усматривают косвенные свидетельства в 16-й главе этого Послания о существовании целого ряда домашних церквей в городе Риме. Фильсон говорит о том, что эта глава Послания к Римлянам упоминает людей группами, что является ясным указанием на то, что у каждой группы христиан было свое собственное место для собраний28. Беркей поддерживает это мнение, приходя к выводу, что в Рим. 16:10,11,14, 15 упомянуты по крайней мере четыре домашние церкви: «Верные из дома Аристовулова» (16:10); «домашние Наркисса те, которые в Господе» (16:11); затем пять человек, которые возможно были лидерами (Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий), и «другие с ними братья» (16:14); и другие пять человек, видимо, играющие важную роль для этой группы (Филолог и Юлия, Нирей и сестра его, Олим-пан), и «все с ними святые» (16:15)29.

Уэлсфорд предполагает, что, возможно, в отличии от тех верующих, которые были в домашней церкви Прискиллы и Акилы и являлись по происхождению евреями, большая часть в других группах были обращенными из язычников. По крайней мере, это «должно действительно было так с теми, кто были из дома Аристовулова и Наркисса»30.

Существует предположение, что упомянутый здесь Наркисс — известное историческое лицо, вольноотпущенник и приближенный императора Клавдия, богатый и влиятельный человек. После отравления Клавдия и воцарения своего сына Нерона, Агриппина добилась смерти Наркисса, после чего его рабы должны были перейти в собственность кесаря, сохраняя имя своего прежнего господина32. Некоторые считают, что то же самое случилось и с домашними Аристовула.

Собрания у апостола Павла. Встреча апостола с верующими Рима произошла совсем не при тех обстоятельствах, о которых он думал, планируя посетить их по пути в Испанию(см. Рим. 15:24). Лука описывает в Деян. 28:15, что это была трогательная встреча апостола в узах с братьями, вышедшими ему навстречу за несколько десятков километров от столицы: «Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и Трех Гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». «Со всех сторон на него устремлены презрительные взгляды. Вдруг раздается радостный возглас: из толпы выбегает человек и бросается на шею узнику, обнимая его со слезами радости на глазах, как сын обнимает отца после долгой разлуки. Эта сцена повторяется вновь и вновь… Идя рядом с плачущими, сочувствующими ему верующими, которые не стыдились его уз, апостол громко славил Бога»33.

Находясь в Риме, апостол содержался не в городской тюрьме. Учитывая письмо Феста и хорошие отзывы сотника, Павлу позволили снять жилье — «просторный дом» — и, хотя он по-прежнему был прикован к воину, все же у него была достаточная свобода для общения и проповеди34. Можно заключить, что и у него была своя собственная домашняя церковь во время этого заключения в Риме, ведь с ним были Лука, Тимофей, Тихик, Димае, Марк, а также заключенные Епафрас и Аристарх35 помимо всех приходящих. «Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деян. 28:16). «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30, 31). Е. Уайт пишет, что результатом его служения во время этого периода было обращение многих в христианскую веру, а также беглого раба Онисима36.

Собрания во дворце кесаря. Среди развалин императорского дворца первого века на Палатине было найдено место поклонения христиан, что подтверждает предположение о том, что христиане из окружения кесаря поклонялись вместе и сформировали одну из групп христианской церкви города Рима37. Е. Уайт пишет, что весть Евангелия проникла туда благодаря свидетельству Павла-узника. Сам апостол говорит об этом так в своем письме к Филлипийцам: «Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим» (Фил. 1:13), а также: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (Фил. 4:22). «Некоторые из порочных слуг еще более порочного царя обратились и стали сынами Божьими. Они исповедовали христианство открыто, а не тайно. Они не стыдились своей веры»38, — пишет вестница Божья. «Люди из кесарева дома не только приняли истину, но и оставались в этом доме после своего обращения. Они не чувствовали себя вправе бежать от выполнения долга только из-за того, что условия им более не благоприятствовали»39.

Домашние церкви в Колоссах

Древний фригийский город Колоссы располагался рядом с двумя другими — Лаодикией (около 19 км от Колосс) и Иераполем (около 21 км). По всей вероятности, Евангельская весть была принесена в эти три города Епафрасом (см. Кол. 1:7, 8), жителем Колосс. Некоторые полагают, что Епафродит, упомянутый апостолом Павлом в Фил. 2:25 и 4:18, и Епафрас одно и то же лицо. В этой связи интересно заметить, что на месте Колосс была обнаружена надпись с упоминанием имени Аси-ния Епафродита40. Возможно, что апостол лично не был в Колоссах, но был хорошо осведомлен о состоянии христианских церквей в этих городах (см. Кол. 2:1; 4:16). Из письма к Филимону мы также видим, что апостол надеялся посетить Колоссы (см. флм. 22).

Колоссы находились в речной долине, в начале ущелья, на пересечении путей, ведущих в Ефес и долину Евфрата. Но с течением времени, особенно при перенесении дороги на Пергам к западу, влияние Колосс упало, в то время как роль Лаодикии и Иераполя усилилась. В Колоссах производили особого рода шерсть, носящую название colossinus, как считается некоторыми, она была багряного цвета. Сохранились некоторые фрагменты развалин огромного колосского театра и кладбища. В этом городе люди поклонялись ангелам, считая Михаила главным среди ангельского сонма и относя его к покровителям своего города. В этом контексте становится более понятным, почему апостол Павел писал им о Божественности Христа и предостерегал от различных философиях, особенно об учении об ангелах (см. Кол. 1:14-20; 2:3-10, 18). Важно отметить, что в Писании содержится две прямые ссылки на две домашние церкви города Колоссы.

Прямая ссылка на домашнюю церковь Нимфана. Указание на существование одной из христианских домашних церквей этого города находится в Послании апостола Павла к Колоссянам: «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол. 4:15). На этом основании некоторые приходят к выводу, что эта домашняя церковь в доме Нимфана находилась в Лаодикии, вто время как другие видят достаточно доказательств того, что она была в Колоссах41.

Прямая ссылка на домашнюю церковь Филимона. Мы также знаем о существовании другой церкви в Колоссах, которая собиралась в доме богатого рабовладельца Филимона, жившего в этом городе. На эту церковь указывает четвертая прямая библейская ссылка на домашние церкви, которая появляется в письме апостола Павла к Филимону с просьбой о прощении беглого раба Онисима:

«…Филимону возлюбленному и сотруднику нашему… и домашней твоей церкви» (Флм. 1,2). Из этого письма мы узнаем, что Филимон играл важную роль для верующих в Колоссах (см. Флм. 5-7), а также то, что он, по-видимому, был обращен самим апостолом Павлом и хорошо с ним знаком (см. Флм. 4,12-14,17,19).

Влияние, оказанное на мир

Читая новозаветные Послания и исторические свидетельства, с радостью и удивлением можно отметить то, что сила Святого Духа, излитие Которого ждали ученики в верхней горнице, совершила великое. К концу первого века во всех краях Римской империи знали и слышали о христианах. Церкви возникали повсюду: в Иудее, Галилее, Самарии (см. Деян. 8:31); Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии (см. 1 Петр. 1:1); Македонии, Ахаии, Сирии, Памфилии, Киликии (см. Деян. 15:23); Фригии, Италии, на островах и т. д. Церковь не была уже горсткой верующих, но стройной организацией с епископами, пресвитерами и дьяконами. В противовес религиям величественных храмов и священных алтарей, христиане верили в невидимого, но реального Бога, Который скоро должен был возвратиться и Которому они готовили путь. Они знали в кого уверовали: Христос был средоточием их вести, ее началом и концом, и поэтому куда бы они ни шли, весть о распятом Спасителе шла вместе с ними.

Роль домашних церквей в распространении христианства

Домашние церкви Нового Завета дали верующим возможность собираться вместе для христианских богослужений. Как мы видим из приведенных выше свидетельств, во всех городах, куда приходила весть Евангелия, частные дома уверовавших становились местами для христианских собраний. Вот что приносили с собой верующим эти собрания:

* церковь была свободна от дорогостоящих строительных проектов и финансовых расходов на содержание зданий,

* ограниченное количество людей, помещающихся в частном доме и домашняя атмосфера способствовали установлению близких отношений между всеми верующими, которые посещали данную церковь,

* братское общение и знание нужд делало их способными служить друг другу, что давало неоспоримое свидетельство в пользу христианской Церкви,

* собрания в домашних церквах обеспечивали мобильность церкви, не связанной собственностью, особенно во время преследований и гонений,

* это подчеркивало их статус странников и пришельцев и еще более укрепляло веру в скорое пришествие Господа,

* богопоклонение в форме молитв, пения и Вечери носило скорее семейный, чем ритуальный характер, делая каждого активным участником,

* исследование Священного Писания и учения Иисуса было доступнее и лучше усваивалось в узком кругу домашней церкви,

* эти собрания были открыты для родственников, соседей, друзей, детей,

* домашняя церковь предоставляла уникальные условия для естественной подготовки новых лидеров, так как каждый мог не только наблюдать, но и участвовать в проведении собраний,

* эти собрания помогали рядовым членам стать активными свидетелями.

Ежедневный численный рост Церкви в Иерусалиме после обращения трех тысяч человек (см. Деян. 2:47)

обуславливался не публичным благовестием, а скорее изменениями, наблюдаемыми в жизни этих верующих42. Они находились в любви у всего народа (см. Деян. 2:47) и народ прославлял их (см. Деян. 5:13). Образ жизни христиан содержал в себе эту «заразительную, захватывающую евангелизирующую силу»43. Точно так же, как апостолы подражали Христу, теперь новообращенные христиане подражали апостолам. «Они были подобны магнитофону, включенному на запись», чтобы вскоре «проиграть» эту запись миру44.

После побиения Стефана камнями развернулось массовое движение рядовых членов45, распространяющих весть Евангелия по всему миру. «Они шли повсюду, говоря о Евангелии; они делали это естественно, с энтузиазмом и с убежденностью тех, кто совершает это не за плату»46. Изучая историю этого периода, Нейлл приходит к следующему выводу: «Становится совершенно ясно, что каждый христианин был свидетелем… Ничто не является более замечательным, чем анонимность этих первых миссионеров»47. Такер продожает: «Их имена не найти в миссионерских летописях и на надгробных плитах. И все же именно они добились наибольшего успеха среди миссионеров всех времен»48.

Исследователи считают, что в стратегии Павла, сознательно достигавшим крупные города для того, чтобы от них свет распространялся и дальше, очевиден еще один элемент: «Обращенные им люди становились миссионерами»49. Он сам свидетельствует об этом в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать» (1 Фес. 1:8).

Таким образом, мы видим, что благовестив было образом жизни для христиан первого века. Ясно, что чрезвычайное распространение Евангелия за эти первые несколько столетий произошло благодаря усилиям не миссионеров, работающих на полную ставку, но скорее благодаря многим христианам, путешествующим по другим причинам, — рабам, торговцам, ссыльным, которые осуждались на работы в рудниках, и подобных им»50. Они были живой вестью. Весть и вестник были неотделимы.

Аллен называет это спонтанным распространением Церкви51 по миру. Он считает, что первые христиане от носились к этому, как к чему-то естественному, когда делились с другими тем, что сами обрели благодаря вес ти Евангелия. И таким образом при их перемещении постоянно организовывались новые группы христиан в разных местах.

Несомненно, домашняя церковь сыграла важную роль в подготовке этих анонимных миссионеров и распространении света Евангелия. Учитывая ее преимущества, Грин пишет: «Не удивительно, что «домашняя церковь» стала решающим фактором в распространении христианской веры»52.

Влияние, оказанное на мир

Христианская Церковь, насчитывающая в своих рядах всего лишь несколько сот последователей при вознесении Христа, через три столетия завоевала Римский мир.

Харрисон считает, что приблизительное число верующих в Иерусалиме во время побиения Стефана камнями насчитывало одну пятую населения города, которое на тот момент составляло где-то «между двадцатью пятью и тридцатью тысячами, не учитывая примерно восемнадцать тысяч священников и левитов»53.

Известный историк К. Латоуретте рисует следующую картину: «Конечно, в первой половине второго столетия тысячи людей стекались в церкви. Христианские общины росли на протяжении длительного периода, неуверенность в будущем многих вела к поиску безопасности в религии, особенно в такой, которая породила такое сильное братство, как христианская Церковь»54.

Отец церковной истории, Евсевий, рассказывает об одном городе во Фригии, который был полностью уничтожен вместе со своим населением во время гонения Диоклетиана (305-313), потому что все они были христианами. «Маленький фригийский городок, — пишет он, — населенный христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с детьми и женщинами, взывавшими к Богу Вседержителю, сожгли потому, что все жители города: сам градоправитель, военачальник с прочими магистратами и весь народ — исповедали себя христианами и не послушались приказа поклониться кумирам»55.

Никто не может назвать точное число христиан к концу третьего столетия. Латоуретте пишет: «Расчеты колеблются от пяти человек на сотню до половины всего населения. Результат за два с половиной столетия потрясающий»56.

В заключение мы можем сказать, что Новый Завет свидетельствует о том, что христиане первого века собирались в частных домах для своих богослужений. Обучение новообращенных происходило через проводимые там собрания. Там они делались учениками. И результат был удивителен. Каждый верующий становился миссионером, свидетельствующим о своей вере близким, друзьям и соседям.

«Поколение после Пятидесятницы перевернуло мир вверх дном — распространяя христианство за пределами Палестины до Рима и далее, практически до каждого крупного города во всей Восточной империи»57.

Следующая глава расскажет о том, что к концу второго столетия и в течение третьего христиане стали строить церковные здания. Но важно отметить, что именно Церковь, которая собиралась в частных домах, дала такой импульс христианству, что оно не только выжило как религия среди гонений и преследований, но также за три века охватило своей вестью весь Римский мир.