Глава 6. Стратегия перехода общины на малые группы

«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис. 60:1)

Данная глава посвящена описанию первого года перехода общины на малые группы. Переход должен осуществляться постепенно. В зависимости от готовности и количества членов он может осуществляться быстрее в одних общинах и медленнее в других. Рекомендуется ориентироваться на три этапа: вовлечение части членов общины (30%) к концу первого года перехода на малые группы (МГ); вовлечение больше половины членов (60%) к концу второго года; вовлечение всей общины (95% и более) к концу третьего года. К моменту осуществления полного перехода каждый член общины будет посещать 2 вида регулярных еженедельных собраний: общие субботние богослужения и собрания малых групп на дому. В Церкви будет построена ячеечная структура.

Переход на малые группы поможет:

1. Качественно изменить «вертикальную связь» с Господом каждого члена церкви, осуществляя его духовный рост через регулярное исследование Священного Писания и приложение открывающихся истин к личной жизни.

2. Качественно изменить «горизонтальную связь» членов церкви друг с другом, сплотив всю церковь через регулярные встречи, общение в МГ, проявляемую друг ко другу заботу, совместные мероприятия, помогая им строить свою жизнь согласно новозаветному образу Церкви как Тела Христова.

3. Качественно изменить «горизонтальную связь» членов церкви с окружающим миром, сделав каждого члена активным проводником любви Божьей и успешным свидетелем, регулярно приобретающим души для Господа.

4. Качественно изменить суть самой церкви, сделав ее каналом для действия Святого Духа и подчинив все главной задаче — быть «агентством» по спасению людей, делая учениками все народы.

Такой переход поможет обрести церкви структуру не только для успешного сохранения новообращенных и их духовного роста, но и постоянного приобретения новых душ. Хотя при правильно построенной работе результаты будут видны уже в конце первого года, взрыв роста следует ожидать на третьем этапе.

Переход на малые группы — 1-й год

Первый этап перехода может состоять из подготовительного периода и пяти стадий: стадии планирования, стадии обучения первой группы лидеров, стадии старта первых малых групп, стадии активной миссионерской деятельности и обучения второй группы лидеров и стадии приобретения. Вместе с подготовительным периодом это займет приблизительно год и 4 месяца. Но пастор вправе объединять несколько этапов, если он может учесть все ньюансы, приведенные ниже, или проводить работу нескольких стадий параллельно.

Подготовительный период (3 месяца)

Цель: перепосвящение всей общины в целом и каждого члена в отдельности. Главные действия пастора:

A. Молитвенное обретение видения.

Б. Поиск единомышленников: встреча с советом церкви.

B. Членское собрание.

Г. Первый этап подготовки общины через серию христоцентричных проповедей1.

Д. Формирование группы поддержки.

Некоторым кажется, что как только они загорелись идеей малых групп, нужно сразу же делить всю общину и приступать к собраниям в домашних церквах. Однако опыт показывает, что чем прочнее вы закладываете основание для длительного проекта, тем крепче будет это служение. Постепенная подготовка общины, совета церкви и самого пастора очень важна.

Поэтому пастору нужно начать с себя. Обретая видение и проясняя для себя некоторые моменты, он должен молитвенно искать уверенности у Господа о правильном направлении и практическом приложении этого метода к реальной ситуации его общины и его контекста — города, района, села, учитывая данную страну и культуру населения.

Где же искать единомышленников? Бесспорно, супруга пастора может стать его первым единомышленником и молитвенным партнером. Следуя модели Ветхого Завета, в котором мельчайшей структурной единицей народа израильского была семья, обратите сначала вашу семью в маленькую группу поддержки начинаемого служения. Поделитесь своим видением, ответьте на вопросы супруги, объясните моменты, которые не совсем понятны, обозначьте области, где вам необходима дополнительная информация. Это поможет вам не только обрести первого сторонника, но подготовиться к выступлению в церковном совете. С этого момента продолжайте вместе молиться о начале этого большого проекта.

Пастор должен обозначить дату начала программы, с которой начинается серия христоцентричных проповедей. До начала этого цикла необходимо встретиться сначала с пресвитерами, а затем с советом церкви, познакомить их с начинающейся программой, а также провести членское собрание.

Необходимо иметь в виду, что через несколько недель пастору нужно будет создавать комитет по работе малых групп. Поэтому очень важно уже на этой стадии определить потенциальных членов этого комитета. Для этого нужно провести расширенный церковный совет с участием директоров отделов, на котором вы сможете поделиться своим видением и планом о том, как приступить к переходу общины на малые группы. Было бы хорошо озвучить для них дату начала первого цикла проповедей и второго цикла проповедей, а также дату подготовки первой группы лидеров и старта первых малых групп. Объясните суть каждого этапа и стадии первого года. Дайте возможность всем высказаться и ответьте на их вопросы.

Вот типичные вопросы, которые обычно задают и на которые пастору необходимо знать ответ.

Что такое ячеечная церковь?

Ячеечная церковь — это церковь, построенная по интегральной системе8 малых групп. Это значит, что в ней есть два вида богослужений — общие собрания и собрания по домам, которые являются неотъемлемой частью жизни церкви и обязательны для всех. Каждый член общины принадлежит какой-либо малой группе. Пастор (а не координатор) является главным руководителем всей системы, поэтому церковь с малыми группами и церковь малых групп (ячеечная) не одно и тоже. Для лучшего представления, что такое ячеечная церковь можно привести как иллюстрацию сотовый мед и выкаченный. Ячеечная церковь, подобно сотовому меду, вся состоит из домашних ячеек. В этом ее преимущество и сила.

Куда уходят корни малых групп? Мы перенимаем опыт других деноминаций?

Прочитав первый раздел, пастор сможет дать обоснованный ответ, а именно, что корни уходят в Ветхий Завет, где говорится о структуре израильского народа, при этом упомянув, что для всей общины будут прочитаны несколько лекций.

Что из себя будут представлять малые группы? Это то же, что и домашние церкви?

Малые группы, домашние церкви, ячейки и т. д. будут использоваться для обозначения одного и того же. Малая группа — это группа, состоящая из нескольких человек, желательно от 3-х до 12, собирающихся еженедельно в семейном кругу для богопоклонения, духовного возрастания, общения и планирования миссионерской работы.

Пастору следует понимать, что за рубежом эти термины употребляются для обозначения разных понятий. Под домашней церковью многие подразумевают ячейку, которая, собираясь на дому, становится автономной по отношению к своей церкви, то есть самостоятельной маленькой общиной. В данной программе малые группы являются неотъемлемой частью общины.

А что теперь будет с отделами?

Почему-то у многих создается впечатление, что в этой программе отделы не нужны и должны быть распущены. Это ложное опасение. Отделы не только остаются, но и становятся правой рукой пастора в планировании и осуществлении миссионерской работы. Но теперь все они должны будут работать на одну цель: достигать людей через малые группы. Кроме того, в комитет по МГ могут войти некоторые (или все, в зависимости от их числа) руководители отделов.

В чем отличие малых групп от субботней школы?

Субботняя школа будет продолжать делать то, что она до этих пор выполняла с той лишь разницей, что ее миссионерские планы будут реализовываться через домашние церкви. В том случае, если в общине будет действовать закрепленная система классов, то есть если люди, которые встречаются на неделе в домашней церкви будут в этой же группе на субботней школе — еще лучше. В таком случае следует лишь учесть, чтобы лидер группы и учитель СШ не был одним и тем же лицом. Главная функция субботней школы — изучение наших доктрин — остается за нею. Если руководитель субботней школы и руководитель отдела личного служения одно и тоже лицо, в таком случае он продолжает отвечать за планирование миссионерской работы рядовых членов, но теперь эти планы будут рассматриваться, утверждаться и распределяться по группам в комитете по МГ. Таким образом, субботняя школа продолжает функционировать в том же ключе, а миссионерскую работу, которую члены церкви должны делать на неделе, берет под свое шефство каждая малая группа.

Что делать с уже существующими домашними церквами? Если домашние церкви уже действуют в общине, необходимо, в зависимости от числа домашних церквей, распределить по одному или два членов совета в каждую, чтобы они посетили ее в ближайшее время и собрали информацию. Они должны руководствоваться поставленными ниже вопросами, интервью с лидером и анализом анонимной анкеты, которая прилагается в конце этой главы, розданной членам. Отчет по этому анализу запланировать на следующем расширенном совете церкви (объявить дату). Если работа группы будет удовлетворительна, и члены желают продолжать встречаться, эту группу нужно сохранить, объявив, с какого момента они могут подключиться к старту первых МГ в общине, занимающихся по единой программе. Если лидер или помощник призваны членами и руководством как перспективные лидеры, их следует включить в список лидеров МГ.

Оценка работы МГ

1. Где собирается домашняя церковь? (Адрес.)

2. Удовлетворительно ли помещение?

3. Кто лидер? Есть ли помощник? (Фамилии.) Кто из них желал бы продолжать работать в этом качестве? Кто из них характеризуется как зрелый и интересный лидер?

4. Насколько члены группы удовлетворены работой лидера?

5. Сколько времени существует эта домашняя группа? 6. Четко ли члены группы знают цель своей МГ, насколько она была достигнута за это время?

7. Растет группа или нет?

8. Какие методы миссионерской работы использовались? Какие были наиболее эффективны?

9. По каким материалам занимаются? Насколько он нравится членам группы?

10. Интересно ли проводится урок?

11. Насколько удовлетворяют членов группы избранные формы пения и молитвы?

12. Сплочены ли между собой члены домашней церкви?

13. Насколько теплая в группе атмосфера, построены ли доверительные отношения между членами группы?

14. Происходит ли в этой группе личностный и духовный рост членов?

15. Предложения членов группы.

Почему первый цикл подготовки начинается с христоцентричных проповедей?

Почему важно начать с этих тем? В принципе пастор может читать свой цикл проповедей. Он может сократить эти темы или выбрать только часть из них. Главная рекомендация — в первом этапе подготовки общины приблизить Христа к людям, вновь оживить некоторые моменты Его жизни, указать на главную цель, ради которой Он пришел и как она реализовалась в Его жизни. Это должно стать чем-то подобным опыту верхней горнице в Иерусалиме, когда ученики ждали обещанного Утешителя. «Они вспоминали слова Христа, сказанные Им перед смертью, и начинали полнее понимать их смысл. В их памяти вновь воскресали полузабытые истины, и они пересказывали их друг другу. Они упрекали себя за непонимание слов Спасителя. Размышляя над Его чистой святой жизнью, события которой вновь проходили перед их глазами одно за другим, они понимали, что теперь никакой труд не покажется им слишком тяжелым и никакая жертва не будет для них слишком большой, если только они смогут засвидетельствовать о чудесном характере Христовом собственной жизнью»3. Христос, приходя в нашу жизнь, творит новое. Можно многое знать о Нем, но не знать Его лично. Важно показать, что Христос четко знал цель, ради которой Он пришел, и что это проявлялось в каждом Его действии. Каждому, с кем он приходил в соприкосновение, Он нес с Собой жизнь, свет, любовь и спасение. Помогая членам церкви войти в более тесный контакт с Ним во время этих тем, мы поможем каждому члену проанализировать свою жизнь и перепосвятить себя Господу.

Рекомендуется распределить между членами совета ответственных за каждую субботу, чтобы подготовить к этим богослужениям особые музыкальные номера, сообщения и т. д. Подберите общий лозунг, под которым проходил бы этот цикл, например: «По стопам Христа» или: «Там, где проходил Спаситель» или: «Он — наш пример» и т. п. Подумайте над оформлением этого лозунга и зала. Объясните членам церкви, что они могут приводить на эти темы своих знакомых. Сделайте собрания праздником.

До окончания этого цикла христоцентричных проповедей было бы хорошо провести несколько молитвенных встреч о предстоящем служении. Объявив о назначенном часе, пастор обнаружит, что те, которые будут регулярно посещать эти часы из членов совета, и есть его группа поддержки. Они могут вместе собираться, молиться и формировать то видение, которое они хотели бы передать общине. Эта группа оформиться в этом процессе естественным образом.

После собрания совета важно провести членское собрание для того, чтобы рассказать о намечающейся программе и начале цикла христоцентричных проповедей.

Если пастор уже прочитал этот цикл проповедей, не проведя организационной работы, то он может приступить к этому на следующей стадии, начав второй этап подготовки общины к переходу на малые группы. Если же все рекомендации были выполнены до окончания цикла христоцентричных проповедей, можно приступать к первой стадии, продолжая читать эти проповеди.

Стадия 1. Планирование (1 месяц)

Эта стадия может проводиться во время подготовительного периода.

Цель: донести видение о малых группах до членов совета церкви и членов общины и сформировать комитет по планированию.

Главные действия:

1. Работа пастора:

A. Организация комитета по МГ. Б. Работа с комитетом по МГ.

B. Передача видения общине.

Г. Начало второго этапа подготовки общины через серию проповедей о малых группах4.

Д. Начало подготовки лидеров.

2: Работа комитета по малым группам:

A. Сбор необходимой информации.

Б. Формулировка видения и плана работы общины на ближайшие 1-3 года.

B. Распределение территории церкви и определение стратегических районов.

Г. Избрание первых лидеров.

Важно учитывать, что видение, обретенное пастором, нужно постоянно передавать общине. После окончания первого цикла проповедей пастору необходимо продумать, каким образом он передаст видение о втором этапе. Для этого важно выработать четкую философию и стратегию с комитетом по МГ.

Таким образом, первым шагом в этой стадии становится избрание комитета. Вновь собирается расширенный церковный совет, на котором докладывается о ситуации в существующих домашних церквах и избирается комитет по МГ. Хорошо было бы, чтобы в него вошли те люди, которые поддерживали пастора на протяжении подготовительного этапа, имеющие видение и способные дать конструктивные советы. Важно, чтобы туда вошли старшие пресвитеры, директора отдела личного служения и миссионерского отдела, молодежный руководитель и, если возможно, инициативный представитель от рядовых членов, а также другие лица по усмотрению совета.

Вместе с созданным комитетом пастор должен разработать основную философию — приоритеты и ценности церкви, которые теперь они положат во главу угла в своем служении. Можно руководствоваться списком характеристик первоапостольской Церкви или Церкви, следующей ее модели, которые приведены в предыдущей главе. Затем необходимо придумать лаконичную формулировку видения церкви — лозунг на целый год, в котором была бы отражена эта философия и метод малых

групп. Формулировка может быть свернутой (краткий лозунг) и развернутой (более широкий перечень). Лозунг должен стать девизом, он должен быть конкретен, понятен, отражать основную направленность и легко запоминаться.

Чтобы этот лозунг вошел в сердца и умы, важно продумать его оформление и место, где он будет висеть, а пастору постоянно употреблять его в проповеди и своих выступлениях. Развернутый перечень основных приоритетов церкви, отражающих ее философию, также должен быть озвучен и помещен на видном месте в холле церкви или в программках богослужений, раздаваемых членам.

Для оформления философии и разработки стратегии необходимо знать тот потенциал, которым располагает община. Определение потенциала, которым вы располагаете, отправляясь в долгосрочное путешествие перехода на малые группы, — это прежде всего ответ на вопрос: какая она, моя церковь?

Для ответа на этот вопрос нужно собрать банк данных по вашей общине: на членском собрании раздать нижеприведенную анкету. Желательно, чтобы члены заполнили ее и отдали сразу же на этом собрании. На этом же собрании пастор объявляет о начале второго цикла проповедей о малых группах (если закончен первый цикл христоцентричных проповедей) и насколько возможно передает им свое видение.

1. Возрастной состав общины

 

18 — 30

30 — 50

50 — 70

70 +

Общее кол-во

Кол-во членов

 

 

 

 

 

% от общего . числа

 

 

 

 

 

Возможное кол-во групп

 

 

 

 

 

Нужное кол-во лидеров

 

 

 

 

 

Эта таблица поможет увидеть, какая возрастная прослойка представляет большинство, и, следовательно, формирует климат общины и представляет больший потенциал. В то же самое время можно увидеть возрастные группы, представляющие меньшинство, и усилить работы по их достижению.

Возможное количество групп указывает на перспективу. Но помните, что мы ни в коем случае не советуем использовать метод принудительного разделения членов на группы. Ни в коем случае не распределяйте всю общину по спискам. Вначале задействуйте только тех, кто откликнулся, и при этом не формируйте группы по территориальному признаку вопреки желаниям участников. К группам по территориальному признаку необходимо прийти, но двигаться в этом направлении надо постепенно. Только те, кто захотят продолжать собрания в домашних церквах и выразившие желание вовлечься в новые группы, организованные в этом году, должны стать «десантом» No 1 в этой программе. Важно также иметь в виду, что после избрания лидеров и начала их обучения, необходимо делать повторные призывы о вовлечении в малые группы. Таким образом, число желающих может возрасти по сравнению с полученными результатами после анализа анкет. Если к концу первого года 30% членов будут вовлечены в малые группы — это уже хороший показатель.

На основе анкетных данных необходимо составить список предполагаемых лидеров и музыкантов для каждой возрастной категории. В первую очередь следует обратить внимание на тех, у кого есть этот дар, кто уже участвует в домашних церквах или желает присоединиться к первым МГ, организованным в этом году. Лидерами групп могут быть как те, у которых есть дар руководителя, так и те, у которых есть дар преподавателя.

Составляя перспективный план, необходимо собрать информацию у руководителя детской субботней школы. Создание детских групп, собирающихся на неделе, может быть делом будущего, а не первого года перехода общины на МГ. Тем не менее уже нужно начинать работать в этом направлении. Группы для детей младшего возраста будут большим подспорьем для родителей, особенно для матерей, которые не могут часто посещать домашние церкви, если у них маленький ребенок. В этом смысле группы ясельного возраста создаются как помощь родителям, хотя и на них ребенок может удивительно «расти» в познании Иисуса Христа. Там, где смогут организоваться малые группы на неделе для детей, проживающих недалеко друг от друга, можно открывать их так скоро, как только это станет возможным. Дни для детских групп лучше выбирать те же, когда их родители собираются в домашней церкви. Но самое главное: это кадры — учителя, готовые посвятить один вечер в неделю, чтобы заниматься с детьми, и материал.

 

0-3 лет

3-6 лет

6-9 лет

9-12 лет

13-17 лет

Общее кол-во

Кол-во человек на СШ

 

 

 

 

 

 

% от общего числа

 

 

 

 

 

 

Возможное кол-во групп

 

 

 

 

 

 

Нужное кол-во учителей-лидеров

 

 

 

 

 

 

Учитывая потенциал вашей общины, важно уже на этом этапе установить приблизительную дату открытия хотя бы нескольких детских групп. Скорее всего, реально будет открыть 2-3 к концу первого года перехода. Поэтому детский отдел уже должен начать работать над материалом для того, чтобы к намеченной дате был материал для обозначенных групп на 12 занятий.

2. Образовательный уровень общины

 

Студенты

Среднеспеци-альное и среднетехническое

Высшее

Научная степень

Общее кол-во

Кол-во членов

 

 

 

 

 

% от общего числа

 

 

 

 

 

Планируемое количество целевых групп

 

 

 

 

 

Имена потенциальных лидеров

 

 

 

 

 

Несомненно, большая часть этих членов войдет в обычные группы, избрав для себя ближайшую домашнюю церковь или соотвествующую их интересам. Тем не менее следует планировать создание целевых однородных групп, то есть имеющих конкретное назначение по достижению определенного сегмента населения. Комитету по МГ следует запланировать создание таких групп по достижению студенчества, людей определенной профессии, интеллигенции.

Было бы хорошо с самого начала старта первых малых групп организовать по крайней мере одну целевую группу по достижению секулярного студенчества и интеллигенции (здесь можно объединить последние колонки, но важно получить эти данные по отдельности). Что касается колонки о профессиях, нет необходимости создавать отдельные группы по всем профессиям, но если в общине есть специалисты с популярными или, наоборот, редкими специальностями, они могут образовать свою группу для достижения представителей своей профессии или миссионерскую группу для достижения населения. Например, если в общине есть несколько художников, филологов, кинорежиссеров, они могут объединиться в отдельную группу, чтобы стать открытыми для творческой интеллигенции города. Они могут назвать свою группу клубом и приглашать на свои встречи знакомых и друзей, профессионально близких им. Если есть несколько специалистов, они могли бы открыть клуб автолюбителей для мужчин. Или есть несколько членов с профессиями из сферы обслуживания, например, парикмахеры, закройщики и т. д. Они также могли бы организовать целевую группу, но главная их цель должна состоять в том, чтобы достичь вестью не людей их профессий, а окружающее население, время от времени организовывая благотворительные акции услуг населению.

Для создания таких групп необходимо проделать большую работу. Может быть предварительно провести отдельные собрания для этих категорий, объяснив им стратегию и сформировав группы целевого назначения так, как подскажут сами члены. Необходимо определить лидера и найти тех, кто желает предоставить свою жилплощадь для собраний.

3. Материальное положение членов общины

 

На грани бедности

Средний достаток

Обеспеченные

Богатые

Общее кол-во

 

 

 

 

% от общего кол-ва

 

 

 

 

Хотя в этой таблице заполняются только цифры, члены комитета по МГ должны составить конкретные списки по каждой категории. На основании их они всегда могут знать, каким семьям требуется помощь. Кроме того, на основании этой таблицы и анкеты можно определить возможное количество групп в перспективе для достижения обеспеченной прослойки общества и богатых предпринимателей. Не забывайте о том, что хорошо обеспеченные члены общества лучше достигаются той же категорией. Также важно определить потенциальных людей, членов, готовых предоставить свое помещение. Необходимо назначить приблизительную дату начала собраний такой группы.

4. Этнический состав общины

 

Общее кол-во членов
представителей
этнической группы

% от общего
кол-ва членов
общины

Потенциал
для
целевых групп

Доминирующая этническая группа этого населенного пункта (написать какая):

 

 

 

Выраженные этнические группы среди членов общины (перечислить):

 

 

 

Этнические меньшинства в общине (перечислить):

 

 

 

В данную таблицу следует вписать этнические группы и отметить крестиком те из них, представители которых живут среди окружающего населения. Необходимо также отметить, сколько групп можно организовать. Кто может быть их лидерами, кто предоставил бы помещение и т. д. Было бы идеальным, если бы и лидер такой группы, и хозяин дома принадлежали бы к той же национальности.

В итоге, комитет по МГ должен выработать приблизительный план перехода на МГ на 1-й год:

* Сколько домашних церквей продолжат свои собрания_______;

* Сколько новых нецелевых групп организуется на 3-й стадии_____;

* Сколько детских групп организуются на 3-й стадии______; к концу года______;

* Сколько однородных групп целевого назначения по достижению студенчества организуется на 3-й стадии______; к концу года______;

* Сколько однородных групп целевого назначения по профессиональному признаку организуется на 3-й стадиии_____; к концу года_______;

* Сколько однородных групп целевого назначения по достижению богатой прослойки населения организуется на 3-й стадии______; к концу года_____;

* Сколько однородных групп целевого назначения по достижению представителей различных этнических групп организуется на 3-й стадии______; к концу года_____.

Для каждой запланированной группы должен быть определен лидер, хозяин дома и желательно музыкант или музыкально одаренный человек. Кроме того, необходимо определиться, по какому материалу будут заниматься детские целевые группы. Остальные идут вместе со всеми по материалам для первого года перехода «Малые группы собираются в путь», «МГ отправляются в путь» и «Встреча с Иисусом». Методика работы по достижению неверующих представлена в этих материалах.

Вместе с комитетом МГ определите территорию, за которую община несет ответственность. Было бы замечательно, если бы можно было достать карту этого района (города, села). На ней отметить все адреса членов церкви. Отметить другими знаками, где собираются те домашние церкви, члены которых хотят продолжать свои собрания. Распределить районы по степени стратегической важности в их достижении. В первую очередь отметить как приоритетные те, где находятся адреса будущих домашних церквей, а также те, в которых проживает наибольшее количество членов и сосредоточено наибольшее количество населения.

Как только комитет обработает эту информацию и составит предполагаемый список лидеров, необходимо провести отдельную встречу, посвященную определению необходимых качеств лидера МГ5 и утверждению кандидатов. Далее необходимо поговорить с лидерами об этом избрании и получить от них согласие.

Если эта работа осуществлена быстрее, чем за месяц, пастор и комитет МГ переходит ко второй стадии. Таким образом, можно начать обучение лидеров уже во второй половине или в конце первой стадии.

Стадия 2. Обучение лидеров (3 месяца)

Цель: сообщение результатов работы комитета общине и обучение первой группы лидеров для ведения первых малых групп. Главные действия: 1. Работа пастора:

А. Сообщение видения и результатов работы комитета общине: формулировка, планы, организующиеся точки, лидеры;

Б. Продолжение подготовки общины через- серию проповедей;

В. Обучение группы лидеров для ведения первых малых групп6.

2. Работа комитета:

A. Определение желающих вовлечься в первые МГ и предоставить свои дома для проведения собраний МГ;

Б. Подготовка материала на первый год работы МГ;

B. Составление миссионерского плана для МГ.

По завершении сбора банка данных и формирования философии общины и ее стратегии важно провести членское собрание, на котором пастор представит общине результаты работы комитета. В самом начале своего выступления пусть пастор познакомит с краткой историей этой общины и с настоящим положением дел для того, чтобы показать преимущества метода малых групп, на который переходит община.

А. Краткая история общины:

1. Община___________образовалась в_____году.

2. Способ образования общины: проведение евангельской программы, дочерняя церковь, в результате работы одного или нескольких человек, объединения двух общин, другое.

3. Пасторы, которые служили в ней за период ее существования и какой положительный вклад внес каждый из них.

4. Основной фокус настоящего пастора в последние годы был на евангелизацию через_____________

Б. Краткий анализ роста: как растет община? Что ей мешает расти ?

1. Количество членов церкви в настоящее время по списку.

2. Прирост за каждый год за последние 5 лет и количество потерь за каждый год.

3. Общее количество приобретенных за этот период (без учета переехавших) и общее кол-во потерянных за это время (без учета умерших и переехавших).

5. Место собраний общины — свой молитвенный дом или аренда жилого помещения или зала кинотеатра.

6: Что можно улучшить?

7. Как метод малых групп может помочь нам?

8. Предложения комитета по МГ: общее видение, философия общины, лозунг на этот год, план по организации малых групп.

9. Представить список лидеров и список адресов тех, кто желает предоставить свои дома для проведения собраний в МГ.

10. Объявить о дате начала первых занятий в МГ по общему плану и о том, что желающие откликнуться и предоставить свою жилплощадь могут продолжать подавать заявки в комитет по МГ.

Знайте, что, если не меняется мышление, никакой метод не принесет видимых результатов. Нужно начинать с изменения мышления, но помните, что это постепенный процесс. Второй цикл проповедей, посвященный малым группам (см. Приложение 6) должен ответить на эту задачу. Он должен быть своего рода реакцией общины на серию христоцентричных проповедей. Мы рассмотрели, каким был Христос, что Он пришел к нам, чтобы спасти нас, а что мы, как община в целом и каждый в отдельности, можем сделать в ответ?

Члены комитета также должны ответить на вопрос: кого в первую очередь они должны достигать? А также спланировать четкую стратегию по достижению этих категорий населения. Для этого необходимо видеть общую картину:

1. Количество (приблизительное) населения в городе (поселке) или районе города (если в городе несколько церквей), за который отвечает община.

2. Процент членов церкви по отношению к населению.

3. Этнический состав населения: преобладающие группы и этнические меньшинства.

4. Наиболее открытые группы населения по опыту предыдущих евангельских мероприятий.

5. Основные нужды населения, особенно, в прилегающем к церкви районе.

6. Отметить в районе, прилегающем к церкви, работающие предприятия, образовательные учреждения, больницы и т. д.

7. Ответить на вопрос: какая группа населения станет для общины приоритетной помимо достижения родственников и друзей?

Замечено, что незначительный успех в миссионерской деятельности, прежде всего, связан с тем, что многие члены церкви не знают, как быть ловцами челове-ков, а вся община в целом не знает, кого в первую очередь церковь хочет спасать. Поэтому нет и стратегии по определению того, «какая рыба и где сейчас «клюет»« и «что какой рыбе нужно». В результате становится верным изречение: «Целься в никуда, тогда туда и попадешь». Общеизвестно, что церковь не может быть равно успешной по приобретению всех групп населения. Вот почему важно знать потенциал общины, преобладающую направленность, возможности контекста, а также то, что представляет из себя пастор. Ведь в основном община будет привлекать тех людей, которым будет импонировать пастор.

Какими методами община будет достигать окружающих и что она может принести тому населенному пункту, в котором находится? Прежде всего, это работа через oikos, благотворительные акции доброты и помощи населению, активное свидетельство через анкетирование и библейские уроки на дому, дружбу, живое присутствие, программы, отвечающие на нужды населения, целевые группы, новый стиль богослужения и евангельские программы. С расширением сети домашних церквей большую роль будет играть образование малых групп в новых районах города и образование на их основе дочерних церквей.

На основе этого видения, комитет во главе с пастором должен выработать общий миссионерский план на год, запланировав те евангельские мероприятия и торжественные программы, которые должны быть проведены в этом году7. Этот план также нужно представить общине. В течение всего этого периода необходимо информировать членов церкви о том, что происходит в комитете по МГ и собирать имена и адреса добровольцев, желающих участвовать в этом служении. В холле церкви нужно вывесить список всех лидеров и адреса, по которым они будут проводить собрания, и позволить каждому желающему вписать себя в ту группу, которую он хочет избрать. Если группа набирает 12 человек, она укомплектована.

Пастор, приступив к обучению первых лидеров, занимается с ними раз в неделю по занятиям, предложенным в Приложении 2. Если набирается слишком много лидеров (более 12), следует поделить группу на две. Обучение рассчитано на три месяца. Но пастор может ускорить этот процесс, если пожелает. Он может собираться с ними два раза в неделю, например по средам и в воскресенье. В таком случае это займет 1,5 месяца. Он может приступить к обучению в самом начале первой стадии, если работа комитета по сбору данных и их анализу будет завершена к тому сроку. Он также может начать занятия с лидерами, и если они не закончат занятия до старта первых МГ, продолжать заниматься с ними параллельно по выходным, в то время как они уже будут вести первые собрания в своих домашних церквах на неделе.

На протяжении этого периода пастор продолжает готовить церковь к переходу на малые группы через серию проповедей.

Стадия 3. Старт первых малых групп (3 месяца)

Цель: осуществить первый цикл работы малых групп. Главные действия:

1. Работа пастора: еженедельные встречи с лидерами.

2. Работа комитета: организация первых малых групп в общине, включая молодежную группу. Подготовка к организации добавочных групп.

3. Работа лидеров: еженедельные собрания в МГ и формирование тесных взаимоотношений внутри группы, выявление помощников.

Важно сделать торжественное открытие этой стадии. Поэтому на общем собрании (перед началом этой стадии) необходимо представить лидеров МГ, а также желающих предоставить свою жилплощадь и членов этих домашних церквей.

Откликнувшиеся на призыв пастора члены церкви и организованные в малые группы по 4-12 человек, начинают заниматься по материалам Патриции Максвелл «Малые группы собираются в путь». Главная цель этого квартала: укрепление взаимоотношений с Господом, перемена старого мышления и видения о церкви, молитвенная подготовка к тому, чтобы стать свидетелем, укрепление дружеских связей между членами группы. Миссионерскую работу члены групп ведут в основном в своем oikos, работая с родственниками, друзьями, соседями, можно посещать отпавших, приближенных и организовывать акции доброты. Работа должна быть четко спланирована пастором и созданным в общине комитетом по работе МГ, списки с адресами отпавших и приближенных должны быть подготовлены и розданы лидерам МГ с учетом территориального проживания членов каждой МГ. На этом этапе члены не приглашают на свои собрания тех, с кем они работают. Группа остается «закрытой» для посторонних. Но это не значит, что члены группы не могут собирать в своем доме интересующихся и проводить с ними беседы, отвечая на их вопросы или рассказывая о своей вере и о Христе. Но главный фокус и в этом случае должен быть на установление дружеских отношений, и такие разговоры должны протекать в обрамлении обеда, прогулки, выезда на природу и т. д., о чем подробнее рассказывается в главе 9.

Главная задача пастора на этой стадии: проводить еженедельно встречи лидеров, на которых разбирать с ними тот урок, который они будут проходить на собрании своих малых групп, отвечать на их вопросы и вместе молиться за нужды каждой группы. На каждую встречу лидер приносит заполненный отчет, бланки для которого раздаются на лидерских встречах.

Комитет должен продолжать работу по подготовке организации новых групп, особенно целевого назначения. Подготовьте нужное количество пособий для следующей стадии. И перед завершением первого цикла малых групп распределитесь, посетите каждую группу, чтобы посмотреть динамику отношений и то, как лидер осуществляет руководство группой.

Лидерам рекомендуется следовать схеме, данной в Приложении к урокам «Малые группы собираются в путь», где объясняется миссионерская программа этих уроков. В таком случае они должны будут провести 13, а не 12 уроков. На первом занятии им важно будет определить день и время встречи. Будьте пунктуальными и следите, чтобы длительность встреч не превышала 1,5, максимум 2 часа. Для тех, кто желает общаться дольше, может быть предоставлено время после, но занятые современные люди очень ценят тех, кто умеет вписываться в согласованные ранее рамки времени. Подготавливая группу к будущему делению, лидер также должен обозначить тех, кто будет согласен сгруппироваться друг с другом в новые группы, а также тех, кто будет в этих подгруппах лидерами, делая их своими помощниками

Стадия 4. Стадия активной миссионерской деятельности и обучения второй группы лидеров (3 месяца)

Цель: активная миссионерская работа малых групп и подготовка к делению. Главные действия.

1. Работа пастора: проведение лидерских встреч; подготовка второй группы лидеров.

2. Работа комитета: подготовка к организации добавочных групп; выработка критериев оценки процесса деятельности МГ в общине; собрание информации для анализа.

3. Работа лидеров МГ: проведение еженедельных занятий в МГ, посещение еженедельных лидерских собраний; координация миссионерской деятельности членов своей группы; подготовка группы к делению.

4. Работа членов МГ: еженедельные встречи в МГ и миссионерская работа через oikos и другие виды евангелизации.

По окончании первого цикла занятий в МГ они переходят к изучению материалов «Малые группы отправляются в путь», сосредотачивающихся на темах о молитве, продолжая молитвенно готовиться к тому, чтобы стать успешными свидетелями, включаясь в активную миссионерскую деятельность.

Пастор еженедельно проводит лидерские встречи, а также начинает проводить занятия со второй группой лидеров, которая набирается из тех, кто выполнял роль помощников лидера в своей МГ во время первого цикла. Занятия проводятся по тому же материалу, что и с первыми лидерами. Таким образом готовятся кадры к умножению групп.

Комитет продолжает работу по подготовке добавочных групп. Собираются адреса тех членов группы, кто готов предоставить свою жилплощадь для собраний МГ, когда группа поделится, а также имена готовых подключиться к собраниям малых групп. Комитет также должен выработать систему оценки деятельности группы и ру ководства лидера: рекомендуется проводить анализ деятельности МГ в конце каждого 3-месячного цикла и подводить итог этой программы раз в год. Для оценки деятельности МГ можно использовать прилагаемую в конце главы анкету, которой пользовались при оценке работы существующих домашних групп. Комитет может составить и свою. Необходимо также, чтобы кто-то из комитета по МГ анализировал все еженедельные отчеты, которые лидеры приносят на лидерские встречи.

В обязанность лидера входит проведение собраний в МГ, опека своих членов, посещение отсутствующих или разговор с ними по телефону. В миссионерской деятельности групп лидер следует разработанному пастором и комитетом миссионерскому плану, а также указаниям в уроках. Подготавливая группу к делению, лидер должен собрать предварительные прогнозы — сколько интересующихся сейчас есть у его членов группы и сколько из них реально могут подключиться к занятиям в МГ в новом цикле. Учитывая это количество, лидер может предварительно уже ориентировать их на какие группы они поделятся с начала нового цикла. Он должен постоянно указывать им на эту цель — разделиться с тем, чтобы больше людей могло присоединиться к группе. Он также должен выяснить возможности членов этих подгрупп, чтобы определить, кто может предоставить место в своем доме для встреч в следующем цикле. Эту информацию он должен подать в комитет по МГ. Существует несколько моделей умножения групп, о которых подробнее будет рассказано в следующей главе. Лидер должен знать, по какой модели умножения идет его группа, а также координировать ее деятельность согласно выбранной модели.

Продолжая работать на основе oikos, а также с отпавшими/приближенными, члены МГ вовлекаются в активный вид миссионерской деятельности — литературную евангелизацию через продажу книг или выездные библиотеки, а также анкетирование. План проведения этого мероприятия должен быть разработан пастором и комитетом по МГ, определены улицы, районы города для каждой группы; члены группы должны получить необходимую подготовку и инструкции. Поэтому руководитель литературного евангелизма должен сориентировать лидеров учесть самые необходимые моменты при осуществлении этих мероприятий, а лидеры в свою очередь должны передать это членам своих малых групп.

Кроме того, уже должна быть известна дата запланированной евангельской программы в общине, и людям, проявившим интерес к духовным вопросам, необходимо сообщить об этой дате и пообещать занести пригласительные. Члены групп должны быть снабжены уроками по изучению Библии и проинструктированы, по какому графику оставлять их и как проводить каждый урок с заинтересованными людьми. Важно, чтобы пастор мог провести с членами домашних церквей семинар в начале или середине этого цикла, дав необходимые инструкции. Группы также продолжают свидетельствовать окружающим через акции доброты.

В течение этого квартала у каждого члена малой группы должен образоваться целый круг интересующихся лиц, с которыми происходят регулярные контакты и беседы на духовные темы, а с некоторыми и занятия на дому по библейским урокам. Рекомендуется в течение этого цикла провести каждой группе встречу с приближенными в неформальной обстановке: на природе, если позволяет погода, или вечер с чаепитием, куда и пригласить тех людей, с которыми они занимаются. Таким образом, первое знакомство с членами группы произойдет в непринужденной обстановке. Кроме этого, к концу этого цикла хорошо провести особую встречу в МГ, на которую также пригласить этих же людей. Нужно приготовить особую понятную для них тему или запланировать просмотр христианского фильма, о чем подробнее рассказывается в 9-й главе. Если к завершению этого квартала в церкви начнется евангельская программа, на нее можно пригласить этих людей, им будет нетрудно прийти, поскольку у них есть естественные контакты, друзья и знакомые в этой общине. Но в любом случае должна быть четко поставлена цель — к концу этой стадии у каждого члена малой группы должен быть минимум один человек, который готов подключиться к (или продолжить) изучению Писания.

Стадия 5. Приобретение, оценка результатов, торжественное собрание (3 месяца)

Цель: переход к самому важному этапу — занятиям в МГ с интересующимися и обретение их для Господа. Главные действия.

1. Работа пастора: проведение лидерских собраний; работа с комитетом; проведение евангельской программы-жатвы, крещения и торжественного собрания.

2. Работа комитета: посещение групп; собрание данных и проведение анализа по еженедельным отчетам; план на следующий год; подготовка программы-жатвы, крещения и торжественного собрания.

3. Работа лидеров групп: проведение еженедельных встреч в МГ, посещение еженедельных лидерских собраний; формирование команды для начала новых групп.

4. Работа членов группы: еженедельные собрания в МГ, посещение программы-жатвы; участие в торжественном собрании.

Если евангельская программа проводилась в заключении второго цикла, тогда обращенные и приближенные распределяются по МГ, которые приступают к изучению материалов с названием «Встреча с Иисусом». Цель этих занятий: приблизить человека к Господу и познакомить его с основными доктринами через жизнь Христа.

В таком случае члены группы приводят на занятия своих знакомых и интересующихся, с которыми они работали все это время, и проводят занятия по указанным выше материалам. Все силы должны быть сосредоточены на том, чтобы сплотить эту группу и окружить любовью и заботой вновь пришедших.

Если евангельская программа не была проведена после второго цикла, то ее можно провести в конце этого цикла как программу-жатву. В таком случае, если посещающие МГ были бы уже практически готовы ко крещению, программа может быть очень короткой, представив обзор основных доктрин и обратившись с призывом к присутствующим.

После крещения новые члены должны пройти материалы первой, а затем второй части. А к третьей сами привести своих друзей и знакомых и уже сами проводить с ними занятия по материалам «Встреча с Иисусом». Таким образом, образуется постоянный цикл, в котором каждый рано или поздно становится лидером своей малой группы.

Члены церкви, желающие вовлечься в МГ, приглашаются присоединиться к группам в начале каждого цикла. Но каждый, вовлекшийся в работу МГ, должен пройти в любой последовательности все части материала «Малые группы собираются в путь», чтобы быть способными самим проводить уроки по этому материалу.

В течение этого цикла комитет по МГ помимо остальной работы должен завершить планирование на следующий год: отметить на карте, какие группы и в каких районах уже существуют, в каких районах запланировать открытие новых групп и какого характера. На какие даты будут запланированы 1-й и 2-й циклы обучения лидеров, на какие даты евангельские программы и какого характера. Какие районы и улицы, неохваченные в первый год, должны быть внесены в план для литературной евангелизации и анкетирования. Какие акции доброты и благотворительные мероприятия должны быть проведены в городе и т. д.

Особенное место в этом цикле должна занимать евангельская программа-жатва и торжественное собрание, проведенное после крещения, на котором члены МГ, а также лидеры и новообращенные расскажут о своих опытах, пастор расскажет о работе комитета и представит план на следующий год. Это поможет всей общине не потерять фокуса на МГ, а сомневающимся — присоединиться к собраниям в домашних церквах.

Постепенно число обращенных и групп должно все более и более умножаться. Пастор и комитет по МГ должны выработать стратегию по территориальному распределению групп в городе, так чтобы в каждом районе города было несколько МГ. Со временем в каждом районе можно создать отдельные молодежные и детские группы, а также группы по нуждам для приближенных и новообращенных, такие, например, как: по укреплению семьи, «Дышите свободно», борьба с зависимостью, для слабослышащих и т. д8.

Церковь действительно станет живой, растущей общиной, способной в каждом районе открыть такую же живую дочернюю церковь.

В заключение необходимо сказать, что каждая община должна адаптировать предлагаемый план перехода на МГ на первый год к своим условиям и своему видению. Не исключено, что где-то эти стадии будут сокращены или расширены. Но самое главное, чтобы и пастор, и избранный комитет, и обучаемые лидеры, и члены домашних церквей решали эти вопросы с Господом, осознавая свою полную зависимость от Него и у Него обретая уверенность и силы в этом труде. Ибо «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1).