Самообладание

Еще одним качеством руководителя, которое так же трудно вырабатывается, как и любое другое из рассмотренных выше, является самообладание, особенно когда оно включает в себя способность переносить тяжесть непонимания и даже оскорбления, не нанося ответного удара. Мне нравится, как эта мысль несколько лет назад была высказана в проповеди под названием «Иисус на высоте». Эта захватывающая проповедь, прочитанная баптистским пастором, искусством которого я восхищаюсь, подчеркивала ту идею, что Иисус часто был велик: когда смирял бурю, когда кормил множество людей, когда исцелял больных, когда разговаривал с законниками и особенно Он был велик, когда воскрешал мертвых. Но самого большого величия Он достиг тогда, когда, будучи истязуем, воскликнул: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Я считаю, что тут трудно возразить что-либо. Воистину самым великим Его подвигом было перенесение жестоких, несправедливых страданий без проявления даже тени абсолютной Божественной силы в отместку или защиту. Способность проявлять самообладание вместо попыток защитить себя также является самым сильным испытанием руководителей.

Дилемма, перед которой стоят пасторы в наши дни, хорошо выражена в следующих предостережениях:

Если ты только что кончил учиться, ты слишком молод.

Если ты сед и опытен, ты слишком стар.

Если у тебя большая семья, ты слишком занят.

Если у тебя нет детей, ты слишком эгоистичен.

Если ты проповедуешь темпераментно, ты слишком эмоционален.

Если ты проповедуешь сухо, ты слишком скучен.

Если ты дружелюбен и улыбчив, ты слишком прост.

Если ты мрачен и серьезен, ты слишком консервативен.

Если у тебя новый автомобиль, ты слишком экстравагантен.

Если твой автомобиль стар, ты слишком жалок.

Если ты популярен у молодых людей, ты слишком легкомыслен.

Если ты ориентируешься на более пожилых, ты неинтересен.

Самообладание в сопротивлении колкостям

Руководители прошлых лет встречались с подобного рода оценкой, и им тоже приходилось преодолевать такие препятствия, о которых мы даже не имеем понятия. Однако им не случалось выслушивать наглые колкости, которые бросают в лицо руководителям сегодня. Сегодня люди более склонны критиковать и бороться против своего руководства, даже вплоть до его смещения. Как напоминает нам Рональд Т. Рейган, бывший хозяин Белого Дома, в его щекочущих нервы мемуарах «Для записи», скандальные десятилетия настроили общество на ожидание «преступления, которое вот-вот должно произойти», и каждое официальное лицо берется под подозрение с момента начала его службы.

Нельзя забывать, однако, что столь язвительное отношение — это нечто большее, чем просто реакция на скандалы и вероломство в общественных организациях. Оно является выражением таких низких страстей, как зависть и честолюбие, со стороны тех, кто лидером не является. «Телезаметки», взявшие материал из статьи под названием «Наказание за руководство», характеризуют ситуацию следующим образом:

«Руководитель подвергается нападкам, потому что он руководитель, и попытка сравняться с ним является лишним доказательством этого. Не сумев догнать или превзойти руководителя, претендент стремится унизить и уничтожить его, что еще раз подтверждает превосходство того, кого он старается вытеснить. В этом нет ничего нового. Это старо как мир и человеческие страсти: зависть, алчность, честолюбие и жажда превосходства. Но все это бесполезно. Если руководитель управляет по-настоящему, он остается руководителем».

Критика обнародования информации

Если руководитель в достаточном объеме не информирует своих подчиненных, он обычно подвергается нападкам. Мудрый руководитель знает, что хотя факты, возможно, не убедят людей, склонных осуждать, уместная информация, представленная в правильное время и правильным способом, вооружит истиной других и выстроит сильную защиту против непонимания. Утаивание информации относительно важных вопросов может превратить сторонников в противников, ибо неинформированный защитник начинает задавать себе вопросы.

Когда он задает вопросы, возникает беспокойство. Когда возникает беспокойство, нарастает подозрение. Когда нарастает подозрение, теряется доверие. Когда теряется доверие, начинается критика. Когда начинается критика, появляется цинизм. Когда появляется цинизм, возникает повод для раздора. Когда возникает повод для раздора, рождается противник.

Достаточная информация не только вооружит преданных людей нужными знаниями, но также уменьшит вероятность того, что нападки со стороны упорной оппозиции отрицательно повлияют на нейтральное большинство.

Один из способов, гарантирующий распространение правильной информации, заключается в распространении мнения путем личной беседы с надежными людьми и просьбы передать сказанное остальным. Другой способ — шепнуть кое-что любителям поговорить, которые (вы можете быть в этом уверены), распространят новость даже без вашей просьбы. «Ложные слухи» достаточно сильно срабатывают против интересов руководителя. Почему бы не направить их в вашу пользу! Бросьте слово людям, которые охочи до распространения всяких новостей, и они понесут информацию так, что вам не нужно будет сообщать ее публично.

Оборонительная позиция также вызывает критику

Помните также, что оборонительная позиция, занимаемая руководителем, вызывает в людях агрессию. Мое личное суждение: «Никогда не защищайте себя — защищайте программу, защищайте организацию, защищайте людей, но никогда, если на то нет веских причин, не оправдывайте себя перед другими». Как только руководитель занимает позицию самозащиты, клеветники тут же с радостью создают такую ситуацию, что легкоранимый руководитель вынужден продолжать защищаться. И чтобы ухудшить дело, всякий раз, когда защищающий себя лидер не может дать объяснения, устраивающего их, они полагают, что лидер выкручивается, и выдвигают новые обвинения. Старое изречение: «Никогда не оправдывайся; твоим друзьям это не нужно, а твои враги все равно не поверят» — может и не служить непогрешимым постулатом для руководителей, но помнить его полезно.

Поскольку обстоятельства часто делают исчерпывающее объяснение неэтичным и даже юридически рискованным, критика подозреваемого лидера неизбежна. Зачастую люди не имеют морального или юридического права знать деликатную сторону дела; и в этом случае руководитель может не исполнять их требования и не давать отчета в том, что случилось и как были приняты те или иные решения. Более того, деятельность руководителей, которые всегда пытаются оправдать даже самые простые свои решения, вскоре будет парализована мудрствованием и нерешительностью, руководители станут жертвой именно того процесса, который, как они надеялись, должен был помочь им снискать расположение. Следовательно, нынешним церковным руководителям не избежать враждебности со стороны лиц, которые склонны обвинять осторожных лидеров в надменности.

Снижение негативного влияния

Хотя нападки часто необходимо встречать молчанием, иной раз руководители должны принимать активные меры, чтобы нейтрализовать влияние явных противников. В определенных случаях люди, ничего не боясь, ведут себя явно враждебно. Они могут, подобно Иуде, думать, что действуют во благо, они могут также называть себя «лояльной оппозицией», как это часто делают клеветники. Но когда с них срывают маски и обнаруживаются их попытки повредить общему делу и умалить влияние руководителя, последний не имеет права оставаться пассивным. В таких случаях он должен проявить духовную наступательную активность, чтобы порученное ему дело сохранило свою жизнеспособность. Не была ли точна весть Елисея к Иоасу относительно Сирии (см. 4 Цар. 13:18, 19)1 Каким был энтузиазм Иоаса, когда он выступил на битву, такова и была его победа.

Компромисс с противниками (или даже игнорирование их) может быть вреден с нескольких точек зрения: 1) он может смутить преданных, но стоящих на нейтральной полосе людей, готовых к тому, чтобы принять точку зрения руководителя; 2) он поощряет противников продолжать их политику (даже частично), увеличивает в них желание дальнейших побед; 3) оставляет среди овец волков, чье влияние будет и дальше подрывать доверие и задерживать истинный прогресс. Другими словами, иногда руководитель должен рисковать ради Евангелия, произвести впечатление человека жесткого, чтобы защитить дело. Повеление нашего Господа: «Любите врагов ваших» вовсе не означает, что следует быть равнодушным к людям, чье влияние разрушительно для Его дела.

Те, кто сомневается, уместна ли духовная наступательная активность в защиту истины, должны снова взглянуть на пример Христа, Который проклял смоковницу, изгнал из храма торговцев, сурово порицал фарисейство и этим узаконил термин «праведный гнев». Руководство — это не только способность оставаться спокойным, «принимать все», это не только смирение при нападках, кротость при оскорблении; иногда это также способность отстаивать и быть услышанным, способность выступать против отрицательных идей и лиц и способность заниматься духовной, если не организационной, хирургией для блага Церкви.

Советы для сохранения самообладания

Поскольку противники действуют настолько хитро, что «плевелам и пшенице» позволяется расти вместе, лидер всегда должен облачаться в одежду терпения. Иногда единственным разумным ответом на измену, кроме терпеливого страдания, является еще более старательная и активная работа, когда подспудная энергия, не вылившаяся в месть, расходуется на совершение полезных дел. К тому же каждый осаждаемый недоброжелателями руководитель может найти силу и руководство в следующих строках:

Продолжайте трудиться

Как верно то, что Бог предназначил для вас дело,

Так верно и то, что сатана будет пытаться помешать вам…

Он может осаждать вас клеветой,

Мучить вас ложными обвинениями,

Чтобы заставить вас защищаться;

Использовать набожных людей для клеветы на вас,

Издателей, чтобы донимать вас,

И отличных людей, чтобы порочить вас.

Неужели вы не видите, что все это —

Искусные проделки дьявола,

Чтобы отвлечь вас от вашей работы и помешать

Вашему послушанию Богу?

Продолжайте делать свое дело,

Не отступайте из-за того, что рычит лев;

Не останавливайтесь,

чтобы побить псов сатаны камнями;

не тратьте попусту вашего времени в погоне

За зайцами дьявола…

Пусть лукавый идет на самое худшее;

Но смотрите, чтобы ничто не мешало

вам исполнять дело,

которое Бог поручил вам…

Он никогда не учил вас защищаться,

Он никогда не поручал вам опровергать ложь,

Которую могут разносить сатана и его слуги.

Если вы займетесь этим,

то не совершите больших дел, ибо

вы будете трудиться для себя, а не для Господа.

Продолжайте делать свое дело…

Вас могут оскорблять враги, забывать друзья,

Вас могут презирать и отвергать разные люди.

Относитесь к этому со стойкостью и решимостью,

С непоколебимым рвением,

Чтобы осуществить великую цель вашей жизни

И назначение вашего бытия,

Пока наконец вы не сможете сказать:

«Я совершил дело,

Которое Ты поручил мне исполнить».

Смотреть на себя и на свой труд именно в таком свете есть отличный способ смягчить напряжение, стать проводником силы и направить свое внимание на служение Богу, а не на личные нападки, вражду и месть.

Равнодушие к похвале и критике

Второй способ достигнуть такого равновесия — это усвоить философию великого баскетболиста Билла Расселла, который на вопрос его дочери-юриста о том, как ему удавалось справляться с враждебными выпадами во время игр, ответил: «Я никогда не обращал внимания на аплодисменты, поэтому и никогда не слышал ругательств». Не реагировать ни на аплодисменты, ни на ругань нелегко, но для сохранения спокойствия эту позицию сложно переоценить.

Цените хорошие дни и хороших людей

Третий способ сохранять самообладание при нападках — помнить и высоко ценить добрые дни, успешные программы и, более всего, хороших людей. Хорошие люди хороши не потому, что они всегда соглашаются с руководителем, а потому, что, даже не соглашаясь, они остаются добрыми и приносят пользу. Они предупреждают вас лично, когда это возможно, или не соглашаются с вами публично, когда это необходимо, но всегда стараются содействовать вашему успеху. Они не выставляют себя напоказ на собраниях, чтобы блеснуть остроумием и мужеством, поднять вас на смех, а самим сработать на публику. Они не преследуют личные корыстные цели. Они любят Господа и желают защитить Церковь и ее руководителей. Они посвящены делу и ревнуют о добром имени Церкви. Они всегда готовы идти второе поприще, их приветствия демонстрируют личную заинтересованность: только подлинное сострадание слышно в их голосе, видно в их глазах, чувствуется в их рукопожатии и теплых объятиях. Руководитель, так часто осаждаемый нечестивыми людьми, должен всегда помнить, что у Бога всегда достаточно таких «святых», которые ободрят его и помогут ему сделать свое служение эффективным.

Смягчение стресса

Хорошим средством для развития самообладания является сохранение здоровых эмоций. Все, что вызывает нервное напряжение, включая перегрузки, отрицательно влияет на ваше состояние. Вспышки раздражения, нравственная неосмотрительность, депрессия, от которых страдают руководители, обычно являются результатом того, что нервы изношены невоздержанием. Руководители, владеющие своими эмоциями, проявляют больше терпимости, чем те, кто не владеет ими. Поступки, о которых впоследствии жалеют, обычно совершаются тогда, когда руководитель утомлен, смущен или обеспокоен. Сохранение спокойного, уравновешенного состояния дается труднее, если человек сжигает себя дотла — даже в праведном деле. Лидер, который постоянно начеку, работает без отдыха, все время куда-то спешит, постоянно сосредоточен, обращен лицом к врагу и твердо стоит за истину, двигаясь на всех парах вперед, — такой лидер очень уязвим для разрушительного действия стресса. Поэтому хорошо бы спокойно отдохнуть и расслабиться перед голосованием или заседанием комитета. То, в чем нуждаются люди, в чем нуждаемся мы, руководители, чего заслуживает дело Божье, — это не резкие возражения измученных руководителей, а великодушное, искусное управление, совершаемое личностями, которые даже при нападках могут оставаться твердыми, но не едкими, стойкими, но не суровыми.

Но как может человек не перерабатывать в этот век многочисленных обязанностей? Может казаться, что специализация должна бы сузить наше поле видимости и помочь не теряться в приводящем в замешательство разнообразии. Однако получается, что по крайней мере в местных общинах руководители должны иметь самые разные таланты. Даже после разумной передачи полномочий в тех областях, где нужны специальные знания, пастор, как правило, остается проповедником, учителем, советником, администратором, ученым и дипломатом И здесь нет другого выхода. Единственное правильное решение — смотреть на все эти горы обязанностей, с которыми сталкивается человек, занимающийся пасторской деятельностью, как на профессиональные трудности Тогда есть вероятность ощутить на опыте силу следующего высказывания:

«Некоторые духовные лица с тоской мечтают обрести большую личную свободу, чтобы служить более эффективно. Ими медленно усваивается следующая истина: самое настоящее служение и совершается среди страданий и неопределенности. Трудности являются частью служения. Пасторы часто обманывают себя, думая, что их подлинному служению мешает множество личных проблем, организационные рамки и обычные сложности изменяющейся церкви. Эти извинения исчезают с сознанием, что именно то самое непонимание, вмешательство, утомительные ожидания и дают возможность остановиться в нужное время и в нужном месте для служения Мечта о том, чтобы вначале ликвидировать проблему, мешающую осуществлению служения, уступает дорогу мнению, что проблема, за разрешение которой решительно берутся, является лучшим способом начать служение».

Принятие такой точки зрения является отличным способом для снижения влияния стресса на христианское руководство.

Однако когда все сказано и сделано, осаждаемый трудностями руководитель должен заметить, что, как правило, чем выше поднимается он по служебной лестнице и чем более радикально меняет он существующее положение вещей, тем больше оскорблений он или она навлекает на себя. Но просвещенный руководитель знает, что очень часто «пророк не имеет чести в своем отечестве» и что отношение общества к самым выдающимся лидерам — Сократу, Савонароле, Ганди, Линкольну, Кингу, самому Иисусу Христу-оставляет мало надежды на справедливую оценку заслуг в этой жизни.

I

Как Христос реагировал на оскорбления

Мы снова возвращаемся туда, откуда начали, — к главному средству развития самообладания, т. е. к подражанию реакции Христа на личные оскорбления. В связи с этим хочется привести гениальный совет Елены Уайт о том, что мы должны: 1) запомнить 53-ю главу Книги пророка Исайи (см. Елена Уайт. Комментарии, Библейский Комментарий АСД, т. 4, с. 1147) и 2) ежедневно читать 13-ю главу Первого послания к Коринфянам (см. Елена Уайт. Комментарии, Библейский Комментарий АСД, т. 6, с. 1091). Только человек, отказывающийся от столь свойственного людям самооправдания ради небесных принципов самоотречения, только такой человек может реагировать на осуждение так, как это делал самый великий из всех страдальцев. Спокойствие и самообладание под градом оскорблений не свойственны человеку от природы. Это и есть чудо благодати, совершающееся только тогда, когда сердце настроено внимать духу и примеру кроткого Иисуса.