Эрудиция

Среди качеств, особенно необходимых руководителям сегодня, одну из основных позиций занимает эрудиция. Чем сильнее проявляется в обществе специализация, тем более разными становятся его члены. Никогда в истории человечества руководителям не приходилось сталкиваться с такими отличающимися друг от друга подчиненными. Понятия и взаимоотношения, вызванные прогрессом науки, не только увеличили разделение между различными слоями общества, но и обострили уже существующее напряжение. При таком разнообразии человеческого общества однобокое, узконаправленное руководство не соответствует запросам времени и требует более широкого кругозора. В результате каждый руководитель сегодня может столкнуться с широким спектром конфликтующих и часто противоречащих друг другу точек зрения. Обстоятельства требуют открытости ума и способности приспосабливаться к обстановке. Одностороннее видение уступает место гибкости. Люди, находящиеся в авангарде церковной организации, как и в обществе в целом, не могут добиться успеха без способности усваивать, приспосабливаться и регулировать свою деятельность.

Разнообразие общества требует разносторонних руководителей

Возрастной разрыв — одна их многих социальных причин, которая заставляет современных руководителей быть разносторонними. Полярность, вызываемая этим разрывом, конечно, характерна для каждого поколения. Но сегодня традиционное напряжение в отношениях усиливается по двум причинам. Во-первых, численный рост более старшего поколения. Возросшая продолжительность жизни означает, что все больший процент населения будет классифицироваться теперь как «люди старшего возраста». По данным Десда Мосс Американская ассоциация лиц, ушедших на пенсию, насчитывает теперь 28 миллионов членов и является второй по численности организацией в Америке после католической Церкви. Теперешнее поколение — поколение зрелых людей. Камила Греншау пишет, что «каждый день 5000 американцев достигают возраста 65 лет; 49 000 американцев имеют возраст сто лет и старше; 2,5 миллионам американцев перевалило за 85 лет; и около 2020 года в Соединенных Штатах на каждого подростка будет приходится два человека в возрасте около 65 лет» (журнал «Вандербилт», лето 1987 года).

Из-за многочисленности и политической активности этой новой группы правительство, Церковь и фактически каждый слой общества вынуждены относиться к желаниям ее членов со вниманием. Их мнения и нужды нельзя рассматривать как нечто само собой разумеющееся, как это было в прошлом.

Во-вторых, беспредельная свобода, дарованная молодежи, увеличивает напряжение между поколениями. Смелые призывы к свободе как дома, так и в обществе помогают как-то компенсировать недостаток силы, который возник из-за того, что молодежь утратила свою численность. Этот факт в сочетании с фактором долговечности требует от руководителей эрудированности, менее важной в былые времена, когда пожилых было меньше, а молодежь вела себя в непопулярных теперь рамках.

Экономический разрыв создает еще одну полярность, доставляя особенные сложности современным лидерам. «Бедные были всегда с нами» и богатые тоже — с той разницей, что вчера последних было намного меньше, чем сейчас. Руководителям следует также правильно направлять богатство — еще одна появившаяся обязанность в нашем столь пестром обществе. Любая современная церковная община будет, вероятно, иметь как отдельных членов, так и целые семьи, которые, может быть, нельзя назвать богатыми по большому счету, но которые вполне обеспечены материально. Многие владеют собственностью и имеют разнообразные источники дохода, короче, ведут образ жизни, который обычно противопоставляется образу жизни многих «еще бедных», слышащих призыв Господа с радостью и все еще составляющих основную массу наших прихожан.

Третий углубляющийся разрыв, бросающий вызов нынешним руководителям,-это разница в образовании. Хотя большая часть обращенных в наши дни, как и прежде, принадлежит к необеспеченным и малообразованным слоям, второе и третье поколение верующих достигает более высокого уровня образования. Более серьезное образование развивает в человеке достаточно широкое мировоззрение и стремление к более тщательному анализу фактов. Кроме того, образование дает трезвое сознание того, как ограничены имеющиеся познания относительно бесконечных тайн природы и беспредельности мира. Способ мышления людей, привыкших получать информацию путем длительного критического поиска и анализа, может вызвать недоумение со стороны тех, кто не привык мыслить подобным образом, и вызвать конфликт с ними. В перспективе эти различия могут образовать основу пресловутого разрыва между теми, которых одни называют консерваторами и либералами, а другие именуют сторонниками традиций и приверженцами прогресса. Этот разрыв потенциально более опасен для Церкви, чем любое другое расхождение.

Повышенная напряженность, возникающая на почве меняющейся роли женщин, также подвергает испытанию широту мышления руководителя. Влияние женщин чувствуется в новых сферах. Иногда это возрастающее влияние приводит даже к открытой конфронтации, решительным притязаниям и захватывающим переменам. Крайним выражением этого явления являются дебаты относительно рукоположения женщин-проповедников. Не так давно место женщин в служении было ясным — этого места вообще не было! Теперь же некоторые женщины открыто борются за свое полноценное участие в служении. Тот факт, что значительный процент женщин не поддерживает расширения роли женщины в Церкви, только осложняет дело, вновь подчеркивая сложность современных тенденций и необходимость для лидера быть дипломатичным в решении подобных дел и обладать широким кругозором.

Этнические различия в Церкви служат пятым испытанием гибкости руководителя. Изречение Аристотеля о том, что «птицы одного оперения держатся стаей», более верно характеризует родовой склад мышления внутри Церкви, чем мы привыкли признавать. Тем не менее, в наших церквах и среди подчиненных этническое смешение, даже самое слабое, становится скорее правилом, нежели исключением. Возможность быстрого передвижения сделала наш мир маленьким и превратила его во взаимосвязанную человеческую мешанину, которая, будучи единой теоретически, остается очень разнообразной по культуре. В особенности в больших городах чернокожие, испанцы, индейцы и азиаты посещают сегодня церкви и школы, которые до недавнего времени имели незначительное национальное разнообразие или вовсе не имели его.

Этот феномен наблюдается также и в небольших общинах. Чернокожие и испанцы особенно часто развивают субкультуры, значительно отличающиеся друг от друга, поскольку африканцы, западные индейцы, гаитяне и американские негры сохраняют свои характерные черты внутри основной субкультуры чернокожих. Мексиканцы, жители Центральной и Южной Америки и рожденные в Америке испанцы также значительно отличаются друг от друга. То же самое можно сказать об азиатах, индейцах и европейцах. Бурный рост культурного уровня многочисленных представителей этих субкультур часто становится испытанием для руководителей, как и в том случае, когда одно расовое меньшинство обосновывается внутри общей американской культуры.

Очень эффективным средством развития понимания, при котором возможно проявление широты мышления, является близкое ознакомление с различными этническими группами. Трудясь первые восемь лет на посту ректора колледжа, я проявлял мало гибкости в удовлетворении нужд примерно дюжины африканских студентов, учившихся у нас. Мой разговор с этими студентами колебался от слов «Привет. Как поживаешь?» до «Повтори, как тебя зовут, еще раз». Но предпринятая мной и моей женой трехнедельная поездка, когда мы посетили семь разных народностей в Западной, Центральной, Восточной и Южной Африке, существенным образом все изменила. Я не стал экспертом по африканским делам, но я намного больше понял политическое, религиозное, образовательное и социальное окружение этих студентов. Внезапно передо мной открылся широкий спектр вопросов и событий, появилось множество лиц, с которыми я мог разговаривать, и, что очень важно, я обрел основу, на которой мог впоследствии более реально строить планы для поддержки и развития этой маленькой группы в нашем колледже. Разница явно сказалась не только в улучшении отношений между нами, но и в более успешном наборе студентов по всему африканскому континенту. Одинокая, в значительной степени непонятая, изолированная группа из десяти или двенадцати застенчивых студентов всего лишь за несколько лет превратилась в живой, сильный, хорошо приспособленный, лучше понимаемый коллектив из более чем сотни человек, вклад которых в жизнь нашего колледжа и местной церкви невозможно оценить словами.

Шестым расхождением, испытывающим приспособляемость современных руководителей, является конфликт между религиозным и светским образом мышления. Вилл Херберг предостерегал нас несколько лет назад, что религия в Америке шла от посвященной Богу деятельности к религиозному отношению, сопровождаемому процветанием, успехом и прогрессом в делах, что означает ее явный конец. Он полностью не понял одного: что демифологизация Писания и развитие стадного мышления станут повивальными бабками в этом процессе и что он будет развиваться с поразительной скоростью и всепроникающей силой, понесенный на крыльях средств массовой информации. Эта секуляризация западной мысли требует от руководителя откровения и здравого смысла. Если первое просто принимается на веру, то второе должно быть понято, если мы хотим, чтобы наше свидетельство было услышано в современном мире.

Двойная ответственность

Ситуация требует не только двойного понимания, но и двойной ответственности. Во-первых, это касается евангелизации гуманистического общества. Непоследовательность секулярного мышления состоит в том, что оно не всегда отрицает Бога полностью. Фактически такой способностью верить поверхностно или «уважать священное» и объясняется, главным образом, парадокс убывающей веры и возрастающей религиозности в современной Америке.

Вторая обязанность руководителя вытекает из того, что служение организованному обществу верующих также оказывается под влиянием секулярных тенденций. Христианские руководители не могут больше рассчитывать, что члены Церкви будут на веру принимать идею о Божественном творении, уместность Десяти Заповедей, возможность жизни после смерти, скорое пришествие Христа и тому подобные фундаментальные учения. У растущего числа людей, считающих себя верующими, духовная реальность видится через линзу секулярного гуманизма. Следовательно, руководители стоят перед трудной задачей сохранить в членах Церкви, живущих в мире преходящих ценностей, твердую веру в неизменного Бога. Решая ее, руководители должны, с одной стороны, стоять на фундаментальных принципах, но не пребывать в плену у фундаментализма, а с другой стороны, быть чуткими к ситуации, не поддаваясь в то же время ситуативной этике. Иначе говоря, разносторонний руководитель должен последовательно держаться мелодии — кантус фирмус Божьего Слова, а жить и действовать в рамках импровизации времени.

Бог сказал о Себе: «Я — Господь, Я не изменяюсь». Что не меняется в Боге? Его благость, Его прощение, Его святость, Его справедливость, Его милость, Его отвращение ко злу. Ни одно из этих качеств не может измениться и никогда не изменится. Но как свидетельствует история, в зависимости от обстоятельств Его методы часто меняются. Поэтому, как правильно заметил Бонхоффер, нужно спрашивать не: «Кто есть Христос», а: «Кто есть Христос для нас сегодня?» В практическом смысле фундаментальным для Церкви сегодня остается не вопрос: «Какие существуют правила? Далеко ли можно от них отойти? Каковы оттенки, нормы поведения?», но: «Как найти и открыть Христа именно в настоящий момент времени?»

Хотя и верно, что все, касающееся запредельного мира, мы «видим как бы сквозь тусклое стекло», в вопросах человеческих отношений мы должны видеть ясно, достаточно ясно, чтобы иметь проницательное суждение и управлять людьми справедливо. Такая духовная чувствительность является важной прерогативой христианских руководителей.

Царь Давид обладал определенным преимуществом в своем правлении. Автор хроник, повествуя о периоде его правления в Секелаге, рассказывает, что вместе с вениамитянами — меткими стрелками из лука, вместе с доблестными воинами из колена Ефрема, преданными воинами из колена Завулона к нему пришли люди из колена Иссахара — «люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю» (1 Пар. 12:32). В настоящее время служение церковных руководителей намного упростилось бы, если бы среди нас имелась некая особая группа людей, родившихся в определенном месте или в определенном месяце, и у которой был бы особый дар проницательности, каким обладали израильтяне, принадлежавшие к колену Иссахара. Но, конечно, ничего подобного не происходит. Руководители должны сами развивать свою проницательность, и чем острее станет эта способность, тем эффективнее будет их служение. Пусть для равновесия учитываются советы других людей; и, хотя эти советы могут даже полностью изменить собственное мнение и решение руководителя, тот, кто выходит на поле служения во всеоружии здравого суждения, обязательно обретет успех. Самым ценным даром христианского руководителя является не умение проповедовать, не организаторский талант, не умение собирать деньги и даже не яркость его личности, но дар проницательности и чуткости, позволяющий глубоко понимать и людей, и стоящие перед руководителем задачи; именно это дает возможность принимать эффективные решения.

Просите у Бога умения распознавать

У нас есть несколько способов развить способность понимания. Первый способ — подобно Соломону просить мудрости. Поскольку интересы Божьего дела требуют, чтобы Его слуги проявляли острую проницательность, Он более чем желает нашего преуспевания в этом отношении, что ясно следует из следующих слов:

«Бог желает, чтобы Его работники всякий день учились мыслить логически от причины к следствию и приходили к мудрым, взвешенным решениям. Он желает, чтобы они укрепляли свою память. Мы не можем позволить себе допускать ошибки. Мы должны сидеть у ног Христа как малые дети, учась у Него успешно трудиться. Мы должны просить у Бога здравого мышления» (Отчет австралийской унионной конференции, 1 ноября 1904 г.).

Нам следует помнить, что совершаемое нами дело — Божье, а не наше. Следовательно, мы можем ожидать, что Он пошлет мудрость, необходимую для осуществления Его целей.

Сохранение здоровья содействует приобретению мудрости

Необходимая забота о нашей плоти есть второй способ укрепить проницательность ума. Поскольку все, что ослабляет физическую силу, ослабляет и ум, люди, желающие здраво мыслить, должны вначале научиться правильно жить. Переутомленные, психически измученные работники, изо всех сил старающиеся выполнить бесконечный перечень обязанностей, скорее всего не смогут владеть своими эмоциями (см. главу о самообладании); еще менее вероятно, что они будут способны принимать наилучшие решения. Ни множество молитв, ни благочестивые взывания к Богу не сделают суждение утомленных работников соответствующим воле Того, Который сказал: «Я желаю более всего, чтобы ты здравствовал и преуспевал» (3 Ин. 2). Утомительные поездки и множество повседневных задач не стали признаком близости Второго пришествия Христа для прежнего руководства, не станут они таковыми и для руководства нынешнего.

Изучение Библии обостряет проницательность

Знакомство с Писаниями является третьим средством для развития глубокой проницательности. «Старание познать великие истины Божественного откровения углубляет и усиливает все наши способности. Это развивает наш ум, обостряет восприимчивость и делает наше суждение более зрелым» (Великая борьба, с. 93, 94). Каким образом? Приводя наш ограниченный ум в соприкосновение с Совершенным Разумом. Вечное Слово, Которое стало плотью и обитало с нами, вновь открыло Себя на страницах Священного Писания. Слова Священного Канона, о котором мы размышляем, содержат ту же силу, которая вызвала миры к существованию и украсила небеса великолепием. Человеческой мудростью нельзя охватить ни тайну Божественного творения, ни тайну развивающегося разума. В первом случае сказанное Слово образовало и населило темную, безвидную массу; во втором случае написанное Слово обостряет и сосредотачивает наш помраченный разум. Нам не под силу объяснить ни того, ни другого, но мы стали свидетелями последнего процесса, и его реальность является неоспоримым доказательством того, что первое также истинно.

Изучение Библии помогает развитию проницательности, предлагая образец спокойствия духа и широты мышления, явленный в жизни Иисуса. Служение Христа распространилось на все сферы человеческих отношений; ни одна крайность жизни человеческого общества не ускользнула от Его внимания. Он был одинаково доброжелателен с учеными книжниками и неграмотными рыбаками, с царственными властителями и резвыми детьми, с правительственными чиновниками и осужденными разбойниками, с падшими женщинами и ревностными учениками, с самарянами и иудеями, мытарями и фарисеями. Он никогда не стриг людей под одну гребенку — не будем делать этого и мы. Напряжение между полярными элементами часто бывает настолько сильным, что происходит разрыв между ними. Лучшее, чего мы можем добиться, так это ослабить напряжение и достичь мирного сосуществования Не лучшее, конечно, состояние, но оно предпочтительней конфликта и нездоровой конкуренции.

И, бесспорно, только духовно просвещенный человек может сочетать цельность и широту взглядов. Непросвещенный максималист, по мнению которого гибкость сама по себе является злом, не поймет слова псалмопевца: «Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там»« (Пс. 86.6). С другой стороны, приверженец ситуативной этики, пытающийся разрешить человеческие проблемы своими силами, игнорирует как уроки истории, так и повеления Священного Писания. Развитию единства среди верующих способствует не только искренность и посвящение, но также уравновешенность и широта мышления.