Решительность

Решительность — качество, отражающее выбор и ясность мышления. Оно также жизненно необходимо для современного руководства. Овцы лучше всего следуют за пастухом, уверенно идущим к цели, а солдаты дружнее всего идут на сбор, когда труба издает четкий призывный звук. Однако, к сожалению, в руководящих рядах твердость в принятии решений проявляется так же редко, как и способность достижения поставленных целей.

Многие считают решительность не ценным качеством руководителя, а помехой в работе. Недостаток убежденности, который за этим следует, в большой степени объясняет равнодушный отклик слушателей на призывы руководителей. Джилберт Честертон попадает в самое сердце нерешительности современных людей, когда говорит, что «сегодня мы страдаем от скромности, которая проявляется не там, где нужно. Переместившись из органа честолюбия, она обосновалась на органе уверенности, где ей никогда не полагалось быть… Скоро мы станем настолько скромной нацией, что перестанем верить в таблицу умножения».

И Л. Д. Джонсон, бывший капеллан Фурманского университета, в своей проповеди об общих убеждениях ясно акцентирует внимание на нуждах христианской Церкви, когда заявляет:

«И наши общины, и относящиеся к Церкви колледжи и университеты страдают не просто от нехватки бюджета во время быстро растущей инфляции. Мы страдаем от нехватки уверенности, от подкрадывающейся к нам робости, от парализующей нерешительности, от незнания и от страха заявить о себе, кто мы есть и, что более важно, чьи мы есть».

Куда делись все герои? Где мужчины и женщины, способные сделать решительный выбор? Где личности, готовые занять твердую позицию думать творчески, говорить с определенностью, действовать с целеустремленностью и посвящением? Почему многие так часто топчутся на месте, не в силах принять решение или заявить о нем, если они все же приняли его? Как мы, в особенности христиане, можем проповедовать о неминуемом конце и близкой награде, если сами поступаем как беспомощные жертвы безжалостных обстоятельств? Куда, в самом деле, подевались все герои и героини — руководители, чей вид излучает целеустремленность, чьи речи вдохновляют уверенность и чье поведение открывает радость святого призвания?

Каково же точное определение решительности? Решительность — это не прыжок с обрыва. Это не стрельба с закрытыми глазами. Это не наивность и не самонадеянность. Это не склонность поступать по-своему, действовать сейчас, а вопросы задавать после. Это не упорство собственного «я», которое отказывается изменить свои мысли, чтобы сказать: «Я не прав» или сделать выбор лучшего пути, когда такая необходимость становится очевидной. Быть решительным — это значит «взять быка за рога», вникнуть в суть дела, принять решение, а затем выполнить намерение без колебаний, тени смущения и неуверенности.

Решительные руководители — это не бесчувственные люди. Они знают, что обращение с людьми и решение проблем часто требует доброты и терпения, но они знают также, что даже «милость», проявленная раньше времени, отталкивает. Они знают, что существует время

и место для проверки, для сомнения, для сбора фактов, для исследования вопросов, для широкого круга советов, для выслушивания предложений, сравнения решений, рассмотрения деталей. Но после должного исследования, планирования и анализа человек должен наконец поступить твердо и решительно.

Социальные факторы, способствующие нерешительности

Какими социальными факторами объясняется наша нерешительность? Один из них — склонность «копировать», современная мания создавать «имидж». В нашем поколении, мыслящем имиджами, то, как человек выглядит, значит больше, чем то, что он из себя представляет. Сотни рекламных компаний делают большие деньги, советуя политикам и должностным лицам, что им носить, где стоять, что говорить, чтобы угодить как можно большему числу людей и не «подвергнуться опасности». Желание угодить каждому хорошо показано в выдаваемом за подлинный рассказе о политике, который на беспокойную просьбу жителя города о том, чтобы запасы городской воды не фторировались, твердо ответил: «Вы правы». На такую же горячую просьбу другого человека о том, чтобы вода все же фторировалась, он ответил с тем же энтузиазмом: «Вы правы». Когда же третий напомнил, что оба прежних просителя не могут быть одновременно правы, победоносно заявил: «Вы правы!»

Послушайте, как выступают в вечерних новостях претенденты на высокие должности; посмотрите, как они, изворачиваясь, парируют вопросы, отвечая на безопасные и уклоняясь от тяжелых; переворачивают их, искусно манипулируя словами, не решаясь занять определенную позицию; часто отвечают на вопросы словами, которые звучат смело, но фактически лишены смысла и даже неуместны. Почему? Потому что поставлен на карту их «имидж». От опроса общественного мнения зависит их будущее, а кто хочет выглядеть плохо на опросе, даже если пострадает истина? Это было достаточно трудно, когда у нас были только опросы институтов Гэллапа и Харриса, влияющие на нас, но теперь существуют опросы «Репабликен», «Демократик», «Ньюсвик», «Тайм», «Ньюс энд Уолд Рипорт США», «Тудей»-огромная сеть опросов общественного мнения. Как сказано в статье «Число вымогательств» за 11 июня 1988 года в «Ньюс энд Уолд Рипорт США», индустрия опросов-исследований зарабатывает теперь около 2 миллиардов долларов ежегодно, каждый год возрастает в размерах на 15 процентов и оказывает огромное влияние на наши социальные и политические дела. Она определяет стиль, делает акценты, устанавливает приоритеты и в значительной степени диктует очередность наших национальных задач. Именно из-за ее влияния большинство руководителей предпочитают рационализм предприимчивости и промедление принятию решений. Поэтому не удивительно, что многие руководители избирают безопасность положения, безобидность заявлений, безвредность планирования и осторожную неточность в вопросах философии и своих взглядах. Популярная служебная поговорка «Я знаю, что ты считаешь, будто понимаешь то, что, по твоему мнению, я сказал, но я не уверен, что ты сознаешь, что то, что ты слышал, есть не то, что я имел в виду» была бы смешной, если бы не была такой грустной. При таком старании обезопасить свой «имидж» не удивительно, что в настоящее время подобная поговорка стала скорее правилом, нежели исключением.

Решительности мешает доступ общественности к отчетам

Другим сильным препятствием для решительности является юридически санкционированный доступ к официальным отчетам. Наша современная юрисдикция открыла равный доступ не только ко всем социальным и образовательным организациям, но через Акт о свободе информации сделала доступным для публичного обозрения множество документов и данных, недоступных прежде. Поскольку обычные граждане и в особенности жадные до новостей репортеры имеют теперь доступ к копиям личных рекомендаций, протоколам комитетов и переписке офисов, руководители составляют откровенные отчеты намного неохотнее.

В книге «Сокрытая болезнь в Белом доме» исследователи доктор Кеннет Криспелл и Карлос Гомес рассказывают, что врачи военно-морских сил не менее двадцати девяти раз тайно лечили слабого и парализованного Франклина Рузвельта в период времени между 1941 и 1945 годами в военно-морском госпитале Вифезда. Тот факт, что Рузвельт использовал двадцать девять вымышленных имен — среди них Георг Адаме, Джон Каш, господин Делано, Рой Ф. Давид, Рольф Франк, — спасло его от обнаружения, а нацию от дополнительной травмы в течение этих тяжелых лет. Однако сомнительно, что президент мог бы радоваться такому тайному убежищу сегодня. С тех пор вышли законы, открывающие свободный доступ к любой информации; они сделали бы такое укрытие документов от общественного наблюдения маловероятным и в любом случае гарантировали бы их позднейшее обнаружение. В этой истории видна причина преувеличения самозащиты руководителями сегодня.

Уход от абсолютов подавляет решительность

Еще одним фактором, подавляющим решительность, является отступление от абсолютных формулировок в высшем образовании. Не требуется особой мудрости, чтобы видеть, что, как правило, чем меньше данных, тем определеннее и решительнее выводы. Личности, не выстраивающие альтернативных систем и решений и не вникающие в анализ контекстуального окружения и деталей, обычно принимают решения с меньшей осторожностью, чем те, кто имел эти преимущества. Вот почему интеллектуалы часто говорят в терминах вероятности и предположения. Вот почему проповедники, через обучение расширившие свою теологическую базу, не делают догматических заявлений в отличие от их менее образованных коллег.

Истинное образование делает Слово Божье, так же как и Божью Вселенную, более привлекательными и более логичными, но в то же время оно умеряет склонность делать окончательные или категоричные заявления. Это не значит, что образованные имеют меньше веры или меньше убежденности в Слове Божьем. Это значит только, что они не склонны строить систему доказательств и доверие только на вере. Так как количество людей, получивших академические степени, в Церкви растет, то растет и необходимость в интеллектуальной терпимости — тенденция, которая, к сожалению, иногда переносится в организационную сферу.

Радикальная децентрализация

Тенденция к радикальной децентрализации — другой очень сильный враг решительности, расплодившийся в нашем веке. Коллегиальность в руководстве — не волна будущего, это факт сегодняшнего дня. Широкое участие в решениях и разделение власти — намного эффективнее, чем «руководство одной личности». Этого требуют наши прихожане и наша система. Но истина такова, что кто-то все же должен брать на себя ответственность и что «дело каждого — дело ничье». Комитеты, советники, публичные отношения, процедурные руководящие материалы — все это необходимо для процветания учреждения, но они никогда не должны препятствовать принятию решения. Руководители, чьи организаторские структуры и чей стиль мешают им проявлять решительность, не смогут реализовать свои возможности и достичь своих целей.

Нравственный дух группы должен объединиться вокруг кого-то, кто должен служить окончательным носителем идеала, быть последней ступенькой на лестнице ответственности. Этот человек, заручившись согласием как можно большего количества людей, не имеет права позволить, чтобы исчез зримый центр власти. Все люди в вере стоят равными перед подножием Креста, но не перед столом, за которым принимаются решения.

Важно помнить, что руководители, избираемые или назначаемые на ответственные должности, есть слуги; в то же время они являются главными слугами, или, в чистейшем административном смысле, первыми среди равных. Линия руководства от Моисея до апостолов и далее усиливает необходимость в главных носителях знамени — капитанах и генералах Божьей армии. Даже в настоящее время здоровая теология руководства не уничтожает эти отличия. Руководитель, чей метод взаимоотношений стирает организационные отличия в работе, скоро потеряет возможность и способность принимать решения. Ряд вариантов управления срабатывает хорошо, но «массовое управление» к ним не относится. Коллегиальность — да! Но радикальная децентрализация, как и ее противоположность — радикальная централизация, скоро приведет к смущению умов и потере эффективности.

Одобрение пассивности уменьшает решительность

Другой причиной, объясняющей недостаток решительности, является то, что общество больше ценит пассивность, чем прямоту и инициативу. Слишком часто в наше время награда присваивается не руководителю, который делает смелые попытки, «что-то находит, а что-то теряет», а тем, которые, устроив свои дела таким образом, чтобы избежать трудностей и фактически упустив множество хороших возможностей, претендуют тем не менее на славу за то, что ни разу не ошиблись. Называя этот феномен всеобщим настроем общества, Сидней Харрис написал:

«Все мы занимаем оборонительную позицию: от руководителей до помощника дворника. Наша цель — не столько совершение правильных поступков, сколько укрытие неправильных. Наша цель-больше негативная, чем позитивная: скорее избежать порицания, чем принять на себя ответственность».

Такие руководители решили, что лучший способ преуспеть или выжить — это плыть по течению. Они больше заинтересованы личной пользой, извлекаемой из своего учреждения, чем его жизнеспособностью. Их девиз: «Действуй осторожно, и, если тебе повезет, тебя повысят или продвинут в чине, прежде чем рухнет крыша». Будучи больше заинтересованными в избежании затруднений, чем в торжестве дела, они борются за личное выживание и продвижение, и хотя им самим часто удается продвигаться, дело Божье стоит на месте. Люди, которые отказываются идти на риск, могут стать хорошими банковскими инспекторами или пилотами воздушных линий, но из них не получатся деятельные вожди Божьего воинства в борьбе против греха.

Рвение поощряет решительность

Стержнем христианской решительности является чувство крайней необходимости исполнения нашей миссии. Назовем несколько ярких библейских примеров: Авраам, Есфирь, Иеремия, Иов, Неемия — все они были решительными людьми, потому что были поглощены своими задачами и праведными стремлениями. Успешные руководители решительны, потому что они с нетерпением ждут приближения Царства, они заинтересованы реформой или пробуждением, и образ победы воодушевляет их. Страстное желание исполнять волю Отца Небесного вдохновило Христа на решительность, с которой Он взял на Себя наше спасение, обращался со Своими земными родителями, противостоял раввинам, усмирял бури, давал отпор противникам и отвечал властителям. «Ревность по доме Твоем снедает Меня» — таковы были Его слова (Ин. 2:17).

Успешные руководители не переносят промедления, которое парализует действие. Они знают, что, совершая дело Небесного Царя, надо спешить, что человек с двойственными мыслями «не тверд во всех путях своих», что Хозяин, Который вверил нам управление, осуждает нерадивое руководство, что недостаточно только удерживать свои позиции, что небесный принцип динамичен, а не статичен, что победа возможна при смелости и инициативе.

Ревность в деле Божьем делает решительного руководителя нетерпимым к промедлению и инерции, к параличу действия. Елена Уайт дает уместный совет относительно решительности:

«Иногда более простительно принимать неправильные решения, чем постоянно колебаться… Колебания и сомнения производят больше беспокойства и неприятностей, чем быстрое действие» (Работники Евангелия, с. 134).

И еще:

«Если Бог питает к какому-то греху Своего народа большее отвращение, чем к другому, то это происходит в случае крайней необходимости. Безразличие и нейтралитет во время религиозного кризиса рассматривается Богом как тяжкое преступление» (Свидетельства, т. 3, с. 281).

Промедление в принятии решений производит такие же большие разрушения в учебных заведениях, церквах и домах, как и любые другие административные промахи. Когда руководители не проявляют решительности в отношении людей и проблем, то обстоятельства, которые могли бы быть легко исправлены ранее, впоследствии сильно осложняются и вызывают сопротивление. Плохие люди и низменные наклонности редко меняются или изживают себя, если они предоставлены самим себе. Они становятся хуже. Решительные руководители смотрят в лицо даже неприятным обстоятельствам, когда те проявляются. Бог, ставящий перед нами наши задачи, не совершает чуда, чтобы обращать души или достигать целей, которыми мы пренебрегаем из-за нашей нерешительности. И души, и цели терпят урон, когда Его дело замедляется «пассивным благочестием» медлительных руководителей.

Что общего у Рувима, Пилата, богатого юноши и Ирода? Они не могли, не хотели быть решительными. В результате Рувим утратил право первородства. Богатый молодой управитель потерял возможность участия в самом захватывающем и вознаграждающем событии в истории. На смертном ложе Ирод переживал угрызения совести и страдания. Пилат стал притчей во языцех, символом трусости. Никому в истории не удалось снискать такую дурную славу. Какой бы ограниченной ни была роль руководителя, для процветания дела Божьего и для нашего личного блага жизненно необходимо решительно взяться за выполнение задач, стоящих перед нами как руководителями. Шекспир мудро предостерег нас:

В делах людей прилив есть и отлив,

С приливом достигаем мы успеха.

Когда ж отлив наступит, лодка жизни

По отмелям несчастий волочится.

Сейчас еще с приливом мы плывем.

Воспользоваться мы должны теченьем,

Иль потеряем груз.

(«Юлий Цезарь», акт 4)

И данное нам высокое призвание может обратиться в трагедию.