Практическое благочестие в историческом контексте

Теперь мы продолжим развивать одну из тем, которую в предыдущей статье только немного начали рассматривать. Это так называемый, исторический контекст. Смысл этого словосочетания сводится к тому, что всякое высказывание Библии необходимо рассматривать в контексте исторический и общественно-политической ситуации того времени, в которое это самое высказывание было озвучено и зафиксировано на каком-либо материальном носителе каким-либо инспирированным писателем. Это вот если так, кратко.

Однако, подробное и основательное исследование вопроса позволяет нам сделать более глубокие и далеко идущие выводы, и прийти к очень важным, вероопределяющим заключениям. Впрочем, предлагаю оставить все предварительные оценки и перейти непосредственно к рассмотрению вопроса, предоставив читателю самому сделать выводы, по прочтении статьи. Итак.

Возможно читатели Библии обращали внимание на то, что в священной книге встречаются высказывания самые различные по степени их значимости, актуальности, и, скажем там назидательности. То есть по непосредственному влиянию на формирование характера и стиля поведения читателя.

Ну, вот например, такое, знаменитое:

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим. 6:23.

Или ещё очень и очень важное:

и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Иоан. 8:11.

Вот тексты, которые просто переворачивают сознание и поведение, и отношения и вообще всё! Вы только послушайте:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так ] и вы да любите друг друга. Иоан. 13:34.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Иоанн 14:15.

Значимость этих текстов невозможно переоценить. Эти тексты не только формируют веру, убеждения, мировоззрение – более того – они фактически изменяют всю жизнь человека. Скажу больше – эти тексты ОБЛАДАЮТ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛОЙ БОГА!!! Назовите это как хотите – не важно. Эти тексты обладают творческой силой Всемогущего, произносящего их. Бог создаёт и пересотворяет характер и поведение человека, верующего в силу Божию – и делает Он это посредством слова изложенного в Библии! Эти тексты, и в частности те, которые мы прочли выше, реально переделывают всё сознание человека и всю его сущность! Для этого нужно только с верой вчитаться, вдуматься, хорошо, позитивно осмыслить и оценить. Разумеется, для этого, прежде всего, нужна некая стартовая позиция веры. Имея достаточный исходный потенциал, мы получим именно тот результат, который планировал Всевышний Бог, создавая путь спасения для грешника. Бог действует непосредственно через Библию, через библейский текст. Стихи, которые я привёл в этом процессе одни из самых значительных.

Однако в Библии есть множество текстов, которые, казалось бы, к нам не имеют никакого отношения, и непонятно вообще для чего они тут в Библии.

Вот текст из послания Павла Филимону с 10 по 19:

прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

Обычные житейские заботы и отношения между людьми. Или вот из Чисел 1 главы:

исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон; с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный. И вот имена мужей, которые будут с вами: от Рувима Елицур, сын Шедеура; от Симеона Шелумиил, сын Цуришаддая; от Иуды Наассон, сын Аминадава;

и так далее…

Казалось бы – какое отношение этот текст имеет к нам? К нашему времени, к нашим церковным проблемам? И главное – к нашему практическому благочестию? И, причём, в Библии достаточно много таких текстов. Зачем нам это всё? Попробуем разобраться.

Однажды я был свидетелем, как брат-служитель проводил вечернее семейное богослужение. Женщин почему то не было совсем, были только отец семейства, его трое пацанов от 6 до 13 лет, и двое братьев-пасторов, которые ночевали в доме по случаю братской встречи. Это было совершенно неформальное служение – все сидели на полу и внимательно слушали, особенно мальчишки. Внимательно слушали, как отец читает… вторую главу чисел! Я смотрел на это фантастическое действо и удивлялся. Текст, вы сами понимаете – ну никакой… Брат, который проводил это служение человек вообще то не публичный, и читал он поэтому очень монотонно и совершенно невыразительно. Не потому что ему было неинтересно, а просто потому что сам по себе такой человек скромный и служение у него было скорее техническое. И поэтому перед аудиторией он бывал крайне редко. Хотя человек он очень известный и уважаемый. Но вот насчёт того чтобы выступать и со словом ну вот так…

Итак, брат читал вторую главу чисел, весьма монотонно, неуверенно и даже слегка запинаясь. А я смотрел на это действо и удивлялся. Потому что все – особенно пацаны, — предельно внимательно и благоговеннейше слушали! А я себе думал параллельно – ну зачем он это читает? И ещё, думаю, как же он это будет в конце всё комментировать? И в то же время, смотрю – ну слушают пацаны, прямо ловят каждое слово!

А закончилось всё просто и здорово – когда отец семейства закончил читать главу, он поднял глаза на сыновей, и просто (но уже очень выразительно!) сказал «во порядок был!». И все мальчишки так зачарованно протянули «да-а…». И после этого была такая экстатическая пауза секунд пять, после чего только перешли к молитве…

И таких текстов, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к нам, но тем не менее могут быть использованы с пользой для служения — великое множество. Я и сам использовал в служении многие тексты, назначение которых, и присутствие в Библии мне было раньше непонятно – ну вот типа этой первой главы Чисел – описание распределения и назначения служителей для переписи населения в Израиле. Поначалу, когда я только начинал исследование Библии, читая всё это, недоумевал – зачем нам это всё? Но, проходило время, и эти тексты я использовал для практических целей, и с удовлетворением зачитывал перед церковью. То чему я раньше не находил объяснения и применения, в дальнейшем, по прошествии лет, принесло большую пользу в деле Божием.

В Библии используется такое высказывание – полнота времени. Это даже своего рода термин, означающий, что для каждой вести и для каждого действия, и для каждого отклика на слово и для каждого глобального покаяния – для всего есть своё место и своё время.

Например. Вот шестая глава Бытия, вернее окончание этой главы – история Ноя и строительства ковчега. Бог дал Ною особую весть для его времени – весть о потопе, который должен был прийти на землю для уничтожения нечестивых. Однако эта весть была актуальна исключительно во время Ноя и его семьи. Если немного пофантазировать и представить, что Ной вернулся в прошлое и стал бы возвещать эту весть двум старшим сыновьям Адама, которые как раз собирались основательно разобраться между собой у врат Эдема – что было бы? Для этих молодых людей весть Ноя была бы совершенно неактуальна и не произвела бы никакого впечатления. И далее — если бы Ной, каким то образом попал во времена Моисея и Исхода и стал бы проповедовать весть о потопе Израильтянам, стоящим на берегу Чёрмного моря, и ожидающим прибытия фараона и его охраны… Для этих людей весть Ноя была бы также неактуальна – про потоп они уже проходили в школе на уроках истории. А теперь у них там был запланирован и назначен другой опыт с водной стихией…

Итак, для всякой вести своё время и место. Хорошо. Но для чего тогда нам так подробно исследовать вести, которые утратили свою актуальность много веков назад. Нам бы с нашими текущими проблемами разобраться… Для чего нам сегодня нужен опыт наших далёких духовных предшественников?

Во Второзаконии 8:2, написано повеление Божье: И помни ВЕСЬ ПУТЬ, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет.

Очень значительное повеление. Действительно, вся история взаимоотношений Бога и Его народа служит нам наглядным уроком и примером.

Вот Адам и Ева в третьей главе Бытия. Бизнес-тренинг закончился игрой в прятки. Они в кустах. Как поступит Бог? Какой урок отношений он преподаст всем поколениям грешников?

Вот начало Исхода Израиля из Египта. Толпа людей в ловушке – вокруг неприступные горы, позади фараон с охраной, впереди – море. Вопросы которые задают Моисею в сущности оправданы. Зачем они здесь? И почему так?

Вот история из книги Иова – описание жизни праведника, затем интересная закулисная сцена на небе, затем неожиданные катастрофы, обрушившиеся на голову Иова…

Вот Иоанн Креститель в темнице. Пир в доме Ирода. Пляска дочери Иродиады. Чудовищный сговор женщин неожиданно для всех обрывает жизнь великого пророка…

В 1 Коринфянам 10:11 написано: Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

Итак, Библия содержит и раскрывает нам, достигшим последних веков, историю великой борьбы между Христом и сатаной. Библия раскрывает нам, живущим в последнее время историю взаимоотношений между Богом и Его народом. Историю, которая не всегда сразу понятна, и требует благоговейного и тщательного исследования. Но все непонятные моменты, любой факт из жизни верующих во все времена, объясняется в контексте великой борьбы. Борьбы за спасение и всего грешного человечества в целом и каждой отдельной страдающей души.

Однако исследование исторического контекста Библии обнаруживает и раскрывает ещё одну, к сожалению, малоизученную область богопознания. Читая и перечитывая Библию, мы находим ещё некоторое количество интересных и значимых вещей.

Вот постановление о еженедельном субботнем покое, которое дано ещё при сотворении мира, которое является одним из фундаментальных установлений, и поэтому незыблемо! В тексте 10 заповедей, высеченном в камне и переданном народу через Моисея у горы Синай, эта заповедь начинается словом «помни». Ясно что этот текст говорит о том, что ничего нового при этом Бог не установил – заповедь о субботе была известна от сотворения и верные дети Божьи хранили субботу. Это вечная и неизменная истина.

Но вот дальнейшие комментарии к этой заповеди: «а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих». Ну, дочь, сын – понятно, семья. Гости, тоже понятно, мало ли кого принесёт нелёгкая, — чтобы знал народ, как поступать с гостями. А вот рабы… у меня вот как то нет ни рабов, ни рабынь… может, у кого есть так поделитесь опытом… Ну, то есть если строго следовать букве заповеди, то для того чтобы В СОВЕРШЕНСТВЕ соблюдать субботу мне нужно приобрести в собственность двоих-троих крепких парней… А иначе я не смогу В ТОЧНОСТИ выполнить заповедь, по крайней мере, в той редакции, о которой идёт речь. Да, и ещё непременно завести на балконе какую ни будь коровёнку или хотя бы козушку… И ещё – в тексте заповеди таинственным образом совершенно не упоминаются женщины, вернее жёны! То есть вот написано – «ни сын твой, ни дочь твоя…» — а вот про жену ничего не сказано… типа, что если суббота так сам могу пойти с сынишком гулять в Зауральную рощу, а вот жёнушку свою, ежели чего, смело могу засадить за работу. Ну так получается, если строго до буквы…

И по поводу субботы, так там ещё вот есть такое «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Исход 35:3. Да. А вот повеление о запрете шоппинга по субботам поступило только во времена Неемии (Неемии 10 глава). Вот, а повеление о запрете работы грузчиков в субботу было дано только во дни пророка Иеремии (Иер. 17 глава). Вспомним также некоторые комментарии Самого Господа Иисуса Христа относительно соблюдения субботы, в частности в Матф. 12 главе, и другие места…

Таким образом, исследуя Библию мы находим, что субботняя заповедь как таковая, является вечным установлением Божьим обязательным к исполнению народу Божию на века. Однако некоторые детали субботствования последовательно УТОЧНЯЮТСЯ с учётом исследуемого нами сегодня, исторического контекста.

То же самое относится и к некоторым другим установлениям первой главы Бытия. Например, вот установление о пище. Быт. 1:29. Вся пища исключительно растительная. Далее – 7 глава Бытия, — потоп. Глобальные изменения климата и соответственно растительности. После потопа Бог даёт повеление об употреблении в пищу мяса животных. Пока что просто – Бытие 9:3 «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». Далее опять же во времена Израиля некоторые ограничения по мясной пище – только «чистые» млекопитающие, рыба с чешуёй и птицы, не питающиеся падалью… И уже в Новом Завете эти условия не пересматриваются но только повторяются. Некоторые коррективы имеются относительно идоложертвенного, но в общем то это так же не новая заповедь, но просто небольшие поправки. Итак, по вопросу, чем питаться – хотя и небольшие, но изменения всё-таки есть. Но изменения всё таки ОБОСНОВАННЫЕ и обоснованные всё тем же историческим контекстом.

Или вот ещё один вопрос, также из второй главы Бытия. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бытие 2:18.

А вот из Нового Завета 1 Кор. 7:1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. И далее Павел аргументировано и авторитетно описывает преимущества жизни человека, не имеющего семьи. То есть Павел, разумеется не продвигает новую заповедь. Его слова невозможно истолковать как запрет института семьи. Однако, предоставляя СВОБОДУ ВЫБОРА, Павел говорит именно о ПРЕИМУЩЕСТВАХ безбрачия. То есть мы снова видим, что некоторые установления могут видоизменяться, в зависимости, опять же от исторического контекста.

Таким образом получается, что формируя наше сегодняшнее практическое благочестие в соответствии с установлениями Библии, всякое такое установление необходимо исследовать в историческом контексте. И обязательно контекстуализировать каждое установление, применительно к нынешней ситуации в обществе. Иначе никакого практического благочестия просто не получится. Без контекстуализации это будет уже не благочестие, а скорее фарисейство.

Ну а если ещё более глобально подойти к вопросу исторического контекста и контекстуализации то окончательный вывод можно сформулировать следующим образом: существуют вечные и неизменные ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ, установленные вечным и неизменным Богом. Они не зависят ни от какого контекста, ни от Библии ни от нас с вами. Это абсолютные, неизменные истины, создателем и основой которых является Сам Всевышний Бог – вечный и неизменный. Эти истины переданы людям через Библию. Однако Библия написана конкретными людьми в определённый исторический период, и в определённой общественно политической обстановке. Более того – каждый конкретный текст имеет своё конкретное применение и написан по какому либо конкретному поводу с привязкой к конкретному человеку, ко времени и обществу. Такие инструкции, ПРИВЯЗАННЫЕ к конкретной ситуации, конкретной эпохе, обстоятельствам, конкретным людям, называются – МЕТОДЫ. И поэтому, чтение, и исследование и применение этих высказываний, необходимо производить с учётом этого контекста времени, общества и сознания конкретного индивидуума. Наша задача – на основании текста Библии и библейских установлений вывести и сформулировать для себя, эти ВЕЧНЫЕ И НЕИЗМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ а затем воплотить их в нашей жизни, применительно уже к нашему времени, к нашей новейшей истории, к нашим реалиям жизни. Будем же твёрдо держаться познания истины относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен.