1 Фессалоникийцам 5:21

Все испытывайте, хорошего держитесь.

В прошлый раз мы обсуждали один основополагающий принцип библейских исследований, фундаментальный и даже системообразующий принцип – он звучит так «Библия и только Библия и ничего кроме Библии». Тема была сформулирована и раскрыта. Надеюсь, основные положения темы были доступно объяснены. Но, разумеется вопросы остались. Хотелось бы сегодня пояснить некоторые детали, и, по крайней мере, на один вопрос ответить. Поэтому сегодня будет, наверное, не статья даже а просто заметка. После темы«Solo Scriptura» случается множество вопросов. И один из вопросов обычно бывает такой – если «ничего кроме Библии» то получается, что кроме Библии если ничего совсем, то как же Иосиф Флавий, или Джон Буньян? Как поступить с объёмным во всех отношениях Фомой Аквинским? Что Тертуллиан или тот же наш Вандеман – их что, всех в топку? Ну, так получается, если «ничего кроме Библии» то значит всех остальных утилизировать и забыть, как бы их и не было! Да? Нет? Попробуем разобраться. И начинать будем разумеется непосредственно с библейских текстов. Что говорит по этому поводу само Писание.

Наш семинар мы начали рассмотрением истории благомысленных Верийцев, (Деян. 17:11.) которые приняли слово из уст Апостолов, но, тем не менее, продолжали исследования на предмет соответствия. За что и были названы благомысленными. То есть Верийцы всё-таки не отвратили слух, но выслушали, а потом для верности уже и сверились. Выслушали слово из некоего НОВОГО для них источника – а именно, из уст Апостолов. А затем обратились к надёжному источнику – зачем? За проверкой! И что нашли? Нашли, что слово Апостолов соответствует и поэтому также заслуживает доверия.

Та же мысль звучит и в другом тексте из наследия Павла, который мы также рассматривали, я разумею 1 Фес. 5:21 Все испытывайте, хорошего держитесь. Здесь Павел также не отрицает существования каких-то иных источников духовного наставления кроме Библии, но говорит и том, что если высказывания соответствуют, то почему бы и нет?

Ещё один текст, Исаии 8:20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. Ну, то есть если не говорят как слово, то лучше не слушать, а если всё-таки говорят – то опять же почему бы и нет? То есть здесь та же мысль заложена – если проверил и всё правильно – пользуйся!

А для чего? Если есть Библия, то для чего нам что-то ещё?

Здесь нам снова придётся вернуться к проблеме исторического контекста. Да! Мы снова должны признать что Библия достаточно древняя книга и нам, в некоторых случаях бывает уже непросто понять то что там написано, потому что написано во-первых давно а во-вторых в других странах, в другой культуре, да ещё проблемы перевода… Поэтому многие исследователи берутся за перо и пишут. По крайней мере, пытаются перевести библейские истины на современный язык мысли, доступный современному человеку. Впрочем, первые примеры такого служения есть и в самой Библии.

Вот читаем у Луки: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Лук. 1:4.

Здесь ничего не написано о том, что Лука сам лично получил откровение свыше или имел непосредственное личное общение с Господом Иисусом Христом. Лука получил информацию из «источников» «близких к…», причём возможно из многих разных источников. К счастью и к сожалению. Потому что видимо информация была хотя и не противоречивая но отрывочная и разрозненная – это тоже препятствует восприятию. И поэтому Лука как истинный служитель, принял решение упорядочить имеющуюся у него информацию, и изложить в доступной форме, для всех неизменно любящих Господа. Возможно именно поэтому книги Луки и вошли в канон – как пример служения ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, пусть «неинспирированного» но посвящённого, верного и способного обработать и систематизировать информацию. Способного грамотно и доступно изложить истину и донести до читателей в понятной форме, в строгом соответствии с истиной.

В этой связи возможно нам необходимо конкретизировать и ещё пояснить назначение Библии. На примерах из самой Библии мы увидели ещё одну грань из области предназначения Библии. Мы увидели, что к Библии обращаются как к контрольно-измерительному инструменту! Да именно так! Пройдём ещё раз приведённые выше примеры – Верийцы – они СВЕРЯЛИСЬ с Библией! Исаия учит СВЕРЯТЬСЯ с Библией! Тому же учит и Пётр, говоря: И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. (2Петра 1:19). Таким образом, мы находим, что Библия фактически является МЕРИЛОМ, то есть, как я и сказал – контрольно-измерительным инструментом. Для определения истины и устранения лжи. Но, тем не менее, не исключает использование и других источников духовного знания и опыта.

Конечно, говоря о духовной литературе вообще, мы должны констатировать факт, что в Библии изложены все основополагающие учения, все значимые вести, всё самое важное, что передал Бог для человечества – всё это в Библии есть! Вся остальная духовная литература, она предназначена только для того, чтобы пересказать, изложить в более понятной форме, на современном языке слова и мысли. Но никаких принципиально новых откровений в произведениях небиблейских авторов, за рамками библейского текста, искать не стоит. Никаких новых законов, повелений, откровений, новых пророчеств, новых истин – не будет! Всё что есть, уже изложено в самой Библии.

Кроме того, в этой области есть и ещё один аспект. Библия это ведь не просто изложение теории богословия. И скорее даже совсем не теория и не книга доктрин. Это книга жизни! Это руководство к действию! Это практикум! И там ведь есть ещё такая вещь: что-то новое человеку открывается только тогда, когда он на практике овладеет пройденным материалом и закрепит полученные знания в своей реальной жизни. Христос так и будет стоять за дверьми, и ждать пока Лаодикийцы одумаются и сделают выбор. И ничего нового нам, Лаодикийцам, не откроет. И вся наша дерзкая самодеятельность в исследованиях обречена на провал, потому что разум наш закрыт нашим непослушанием. И какие бы вопросы и темы мы не исследовали, — всё равно, сделаем большой круг и вернёмся к Лаодикийской вести, чтобы получить милость и ободрение, и поддержку от Господа в обетовании: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Откр.3:21.

И вот, поэтому – Лаодикийцы! Слушай сюда! Смело берём в руки Вандемана, или там, Аквинского, кому что больше импонирует, кладём перед собой. Справа кладём наш контрольно-измерительный инструмент – Библию. И начинаем активно штудировать этого Аквинского (или Вандемана…) только на каждом шагу, на каждом отрывке тщательно, тщательно сверяемся с Библией – А ТОЧНО ЛИ ЭТО ТАК?!! И уж если всё точно так, и с Библией сходится и не противоречит, то уже можно тогда и верить и в жизни применять, как этот Аквинский (или там, Вандеман, опять же) глаголет.

А если не так говорит этот Аквинский, или там какой нибудь Марк Финли, тогда уже сами решайте, куда его отправить…

Опять же здесь наверное необходимо ещё добавить одну вещь. Все авторы, которые пишут на библейскую тему, обычно сопровождают свои тексты цитатами из Библии. Это естественно. Но почему то большинство читателей, производя проверку, (как бы по принципу Верийцев), ограничиваются лишь тем, что проверяют — действительно ли в Библии есть тексты, которые цитирует автор. И когда обнаруживают, что тексты такие в Библии есть, и так именно и написано, то просто успокаиваются и уже принимают… нимало не озаботившись более тщательной проверкой. Однако при изучении предыдущих статей семинара мы с вами уже убедились, что тексты библейские ведь можно извратить до неузнаваемости, и полностью перевернуть их истинное, первоначальное значение. Поэтому, производя проверку текста, духовного содержания на соответствие Священному Писанию, не стоит ограничиваться только поверхностной проверкой на наличие используемых писателем текстов в Библии.

Даже ведь и у нас в церкви был вопиющий случай — была составлена евангельская программа, были разработаны проповеди о Втором пришествии Христа, была очень сильная проповедь по тексту Матфея 24 главы… И эти проповеди произносили и повторяли многие проповедники, они были растиражированы в книгах, были программы со слайдами… Всё строго по Библии вроде бы, 24 глава Матфея разбиралась очень подробно, текст за текстом. Это вообще был гвоздь всей программы. Слушали эти проповеди миллионы людей…

А потом через несколько лет… потом понемногу стали разбираться наши богословы и нашли, что всё таки не совсем верно великий проповедник преподнёс и истолковал слова Господа Иисуса Христа. Совсем не то имел в виду Господь, говоря о последних событиях перед Своим пришествием. Конечно большой шум поднимать не стали, но всё таки осторожно, понемногу но постарались исправить неверные представления. Вот так бывает! Поэтому, когда в следующий раз будете читать Аквинского или там Вандемана, или Марвина Мура (это ему, кстати, пришлось исправлять ошибки по поводу толкования 24 главы Матфея — прочтите его книгу "Кризис последнего времени") — проверяйте очень внимательно! А того великого проповедника — я даже называть не буду его имя, оно слишком известно во всём мире, и все уже конечно поняли о ком речь… Впрочем у меня в библиотеке нет этой его книги. Принципиально не публикую.

Вот ведь как бывает! Поэтому, особенно с толкованием пророчеств нужно быть очень и очень осторожным, и всё проверять тщательно.

Итак, сегодня мы снова вернулись к некоторым вопросам, которые рассматривали раньше. Сегодня у нас снова были и «Solo Scriptura», и законы контекста, и предназначение Библии. Всё для того, чтобы лишний раз утвердиться в истине. Слово Божие Библия есть единственное богодухновенное мерило истины, единственный источник Божьего откровения. Тем не менее множество текстов духовного содержания, за рамками Библии, может принести нам большую пользу и способствовать нашему возрастанию в вере ко спасению.