Деяния 17:11

Вот этот текст:

Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. Деяния 17:10-12. (Синодальный перевод).

Текст достаточно простой и понятный. И на первый взгляд не особо значимый, так, всё обычно, – в одном месте вестников не приняли, они прошли в другое селение и там были приняты. Однако заслуживает внимание ПРИЧИНА – почему верийцы приняли слово и уверовали и обрели спасение во Христе. Это очень поучительный пример для всех исследующих слово Божие. Прочтём внимательнее:

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Деяния 17:11.

… и может быть даже лучше было бы если начать с оригинала текста:

οὑ̃τοι δὲ ἠ̃σαν εὐγενέστεροι τω̃ν ἐν Θεσσαλονίκη̨ οἵτινες ἐδέξαντο τòν λόγον μετὰ πάσης προθυμίας καθ' ἡμέραν ἀνακρίνοντες τὰς γραφὰς εἰ ἔχοι ταυ̃τα οὕτως

Ну так вот. Теперь по кусочкам:

«Здешние были благомысленнее» — греческое «евгенестерой» от основы «евгенес» — благомысленный, благородный. Ну, так если на современный язык перевести, лучше всего подходит по ситуации наверное такое словечко – ПРОДВИНУТЫЙ! То есть и изначальное благородство и жизненный опыт и знания… Но это не самое главное.

Дальше: «они приняли слово со всем усердием» — вот это важнее! ПРИНЯЛИ! А греческое «дексомай» содержит в своей семантике такой смысл: «понимать, соглашаться». Ещё лучше!

Ну, так всё-же приняли и не просто приняли а «приняли со всем усердием» — «протумиа» усердие, готовность, рвение. Вот так! Но это тоже только половина дела.

А дальше ещё более важная деталь:

«Ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». «Разбирая» — греческое «анакринонтес» вообще намного интереснее — 1. исследовать, расспрашивать, разбирать. 2. СУДИТЬ, различать, разбирать. Да и само слово – прислушайтесь ещё раз: «анакринонтес» — содержит в себе звучание внимательного и КРИТИЧЕСКОГО отношения к полученной информации. И дополняется это звучание самой концовкой фразы, которая переведена с греческого вообще дословно и в комментариях не нуждается, а просто вот «точно ли это так?» и всё тут!

Итак, «приняли» и потом «критически исследовали и проверяли». Вот эти две составляющие очень и очень важны. Во-первых, всё таки приняли. Не отказались. Не сказали, «извините, мы тут сами с усами, разберёмся» — потому что самим бы им ни в жисть не поднять и не выкопать самостоятельно только лишь из Ветхого Завета спасительную весть Евангелия, ну никак! Хотя бы потому что получена она была через откровение свыше — от Самого Господа Иисуса Христа. И не только через слово Его, но и через жертву Его, через распятие! Поэтому то что «приняли» это очень и очень важно.

Однако приняли вовсе не слепо доверившись. И не пошли тупо как бараны за проповедником! Ну то есть пошли потом, но… как «продвинутые овцы» … Ну то есть все мы овцы в общем то, и в Библии часто используется эта метафора… Просто, продвинутые овцы всё таки прежде чем идти всё таки смотрят за кем они идут! Вот этот текст о продвинутых овцах:

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Иоанн 10:1-5. (Синодальный перевод).

Вот главное правило «продвинутых» — не идут за чужим, потому что не знают голоса его, но идут за своим Пастырем, потому что голос его знают и различают. САМИ РАЗБИРАЮТСЯ кто есть кто!

И возвращаясь к тексту Деяний 17:11 видим тот же принцип – благомысленные (продвинутые) Верийцы приняли слово, но, всё-таки принявши, разбирались самостоятельно и критически – а тот ли это голос, который зовёт?

Нам с вами обязательно нужно научиться мыслить и разбираться в духовных истинах самостоятельно и независимо. Но всё же во всём соблюдать принцип золотой середины. Не нужно вдаваться в крайности ни в одну сторону, ни в другую. Потому что вообще то экстремизм, о котором в последнее время так часто говорят многие – это как раз и есть крайности. Так вот, не нужно быть экстремистами в смысле ПОЛНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ в исследованиях Библии. Однако в плане слепого и БЕЗДУМНОГО ПОДЧИНЕНИЯ воле и разуму проповедника церкви, в которую мы попали, чаще всего по воле случая, это такой же экстремизм, который также может многих привести в погибель… даже и в лоне самой истинной и правильной деноминации!

Поэтому, друзья мои, приходя в церковь свою, внимательно слушайте все, что говорит вам служитель. Старайтесь всё запомнить (или пусть вам поможет ваш диктофон). А потом, придя домой, доставайте ваши большие домашние Библии, ваши книги, словари, комментарии и разбирайтесь самостоятельно и критически – А ТОЧНО ЛИ ЭТО ТАК?

И уже решение – принимать или не принимать, следовать или не следовать, жить так или иначе – принимайте САМОСТОЯТЕЛЬНО! Не потому что так пастор повелел делать, а потому что вы сами в этом убедились!

Вот, а для того, чтобы истинно благомысленные и продвинутые имели поддержку, попробую ещё раз КРАТКО сформулировать основные принципы для самостоятельного и независимого исследования Библии. Чтобы уже точно не в погибель а во спасение! Итак: