Библия и только Библия!

В начале нашего семинара мы говорили об особом основополагающем принципе исследований, который научно называется “solo scriptura”, или «Библия и только Библия». Хороший, сильный принцип. Но для многих звучащий слишком вызывающе. Очень часто в ответ на заявление «только Библия и ничего кроме Библии» можно услышать — «о! а чё так?».

Действительно, всякие разговоры о какой либо исключительности в вопросах вероучения, тем более в такой императивной форме, как вот «только так и не иначе» — от таких высказываний отдаёт духом сектантства. Поэтому и мы не будем вдаваться в эту крайность (экстремизм), но лучше обратим внимание наше на высказывание Павла из 1 Фес. 5:21. Все испытывайте, хорошего держитесь. Во всех вопросах нам лучше всего определиться – где «правый уклон» а где «левый», и, насколько это возможно, избегать экстремизма, придерживаясь разумной середины. Вот в данном высказывании Павла эта самая разумная середина хорошо видна.

Павел не запрещает читать, изучать, но говорит «всё испытывайте». Вспомните благомысленных Верийцев. Это с одной стороны. Но с другой стороны всё таки, «хорошего держитесь» — по принципу «точно ли это так». Вспомните, каким инструментом пользовались эти продвинутые братия из Верии? Вспомнили? Что они там читали и разбирали? Коран? Бхагавадгиту?

Поэтому и нам не вредно будет изучить некоторые свидетельства самой Библии о собственной исключительности. Чтобы работать и исследовать, не впадая в крайности – без излишнего консерватизма с одной стороны, типа «нельзя и всё тут…». И с другой стороны также без излишней вседозволенности, типа «а, давай всё в одну бочку сольём все религии, а потом разберёмся и придумаем единую новую религию…» — вот между двумя этими крайностями нам и нужно найти середину. Попробуем!

И для начала нам нужно признать, что вообще-то, так называемых священных книг существует множество. Практически каждая древняя «мировая религия» (например, Ислам, Буддизм или Индуизм, или Джайнизм) имеет своё собрание священных текстов. Эти тексты и книги считаются и почитаются как данные свыше, произошедшие от некого высшего разума или божества. Исторически сложилось так, что эти самые многочисленные «Священные писания» в повествуют в том числе и о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о мифических прародителях человека и первых людях. Большое место уделяется проведению священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах и законах бытия. И таким образом, Библия в данном длинном списке предстаёт, как бы «одной из…» Но признавая этот факт, мы также должны признать и то, что все религии признают существование добра и зла, и не только существование но и конфликт между добром и злом. И вот это та опорная точка, которая позволит нам оттолкнуться от крайности «Библия одна из…» и прийти к взвешенному и разумному выводу – «Библия и только Библия». Но на этом пути непременно нужно пройти стадию «о! а чё так?».

Итак, с самых первых высказываний Библии на нас обрушивается огромное количество очень важной информации. Бог творит мир! Бог творит мир при помощи только одного орудия — Своего слова! Сказал — и стало так как сказал! И главная линия во всём этом повествовании – это линия истории. Сотворение земли берется за исходную точку. Бог не только создал пространство и материю – Бог запустил ВРЕМЯ! Время пошло! Читая Библию, мы как бы двигаемся по оси времени. И двигаемся достаточно быстро. Но, если присмотримся внимательно, то можно увидеть, что библейское повествование это не «классическая история» земной цивилизации. Библия показывает нам совершенно другую историю – историю отношений Бога и Его народа. Историю зарождения, развития и совершенствования отношений между Богом и Его народом.

Сначала Адам… ну Адам он всё-таки первый грешник, и после третьей главы Бытия о нём почти ничего не говорится, с кем он и за кого. А вот Авель – он явно с Богом, потому как и поступает так как Бог велел. Невзирая на пример старшего брата, и неизвестно ещё что там было кроме примера и какие у них с братаном раньше были разборки по поводу чина богослужения. И, невзирая на все опасности, Авель всё-таки поступает по закону, за что и имеет чисто криминальный исход. Всё как у нас.

Потом Енох, сын Иареда, который, тоже кстати, недолго жил, всего триста шестьдесят пять лет… И потом Бог взял его. Потому что «ходил Енох пред Богом». И это всё что нам известно о нём. Разве что вот ещё высказывание Иуды 1:14 «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…»

Потом Ной, тот самый, который проповедовал о потопе. Про Ноя уже сказано гораздо больше. И более того, с этого момента Библия начинает повествование не только о событиях вообще но и о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ между Богом и Его избранными людьми. Бог и человек встретились, и Бог распределил обязанности. Человеку – построить ковчег, Богу – организовать потоп. То есть здесь мы видим первый пример именно СОТРУДНИЧЕСТВА Бога и человека. С этого времени Библия фокусируется на отношениях Бога и одного человека, или, по крайней мере, человека и его семьи, скажем так.

В этом смысле следующий эпизод со строителями Вавилонской башни является наверное последним из глобальных социальных катаклизмов. Потому что прежняя система была разрушена и вместо неё построена другая. Вавилон это такой же глобальный катаклизм как и потоп, только не природный а социальный. Катаклизм произведённый непосредственным вмешательством Бога. И после этого вмешательства всё устройство общества стало совершенно другим! Появились разные народы, разные языки. Появились границы. Произошло разделение всего общества.

Мы должны признать, что каждая из существующих «священных книг» существует не сама по себе, а произведена в рамках определённого народа, определённого языка, определённых «границ». Это разделение произвёл Бог искусственным путём в ответ на всеобщее объединение людей в противлении воле Всевышнего. Но – ведь строительство Вавилонской башни это был дерзкий демарш сформировавшегося лагеря отступников перед Богом! И даже после принудительного завершения строительства – эти отступники ведь не покаялись и не обратились! Разделением языков Бог только ослабил лагерь язычников, но само отступление и противление Богу как было, так и осталось. И те религии, которые продолжили развиваться обособленно, в границах каждого народа, несли на себе отпечаток этого противления Богу, отступления и язычества.

И вот ещё один пролет истории переносит нас в эпоху патриархов.

Авраам. Первый среди настоящих патриархов. Начиная с Авраама познание истинного Бога передавалось из поколения в поколение. Нужно заметить что предки Авраама не отличались особой приверженностью истине. Да, истина передавалась из поколения в поколение просто как информация, но не укреплялась в сердцах и не реализовывалась в жизни. В этом смысле Авраама можно считать настоящим духовным сыном Божьим. Он приобрёл веру не по наследству. И тем самым заслужил благоволение Божье и великие обетования.

Вообще, вся эта история с Авраамом она очень интересно начинается. Давайте прочтём вместе:

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. Быт. 12:1-3.

Обращает на себя внимание один такой факт, что сам Авраам вообще никак не выделяется среди других своих родственников. По крайней мере, по тексту Библии не видно, и в предыдущем родословном перечислении как-то никакого внимания на себя не обращает. Совсем. И даже факт что детей у Авраама не было и не предвиделось, хотя и озвучен в 11 главе Бытия, но… это ж надо очень внимательно сразу читать, чтобы сразу увидеть. И больше совершенно ничего такого что могло бы как то выделить Аврама (так его тогда звали) среди других. Возможно в Библии специально так написано, чтобы подчеркнуть, что Аврам ничем таким особым не отличался и никоим образом не пытался ЗАСЛУЖИТЬ это самое величайшее обетование. Никакого конкурса, никакой конкуренции, никакой борьбы за первенство! Бог обратился к Авраму – Аврам откликнулся и пошёл!

Обратите внимание на то, что в первом же Своём обращении к Аврааму, Бог сразу выкладывает всё – и деловое предложение и все Свои планы насчёт Аврама и его потомков, и обетования о благословениях. Всё сразу! И наша сегодняшняя тема о Библии приобретает здесь новое развитие и смысл. В Своём обращении Бог чётко проговаривает – Авраам избран для того, чтобы быть хранителем и вестником истины. Из поколения в поколение потомки Авраама будут нести познание об истинном Боге. И даже больше сказано: «и благословятся в тебе все племена земные» — это уже очень сильно! Настолько сильно, что здесь уже можно было бы и закончить разговор об исключительности Библии как откровения Божьего. Но мы всё-таки для большей уверенности ещё продолжим.

Вот внуки Авраама в огромном количестве – целых двенадцать братьев, дружной толпой шествуют, чтобы исполнить Божье повеление и обетование. Куда они идут? В Египет, конечно! Вернее их там одиннадцать, а двенадцатый уже на месте, готовит приём.

Вот по прошествии двух с лишним столетий, огромнейшая толпа потомков Авраама, опять же по обетованию, покидает Египет, чтобы обосноваться в обетованной земле. Число этих людей – когда их посчитали всех уже в пустыне, составило 603550 только одних взрослых мужчин.

И вот это огромное людское море у горы Синай – все стоят и слушают Бога Всевышнего. И вот что сказано в слух их:

Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; Исх. 19:4-6.

Много раз, обращаясь к Израилю Бог повторяет и подчёркивает – Израиль – единственный, избранный народ, избранный из всех народов, какие есть на земле. Народ предназначенный для особой миссии. Снова и снова Бог повторяет:

И сказал Господь Моисею: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Исход 34:10

и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. Левит 20:24

итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Второзаконие 4:6

Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; Второзаконие 6:14

И вот пожалуй самое сильное высказывание по этому поводу – это речь Моисея во Второзаконии 7 главе. Это прощальное слово Моисея, великого пророка Божия. Здесь вообще высочайшая риторика. И вот что сказано:

ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и мышцею высокою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст. Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять. Второзаконие 7:6-11.

Здесь сказано всё, чётко, сильно и конкретно и добавить уже нечего.

Евангелие от Матфея начинается родословием Христа. И первое имя, которое в нём, это имя Авраама. Потом Исаак, Иаков… Иессей, Давид и Соломон… Всё это поколения израильтян, евреев, носителей Божьего обетования. Спаситель мира Христос родился среди народа Израиля и был по плоти, или по национальности – еврей! Хотим мы того или нет, но миссия Израильского народа именно в том и заключалась, чтобы от них произошёл Спаситель мира.

Ни одна другая мировая религия не содержит учения о спасении и о Спасителе. Ни одна религия мира не может предложить миру то, что предлагает Библия, а именно учение о том, что Бог стал человеком и принёс Самого Себя в жертву для искупления грехов всего человечества и каждого человека в отдельности. Нет больше ничего подобного ни в одной другой «священной» книге! Эта истина, эта весть звучит исключительно со страниц Библии! И в этом её исключительность!

И вот, после того, как Христос исполнил свою миссию, Он направил своих учеников проповедовать истину ВСЕМ НАРОДАМ на земле! Вот как сказано: И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Матф. 28:18-20.

Здесь тоже всё сказано, ясно и конкретно, и добавить нечего.

Итак. Библия и только Библия! И ничего кроме Библии! И на этом можно закончить. На вопрос «а чё так?» по поводу исключительности Библии мы возможно ответили.

Однако вопросы наверное всё таки остались. Библия закончена и запечатана обетованием, но это было так давно… А что дальше? Бог молчит с тех пор, и никому ни слова не говорил? И ещё многие другие вопросы возникают. Попробуем разобраться с ними, но это уже будет следующее постовое сообщение. А пока ещё раз – Библия и только Библия и ничего кроме Библии!