Проповедь

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог…» Интересное творческое орудие применил Бог для того, чтобы создать всё сущее. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Бог произнёс слово, и слово стало действенной силой в устах Божьих, Его инструментом, Его орудием. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6.) «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9.) Этот факт удивляет всякого человека – слово, простое слово, которое в наших устах не всегда что-то значит, а часто вообще не имеет никакой ценности и тем более силы, это слово, произнесённое Господом, производит великие изменения в окружающем мире. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». (Ис. 55:10-11.). Опыт человеческий говорит – если хочешь, чтобы что-то сделалось, нужно потрудиться руками, приложить физические усилия и порой немалые, задействовать технику, аппаратуру, финансы. У Бога всё проще. «Да будет свет… — и стал свет».

Во все времена слово Божие творило чудеса. «В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Так начинается описание жизни и служения Иисуса Христа в евангелии от Иоанна. Деятельность Всевышнего всегда сопровождает это особенное отличительное качество. Его слова обладают творческой силой. И когда Бог пришёл во Христе, Он явил это качество во всей полноте. Откроем Евангелие от Луки 18:35-43. «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». Это ли не божественная сила, проявленная в слове! Иисус сказал, и болезнь, которая и доныне не подвластна врачам, оставила человека навсегда.

Ещё пример: Луки. 5:12-13. «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него». Снова мы видим, как по слову Господа происходит исцеление от неизлечимой, страшной болезни. Обычно, когда больной обращается к медикам, проводится основательное обследование, затем назначается лечение, терапия, если нужно применяется хирургическое вмешательство, затем реабилитация. А здесь всё просто. Никакого обследования, никакой терапии, никакой хирургии. Просто так – хочу, очистись. И всё.

Следующий пример, это чудо, которого не удавалось подделать ещё ни одному лжехристу. Это чудо воскрешения Лазаря. «Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». (Иоан. 11:43-44.) И вновь мы встречаемся с великой силой – силой слова Божьего.

Однако, чудеса, исцеления, это не главное в служении Христа. Он пришёл не для того, чтобы позабавить нас знамениями и чудесами, не для того, чтобы, заботясь о здоровье человечества поставить на ноги полсотни хромых и парализованных, дать зрение тридцати – сорока слепцам, и отменить десяток поминок. Думаю, это не решило бы проблемы нашей безнадёжно больной цивилизации. Давая зрение, возвращая здоровье и жизнь, Христос, преследовал совершенно другую цель. Все чудеса, которые Он творил Были только своеобразной притчей, чтобы показать – так же легко, как и исцеление тела, Христос даёт исцеление израненной, парализованной грехом душе человека. Самое большое чудо, которое не только не подделал, но мы можем быть уверены – никогда не сможет подделать ни один лжехристос; самое большое чудо, совершённое Христом, ради которого Он собственно, и пришёл; самое большое чудо это изменение сердца человека. Это человек, познавший все «прелести» греха, все его пагубные последствия и исцелённый от всех греховных пристрастий, величайшей силой, какая только есть на свете – словом Божьим.

Есть одна история в Новом Завете, которая позволяет нам хотя бы немного увидеть, как происходит исцеление сердца человека. Сейчас мы сможем понаблюдать за этим таинством пересотворения, которое совершил Христос. Евангелие от Иоанна 8 глава. Хорошо знакомая всем история о падшей женщине, которая встретилась со Христом при весьма необычной ситуации. Многие искали встречи с Иисусом. Один человек приходил к Нему ночью, пока никто не видит, другой влез на дерево, чтобы стать более заметным, некоторые падали пред ним на колени, прося о благословении. Однако ни один человек, по своей воле не встречался со Христом при таких неудобных обстоятельствах. Хотя, если вдуматься, Христос именно в такой ситуации и хотел бы встретиться с каждым грешником. Трагедия нашего общества как раз в том и заключается, что мы не понимаем Бога, Который ищет встречи с падшим существом именно тогда, когда это падшее существо, сгорая от стыда, ищет места где было бы побольше деревьев, как в Едемском саду, чтобы скрыться от лица Господа. Именно в тот момент, когда человек совсем не хотел бы видеть своего Господина, ибо душа его разрывается от боли и раскаяния, Господь ищет человека, говоря: — где ты друг Мой? Именно так произошла встреча этой падшей женщины со Христом.

Вообще то здесь была явная провокация. Людям, которые привели и бросили к ногам Христа несчастную женщину, этим людям окончательно надоело слушать обличения Христа в свой адрес, и они решили подстроить Ему очередную пакость, чтобы разделаться с Ним. И вот они пришли и требуют от Него суда. «Если бы Он сказал, что следует простить женщину, тогда Его можно было бы обвинить в пренебрежении к законам Моисея. Если бы Иисус сказал, что ее нужно предать смерти, то Его можно было бы обвинить перед римским судом в присвоении власти, принадлежащей только римлянам». (Желание веков стр. 460-461)

«Поставили её посреди» — всё внимание направлено на женщину. Она в центре повествования. И, надо сказать, для любого читателя она предстаёт здесь как жертва. Всем ясно, что в данном случае она лишь только пешка в какой то грязной игре. Здесь не нужно обладать проницательными способностями сыщика, это сразу видно – люди которые притащили её сюда и бросили к ногам Иисуса думают вовсе не о совершённом ею грехе. Их также не беспокоит, как отреагирует Христос – они уверены в том, что они знают, как Он поступит, и что они будут делать дальше. Они уже уверены в своей победе, и с удовлетворением потирают руки.

А что – разве они не правы? Да, сейчас мы можем попробовать как то оправдать женщину. Мы могли бы пуститься в философские рассуждения о том, что по закону пред судом должен предстать также ещё один грешник и так далее. Можно было бы, как бы между прочим упомянуть, что лукавые «правдоискатели» сами подтолкнули женщину ко греху. Но как бы мы не пытались оправдать поступок женщины, у нас ничего не получится. Она совершила тяжкий грех, которому нет оправданий.

Что же скажет Иисус? Ему нечего сказать? И хотя Он не торопится с ответом, все видят, что он не растерян. Он чувствует себя уверенно. Он тоже знает, что сейчас произойдёт. Обвинители только думали, что они знают, как будут разворачиваться события. Они ошиблись. Христос что-то пишет перстом на земле. Некоторые, те, кто стоят ближе, видят то, что написано. Выражение их лиц меняется. Прочитали? Готовы слушать? Теперь слушайте.

«Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Это приговор. Христос произносит приговор. Обвинители неожиданно превратились в обвиняемых. Они поняли, что просчитались. Они поняли, что это им вынесен приговор. Память их заработала интенсивнее, обнаружив более важные дела в других местах. Один за другим они покидали двор храма.

А что же грешница? Мы оставили её трепещущей от страха. Слова Христа прозвучали приговором и для неё. Вся её жизнь предстала в сознании её как один кошмарный день, наполненный мерзостями злодеяний. В раскаянии она стояла и ожидала исполнения приговора. О, если бы можно было всё начать сначала! Не слыша и не видя ничего вокруг, женщина прощалась с жизнью. «Женщина! Где обвинители твои?» Вздрогнув, она открыла глаза. Её удивлению не было предела. Никто не собирался бросать в неё камни. Более того, её обвинители со стыдом удалялись. «Никто не осудил тебя?» «Никто, Господин…» «И Я не осуждаю тебя…»

Вот он торжественный момент очищения души. Вот она, хирургическая операция, которую Бог производит над сердцем кающегося грешника. Тончайший скальпель любви нежно касается израненного грехом сердца и удаляет всё беззаконие, все злые мысли, всё лукавство. «Ее сердце растаяло, и она упала к ногам Иисуса и, рыдая, исполненная любви и признательности, с горькими слезами исповедала свои грехи». (Желание веков стр. 461)

«Я не осуждаю тебя» — эти слова Христа звучали в сознании женщины подобно самой возвышенной музыке. Слова Божьи творили в ней новую жизнь. «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — иявилось». «Я не осуждаю тебя» — пело сердце женщины. «Я не осуждаю тебя» — эти слова обладали такой же Божьей творческой силой, как и сказанное при сотворении земли – «Да будет свет». Подобно тому, как у гроба Лазаря, слова «Лазарь, Иди вон», подняли из могилы четверодневно умершего, вот эти слова «Я не осуждаю тебя», подняли из духовной могилы и дали новую жизнь кающемуся сердцу. «Для нее это было началом новой жизни — жизни чистоты, мира и посвященного служения Богу. Спасая это падшее существо, Иисус совершил гораздо большее чудо, нежели исцеление самой тяжелой физической болезни. Он исцелил духовную болезнь, ведущую к вечной смерти. Эта покаявшаяся женщина стала одной из самых преданных учениц Иисуса. Жертвенной любовью и подчинением Его воле она ответила на Его милость». (Желание веков, стр. 461)

Мы стали свидетелями совершившегося чуда спасения грешника – именно того спасения, о котором говорится – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Однако, возможно, что всё произошло так быстро, что нам не удалось подробно рассмотреть и уяснить, — как же совершается это великое действие Божье. Поэтому, давайте вернёмся к началу и ещё внимательнее просмотрим тот материал, который предоставляет нам богодухновеное Писание.

Итак, перед Христом грешник. Злодеяние настолько очевидно, что несчастный даже не пытается оправдываться. Есть свидетели, есть обвинители, есть судьи. И, хотя не все и не всегда, но всё же многие в такой ситуации искренне сожалеют о соделанном, о том, что поступки их причинили боль, огорчение, ущерб, иногда утрату жизни. Многие в сердце своём восклицают: эх, и зачем же я так… И вот именно к таким людям и в такой ситуации приходит Христос. Приходит и объявляет о помиловании «по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24-25.) Приходит и объявляет оправданным «по благодати Его». При одном только условии. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан. 1:9.)

Действительно, для человека, который не видит за собой никакого греха, слова «Я не осуждаю тебя» — пустой звук. Не могут эти благословенные слова коснуться сердца человека и произвести в нём желаемые перемены, если человек тот не признаёт себя грешником. Только тот, кто побывал на месте женщины взятой в прелюбодеянии, может быть преображён благодатью Божией.

Что же даёт Богу возможность и право вот так просто прощать грехи, и не только прощать, но и полностью освобождать грешника от всякой ответственности за его действия, от всякого наказания? Не действует ли здесь Бог по Своему произволу – кого хочет, милует, кого хочет наказывает? Священное Писание свидетельствует нам, что за нашу свободу заплачено. Наше освобождение оплачено великой жертвой. Взгляните на Голгофский крест. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Бог принёс в жертву самое дорогое, что есть – единородного Сына, чтобы выкупить нас, грешников от власти греха.

Прочтём из книги Исаии 53 главу 4 и 5 стихи «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». И дальше в 8 стихе «за преступления народа Моего претерпел казнь». Что произошло в ту пятницу перед пасхой, когда по ложному обвинению был казнён через распятие на кресте скромный Галилейский Учитель? Он был Тот, о Котором сказано: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Божьи уста произнесли и Божья десница утвердила вечный и неизменный закон – «возмездие за грех – смерть». Смерть всякому, кто преступает повеления Божьи. Смерть, — сразу и навсегда. Однако милость Божия настолько велика, что, не умаляя мерзости греха, ищет возможности спасти грешника от неминуемого наказания. Милость и любовь Божия находят средство для спасения падшего человечества. «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». (Ис. 53:11)

Кто-то может спросить – а разве можно удалить вину человека, согрешившего тяжким грехом? Можно ли снять вину с человека – убийцы, так же как снимают ветхую, грязную одежду? Да, мы можем простить человека, справившись с негативными переживаниями нашей души. Но можно ли удалить сам совершённый грех, вину, требующую наказания, ответственность за совершённое преступление? Ведь прошлого уже не изменить. Даже тысячей добрых дел нельзя оправдать один единственный, неблаговидный поступок.

Голгофский крест – вот ответ на все подобные вопросы. Продолжим чтение 53 главы книги Исаии. 12 стих: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». «И к злодеям причтён» — вот ответ. Христос, который не совершил никакого греха, был объявлен грешником и понёс наказание грешника. Христос, будучи не только праведным, но даже более того – источником всякой праведности, был «причтён» т. е. причислен к злодеям и понёс наказание как злодей – незаслуженно. Несправедливо. По Божьему решению. С одной единственной целью – избавить приговорённых к наказанию, «взятых на смерть» спасти! В послании к Римлянам 3:24-25 написано «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Слово «оправдание» звучит здесь в непривычном для нас контексте. В русском языке это слово имеет только одно смысловое значение. Для нас оправдывать, значит – доказывать невиновность. С этой точки зрения приведённая цитата из послания к Римлянам – абсурдна. Однако в греческом оригинале слово δικαιοω имеет ещё и другое значение, которого нет у русского слова «оправдывать». Δικαιοω, это ещё и «объявлять невиновным»! Там, на кресте, Сын Божий был объявлен грешником, как написано «и к злодеям причтён». Незаслуженно. И эта незаслуженная жертва, которую Сам Бог принёс во Христе, делает возможным также незаслуженно помиловать грешника, «по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления». Оправдание Божье это больше чем прощение, потому, что само по себе прощение не снимает вины, оно только даёт возможность избавиться от негативных эмоций по отношению к совершенному злодеянию. Оправдание это и есть снятие вины. Не пытаясь доказать невиновность грешника, Бог, тем не менее провозглашает его праведным, оправданным «во Христе Иисусе», Его жертвой принесённой для нашего освобождения. Также как Христос к злодеям причтён был, пройдя через унижение, страдания, смерть, и теперь воскресший и прославленный Он нас, злодеев причислил к лику святых, к сонму праведников, предстоящих пред престолом Его. Оправдание Божье это дверь в новую жизнь. Эта дверь распахнута сейчас для каждого. «Ты грешен и должен умереть за свои злодеяния – говорит Господь человеку, — но Я знаю, ты хочешь жить. Я тоже хочу, чтобы ты жил. Я знаю, ты можешь исправиться. Я помогу тебе. Я умер вместо тебя – живи, человек!»

«Я не осуждаю тебя…» Слова Христа звучат уверенно и твёрдо. Он знает, что говорит. Он тот, о Котором сказано – «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Он тот, Который сказал «вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». (Евр. 10:7) Он – Агнец, закланный от создания мира, имеет право так говорить. И слова Его, слова, обладающие творческой силой Бога, действуют и сегодня, как и тогда, властно вторгаясь в жизнь людей, преображая её, слёзы заменяя радостью, злодеяния – добродетелью. Многие и многие люди живут сегодня на земле мирно и радостно, славят Бога, потому, что и они, как та женщина – грешница, услышали слова Христа обращённые к их сердцам – «Я не осуждаю тебя…» «Вот Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные».

«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». (Ис. 55:10-11.)