Предисловие

Данный Синопсис был написан и опубликован на французском языке по желанию франкоязычных христиан и прежде всего для их пользования. Затем он был переведен на английский язык и публиковался в издании «Книга за книгой», выходящем время от времени и освещающем вопросы религии. Были пожелания напечатать его полностью. Обзор книги Бытие, показавшийся слишком уж кратким, был в значительной мере дополнен и переработан, однако без каких-либо существенных изменений. В начальном варианте публикации данного обзора та часть Левита, в которой говорится о жертвоприношениях, символизирующих жертву Христа, была опущена, поскольку обзор ее уже помещался в «Заметках о жертвоприношениях», а еще более подробно о них говорилось в публикации на французском «Les Types du Levitique», которая тоже уже переведена на английский. Чтобы завершить данный обзор, в него был включен и этот последний трактат, как его составная часть, но с некоторыми изменениями. Представляя читателям настоящее издание, следует сказать о нем всего лишь несколько слов. С одной стороны, читатель не должен рассчитывать на подстрочный комментарий, а с другой полагать что получит пособие, которое можно изучать без постоянного обращения к самому Слову. Целью данного обзора является помочь христианину, стремящемуся научиться читать Слово Божие с пользой для себя, постигая смысл Библии и связь сказанного в ней с жизнью. Впрочем, читателю, несомненно, будут полезны комментарии многих отрывков обзора, где Бог наделяет комментатора способностью понять суть намерения Духа Божия или представить ту филологическую и другую информацию, которая помогли бы другим увидеть это намерение. Однако, если бы эти комментарии претендовали на раскрытие содержания Писания, то они ввели бы читателя в заблуждение и обеднили его душу. Комментарий, даже если он верный, в лучшем случае может дать лишь то, что сам комментатор усвоил в истолковываемом им отрывке. Даже достигший высшего совершенства и поистине мудрый толкователь не в состоянии передать живую полноту божественного слова. Обзор, представленный вашему вниманию, и не претендует на это. Будучи глубоко убежденным в богодухновенности Писаний, данных нам Богом, и находя подтверждение этой уверенности в растущих день ото дня открытиях их полноты, глубины и совершенства, еще больше постигая посредством благодати удивительное совершенство отдельных отрывков Писания и чудесное соединение их в единое целое, автор лишь надеется помочь читателю в их изучении. Писания имеют живой источник, а их составные части исполнены живой силы, поэтому они не перестают приносить плоды и невозможно выделить какую-то одну их часть, ибо все они неразрывно связаны друг с другом, представляя собой единое целое, потому что один Бог является тем живым источником, от Которого все проистекает, один Христос — живое средоточие, вокруг которого вращаются все истины, с которыми Он связан, хотя и в разнообразии славы. Божественная живительная сила, несущая свою энергию от источника в Боге к мельчайшим ответвлениям все объединяющей истины, свидетельствует о славе, благодати и правде Того, Которого Бог выдвигает как цель, средоточие и главу всего, что связано с Ним Самим, Который к тому же является и Богом над всеми, благословенным навеки. Представить это как целое и во всей полноте способен только Сам Дающий. Даже изучая это, мы знаем далеко не все, а только часть, и мы пророчествуем лишь отчасти. Чем больше мы стараемся вникнуть в суть этого откровения разума Божия (начиная от самых его листьев и ветвей, которые достигают нас даже при такой отдаленности от Него, от края до центра, а оттуда снова проходя по всему многообразию и по всей широте его), тем больше мы осознаем его необъятность и собственное бессилие охватить его целиком. Мы познаем (да будет благословен Бог!), что любовь, являющаяся источником этого откровения, обнаруживается в своей неисчерпаемой полноте и неизменном совершенстве, достигая нас даже в этом гибельном состоянии, в каком мы находимся. Тот же самый совершенный Бог любви открывается во всем этом. Однако откровения божественной мудрости в тех замыслах, в которых Бог открылся нам, всегда остаются для нас предметом исследования, в процессе которого каждое новое открытие, совершенствуя наше духовное разумение, все яснее и яснее позволяет нам увидеть безграничность целого и то, насколько оно превосходит наше мышление. Но существуют великие направляющие принципы и истины, выявление которых в различных книгах, составляющих Писания, могут помочь нам понять различные отрывки Библии, что и пытается сделать автор этого обзора. Что же касается именно этого обзора, то это лишь попытка помочь читателю в самостоятельном изучении Библии. Все, что отвлекло бы читателя от этого, принесло бы ему вред, тогда как все, способствующее этому, будет полезно для него. Следующие страницы не будут ему полезны без попутного изучения текста самого Писания. Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что автор этого обзора готов признать написанное им далеко не таким уж совершенным. Часто он охотнее бы порассуждал бы о понравившихся ему отрывках, подробно останавливаясь на отдельных событиях, стараясь донести их суть до сердца и сознания читателей, однако это отвлекло бы его от стоящей перед ним цели. Но автор уверен, что изучению Писания придано правильное направление, и только благодать сможет сделать это изучение плодотворным. Автор не может завершить это краткое вступление, не отметив того воздействия, какое это открытие совершенства и божественной связи между отрывками Писания произвело на его собственное мышление в плане понимания того, что называется рационализмом. Рационализм, как учение, полностью отрицает всякий божественный разум, он свидетельствует об узости мышления с претензией на интеллект и основан на отсутствии духовности в суждениях, на умении замечать только то, что лежит на поверхности, и совершенно не обращать внимания на божественную, неисчерпаемую полноту, составляющую сущность всего. Это заслуживает презрения из-за своих ложных претензий и одновременно вызывает жалость к тем, кто представляет эти претензии. И только Бог может избавить от гордыни, порожденной человеческими претензиями. Ибо высокомерие, игнорирующее Бога из-за неспособности обнаружить Его и к тому же разглагольствующее о Его деле и сующее свой нос в Его средства (насколько ему удается это), не способно доказать ничего, кроме своего собственного недомыслия. Невежество вообще самонадеянно из-за своей невежественности, и ему подобен ум человеческий, когда человек берется рассуждать о божественном. Автора этого обзора можно простить за то, что он так ясно высказывается по этому поводу в такое время: он делает это по той причине, что эти претензии, вызванные неверием, проявляются даже среди христиан. Здесь уместно добавить, что автор обзора вовсе не ставит своей целью показать те благословенные плоды, какие Слово Божие взращивает в умах и на путях всех принимающих это Слово. Он также не говорит о тех чувствах, какие Слово Божие посеяло в его душе, а просто пытается помочь своему читателю открыть для себя то, что порождает такие чувства. Так пусть же Господь сделает так, чтобы Его Слово стало таким же божественно ценным для читателя, каким оно является для автора этого обзора, и пусть тот и другой ценят его еще больше!

Дж. Н. Д.