Дорогой читатель!

Я обращаюсь к вам с мыслью представить на страницах этой книги начало той работы, которая, надеюсь, сможет вам помочь в изучении бесценной Книги Божией. Я также желаю, чтобы мысли, которые вы здесь найдете, дали вам представление о части богатств, хранящихся в Слове, и подтолкнули вас к более усердному его изучению. Рассчитываю на вашу доброжелательность (наверное, слишком большую) по отношению к серьезным и многочисленным несовершенствам, имеющимся в данной работе. Действительно, стоит только открыть для себя Слово таким, каким оно может открыться нам, стоит только ощутить его божественную суть, как всякий человеческий труд, имеющий к нему какое-то отношение, покажется в глазах верующего и бледным, и скудным. Я осознаю это, а поэтому намерен пояснить вам в нескольких словах цель, которую я преследую, решаясь на публикацию этих размышлений, и показать вам, чего следует ожидать от знакомства с ними. Несколько лет назад один брат побудил меня взяться за этот труд. Я же до того момента всегда отступал перед лицом подобной задачи; пожалуй, больше по ощущению своей слабости для такого предприятия, чем по причине занятости в деле Господнем, хотя и это в чем-то обусловило имевшую место задержку. Ощущение присутствия Господа скорее побуждало меня целиком отдаться Его делу, чем взяться за подобную кабинетную работу. Заботами братьев, которые также трудятся на ниве Господней, и чаще всего с большей, чем у меня, пользой, я все-таки был подвигнут на этот труд. Мне остается уповать на то, что я, как и прежде, остаюсь пребывать в смирении, столь утешительном и бесцветном по сравнению с любой работой. И все же и на другой чаше невидимых весов, где решалась судьба этой работы, было достаточно аргументов против ее начинания. Прежде всего это огромная ответственность, ложащаяся тяжелым бременем всегда, когда речь идет о Слове Божием, на того, кто решается изложить направление мысли христианина и, какой бы ни была при этом скромность, представлять ему идеи как бы являющимися побуждением Духа Божия. Какой опасной ошибкой стало бы устремление возлюбленных чад Божиих по пути своих умствований и своей воли и заявление о бесценности своих разглагольствований, каковыми они на самом деле могут и не быть! Меня останавливало еще одно, а именно: опасение того, что кто-то пожелает найти в этой работе истинное содержание Слова. Много и серьезно грешат все комментарии в том, что дают повод для подобных мыслей, таким образом приводя к лености сердца и недостатку духовности, когда вполне довольствуются простыми объяснениями, пусть даже хорошими по своей сути, но являющимися всего лишь идеями, отвлекающими от Слова и бесконечно далекими от того, чтобы передать его суть, ограничивая возможность его проявления во всей силе и богатстве. Нет ничего более разрушительного, чем эта леность, предпочитающая остановиться на нескольких своих мыслях, чем изучать божественное Слово непосредственно. Ведь Слово ускользает от души, не ищущей у Господа в старании, духовности, самоотречении, осознании того, что Он один может одарить истиной. Итак, читатель не обнаружит здесь ни малейшей попытки передать истинное содержание Слова. Найдет же он, — по крайней мере это наибольшее мое желание и цель всей работы, несколько вешек, указателей, которые помогут ему при изучении Библии, но которые сами по себе, без изучения Слова Божия, совершенно бесполезны. Я сослужил бы читателю недобрую службу, если бы стал помогать ему лишь накапливать мысли, отвращая его таким образом от Слова живого и истинного, позволяющего нам общаться с Самим Богом, представляющего наши сердца Его взору и нашу совесть Его оку, которое видит и судит все, но видит лишь для того, чтобы исцелить нас и освятить нас. Меня смущала еще одна мысль более личного характера: дело в том, что задача действительно оказалась не малой. Воздействие этой мысли было усилено надеждой оказаться полезным братьям и перед глубоким и утешительным наслаждением, которое обещала мне эта работа и которого я, в самом деле, не преминул испытать. И если мой читатель не извлечет из всего этого для себя большой пользы, то меня по крайней мере успокаивает уже то, что это для меня самого оказалось весьма полезным. Как бы там ни было, у меня нет ни единого сожаления в том, что я взялся за такое дело. Очень прошу читателя не читать эту книгу без параллельного изучения Слова, обращаясь к первой лишь для помощи в его постижении. Цель моя — побудить к его изучению, и я даже надеюсь, что моя книга не сможет послужить чему-то иному, кроме как изучению Слова. Наконец, я не собирался передавать впечатления, произведенного на меня истиной, ни выражать благоговение, наполняющее мое сердце при чтении Слова подобающим образом. Я хотел лишь помочь своему читателю постигнуть то, что должно порождать эти чувства. Я скорее предпочитаю дать им свободно прорастать при посредстве благодати в его сердце, чем спешить передать ему многое из того, что происходит в моем. Таким образом, я просто выражаю пожелание: пусть это вызовет не одну только радость познания, но и истинное общение с Богом. И теперь мне остается добавить к этому лишь несколько слов. Я решился на публикацию обзора всех книг Библии, указывая при этом, в той мере, в какой мне это было бы дано, на намерения и помыслы Святого Духа в каждой из книг. В силу объемности труда я счел весьма уместным публиковать эту работу по частям. Пятикнижие, естественно, открылось как единое целое, которое однако может быть представлено частями. Именно это предстоит увидеть здесь читателю. Моя работа над другими книгами уже настолько продвинулась, что я надеюсь, если того позволит всеблагой Бог, в самом скором времени предпринять издание очередного труда. Я был бы тронут, узнав, что мои братья помогают мне своими молитвами о том, чтобы я был руководим в этой работе Богом и направляем Его Духом и чтобы Он благоволил ко всем нам. Не могу закончить предисловия, не предупредив читателя относительно того, что если он обнаружит на страницах, которые я отдаю на его суд, нечто назидающее, то это в большой мере благодаря заботами бескорыстной дружбе нашего брата М. Г. Парлье, много помогавшего мне при их редакции. И пусть с вами пребудет мудрость Святого Духа, дорогой читатель; пусть в эти последние дни Слово станет вам все ближе и дороже и пусть дух покорности, смешанный с любовью по отношению ко всему, что касается Христа, ведет вас! Это пожелание вашего преданного в Нем брата.

Д. Н. Д.