Бытие 12

Новый порядок событий, касающихся Божьих призывов, заветов, советов и обещания Его народа, как особого народа на земле. Итак, начиная с двенадцатой главы, разворачивается совершенно новая череда событий, имеющих отношение к призыву Бога, к Его завету, Его обетованиям, обетам, к явлению Его народа, как народа совершенно особого на земле. До потопа это был человек, такой, каков он есть в своем падшем состоянии перед Богом, и, несмотря на то, что от начала было свидетельство, Бог вмешивался в Свои собственные промыслы, но человек, с таким свидетельством о божественных установлениях {Жертвоприношение можно, вероятно, назвать установлением Божиим, но оно было индивидуальным. Еще не было народа, который принадлежал бы Богу на земле}, предоставленный самому себе, предался такой жестокости и такой извращенности, что Бог в наказание послал на землю потоп. После потопа, после того, как Бог вмешался Своим судом, мы видим Его правление миром и то, что за этим следует, но за образованием народов, которые предались власти демонов, следует призыв Бога, хранилище обетования в том, кто был избран Богом, избранные Его (семя хранилища обетования), и затем нашему взору предстает Его народ. Вот почему мы видим этих избранников призванными отделиться от всего, что их привязывало к их природному положению на земле, но в то же время и подчиниться Богу на основе обетов и веры в слово, произнесенное Богом: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Это было знаменательнейшее событие; в принципе это было осуждение мира, хотя и произнесенное в благости по отношению к тем, кто был призван выйти. Для того, чтобы хорошо понять эту мысль, придется вспомнить, что мир имел устроение согласно суду Бога, проявившемуся при постройке Вавилонской башни. Народы и страны были образованы такими, какими они остаются и по сей день. Мир уже был тогда. Сатана беспредельно господствовал в нем, и вот этот-то мир, сотворенный по божественному провидению, Аврам был призван покинуть. Богу было угодно иметь вне мира род, народ, который был бы не от мира, хотя и выведенный из него. Другой факт дополняет важность личности Аврама: до него были святые, известные и неизвестные, но, начиная с Адама, не было вождей народов. Падший Адам был отцом падшего народа. Аврам был призван, чтобы стать корнем древа обетования, корнем народа Божия, плотским и духовным, – отцом обрезания и отцом всех, кто верит. Вначале, однако, Аврам тяготел к своему роду, по крайней мере он с ним не порвал, и, несмотря на то, что он покидает свою родину по призыву Бога, он, как и прежде, остается вдалеке от земли обетованной, ибо, будучи призванным подобным образом, человек должен пребывать пред Богом на совершенно новом основании. И вот, наконец, он выходит, как сказал ему Бог. Итак, перед нами Аврам, призванный явлением славы Божией (ср. Д.ап.7), для путешествия по вере. Он получает обетование как о многочисленном потомстве, так и о благословении всех родов земли в нем {Это последнее обетование в истории Авраама повторяется только в главе 22, но там уже только относительно его семени; обетование земли и многочисленного потомства часто адресованы ему и его семени. Именно на это обетование, которое произнесено для Авраама в главе 12 и подтверждение относительно семени в главе 22, имеет в виду апостол в Послании к Галатам. Наоборот, земное потомство должно было стать многочисленным. Гал.3,16 следует перевести: «Обетования были даны Аврааму и семени его». А в следующем стихе: не во Христе, но о Христе. Он был семенем обетования}. Он покидает одну землю и приходит в другую, причем не обладая достаточным опытом; впрочем, было познание Бога на долгом пути, имя которому вера, благодаря которой власть Бога простирается над человеком, и он идет с Богом. В истории Иакова, наоборот, заметен немалый опыт. Придя в Ханаан, Авраам ничего там не имеет, ведь его жизнь должна оставаться жизнью веры, и, сравнивая эту главу с Евр.11, мы увидим, что из этого следует для верующих, – как нужно вести себя, будучи оставленным на земле странником и скитальцем без обладания тем, что было обещано. С верой и смирением Авраам вступает в землю обетованную: он не имеет места, куда приткнуться, но именно поэтому (ибо Бог, хотя и мог подвергнуть веру испытанию, не может оставить ее без ответа) патриарх оказывается перед городом, имеющим основания, и в лучшей стране. Когда у него еще ничего нет, энергия веры, по благодати, приводит его к тому положению, которое само по себе ставит его в связь с лучшими и более возвышенными вещами, потому что Бог призвал его лично для благословения. Так и мы, в нашей жизни, приобщившись к Церкви и небесным вещам, находимся на пути веры, но не обладания, и перед нами небесный источник всего. В Уре Авраам не мог видеть своей небесной родины: для него, чужого в земле обетованной, эта родина является естественной целью души, согласно благодати. Так и мы; только Авраам поднимается выше своего призвания, а мы посредством Духа Святого постигаем то, к чему призваны. Но Господь являет Себя второй раз в стране, в месте, к которому Авраам был призван. В первый раз Бог славы явился ему, чтобы побудить его выйти из страны, где он жил, и пойти по пути обетования. Во второй раз Господь является ему, чтобы допустить к общению, беседует с ним, раскрывает картину того, как будет исполнено обетование, и тогда Авраам поклоняется Ему. Авраам, верный странник и скиталец, не имеет на земле ничего, кроме шатра и жертвенника. Перед ним вторая родина живущего в вере. Откровение Бога, когда мы пребываем в удалении от Него, заставляет нас ступить на путь веры и направляет наши стопы к небесам; когда мы радуемся нашему небесному уделу, Бог открывается нам для общения, поклонения и полного откровения Его промысла. Ханаанитянин в земле, наследник обетования не имеет ничего из того, что ему было обещано. Мы имеем дело с духовным злом, распространившимся на небесах, но Бог является и указывает на наследника и наследие, для той эпохи, когда Ханаанитянин будет далеко: таким образом, Авраам, поклоняется в вере, как прежде он шел в вере. Такова полная и двоякая роль веры. Оставшаяся часть главы повествует об отсутствии у него веры. Теснимый обстоятельствами, Аврам не обращается за советом к Богу; он оказывается лицом к лицу с миром, где ищет убежища и спасения, отрицая истинные отношения со своей женой, точно так же, как это имело место в отношении Церкви; он любим миром, который Бог в конце концов осудит и откуда Он его отсылает. Начиная с момента, когда Аврам отправляется в Египет, до его возвращения к месту, откуда он уходил, не существовало жертвенника, воздвигнутого для Господа. Когда он покидает Египет и снова оказывается в Ханаане, у него, как и прежде, свой жертвенник, но сначала необходимо, чтобы он вернулся к месту, где построил свой первый жертвенник, и что бы он обрел его вновь там. Какое предупреждение для христиан относительно отношений Церкви и Христа! {Могут быть определенные символические ссылки на Израиль во время его пребывания в мире и вдали от Бога. Но это происходит с ним в качестве примера (tуpоi) и записано для нашего наставления – на нем сходятся цели мира. Авраам в Вефиле был удален от своего жертвенника} Хотя мир и может порой приходить на помощь Церкви, такие отношения со Христом не могут больше поддерживаться, начиная с того момента, когда мы специально ищем этой помощи. Вспомним здесь о замечании, сделанном по другому поводу, что женщина представленная в образном смысле, занимает то положение, в котором находятся те, кто нам здесь представлен, а мужчина – верное или неверное поведение тех, кто находится в этом положении.