Бытие 15

Когда Бог явил Себя подобным образом, согласно благословению, установленному Им, всемогущим, для земли, посредством царя-священника Мелхиседека, естественно, что там находит место благословение избранного народа, а мы возвращаемся к земной сцене, и вот в 15 главе мы читаем наставление Бога Вечного Аврама в том, что касается его земного потомства и страны, которую Он ему дает, при этом все подкреплено заветом, где Бог, свет направляющий и горнило испытующее, соблаговолил подтвердить исполнение того, что Он пообещал. Смерть делает это реальным; Господь, подтверждает в благости то, что Его связывало – завет. Таким образом, Аврам наследник обетований, ощущает ужас и видит тень этого. Нельзя еще сказать, что мы перед сценой искупления, когда нам показан огненный факел и пекло между кусками жертв, но это другое проявление жертвы, а именно: подтверждение обетований, через единственное, что может осуществить это в пользу человека грешного {Провозглашение Бога в начале главы 15 находится в связи с отказом Аврама принять что-либо от мира, как описывается в конце главы 14}. Очевидно, что, хотя завет и сотворен в пользу земного народа, развития промысла Божия и установление этого завета охватывают другие принципы большой важности, касающейся всех. Сам Бог был щитом и наградой Авраму, преимущественно, более которого человеку не может быть дано. Но Аврам еще не избавился от чувств, связывающих его с землей как обиталищем плоти, и в самом деле целью Бога было благословить его таким образом, при том, что благословение это, по своей природе, является иудейским; перед нами и далее будет разворачиваться удел иудейства. У меня нет наследника, говорит Аврам, и нет никого, кто мог бы продолжить мой род и принять в наследство мои владения на земле согласно обетованию, ибо на земле, где люди умирают, должна существовать преемственность; именно так и должно было случиться. Но, что касается земли, это могло произойти только при зависимости от Господа через обетование и через веру. Хотя, будучи связанным с землей, это благословение не должно было быть исполнено по естеству; на этой почве для Аврама все было закрыто из-за слишком преклонного возраста: у него не было наследников. Вот почему было явлено семя веры и обетования; не единственное семя, но семя евреев, детей обетования. Здесь выражен данный принцип и вера вменилась в праведность, ибо Аврам верил в Бога. Итак, для этого мира Израиль стал семенем обетованным, наследником: затем придет время для завета, касающегося земли, заключенного согласно обетованию при призвании Авраама. Господь Сам приходит к Авраму в силу высокой неизбежной необходимости принесения жертвы, как мы это уже видели (ибо фактически завет подтвержден смертью Христа, без которой иудеи ничего не могли бы иметь); что касается исполнения рассматриваемого обетования, то оно связано со страданиями народа в Египте и последующим избавлением, когда угнетатели народа и захватившие наследство окажутся одинаково осужденными. Мы уже обозначили характер этого действия, через которое осуществился завет. Что касается формы этого действия, то здесь читатель может прибегнуть к сравнению с Иер.34,18.19. Кроме того, обетование, которое призвало Аврама покинуть по своей вере страну, находится вовсе не здесь. В этом месте речь идет о наследстве, утвержденном для его потомков через завет и без всяких условий. Это обетование Израилю, дарование семени обетованного, наследие, связанное с землей и с плотью. Отметьте здесь, кроме всего прочего, что угнетение народа Божьего, длительные страдания этого народа, задержка обетованного наследия, неразрывно связаны с долготерпением Бога по отношению к тем, кто должен быть осужден (ср. 2Петр.3,9). И еще отметьте, что угнетатели Израиля осуждены из-за Израиля, как и захватившие его наследство. На этом заканчивается повествование о планах и обетах Бога. Судьбы человека и промысел Бога начинают развиваться начиная с 16-ой главы {Глава 15 стоит особняком, между общими принципами, уже рассмотренными, и последующим историческим повествованием, которое, однако, хотя и историческое, содержит великие основополагающие принципы, каковые, за исключением Исаака, относятся к Израилю и земле. Это безусловное обетование относительно Израиля, земли и завета. В последующих главах, однако, мы видим обетованное имя}, а также путь и препятствия, встречающиеся на нем со стороны тех, с кем Его народу приходится вступать в контакт: в некотором смысле это и необходимо. Эта мысль продолжает свое развитие до главы 23, где Авраам перестает быть представителем рода обетования; Сарра, сосуд семени обетованного, умирает, а рожденный по промыслу наследник предстает перед нами как тот, кого Бог ставит на первый план. Те, кто рожден по желанию плоти (Измаил), предшествует лишь во времени тем, кто рожден по обетованию. Нельзя не отметить, как подробно представлены в Бытии основополагающие принципы Божия промысла и жизни человека, которые придают этой книге, особенно в той части, что мы уже разобрали, поразительный характер и удивительную свежесть. Это как бы суммарный итог состояния человека и промысла Божия по отношению к нему, а не искупления или прославления, пусть даже мы и найдем здесь жертвоприношение и прощение грехов. Об искуплении речь пойдет в Исходе. Предмет рассмотрения в Бытии – это состояние человека, промысел Божий и Его основополагающие обеты.