Введение

Книга Бытия является совершенно особой в ряду других. Она представляет нам в начале повествования Библии все великие основополагающие принципы, раскрывающиеся в истории отношений Бога с человеком, о чем рассказывают последующие книги. Все эти принципы просматриваются в Бытии в виде ростков, разве что за исключением закона, но в любом случае своего рода закон был дан Адаму во времена его безгрешности, а Агарь, как мы знаем, символизирует собой по меньшей мере Синай. Из всего того, что исполнилось впоследствии, нет почти ничего такого, что не было бы предзнаменовано в этой книге в той или иной форме. Также, продолжая рассказывать печальную историю падения человека, эта книга, описывает отношения Бога с человеком, и делает это с такой свежестью чувств, которой в человеке, привыкшем к злоупотреблениям и жизни в обществе, наслаждающемся самим собой, уже не остается. О чем бы ни рассказывалось, – о творении, о человеке и его падении, о грехе, о силе сатаны, о призыве Бога, о Его суде над миром, об искуплении, о заветах, об отделении народа от Бога, о Его неприятии на земле, о воскресении, об утверждении Израиля в Ханаане, о благословении народов, о добром посеве в обетовании, о восшествии на престол мира Господа, миром отвергнутого, – все это фактически или образно отображено в этой книге, – да, образно, когда мы имеем ключи к прочтению в лице самой Церкви.