Бытие 25

Далее мы видим, как Бог делает Свой выбор, выделяя из всех Свой земной народ. Бросается в глаза то, как мало говорится здесь об Исааке, если не считать, что он пребывает в небесной сфере в то время, как ему подыскивают жену на земле. Мы же на земле, но небесное полностью открыто нам, и мы имеем залог всего. Обещанное в Аврааме и ярко показанное в Иакове, полностью раскрывается на протяжении всего повествования. Иаков ценил обетования Бога, но если Лот дал себя увлечь к хорошо орошенной равнине Иорданской, Иаков проявляет свое неверие в том, что выбирает для исполнения обетования плотские средства вместо того, чтобы подождать помощи от Бога. Поэтому дни его были коротки и тяжелы, а он сам постоянно становился жертвой происков, подобных его собственным. В то время как в Исааке мы видим Христа воскресшего, Жениха Церкви, когда Святой Дух спустился на землю ради Господа, Который наверху, в Иакове нам показан Израиль; изгнанный из земли обетованной, но сохраненный Богом для того, чтобы он мог насладиться ею позднее. Впрочем, я полагаю, что в этих сочетаниях нам представлен Господь, Который, любя Израиль (Рахиль), прежде всего принял народы, Церковь, а затем иудеев. Эти сюжеты сопровождают нас до конца главы 25: жертва и воскресение, призыв Церкви и избрание Израиля, самого первого, ради того, чтобы именно он насладился обетованием и благословением, сошедшими на землю. Что касается точки отсчета, то есть Исаака, символа жертвы и воскресения Христа, то в нем живом был залог обетований. То же самое было и во Христе. Но имея наследство и живя на земле, Авраам должен был во всем целиком и полностью уповать на Бога. Он вместе с Исааком отдал все в руки Божии. То же самое сделал Христос: все в Нем было связано с обетованием Израилю; на Кресте Он оставил все, чтобы все получить через воскресение из рук Своего Отца. Заметьте, что нет ни одной жертвы, которая совершалась бы без того, чтобы нам открылась еще более великолепная основа для нашего сближения с Богом в благодати, чем та, которой мы обладали прежде, ибо Бог дарует то, что поддерживает нас в жертве и что не было необходимо для наслаждения тем, что принесено в жертву. Бог даровал обетования в Исааке, но следовало довериться Богу при принесении Исаака в жертву, чтобы увидеть воскресение. Необходимо было, познать воскресение, и, действительно, Авраам верил, что Бог настолько могуществен, что может воскресить его из мертвых. Обетование благословения родов на земле, сделанное Аврааму, заключающегося в семени, Исааке. В послании к Галатам рассматривается именно такое значение этой части Писания. Я ограничусь здесь лишь замечанием, что обетование, данное Аврааму в главе 12, подтверждается здесь идеей единородства Исаака, принесенного в жертву и воскрешенного. Были и другие обетования, относительно потомства, многочисленного, как звезды на небе (что тоже было обетованием), но обетование благословения народов земли было дано сначала одному Аврааму (гл.12), и подтверждено здесь в едином семени (гл.22). Так и апостол Павел говорит о едином. Это обетование Аврааму не упоминается больше в других главах; оно подтверждено в воскрешенном семени. В конце главы, помимо общего корня различных наций, показано происхождение Ревекки. В главе 23, как мы уже видели, сосуд обетования, Сарра, исчезает, чтобы уступить место Ревекки, жене сына, но вместе с тем, по-прежнему не обладая ничем в стране, где он должен купить место погребения, Авраам имеет твердые заверения в том, что он получит ее впоследствии. Он погребет там ее тело. Теперь речь идет о поисках жены для наследника. Заметьте прежде, что она получает знаки благодати, а затем, как обрученная, дары; она выказывает ум, приготовленный благодатью к следованию – призыву обращенному к ней, и Елиезер ведет ее через пустыню, одну, оставившую дом своего отца ради обретения всего с Исааком, которому его отец отдал все. Здесь перед нами всестороннее изображение Церкви в символическом плане. Исаак (воскрешенный человек, стоящий между Авраамом, человеком обетования, и Иаковом, с которого начинается история Израиля, никоим образом не должен возвращаться в страну, откуда берет начало его род, из которой была вызвана его жена. Исаак – человек исключительно небесный. Ревекка должна идти к нему. И для нее, думающей об Исааке, путешествие становится благословенным. Если бы она сумела забыть своего мужа, она оказалась бы всего-навсего чужестранкой, оставившей все ради того, чтобы, в конце концов остаться без родины и наследства. Такова и Церковь. Вернуться в Месопотамию означало бы остаться без Исаака. Отметьте затем, благодаря действию Святого Духа, в Елиезере, полное доверие Богу; он просит и услышан, но просьба должна целиком соответствовать Слову (здесь словам Авраама): приходится ли она ему родственницей? Потом, когда благословение познано, то благодарение проявляется прежде радости; наконец, Елиезер выказывает исключительную преданность делу, которое он должен исполнить: он не хочет есть до тех пор, пока не заставит выслушать свое послание, и никаких колебаний, – у него есть поручение, и этим все сказано. О, если бы так же поступали все те, кто со Христом! Раб ведет Ревекку к Исааку, вышедшему ей навстречу, а потом Исаак ведет ее к шатру, где в утешение своему мужу она заменяет Сарру, сосуд обетования, занимая место жены воскрешенного наследника, еще лучшее, чем у Сарры. Обетования уступили место Церкви, призванной по благодати, но все, что происходит от Авраама, имеет место в Слове Божием. Несмотря ни на что Исаак остается наследником всего, хотя Измаил и стал великим и имел уже сыновей, происшедших от него {Хотя эти темы в общем следуют одна за другой, глава 25 не выпадает из исторической последовательности. Слово «затем» не имеет реального значения. Это общее собрание различных семейств, происходящих от Авраама. Исаак был наследником его владений, он дал дары сыновьям его наложниц и отослал их. Затем мы видим его смерть и двух его известных сыновей, но Исмаил, сын по плоти, упоминается первым, однако Исаак и затем Иаков продолжают божественную историю}. В главе 25,19 в некотором смысле начинает разворачиваться новая сцена. От бесплодной женщины, ведь все должно быть по благодати и божественной силе, рождаются два ребенка, в чем проявляется избрание не только по благодати, которая призывает, но и в высшей власти и в противопоставление делам. Здесь, как мы видим, цель Божия открывается Ревекке, но история излагается лишь настолько, чтобы показать нам характер и мотивы поведения Исава и Иакова. В Иакове нет ничего притягательного по природе, но Исав презрел дар Божий. Он судит обо всем исходя из себя самого; он оказался человеком от мира сего, хотя Бог по Своим тайным замыслам предназначил благословение Иакову. Исаак не видел ничего сверх земных выгод этого дара; он не заботился ни о Дарующем, ни об отношениях с Ним. Во всем этом нам показана лишь история двух сыновей в сравнении их характеров; промысел Бога по отношению к ним будет открыт позже. Лишь теперь начинается история Исаака. Здесь он – предназначенный наследник мира, но как таковой он должен получить надлежащий удел Израиля, в то время, как глава 24 символически показывает нам тайную историю Церкви в связи с воскрешенным наследником.