Бытие 42-47

Открывается новая сцена: его братья, влекомые голодом, приведены путем раскаяния и унижения к признанию, в конце концов, славы того, кого они раньше отвергали, когда он был тесно связан с ними. Вениамин, символ власти среди иудеев, соединен с тем, кто в то время, когда он был им не известен, имеет царскую власть среди народов. Христос объемлет в Себе оба эти качества, и это приводит к единению с ним всех братьев Иосифа. В конце концов Иаков и его семьи поселены, как особый народ, в наиболее благоприятные земли из тех, что были под властью великого фараона. Что может быть трогательнее, чем поведение Иосифа по отношению к своим братьям? Но я предоставляю поразмышлять об этом сердцам моих читателей, помогая им открыться, насколько это в моих силах, бесценному влиянию Духа Божия. Сжатый обзор, только что сделанный мною, более ясно представляет эти образы, чем обилие деталей, – именно это наиболее интересно здесь.. Отметьте, что здесь раскаяние детей Иакова непосредственно связано с их поведением при отвержении Иосифа, и именно это камнем лежало на совести его братьев. Тоже самое будет в конце со всем Израилем. Здесь речь идет не об их грехе относительно закона (с этим нам предстоит столкнуться после их прибытия на Синай), но, символически, об их грехе по отношению к Мессии. Совесть каждого из них побеждена окончательно, и они возвращаются к обстоятельствам отвержения их брата; Иосиф же открывается им постепенно и только после различных испытаний души, осуществляемых им в его отношениях с братьями. В конце особенно выделяется Иуда в связи с Вениамином; это происходит, когда Иуда принимает близко к сердцу печаль Израиля в связи с Вениамином и потерей Иосифа, и сам он настолько охвачен горем, что Иосиф в своей славе открывается им как их брат. Какая трогательная сцена! Совершенная доброта Иосифа в конце – это великолепное изображение откровения, которое Христос сделает о Себе Самом (45,4.8 и далее). С радостью мы отмечаем, что, когда Иаков был представлен фараону, пусть он и признает, что его жизнь была печальной по сравнению с жизнью его отцов, он чувствует себя в состоянии – он, презренный пастух, – благословить монарха целой страны. Ведь, поистине, наименьший благословляется больше. Самый малый и самый колеблющийся из детей Божиих имеет осознание своего превосходства в присутствии даже самых знатных людей мира сего. Посещение Египта произошло согласно Богу: таким образом, Израиль рассматривается здесь как пребывающий там в течение времени, указанного Богом, даже когда он подвергается гонениям, а не как изгнанник и скиталец вследствие своего неподчинения {Это предмет рассмотрения в Рим.11,28-33, в стихе 31 мы читаем: «Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы». Они предали обетования и приняли их теперь не на более высоком основании, чем язычников, то есть не из чистой милости}, хотя эти два определения были бы истинными для времени, когда наступит его последняя скорбь, и уже поэтому являются таковыми. Заметим, что Бог является Иакову как Бог Исаака, его отца, а не как Бог Авраама. Его благословение было вверено Христу воскресшему. То, что зависит от обетования, было потеряно Израилем при отвержении Христа, но Бог желает явиться ему из чистой милости, напоминая о воскресшем Спасителе, и исполнить это согласно Своей верности, – именно это мы видим в символах. Поэтому Израиль получает благословение несмотря ни на что, пусть даже он и был угнетен и странствовал. Сцена меняется с того момента, когда Иаков оказывается рядом с Иосифом. Это в его случае связано в мире с прославленным Христом, открывшимся ему. У него лучшая земля, приведенная к единому подчинению и порядку как принадлежащая фараону, которого представлял Иосиф, и он же осуществлял его властные полномочия. Беэр-Шива, граница Израиля (преодолев ее однажды, Иаков оставался чужестранцем вне земли обетованной), – это то место, где имеет место откровение Бога. Нельзя не заметить в истории Иосифа один из самых ярких образов Господа Иисуса. Этот характерный образ соотносится и со многим из промысла Божия по отношению к иудеям и язычниками.