Бытие 1

Давайте же задержим свое внимание на этой книге и исследуем ее по порядку. Прежде всего нашему взору предстает творение, центром и главой которого был поставлен человек. Нам показан труд Бога, затем результаты труда, покой Бога, отдых от труда, участники которого никоим образом не выявляются. Сам Бог отдыхал от трудов Своих; человеку же предписано занять свое благословенное место главы. Откровение Божие, касательно отношений человека с Богом содержит историю не всего, что сделал Бог, но лишь того, что Бог дал человеку для его пользы, истину о том, с чем ему предстоит иметь дело: Он особо позаботился о том, чтобы сообщить человеку то, что касается его, человека, отношений с Богом. В связи со вторым Адамом однажды человек познает, как он познан, но уже посредством подвига Христова; он обладает помазанием со стороны Святого, через которое ему ведомы все вещи, но исторически откровение предстает по частям; оно не сообщает того, что занимает ум и чувства человека. И так на протяжении всего библейского повествования. Отсюда видно, что о творении сказано лишь то, что объясняет положение человека, предписанное ему Богом Творцом в самом творении, или то, что ему явлено в сфере его существования как творения Божия. Итак, здесь не говорится ни о небесных тварях, ни о их творении: они обнаруживаются лишь тогда, когда начинают вступать в отношения с человеком, хотя потом будет ясно показано, что они сотворены Богом. Таким образом, что касается земли, то об этом ничего не говорится, за исключением описаний ее настоящей формы. Утверждается тот факт, что Бог сотворил все, – все, что видит человек, всю материальную вселенную. «В начале сотворил Бог небо и землю». То, что могло случиться между этим моментом и между моментом, когда земля (ведь речь идет только о ней) была безвидна и пуста, остается совершенно не раскрытым: тьма покрывала лик бездны, но имеется в виду лишь тьма, покоящаяся на бездне. Бог вывел землю из состояния хаоса и тьмы, в котором она пребывала, посылая туда свет прежде всего через Свое слово. Затем он образует моря и сушу и покрывает землю растениями и животными тварями. По сотворении и приготовлении земли подобным образом человек вводится сюда как повелитель всего того, что здесь есть; одарив человека плодами трудов Своих, Бог почил от всех дел Своих, указав таким образом на благодать дня, видевшего завершение Его трудов. Человек скорее наслаждается плодами трудов Божиих, нежели участвует в отдохновении, поскольку он никак не принимал участие в работе. Порядок творения представляется следующим образом: В первые четыре дня Бог выводит свет и порядок из-под сени тьмы и беспорядка. В первый день – свет; явление сил небесных над землей во вторых день; Он отделил то, что имело форму и упорядоченность, – с одной стороны, от массы, обладающей силой, но бесформенной; с другой – от вод; затем он одарил красотой и плодородием обитаемую, приведенную в порядок землю – в третий день. Символы управляющей власти были поставлены на свое место видимым образом – на четвертый день. Итак, сцена для развития и господства человека была сформирована; там не было только самого человека. Но прежде, чем сотворить его, Бог сотворил живые существа всякого рода в морях, на земле и в воздухе, – им надлежало распространяться и умножаться, свидетельствуя о животворящей силе Бога, через которое Он мог сообщать материи живительную энергию. Итак, не только была создана сцена, на которой смогли развернуться обетования Бога по отношению к человеку, но появились также существа, управлять которыми должен был человек таким образом, чтобы проявить свои способности и свои права, согласно воле Бога и в качестве Его наместника, представителя на земле. Человек отделен, отличен от всего, являясь средоточием всего, повелителем всех существ, с которыми он связан уже потому, что они ему принадлежат, он живет в своей собственной среде блаженства согласно своей природе, управляя, что касается остальных тварей, всеми вещами в любви, ибо все они причастны ему. Одним словом, человек поставлен в центр таким образом приготовленного творения. Но это еще не все: он не должен был выйти из материи по простому проявлению воли Божией подобно животным, сотворенным той властью, что называет вещи несуществующие, как если бы они существовали, и они возникают. И создал Господь Бог человека из праха, и вдунул в лицо его дыхание жизни; и человек стал душою живою, пребывающей в непосредственной связи с Богом. Как говорит апостол в одном месте: «Мы Его род». По этому поводу не сказано: «Пусть земля да произойдет!» – но: «Сотворим человека!», и Он сотворил человека по образу Своему; Он сотворил его для размножения, как и других тварей, но наделив правом повелевать ими, сделав из него таким образом средоточие и главу творения Бога на земле. Посевы этой плодородной земли были ему даны на пропитание; зеленая трава, проводимая землей, служила таким же кормом животным. Разрушение и смерть еще не существовали. {Ничто так не подчеркивается как обособленность положения человека, существа, в котором также должны были сбыться обетования Бога, проявившего все Свое расположение в сынах человеческих, показавшего в людях Свою добрую волю (а не просто Свою доброту по отношению к ним) через тот факт, что Его Сын пришел на землю в облике человека. Здесь, вероятно, мы имеем дело с человеком, несущим ответственность, но разница, существующая между ним и другими животными, и подчеркнуто возможна. Дни творения завершаются обычной формулой: «И увидел Бог, что это хорошо» (1,25), – еще до того, как упоминается человек. И вот тогда-то появляется обетование, дающее человеку право на особое положение: Бог желает сотворить его по Своему образу и подобию. Мы дважды встречаем одни и те же слова: «И сотворил Бог человека по образу Своему». Считать человека простым животным – чудовищно; это опрокидывает торжественное провозглашение Самого Бога и не учитывает смысл данного отрывка. В плане творения человеку, видимо, уделена роль исполнителя промысла Божия, хотя последний находит свое полное воплощение только во Христе, как это показано в псалме 8 (ср. Рим.5,14 и Евр.2)} Во второй главе мы увидим другой принцип огромной важности, который связан с появлением человека, когда вопрос его отношений с Богом уже выдвинут на первый план. Здесь речь идет о сотворении человека как об отличном от всякого другого; он представлен как плод трудов или творение Бога, глава и средоточие всего остального мира, повелитель всем тварным существам. Но мы можем отметить, что, хотя человек несет на себе печать образа и подобия Божия, здесь не стоит вопроса ни о праведности, ни о святости; последние были привнесены в мир подвигом искупления и через причастность божественной природе. Было не столько отсутствие зла, сколько незнание его, и того, что есть Бог. Здесь мы имеем дело скорее всего с местом человека, но не с его природой, хотя отсутствие зла и источник снисходительности как стержень всего существа должны были сразу быть в человеке, – эти последние скорее относятся к подобию, а место – скорее к образу. Человек имел главную власть над всем, и все принадлежало ему как главе. Ему была передана вся власть и все чувства как центру и главе, и в нем не было греха, или зла, неподчинения и эгоизма. Он должен был бы наслаждаться неискаженным духовным порядком. Первые три стиха из второй главы продолжают первую главу. Это покой Бога: Он отдыхает от Своих трудов; все очень хорошо.