Бытие 9

В девятой главе начинается история новой земли. Бог еще больше, чем прежде, благоволит земле, и приятное благоухание жертвоприношений придает миру уверенность, что всемирный потоп впредь никогда не повторится. Бог в знак этого заключает с творением завет {Завет в связи с Господом всегда выражает, как мне кажется, некоторый порядок, установленный со стороны Бога и возвещаемый человеку, согласно условиям которого Бог вступает в отношения с человеком, либо согласно которому человек должен приблизиться к Богу}; власть передана в руки людей, и смерть начинает обеспечивать их пищей. Из всего видно, что до этого момента люди не умели ни управлять, ни поклоняться идолам. Но был грех против Бога, беспредельная жестокость по отношению к ближнему и развращение: два неизменных признака греха у людей и у сатаны {Есть три вида греха – насилие, ложь и развращение. Первые два непосредственно приписываются сатане. Увы, человек следует ему в этом; третий свойствен более человеку. Все три вида отмечены в Кол.3,5-9. Фактически мы имеем эти три вида в конце – лжепророк, зверь и Вавилон}, но в крайнем их проявлении. Бог, исполненный любовью, принял на Себя заботы о творении, но вот с Ноем приходят новые законы. Жертва Христа (ее образ) становится основой промысла Божия на земле, а не только принятия человека, как в случае с Авелем, и на этой основе заключается завет; Бог связывает Себя в благости таким образом, что вера обретает прочный фундамент, на который всегда может опереться. Второй принцип, введенный тогда же, не менее важен, а именно: введение человека в правление. Завет был прочным, ибо Бог верен, когда Он принимает на Себя обязательства. Власть была доверена человеку. Увы! Это испытание имело те же результаты, что и предыдущие. Власть, доверенная Ною, тотчас теряет свою чистоту. Земля, под благодатью, облегченная, как то провозвестил Лемех, благодаря заботам земледельца, готовит из своих плодов западню для Ноя, который пьянеет; его собственный сын насмехается над ним, навлекая этим проклятие на свой род. Это событие показано нам для противопоставления этого рода Израилю, центру земной власти Бога, и отношений Бога с этой семьей. Итак, в этих главах нам представлены старый, доживающий свой век мир и новый, начинающийся на новых принципах, который просуществует до наказания огнем. Падение человека в этом состоянии очевидно, и затем свыше от Бога приходит наказание, как это было с Адамом и Каином. Начинают вырисовываться особый суд и особая благодать, теперь уже в связи с Израилем, ибо мы еще на земле, но здесь ход истории семьи Ноя тесно связан со следующими двумя моментами: благословением Сима и проклятием Хама. Бог, таким образом, в двух словах излагает нам полную историю нового мира. Насколько же могущественно Слово во всем! Знающий Писание в полном объеме может изложить все коротко и ясно. Десятая глава, содержащая описание родословий и историю сынов Ноя, приводит нас к новой теме. Перед нами утверждение новой земли и ее пророческая история в целом; это земля в первом повествовании о Ное, и отношения Бога с Ноем; Сим признается на ней корнем семьи Бога, имя Которого связано теперь с именем Иеговы; затем показан особый приговор Ханаану, место которого, как мы знаем, впоследствии займет Израиль.