Исход 19-23

Благодать, таким образом, завершив свой круг, приводит к полной смене декораций. Израильтяне не празднуют праздник на горе, куда Бог, как и обещал, привел их, но Он «носил их, как бы на орлиных крыльях, и принес их к Себе». Бог ставит Израильтянам условие: если они будут слушаться гласа Его, то будут Его народом. Израильтяне, не зная хорошо самих себя, вместо того, чтобы сказать, что они хоть и согласны слушаться, не осмеливаются брать на себя такое обязательство, рискуя своим благословением, ибо почти уверены, что лишатся его, поспешили пообещать, что исполнят все, о чем говорил Господь. И теперь благословение было поставлено в зависимость (как в случае с Адамом) от верности человека Богу. Еще дальше стало оно от осуществления (как и наше); основанное на совершенном искуплении, оно не было даже основано на неограниченном условиями обетовании, какое было дано Аврааму {Для нас важно видеть, что наше положение перед Богом основывается не на обетовании, но на совершенном искуплении. Все, что касается его и основы нашей твердой веры, является совершенным обетованием. На славу мы уповаем}. Однако народу было запрещено приближаться к Богу, Который скрывался во мраке. Фактически они обязались подчиниться Богу на большом расстоянии от него, в положении, находясь в котором, они не могли приблизиться к Нему в таком величии, чтобы поклоняться должным образом. Тем не менее Бог со всей торжественностью огласил Свой закон и счел нужным, чтобы народ трепетал перед Ним. Но что может сделать страх, влияя на расстояния от Него? Возможно, он вызовет должные чувства, однако в таком положении это не приведет к надлежащему подчинению. Ужас и состояние покорности, когда люди находятся далеко от Бога, — такова суть закона, правила или постановления в самом широком смысле, адресованного человеку, не смеющему приблизиться к Богу, когда между Богом и человеком воздвигнут барьер, а вопрос о праведности, как образе жизни, поставлен перед человеком, когда этот человек — грешник. Моисей, когда Бог говорил народу, а народ не осмеливался слушать Его, вступил во мрак и выслушал наставления Бога к народу, заповеди общего и духовного характера, касающиеся владения ими землей Ханаанской (в соответствии с заветом о законе) в том случае, если они войдут в нее. Два особых момента отмечено относительно поклонения: человеку запрещалось делать руками божества или торжественники и устанавливать свои обряды, дабы не открылась в этом явно нагота его. В 21-й главе мы видим (как можем заметить мимоходом) прекрасный образ преданности Христа Церкви и Своему Отцу, а также Его любви к нам. Явив Себя преданным слугой еще в бытность человеком, когда Он жил на земле, Христос остается им даже тогда, когда умирает ради Своего Отца, Церкви и Своего народа. Он сделался слугою навечно (сравните Иоан. 13 относительно настоящего времени и Лук. 12 относительно славы).