Исход 27

Во дворе скинии Бог встречается с миром (я не говорю о самом мире, по которому мы идем {Это, вероятно, выражает благодать христианства, поиски и спасение потерянного. Внешний вид скинии указывает нам на наш приход к Богу, а не на Его явление к нам. То же самое надлежит отнести и к христианству. В Послании к Евреям рассматриваются те же изображения скинии, о которых мы говорим, однако даже они несколько изменены под влиянием христианства}, ведь речь идет о пустыне), именно туда люди приходили из мира, чтобы приблизиться к Богу, но не как священники или святые, но как грешники. Уйдя из этого мира, человек попадает в пространство, отгороженное для Бога, Которого знают лишь те, кто вошел туда. Там в первую очередь в глаза бросается жертвенник всесожжения; Бог справедливо осуждает грех, но являет милосердие грешнику в Своих отношениях с людьми, обитая среди них, как таковых. Да, Бог осуждает грех, ибо, не осудив его, Он не сможет поддерживать отношения с людьми. Однако скиния символизирует и Христа, исполненного совершенства от Духа Божия, Христа, принесшего Себя в жертву за грех во имя торжества справедливости, чтобы установить связь грешников с Богом. Христос был вознесен от земли. Относительно земли вопрос заключался в следующем: возможны ли взаимоотношения людей с Богом, святым и живым? Этого не могло быть. На кресте Он был вознесен от земли, отвергнут этим миром, тем не менее Он не вступает в места небесные. На кресте Христос был удален от этого мира — Он покинул его, однако все еще сохраняет Свое присутствие в нем, как предмет веры, как полное удовлетворение, полученное праведностью Божией, как доказательство Его любви, и к тому же любви Того, Который Своим поступком прославил все, что присуще Богу. Хотя Его больше нет рядом с людьми на земле, они устремляют к Нему свой взор, и по благодати многие идут Его путем, отделяя себя от этого мира, в то время как Бог в правосудии Своем (ибо где оно еще было прославлено, как не на кресте Иисусом?) может принять приношение соответственно Своей славе от любого грешника и быть прославленным даже самым жалким грешником. Что касается приближения к Богу грешника, то последний делал это ради прощения ему вины и явных грехов. Само по себе жертвоприношение значит гораздо больше, чем приятное Богу благоухание, прославляющее Его. Именно здесь мы находим описание жертвенника всесожжения, сделанного из меди, который символизирует справедливое осуждение греха Богом (который, однако, встретил грешника с любовью благодаря жертве Христа). Бог явил здесь Себя не как духовный и высший объект поклонения святых, но с точки зрения Своего отношения к грешникам соответственно Его праведности, определяемой {Здесь мы должны заметить, что хотя окончательный приговор имеет отношение к нашей ответственности перед Богом и определяется ею, прощение неотделимо от нашего вхождения в присутствие Божие (хотя на опыте в этом плане может быть продвижение), потому что именно благодаря делу, совершенному Христом, была разорвана завеса в храме и Бог полностью открылся. Это показал великий день искупления, ибо кровь была отдана Богу, и отданы во искупление грехов (но грехов, оскверняющих присутствие Бога), чтобы все грехи были уничтожены. Но медный жертвенник объединял в себе преданную любовь и ценность жертвоприношения, то есть он олицетворял божественную благосклонность и божественную удовлетворенность: «Потому любит Меня Отец». В данном случае были принесены жертва за грех и жертва всесожжения, но та и другая — для благоугодности в отрицательном и положительном смысле, а не просто святости Бога, как кровь в день искупления. Мы искуплены Его кровью, нам прощены наши грехи, но только благодаря Его щедрой благодати} тем, как Он оценивал их грехи. Но кроме этого грешники были представлены Ему через искупительное дело Христа, Который, действуя под мощным влиянием Святого Духа, принес Себя непорочного Богу и тем самым удовлетворил всем требованиям Его правосудия, и, более того, прославил Бога во всем существе Его, став благоуханием, приятным Господу {Интересно узнать, что слово «сжигать» вовсе не используется в еврейском по отношению к жертве за грех и жертве всесожжения; в случае жертвы всесожжения это слово используется в смысле «курить благовонным курением»}, в котором, покинув этот мир, мы приближаемся к Богу, и приближаемся к Нему подобно тем, которые являются грешниками по своей сути и признают это. Приближаясь к Нему, они обнаруживают, что их грехи устранены на кресте Христовом, встретившемся на их пути, и, кроме этого, они вошли в это благоухание жертвы Христа, который сделался жертвой всесожжения. Это не было жертвой за грех, сжигаемой за пределами стана, ибо там никто не приближался к Богу. Христос был сделан Богом жертвой за грех, и все произошло между Богом и Христом, однако здесь мы приближаемся к Богу. Я добавлю здесь несколько слов о жертвоприношениях. В жертве за грех, которую сжигали вне стана, Бог представлен выходящим из Своего жилища, чтобы наказывать, мстить за грех. Христос встал на наше место, понес на Себе наши грехи и умер, чтобы снять с нас грех, принеся Себя в жертву. В этой жертве за грех Его кровь пролилась и смыла наши грехи. Однако эту бесценную кровь первосвященник уносит в святое святых и возлагает там на крышку ковчега, и таким образом устанавливается надежная основа всех наших отношений с Богом, поэтому если смотреть на каждого входящего к Богу теперь, то он безгрешен пред очами Бога. Однако это означает не только то, что Бог полностью осудил грех через смерть Христа, но и то, что дело Христа было угодно Богу во всех отношениях. «Я прославил Тебя на земле». Бог прославился во Христе, и Бог признал Его в Себе Самом. Сама сущность Бога, заключающаяся в Его справедливости и любви, была в полную меру прославлена открыто перед всей вселенной, хотя только глаз верующего способен увидеть это, и поэтому именно этой праведностью Христос был возведен в положение, достойное совершенного Им дела. Любовь Отца к Нему, и именно она не преминула сделать это. Таким образом, дело не только в том, что та святость, которая наказывает грех, уже показала этот грех через смерть Иисуса и ей больше ничего нельзя было сделать для искоренения его, но и в том (для того, кто знает, что в его природе Адама нет спасения, а тем более нет его в законе), что благодатью, верою Христа, праведностью Самого Бога, оправдывающей справедливостью был не только уничтожен грех, но и должным образом оценено все совершенное Христом во славу Бога. Бог принимает нас в Возлюбленном Его. Учитывая все то, что совершил Христос, Бог должен был возвысить Его и поместить одесную Себя. И мы очищены от своих грехов соответственно совершенству Бога, Который вместе с Христом совершил это дело искупления. И Христос вошел к Нему, как Человек, благодаря этому делу, после того как Он принес Ему Свою Кровь. И мы, являясь объектами этого искупительного дела, благодаря ему приняты Богом подобно Христу. Поэтому грешник, верящий в Бога, приближается к медному жертвеннику, где приносят жертву (ибо путь к Нему открывается кровью жертвы), и приближается к Богу, явленному в святости, но приближается к Богу, как приятное благоухание жертвы Христовой, — это выражение не соответствует жертве за грех, сжигаемой вне стана (там Он был сделан жертвой за грех). Мы приближаемся к Богу подобно всякому приятному благоуханию, которое исходит от преданности и покорности Христа, распятого на кресте, то есть принимающего смерть. Заметьте, кроме того, что священники приближаются к Богу, входя в святилище, как и подобает священникам. Но об этом немного позднее. Таким образом проанализировав все проявления Бога, мы подошли к вопросу священнослужения. Служение Богу происходило во дворах скинии и в местах, где Бог давал о Себе знать (гл. 27,20). Священники должны были заботиться о том, чтобы во всякое время горел светильник вне завесы, за которой было скрыто свидетельство, чтобы он горел и ночью. Светильник символизирует свет благодати и силы Божией — через Духа, являющего Бога духовно. Здесь представлен не Он Сам, сидящий на престоле, где Его высшее существо хранило сокровище Его правды, и этим сокровищем был Сам Христос в Своей Личности и по Своей природе, и только напоминающий Самого Бога; это не указывает и на справедливость в Его отношениях с грешным человеком вне святилища, мерилом которого являлся долг человека, и для чего закон Божий давал определенные правила. Это указывало на свет, посредством которого Он проявлял Себя в силе Своей благодати, но который указывал на Его связь с человеком, представленным святым или отделенным на служение Ему, и все же это указывает на проявление Бога. По сути речь идет о Святом Духе. Это мы видим и в Апокалипсисе, однако, возможно, в основе этого Христос, как человек, и это ничем не ограничено {Для полного раскрытия этого в Его личных и свободных проявлениях здесь на земле необходимо было, чтобы человек (Христос) прославился согласно божественной справедливости, однако подобные рассуждения могли бы отвлечь нас от нашей настоящей темы. Мне следует снова напомнить, что мы имеем здесь лишь тень, а не сам образ вещей. То, что содержится в тексте, относится к земному человеку, которым Бог управляет как сосудом Духа. Здесь священство предполагает людей слабых, а Христос — это иная Личность, обитающая для нас на небесах}. Или этот свет, возможно, исходит от Него и через Его благодать светит в других, либо как Дух пророчества (это относится исключительно ко времени, предшествующему Его появлению на земле), либо каким-то иным образом он сияет все ярче и ярче, как он светил после Его воскресения, когда Святой Дух спустился на землю. Но как бы он ни проявлялся в людях, дело в том, что он сам был там пред очами Бога, чтобы явить Его в силе Самого Духа, однако для нас здесь важно священнослужение, чтобы сохранить эту связь между силой Святого Духа и служением людей, в которых Бог явил Себя во имя того, чтобы этот свет светил всегда (глава 27,20-21). Вот почему в следующей главе речь сразу идет о назначении на служние священников.