Исход 32

В то время, как Бог, таким образом, готовит нечто очень ценное для Своего народа {Скиния носит двоякий характер. Она служила прообразом небесного и способствовала сближению греховного народа с Богом, возвращению его к Нему. Интересно рассмотреть скинию и в другом аспекте, ибо, как образец небесных вещей, она представляет собой наибольший интерес. Во-первых, она символизирует сами небеса, так как Христос восходит не в скинию, а непосредственно на небеса. В некотором смысле даже вселенная является домом Божиим, однако, более того, Церковь, как небесный дом, представлена скинией. Мы являемся домом Божиим, скинией Божией в Духе. О тесной связи этих двух значений говорится в начале главы 3 Послания Евреям: Христос, Бог, создал все, а мы — Его дом. Он наполняет все и всех, однако обитает в Церкви. Получаются концентрические окружности, хотя и совершенно отличные по своей природе. Сравните молитву в Еф. 1, в которой эти две вещи также связаны более ясно с положением Христа, как направляющего все; об этом еще говорится в Ефес. 3. В Ефес. 1 Христос представлен Главою над всеми, но не обитающим среди всех, хотя связь остается прежней. Сравните Ефес. 4,4-6, хотя там эта связь представлена через Духа, Господа и Бога, то есть говорится не просто об обитании. Еще более полно отвечает этому молитва в Ефес. 3, где, заметьте, слово «высота» и т.д. имеет отношение не к любви, а ко всей картине Божией. Мы находимся как бы в центре этого и смотрим оттуда, вникая во все, потому что Христос, находящийся в центре, обитает в нас. С другой точки зрения, Личность и полнота Самого Христа пребывает там, ибо Бог был в Нем, а поэтому разрыв завесы апостол Павел относит к плоти Христа или, если угодно, к самой завесе: «…чрез завесу, то есть плоть Свою». Очевидно, что место обитания Бога — главная идея этого, подобно тому, как человек живет в доме своем, принадлежащим ему, и т.д.}, чтобы укрепить Свои отношения с ним, израильтяне полностью отвращаются от Господа, избрав себе рукотворный объект для поклонения, считая его средством своего избавления. Как быстро это случилось — печально, но этого следовало ожидать от поспешного подчинения закону, чтобы насладиться обетованиями. И Аарон впадает в грех вместе со всеми. В таком вот состоянии находился народ Божий, и Бог повелевает Моисею спуститься. Теперь все начинает устанавливаться на другой основе. Бог в Своих намерениях благодати не только увидел Свой народ в бедствии, но и обнаружил их истинные пути. Они оказались жестоковыйным народом. Поэтому Бог пожелал, чтобы Моисей оставил Его; Он хотел истребить израильтян и произвести многочисленный народ от Моисея. Моисей же становится на их защиту и являет свою истинную любовь к израильтянам, как народу Божию, самоотверженно утверждает славу Божию в них, думая и заботясь только об этой славе, совершенно забыв о себе, ходатайствуя с такой замечательной силой и призывая к тому, что неизбежно влечет за собой эта слава, и к неограниченным условиями обетованиям, данным отцам {Это универсальный принцип, касающийся полного восстановления Израиля. Соломон, Неемия и Даниил лишь возвращаются на позиции Моисея. Это важное замечание относительно исполнения путей Божиих в отношении Израиля}. И Господь отменил то, о чем сказал. Характер Моисея блистает здесь во всей своей красоте и замечательным образом проявляется среди тех, кого Святой Дух соизволил изобразить по бесценной благодати Божией, ибо Ему угодно описывать подвиги народа Божия и принесенные ими плоды, хотя Он Сам является их поддержкой. Однако все было покончено с заветом о законе. Основной и первый закон, связующее звено всего завета, запрещающий поклонение иным Богам, был нарушен самим же народом. Скрижали со словами завета так никогда и не попали в стан на обычной законной основе. Израильтяне полностью отстранились от Бога. Моисей, который так и не вопросил Бога, что следовало делать с этим законом, спустился вниз. Его опытное ухо, способное быстро улавливать истинное положение дел среди народа, услышало их легкомысленное и кощунственное ликование. Как только Моисей увидел золотого тельца, который был сделал прежде самой скинии Божией в стане, то сразу же разбил скрижали под горой. Ревнуя о народе перед Богом на вершине горы по причине славы Божией, Моисей, спустившись вниз на землю, возревновал о Боге перед народом по причине все той же славы. Ибо вера делает больше, когда видит, что Бог велик, и каждый мыслящий готов признать это, ибо это связывает славу Божию с Его народом, а следовательно побуждает рассчитывать в любом положении на благословение Божие, а также заботиться о Его славе, и призывает к соблюдению святости любой ценой в соответствии с этой славой, чтобы не допустить богохульства со стороны тех, кто отождествлен с ней. Левий откликнулся на призыв Моисея. Он заявил своим братьям, детям их матери, что не знает их и посвятил себя Господу. Теперь Моисей, исполненный ревности, хотя и не по ведению своему (но по разрешению Бога в назидание нам), заявляет своему народу, что он должен взойти к Господу, чтобы загладить свой грех. Моисей умоляет Бога простить народу Израиля их грех, а если это невозможно, тогда изгладить и его из книги Божией. Бог отказывает Моисею. И хотя Он пощадил народ по ходатайству Моисея, Он все же поставил израильтян под власть Своего долготерпения, но на каждого отдельно возложил ответственность перед Собой, то есть заставил подчиняться закону, объявив, что всякую душу, согрешившую, Он изгладит из Своей книги. Таким образом, заступничество Моисея способствовало прощению, имея в виду управление, ибо, благодаря этому заступничеству, израильтяне были поставлены в условия подчинения, с принципами которого мы скоро познакомимся. Однако это заступничество было бесполезно в плане искупления вины, которое защитило бы их от конечных последствий их греха, могущего сказаться на их вечных отношениях с Богом, и спасло от осуждения законом {Поэтому это откровение Божие, хотя о нем и сказано как о преисполненном милости, названо апостолом Павлом (в 2 Кор.) «Служением смертоносным буквам и осуждения». Ибо если бы народ все еще находился под властью закона, то чем милосерднее был бы Бог, тем больше вины было бы на народе}. Бог щадит израильтян и повелевает Моисею вести народ туда, куда Он указал ему, и ангел Его должен был идти перед Моисеем. Как же все это отличается от дела нашего драгоценного Спасителя! Он спустился с небес, со Своего места обитания, где пребывал в славе Отца Своего, чтобы исполнить Его волю, и исполнил ее совершенным образом, и (вместо того, чтобы разбить скрижали, символы завета, требования которого человек не в состоянии исполнить), Он Сам понес наказание за нарушение закона, понеся на Себе и проклятие, и, совершив искупление, прежде чем вернуться на небеса, вместо того, чтобы подняться с мрачным «может быть» на устах, которое святость Божия тотчас сочла бы недействительным. Нет, Он восходит на небеса со знамением совершенного искупления и с подтверждением Нового Завета Своей драгоценной кровью, ценность которой была несомненна для Бога, пред лицо Которого Он представил ее. Увы, Церковь поступила точно так же, как и израильтяне за время отсутствия истинного Моисея, и приписывала провидению то, что сама создала своими собственными руками, потому она пожеала увидеть в этом что-то!