Исход 16, 17

Но теперь возникают трудности пути. Три дня израильтяне в пути без воды. Как может показаться, это печальные последствия такого избавления. И вот отыскивают воду, но она горька. Если смерть стала для израильтян избавлением от власти врага, то следует узнать и о ее воздействии на них самих. Она, правда, горька для души, но через благодать обновляет и дает жизнь, ибо во всем этом есть жизнь духа. Эта смерть и применение креста к плоти фактически совершается после избавления, но дерево — это, несомненно, Христова участь на кресте, и оно делает воду сладкой, принося облегчение. После этого мы узнаем о двенадцати источниках и семидесяти финиковых деревьях. Эти числа, как мне кажется, символизируют те живые источники и то убежище, которые были приготовлены с помощью средств, избранных Богом, для утешения Его народа {Господь использовал эти числа, когда посылал Своих учеников с миссией к Израильтянам}. Здесь перед нами принцип человеческой ответственности и покорности, выдвинутый как условие благосостояния и процветания под властью Божией. Однако благодать все еще продолжает действовать на отрезке пути от Чермного моря и до Синая. Суббота, день покоя народа Израиля, утверждена в связи с Христом, истинным хлебом жизни, Который его дает. Далее следует Дух — живые воды, выходящие из скалы, однако с появлением Святого Духа наступает и борьба, а не покой. И все же Христос, прообразом которого здесь является Иисус Навин и о котором впервые упоминается теперь, становится духовным вождем народа Божия. Истинный покой дает Христос, этот хлеб, пришедший с небес, и это предшествует борьбе, хотя человек не может по-настоящему насладиться Им только с помощью этого хлеба, то есть воплощения Христа, без предстоящих смерти и воскресения. До тех пор, пока мы едим плоть и пьем кровь, мы не имеем жизни, позволяющей вкусить хлеба и насладиться им. Но до сих пор народ Божий характеризует искупление, и испытание его, и благословение во власти благодати. Что касается прямого доступа к Богу, то об этом не говорится. Скала, действительно, разбита, поскольку ее следовало разбить, чтобы вообще получить живую воду, но это символ исторического события, олицетворяющего смерть Христа, а не представляющего доступ к Богу за завесу. Все это земная часть путей Божиих, даже в благодати. Как бы ни были Израильтяне уверены в том, что одержат победу, сражаясь в битвах Господних, народ полностью и ежеминутно зависел от божественного благословения, которое символизирует то, что если Моисей (который, держа жезл Божий, олицетворяет Его власть на небесах) не удержит свои руки в поднятом положении, то народ будет побит врагами. Тем не менее, Аарон священник и Ор (чистота?) поддерживают благословение, и Израильтяне побеждают врага. Причина этого скрыта. Искренность, героические усилия, тот факт, что это была брань Божия, — все это, хотя и подчеркивало праведность, в счет не шло, ибо не зависело только от благословения Божия с небес. Можно подумать, однако, что если Бог ведет войну под своим знаменем, то она скоро кончится победой. Нет, из поколения в поколение Он вел брань против Амалика, ибо, если это была война Бога, то она велась среди Его народа.