Числа 10

В главе 10 говорится о серебряных трубах, которые служили для созывания народа, а также для снятия стана, но которые находили себе и другое применение. Они были свидетельством Божиим, возвещаемым гласно, с двумя основными целями: собрать народ и отправить его в путь. Также и на практике: свидетельство Божие собирает Свой народ вокруг Себя и заставляет его идти вперед. Свидетельство Божие — знак Его вмешательства; в то же время он, как следствие, был обусловлен эти вмешательством. Священники, которые должны были в общении со своим Главой пребывать в тесной связи с помыслами Бога, трубили трубами, когда это было нужно. Все делалось соответственно общению с Богом в Его святилище. После вступления народа в землю, если случалась война, священники трубили громко; они без страха возвещали о свидетельстве Божием, и тогда Бог вспоминал о Своем народе, чтобы вмешаться. То же самое верно и в отношении нас: мы никогда не должны страшиться нападения сатаны, но вместо того, чтобы пугаться, мы должны свидетельствовать о своей верности, в ответ на которую Бог обещал вмешаться в силе. Не будем же бояться наших противников. Трубами пользовались также во время торжественных праздников, ибо свидетельство и память Божии составляют радость Его собранного народа. Таким образом, весь народ в своем национальном единстве и порядке был собран как стан, где пребывал Бог, и должны были идти в подобном же порядке. Все было завершено в отношении упорядочения народа и служения Господа. Наконец, народ был призван сделать свой первый переход. Порядок, которому следовали во время передвижения, отличается от того, который был предписан в том, что скинию вместе с ее пологами несли за тремя первыми коленами, чтобы она могла быть поставлена для помещения туда ковчега; он же следовал за тремя другими коленами, но, кроме того, Бог являет Себя замечательным образом в благодати, вне всякого предписанного Им порядка (2,17), ибо фактически ковчег сам идет впереди стана (стих 33). Моисей попросил сына пустыни “быть глазом” народу, но когда человек не заботится о том, чтобы сделать это, Бог Сам берет на Себя эту заботу. Бог оставляет место, которое Он занял посреди колен, чтобы они заботились о Нем и соблюдали Его честь. Если можно так выразиться, Он становится в некотором роде их служителем, подыскивая место, где они могли бы отдохнуть на этом пути, который был им не знаком. Это был не покой в Ханаане, но место в пустыне, когда Господь совершил трехдневный путь, чтобы усмотреть место отдыха для Израиля. Прекрасная картина нежной и драгоценной благодати Господа, который, если Он побуждает нас пересечь пустыню для нашего блага, оказывается вместе с нами, и Который, ведя Своих овец, заботится о том, чтобы идти перед ними и помогать им Своей любовью. Могущественный проводник Своих чад во время пути, их слава и их радость, когда наступит время покоя Его среди них! Это завершает божественно установленный порядок стана и благодати, которая вела их через пустыню. Сравните псалом 131,8, где Бог в конце истории Израиля (предвосхищая Давида) восходит к Своему покою. Псалом 68 показывает вмешательство Бога для достижения покоя.