Числа 11

Теперь (глава 11) мы призваны обратить наши взоры на другое, чтобы рассмотреть поведение народа в пустыне, и чем же оно оказывается, как не историей неверности и мятежа? Тем не менее добавим, что это история терпения и благодати Божией. Это бесконечно унизительная и поучительная картина. Мы вкратце рассмотрим разные случаи вероломства, которые представлены нам здесь. Первое, с чем мы встречаемся после нежного проявления любви Божией, — это ропот сынов Израиля. Они жалуются на усталость, когда Бог подыскивает им место для отдыха. Бог карает их. Смирившись, они взывают к Моисею, и по его заступничеству кара отменяется. Но их сердце остается чуждым Господу; соблазненные сопровождавшими их пришельцами, для которых Ханаан не был землей обетованной, они чувствуют отвращение к манне. Сколько раз Христос, хлеб жизни, кажется недостаточным для души, далекой от общения с Богом! Сердце ищет себе пищу в другом месте; оно испытывает потребность в чем-то еще, оно вспоминает о том, чем плоть обычно наслаждалась в мире, вместе с тем забывая о рабстве, в котором оно удерживалось. Оно не знает более силы этих слов: “Приходящий ко Мне не будет алкать”. Бог дарует им предмет их желания, и они, вместо того, чтобы устыдиться, видя, что Бог равным образом способен удовлетворить их желания в пустыне, они поспешно собирают перепелов, и гнев Божий воспламеняется против этого порочного народа. Моисей, уставший от них, как от непосильного груза, в свою очередь сетует на свое положение. Бог облегчает тяжесть его бремени, но не без упрека, и выделяет ему семьдесят мужей, чтобы помочь ему нести это бремя. Дух Божий воздействовал на двух из них и почил на них, хотя они не выходили, чтобы обрести его, к скинии, где стоял Моисей; они пророчествуют в стане. Иисус Навин, ревнивый к славе своего господина, просит его запретить делать это. Но если Моисей, который был не в состоянии {Заметьте здесь различие в вере благочестивого апостола при сравнении главы 11,12 с Посланиями к Галатам 4,19 и 2 Коринфянам 11,28. Возможно, что это прегрешение Моисея, жалующегося, что он изнемогает от бремени народа, и давшего повод к пророчеству в стане, также повлекло за собой мятеж Мариамь и Аарона против него. Как бы там ни было, Бог поддерживает власть своего служителя, который сохраняет свою кротость, оставляя Богу заботу обо всем, что касалось лично его} нести бремя своей славы, должен был разделить ее с другими и до некоторой степени потерять часть ее, он, по меньшей мере, позволяет увидеть в этих обстоятельствах глубину благодати, пребывающей в нем. Он не завидует тем, кто пророчествует в стане. “О, если бы все в народе Господнем были пророками”, — сказал он. Это нечто чрезвычайное — Дух, которым был движим этот служитель Бога. В конечном счете, какими бы ни были его помыслы, Бог властен решать, на кого должен сходить Его Дух.