Числа 16

Глава 16 описывает открытое восстание Дафана и в частности притязание левитов Израиля на священство, как таковое. Некоторые из начальников народа (и даже в какой-то момент весь народ), действительно приняли участие в этом восстании, но они были увлечены честолюбием человека, который исполнял обязанности служителя при скинии. Новый Завет называет это “упорством Корея”, и прежде всего Моисей обращается к нему. Суть греха, на чем настаивал Моисей, заключалась в том, что сыны Левины заняли место, которое не принадлежало им. Лестью Корей увлек за собой других, чтобы они стали его сообщниками, с целью присвоить себе официальные права священства. Случай с Дафаном и Авироном был второстепенным вопросом, имеющим отношение к авторитету Моисея, авторитету слова Божия, провозглашенному через него, и их наказание было частным вопросом. Но это притязание служителей при скинии на права священства рассматривается как открытое восстание против Бога и авторитета слова, передаваемого через Моисея. Это, однако, не развращение служителей скинии при распространении самого заблуждения, как мы видим это в различии, которое провел апостол Иуда. Мы видим естественную злобу у Каина и религиозную развращенность у Валаама, который проповедовал заблуждение за вознаграждение у Корея, которое имеет своим следствием истребление. Будем помнить, что апостол Иуда ставит вопрос о последствиях и о конце, уготовленном растлению и растлителям христианства. Упорство Корея — восстание против авторитета Христа и против отличительного характера {Это церковное зло, но, что касается восстания, зло зашло здесь еще дальше. Таково было притязание служителей при скинии на священство. В этом состоит зло, на которое указал Моисей, хотя Корей вовлек в него также и других, кроме себя (ст.8-10)} Его священства: восстание по подстрекательству человека, который, занимая положение служителя, претендует на звание священника и, поступая так, уничтожает единственно истинное небесное священство Христа. Рувим был старшим сыном Израиля, а Корей был из самой именитой семьи среди левитов. Колено Рувима и семья Корея были соседями в стане, но ничто из этого, по-видимому, не является причиной, толкнувшей их на этот поступок. Это было, одним словом, открытое восстание и дерзость пред лицом Самого Бога. Бог вскоре покончил с их претензиями, ибо “кто восставал против Него и оставался в покое?” (Иов 9,4). Моисей взывает к Господу. Дафан и Авирон используют последствия неверия собрания, которое могло бы уже быть в Ханаане, чтобы возложить вину за это на Моисея. Что касается Корея, Моисей возвещает, что Бог даст знать, кто свят и кого Он избрал. Корей и двести пятьдесят начальников собрания поглощены землей; Дафана, Авирона и всю их компанию пожрал огонь. Но дух восстания овладел всем обществом. Наутро они возроптали против Моисея и Аарона, говоря: “Вы погубили народ Господень”, — подходящее название, чтобы возвеличить себя. Теперь становятся очевидными священство и заступничество Аарона. Аарон с кадильницей встал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. Мы увидим важность этого последнего замечания в том, что последует дальше, и поймем единственный принцип, согласно которому, принимая во внимание существование грехов и плоти, Бог может заставить Свой народ пересечь пустыню. В пустыне это священство, презираемое Кореем, было необходимо, и только при помощи священства человек может добраться до конца при пересечении пустыни с Богом {Вопрос стоит здесь не о союзе с Христом (это было еще тайной) и даже не о сыновстве, но речь здесь идет о странниках, пересекающих пустыню. В этом качестве странников мы рассматриваемся как отстраненные и отличные от Христа, как в Послании Евреям. Добавлю здесь, что есть разница между священством и заступничеством Ходатая (Послание Евреям и 1 Послание Иоанна). В Послании Евреям это священство ради милосердия благодати, чтобы мы получали помощь во время нужды, в то время как заступничество Ходатая предназначено для восстановления общения, когда мы согрешили}. Моисей, отвечая Корею, заявляет, что Бог покажет, кого Он избрал для этой цели. Так Он и поступит. Раздраженный презрением и несправедливостью Дафана и Авирона, Моисей призывает их к справедливости и суду Божиему. Бог вмешивается и карает полным истреблением. Но здесь, когда речь идет о знании того, кто должен приближаться к Нему, вопрос стоит о славе и о доме Божием, следовательно, одного авторитета недостаточно, чтобы вести таких людей, как мы, через пустыню: плоть мятежа и последняя опора авторитета — истребление, но это не приводит народ к доброму концу во славу Бога, хотя Он прославляется в справедливости в этом деянии. Моисей же, обладая авторитетом и поражая по справедливости, бессилен привести народ в Ханаан. Бог отдает власть над Своим мятежным народом священству, которое мятежники так презирали. Это Христос, священник, в Своей благодати и милости ведет нас через пустыню. Таково заключение, к которому мы приходим в конце повествования о странствовании народа Божиего.