Числа 20

Пророчица Мариамь умирает; эта сторона пророчества завершается; Израиль, так сказать, стареет в пустыне, и голос, который пел торжественные песни, когда народ шел от Чермного моря, нем в могиле. Кроме того, недоставало воды. Переход продолжался, запасы иссякали; все, что было радостью и свидетельством, было готово исчезнуть. Народ ропщет на Моисея и Аарона. Бог указывает Моисею на средство, которое Он определил, чтобы воспрепятствовать этому ропоту. Если до этого перед нами была картина Его святости, то теперь мы видим Его средства и Его благословение. “Возьми жезл, говорит Бог (теперь Он не знает другого жезла), — и собери общество и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду”. Не остается ничего, как дать знамение благодати (священства, вмешивающегося от имени Бога по благодати, которой Он облек его власть) и сказать слово, и все, в чем народ нуждается, будет немедленно получено. Но вовсе не благодать сопровождала народ от Чермного моря до Синая, и не власть наказывала грех, но милость, имеющая священническое знание о грехе и о нуждах, чтобы восстановить народ от скверны одного и получить то, что отвечало желаниям других. Но Моисей, взяв расцветший по повелению Божиему жезл, будучи ожесточен мятежом народа, думает о своей власти и о его восстании; он не понимает замыслов благодати и говорит опрометчиво: “Разве нам из этой скалы известь для вас воду?” Прежде он сказал: “А мы что такое, что ропщете на нас?” (Исход 16,7). Восстание народа и пренебрежение к его собственной власти воздействуют на ум Моисея сильнее, чем разумение благодати Божией. “И ударил (Моисей) в скалу жезлом своим”. Вот что он должен был сделать сразу. Христос, скала, должен был быть ударен, чтобы вода вышла из нее для Его народа, но не могло быть повторения этого действия. Теперь, при священстве, нам следует говорить только согласно живой власти этого священства, учрежденного Богом, и в благодати дается ответ на все наши нужды. Плоды и цветы этого жезла Аарона были бы, так сказать, испорчены, если бы ударили им; здесь изложена совсем другая мысль. Моисей не освятил имя Божие; он не придал значения тому характеру, которым обладал Бог. Он не почтил Бога в том положении, которое Он соблаговолил занять, но Бог освящает Себя, тем более что здесь Он поступает в благодати и утоляет жажду народа вопреки всему. Моисей прославил себя сам, но перед Богом он был уничтожен. Он не смог отказаться от положения, в которое он был поставлен, чтобы постичь помыслы изобильной, высшей и милостивой благодати своего Бога, превосходящей в сострадании справедливость и власть, которой он подчинил свой народ. Однако Бог не оставляет Своего бедного служителя. Как же мы незначительны по сравнению с Его благодатью! Только милость священства может довести до конца перехода через пустыню такой народ, каким являемся мы {Таков характер Послания Евреям: совершенство совести через приношение Христова, но при переходе через пустыню и в постоянной зависимости от Него, и при непогрешимой верности Того, на Кого мы уповаем. Это посреднический характер священства после того, как наши грехи устранены}. Но переход через пустыню подходит к своему концу. Теперь речь идет о врагах, которые сопротивляются тому, чтобы он окончился и чтобы народ вошел в желанную землю, в эту обетованную землю, к которой он так долго стремился. Едом, полный ревности, не позволяет ему сократить путь. Израиль обходит его стороной. Есть люди, которые противодействуют нам и которых следует обходить стороной по причине каких-то внешних отношений, существующих между ними и нами; хотя они находятся во власти лютой ненависти, нужно уметь отличать их. Бог вынесет им суд, когда придет Его время; наша рука не должна быть на них. Что касается врагов Бога, необходимо, чтобы они были и нашими врагами; там, где сила врага очевидна, это война Бога. Но мы встречаем на пути и тех, кто происходит из того же рода обетования, хотя они по плоти и характеризуются плотью. Мы предоставляем их Богу: не нам, а Ему подобает судить о них. Повод для вступления в войну не столь явен, и он не был бы законен для народа. Но вот умирает и Аарон. Служение приобретает в конце другой характер {С его смертью эпоха пустыни завершается. Предусматриваются меры против осквернения на пути. Моисей придерживается закона и не прибегает к жезлу Аарона (священническая милость), и на этой основе он не может ввести народ в землю. Мы видим этот порядок в этот переходный период: меры против осквернения на пути (глава 19); священство оставлено, и потому нет доступа в землю; затем непрекращающаяся ненависть старшего брата, потомка — внешне и по плоти — воскресшего человека в беспрестанном противодействии призванному народу. Аарон умирает, и благодать в пустыне прекращается; власть сатаны преодолена и через утомление (по их вине из-за недостатка веры) входит мертвящий грех; дается великое средство против него; сопротивление власти Аарона сломлено. Но с главы 21,4 описывается состояние души; сердце стремится обратно в Египет; Христос (манна) презирается. Сила врага, пока они были верны, ничего не значила. Неверность, ропот против Бога приводят их на жало смерти. Если они презирали хлеб жизни, то они получили роковое жало смерти в суде. Исцеление же совершалось при взоре веры на Христа, вознесенного для нас. Это не священство для странствия, но абсолютное средство против смерти через грех. Это в общих чертах то, чем является Бог для народа вне заботы в пустыне. Далее, ободрение Духом и Словом — выкапывание колодца. Затем мы видим великие победы над всеми их врагами, хотя только за Иорданом и необрезанными. Таков Бог для Своего народа вопреки его несовершенствам. Все это завершается полным их оправданием и благословением по разуму Божиему}.