Числа 26-29

Поскольку переход через пустыню был теперь завершен, Бог снова исчисляет Свой народ и пересчитывает его поименно, как своего наследника, готового войти в Его наследство. Он охранял его во всех превратностях до самых пределов Ханаана: даже его одежды не износились. Он решает частные вопросы наследства и ставит вождя на место Моисея, чтобы ввести народ в обетованную землю. Глава 26 повествует об этом исчислении. В начале главы 27 мы находим подробности относительно порядка, по которому израильтяне должны были наследовать землю. Моисею даруется милость увидеть обетованную землю, но чтобы войти туда, народ был поставлен под руководство Иисуса Навина. Моисей и Аарон вели его через пустыню, но здесь начинается новая эпоха, и Иисус Навин (для Церкви — Христос во власти Своего Духа) назначается для завоевания земли. Однако продвижение в этом зависит от священства, как и присутствие и действия Святого Духа фактически зависят от присутствия Христа в святилище. Главы 28 и 29 показывают нам поклонение народа, жертвы, которые есть пища для Бога. Остановимся немного на этих двух главах. Это не пути Божии и не объединение народа вокруг Него, как в главе 33 Левита; здесь речь идет о самих приношениях (и, в частности, о жертвах в приятное благоухание), а также о некоторых второстепенных вещах {Об этом виде жертвоприношения смотрите “Символы Левита”}. Во-первых, ежедневно приносятся агнцы — один утром, а другой вечером; в субботнюю службу приносятся два агнца; в особые праздники — также тельцы и овны. Агнец имеет самое очевидное значение: это постоянное выражение ценности Христа и верующих в Нем, истинного Агнца Божиего, восходящего постоянно, днем и ночью, в приятном благоухании Его жертвы. Во время истинной субботы его действенность, что касается ее понимания и применения, чрезвычайно возрастает. Можно сказать также и в отношении Самого Бога, когда полностью проявятся плоды трудов души Спасителя. Тельцы, как мне кажется, представляют собой энергию преданности людей в их оценке этой жертвы. Это самое большое, что они могли бы выразить собой; здесь это также относится к жертве Христа в том значении, которое ей придают. Овен всегда был жертвой посвящения или служил для исправления, когда нарушались требования посвящения. Что касается числа жертв этих двух последних видов, то было, вообще говоря, два тельца; овен и семь агнцев; затем дополнительно один телец и один овен в первый день седьмого месяца (гл. 29,2); телец, овен, семь агнцев в десятый день этого же месяца и убывающее число тельцов в дни праздника кущей. Как мне кажется, все это дает нам свидетельство о поклонении, совершаемом Богу на земле. Таким образом, когда это свидетельство возобновляется, когда Бог обновляет свет, порождающий его, во время первого праздника, названного здесь, то ответ со стороны человека прост и совершенен: два тельца (как было два агнца в субботу) — это полное и совершенное свидетельство преданности человека, ибо два человека делают свидетельство действительным. Овен посвящения — это полная оценка жертвы Христа. Поскольку человек еще на земле и всегда стоит вопрос о грехе, то добавлялся козел в жертву за грех. Если поклонение народа связывалось с воскресением Христа (гл. 28,17.22), то так же было в вследствие действия Духа Святого в собрании (стих 26). Это было проявлением силы со стороны Бога, что давало повод для поклонения; ответ со стороны народа был тем же самым. Первый день седьмого месяца (глава 29) относился к обновлению Израиля, которое было его особенностью, а не общим и полным свидетельством: это было обновление соразмерно ценности дела Христа, отношений Бога с землей и прежде всего с Израилем. Вот почему, кроме повторяющегося признания благодати в первый день месяца, дополнительно приносили в жертву тельца, овна и семь агнцев. Давалось общее свидетельство или ответ на дело Христа, но, кроме того, было особое или частичное свидетельство для земного возрождения Израиля. Так будет в день искупления, когда Израиль, увидев Господа, будет полностью восстановлен в благодати. Тогда это будет полным и общим свидетельством, когда воскресение Христа и сила Духа Святого (которые откроют доступ также язычникам, и распространятся, таким образом, до совершенного свидетельства отношений между Богом и человеком) вызовут ответ на земле, полностью признающий сотворенное Богом благо и отношения, установленные на основе Его дела. Тогда Его дети будут принадлежать Ему, согласно приятному благоуханию Христа, будь то при посвящении или при осознанной оценке Его приношения. Помазание Духом и радость сопровождали это приношение; оно совершалось все семь дней праздника во свидетельство Его совершенства. Следовательно, в первом случае, а именно во время праздника первого дня седьмого месяца, был только один телец (29,1-6), вместо двух, которые приносились в день первых плодов (гл. 28,26-37). Этот телец приносился как свидетельство особого и исключительного дела (но вместе с тем частичного), но поддерживалось и общее свидетельство ценности жертвы Христа, от которой оно зависело. Очевидно, что тот же самый принцип применяется в десятый день седьмого месяца. Это приложение искупительного дела Христа к Израилю на земле. И был только один телец, но это было истинным признанием достоинства жертвы Христовой, ее истинной ценности пред Богом. Принцип же посвящения и действительной ценности оставались те же самые. Праздник кущей вводил новый круг представлений, по меньшей мере развивая их: это грядущее устроение. Еще нет совершенства в том, что приносится с радостью и добровольно в жертву Богу, но это совершенство приблизительно уже осуществилось: приносятся в жертву тринадцать тельцов. Тысячелетнее царство принесет на землю радость в поклонении и благодарения, которые будут, по меньшей мере внешне, почти совершенны, поскольку сатана будет в основах, и благословение царства Христова распространится повсюду. Два овна представляют собой свидетельство изобильного посвящения и, возможно внешне, введение евреев и язычников, но не их посвящение в одном теле, а свидетельство, которое они по-разному воздадут на земле, в этом посвящении Богу. Затем, когда свидетельство совершенства дела Христа будет полным на земле, будь то для Израиля или в благословении язычников, вся его действенность проявится на земле, ибо в данном случае речь всегда идет об этом проявлении на земле (хотя и постигаемом верой). Здесь было четырнадцать агнцев. Есть, однако, спад в этой преданности радости и свидетельства по отношению к Богу; правда, она не перестает быть полной, но ее изобилие постепенно уменьшается по сравнению с тем, что было в начале. Но дело, поскольку оно совершено Богом, сохраняет свое совершенство. Это обнаруживается в седьмой день, который дополняет чисто земную часть. На восьмой день был только один телец, овен и семь агнцев. Это воспроизведение того, что характеризует день искупления и первый день седьмого месяца, ибо если этот последний означал только Израиль, приведенный к Богу, то восьмой день со своей стороны означает то, что вне земного совершенства, и отделенный небесный народ. Такова, как мне кажется, общая идея того, что излагает нам Дух Божий в этом отрывке.