Числа 32, 33

С этим связано и другое: если по нашей вине и идут войны за пределами Ханаана, то лишь через необходимые войны народа Божиего, которые ведутся с теми, кто противодействует его продвижению по пустыне, народ обрел себе добрую землю и до некоторой степени покой по эту сторону Иордана, реки смерти, которая служит границей истинной земли. Имея владения здесь на земле, к которым привязывается сердце, оно привязывается также к благословениям, которые по эту сторону Иордана, к частичному покою, который народ Божий обрел вне Ханаана. “Не переводи нас через Иордан”, — говорят они. Моисей ощущал значение этого желания. Хотя, согласно постановлению Божиему, он не мог войти туда, его сердце, однако, было там. Он напоминает им о пренебрежении к желанной земле в Кадес-Варни и сурово порицает Рувима и Гада. Однако, поскольку эти колена обязались идти впереди сынов Израиля до завоевания земли, он идет навстречу их требованию и поселяет их в Галааде вместе с полуколеном Манассии. Между тем повествование святой книги показывает нам, что эти колена первыми пострадали и попали в руки язычников. “Знаете ли, говорит Ахав Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берем его из руки царя Сирийского”. Счастливы те, кто терпеливо ждет благословений Бога, пока они не перейдут Иордан, и которые в ожидании предпочитают иметь терпение в отношении своего удела, предпочитая им благословения, которые по эту сторону. Хотя их дает провидение Божие, они менее надежны, и даже духовные благословения, хотя и весьма реальные, обманывают надежды святых, если Церковь рассматривает мир как место своего пребывания. Нет границ, подобных Иордану, которые Бог в Своих благостных замыслах установил бы, как таковые. Когда Бог исчисляет Свой народ поименно, Он показывает одновременно и Свое правление и Свою верность, ибо, хотя Он оберегал их, из них после первого исчисления не оставалось ни одного, за исключением Халева и Иисуса Навина. Он вспоминает также (глава 33) обо всем их долгом путешествии по пустыне: каждая их стоянка перед Его глазами и в Его памяти, и теперь Он ставит принципиальный вопрос о завладении землей народом и о полном истреблении ее жителей, которые должны были быть полностью изгнаны и не оставаться среди Израиля, иначе оставшиеся стали бы бичом для народа, и Бог поступил бы с Израилем так же, как Он поступил с этими народами. Милосердие, которое щадит врагов Божиих, или, скорее, щадит себя из-за неверия в своих сражениях с ними, — опасное милосердие, навлекающее на них суд, который заслуживали эти враги и который мы сами также заслужили.