Второзаконие 19-21

Глава 19 открывается постановлениями, предусматривающими владение и пользование израильтянами земли обетованной. Они обязаны были соблюдать эти постановления, чтобы не осквернялась эта земля и чтобы сам народ Израиля не утрачивал силы Господней. Указаны три города-убежища. Кто убьет ближнего своего без намерения, без всякой ненависти к нему, тот не имеет ничего общего с настоящим убийцей. Это важный принцип, влияющий на судьбу еврейского народа, проводящий различие между принимающими добровольное участие в убиении Господа, искренне одобряющими эту смерть, и теми, кто участвовал в этом по своему неведению. В этой же самой главе говорится о справедливых мерах в отношении лжесвидетелей. В главе 20 изложены основные постановления, касающиеся военной службы. В 21-й главе рассматриваются три интересных случая, в основе которых лежат принципы, относящиеся к путям Божиим с Израилем. Это случай обнаружения убитого на поле; случай, связанный с ребенком нелюбимой жены и случай, когда у родителей сын непокорен и не повинуется им. Земля Господня должна оставаться чистой и неоскверненной. Израильтяне вынуждены будут в конце века признать свою вину и очиститься от крови Мессии. Если случай с двумя женами относится к израильтянам, живущим на земле, то еще больше он связан с Христом (Главою язычников) и Церковью, вместе с которой Он наследует все, хотя на земле Израиль останется возлюбленной женой Господа. Однако Израиль, как сын мятежный и непокорный при старом завете, осужден и отвергнут. Что касается искупленных, то они не подлежат проклятию закона. Читавшие Библию хорошо знакомы с толкованием конца данной главы, и мне нет надобности подробно останавливаться на ней. Здесь рассматривается вопрос, касающийся осквернения земли обетованной, которую Господь дал в наследие Своему народу. Жестокосердие священников в исполнении этого предписания при данных обстоятельствах ужасно, однако вполне естественно. Теперь кратко подытожим то, что мы рассмотрели, начиная с главы 16,18. Мы говорили о тех средствах, к которым прибегал Бог, чтобы укрепить народ на Своих путях, чтобы дать ему познать волю Божию, чтобы они владели землей обетованной в мире. Израильтяне должны были назначить себе судей и надзирателей, которые бы судили народ по справедливости. В случае необходимости священник или судья, поставленные судить дела о чрезвычайных происшествиях, обязаны были сообщать народу решение и волю Божию, а израильтяне обязаны были подчиняться им. На тот случай, если народ пожелает поставить себе царя, были даны указания относительно его поведения. Указания даны и тем левитам, которые собирались посвятить себя служению Господу на месте, избранном Им в качестве Своего жилища. Израильтяне, стремящиеся узнать волю Божию, не должны были обращаться за советом к прорицателям. Господь воздвигнет им пророка. Затем предусматривается мера по сохранению земли от осквернения кровью; старейшинам города следовало выяснить, намеренно или не намеренно было совершено убийство. Эти города-убежища являются прекрасным символом, олицетворяющим состояние Израиля, совершившего грех, убив Господа Иисуса по неведению (как благодать Божия рассматривает это в связи с теми, кто покаялся) или умышленно (доказательством тому служит упорное неприятие Его). Именно на основе этого Бог будет судить израильтян. Поэтому, согласно последней точке зрения, народ подвергается строгому испытанию по закону. В 20-й главе предусмотрена мера по улаживанию конфликта, который мог возникнуть в связи с использованием земли и благ Божиих, либо между отдельными людьми, либо в случае захвата земли. Даны указания относительно того, как сохранить присутствие силы Божией и как следует поступать с противниками согласно цели Божией. Было запрещено проявлять милосердие по отношению к народам земли Ханаанской, ибо последние могли научить израильтян всякой мерзости, в которой сами были повинны. В 21-й главе описана еще одна мера, позволяющая предотвратить осквернение земли обетованной кровью; при этом объявлено (и не только в этой главе), что жизнь принадлежит Богу, и когда кто-то посягнет на права Божии, Он не закроет на это глаза. Мы не можем не увидеть здесь, что израильтяне в первую очередь повинны в пролитии крови Христа (глава 21, смотрите Псалом 50) и что кровь Иисуса — единственное искупление за грех пролития ее. Старейшины города оправдывали себя, заявляя о том, что ничего не знают о свершившемся убийстве. То же самое возымеет место в случае с Израилем. О том же молит и апостол Павел. Однако ничто, кроме крови телицы, “на которой не работали и которая не носила ярма”, не может смыть этот грех. Только ею с народа будет снята вина в пролитии невинной крови. Следующие постановления являются практическим руководством для израильтян, но, как мне кажется, также заключают в себе некоторые принципы, на которых основаны отношения Бога с Его народом. Таким образом, Израиль на земле и церковь на небесах — оба являются истинными первенцами, которых Бог не лишит наследства. А что касается непокорного родителям сына, то этот образ также символизирует Израиль, до конца непокорный Богу.