Второзаконие 27

И вот следует утверждение закона, иначе говоря, то, что придает силу Его закону и следствием чего может быть благословение или проклятие в зависимости от исполнения или неисполнения этого закона. Об этом говорится в главе 27 и в двух последующих главах. Глава 27 сама по себе представляет достаточно большие возможности для понимания слова Божия. Если благочестие отдельных израильтян выражалось в той форме, в какой оно было показано в предшествующей главе, то отношения всего народа Израиля с Богом были основаны на запрещениях закона. Когда народ перейдет через Иордан, чтобы вступить во владение землей обетованной (постоянно присутствующая здесь мысль), он должен будет поставить большие камни, обмазать их известью и написать на них все слова закона. В этом законе будут изложены те условия, выполняя которые израильтяне не перестанут владеть землей обетованной. Народ Израиля должен был разделиться на два лагеря по коленам; часть колен должна была стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, а другая часть должна была стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятия. На последней должны были воздвигнуть жертвенник Господу, но не для принесения жертвы за грехи, а для вознесения на нем всесожжений Господу и принесения мирных жертв. Такое поклонение предполагало праведный народ в общении с Господом, который, однако, если нарушит закон, то будет предан проклятию. За этим следует произнесение проклятий, последнее из которых гласит, что будет проклят всякий, кто не исполнит все записанное в книге закона и требующее исполнения. Однако благословения, произносимые на горе Гаризим, совершенно опущены здесь. Излишне говорить о важности этого пропуска. Апостол Павел понимает это как всеобщее пребывание под властью закона, ибо он говорит: “А все, утверждающиеся на делах закона {Данное выражение рассматривает не наше поведение, а тот закон, на котором основано наше предстояние Богу. Те, кто исполнен веры, связаны с верным Авраамом, а те, кто утверждается на делах закона, находятся под клятвою, ибо закон гласит “проклят…” и т. д.}, находятся под клятвою. Ибо написано “проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона”. Нет возможности уклониться от этого. Никто, кроме Господа Иисуса, не исполнил этого. И Он, если можно так сказать, не воздвиг жертвенник для вознесения всесожжений Господу, жертвенник для поклонения праведника, исполнившего закон, то есть для Себя Самого, но Он принес в жертву Себя Самого ради нас на той горе проклятий, как жертву за грех, и тем самым навсегда заставил умолкнуть все эти угрозы и проклятия. И благословений горы Гаризим тоже недостаточно. Небеса, и, более того, престол Отца для Него является единственно достойным ответом и наградой за то, что Он совершил, пострадав за наши грехи. Однако в этом и заключается правда Божия, переданная Христу, а через Него и нам, что Он был так возвеличен, прославив Бога, а мы получили то, чего Он добился для нас. Связь между принципами главы 26 и главы 27 глубоко интересна: исполнение обетования относительно обладания землей, основа для благодарений и поклонения, источником которого является искупление. Вслед за этим жертвенник, служение Богу, служение, связанное с утверждением Его закона, нарушение которого хотя бы в одном влекло за собой проклятие, обрушивающееся на того, кто нарушил закон. Таково было условие владения израильтянами земли обетованной. Именно с этой точки зрения, единственно проникающей в корень этого вопроса, апостол Павел и рассматривает все это. Именно на основании этого завета Второзакония народ Израиля по вхождении в землю обетованную становится народом Господним (сравните стихи 2,10 и глав. 29,19.