Второзаконие 28, 29

В главе 28 изложены принципы Божиего управления народом Израиля и непосредственные последствия покорности или непокорности народа Богу — последствия, столь печально осуществившиеся в судьбе этого несчастного народа, все еще возлюбленного Богом ради их отцов. Последствия нарушения закона, как принципа, лежащего в основе отношений Израиля с Богом и критерия праведности, являющейся основанием благоволия Божия, не следует путать с последствиями временного непослушания Богу и неисполнения Его постановлений. Именно о последнем идет речь в 28-й главе. Мы и сами можем заметить глубокий назидательный тон стихов 47, 48. Что касается Израиля, то из мирной истории нам известно, чем завершились эти угрозы, о которых говорится в данной главе. В 29-й главе Бог обращается к совести народа, ко всему народу и к каждому израильтянину отдельно, напоминая им обо всем, что с ними было прежде, чтобы не было среди израильтян корня, производящего грех (сравните Евр. 12,15, где подобное обращение и увещевание к ученикам и где чувствуется трогательная забота о святых христианах). Здесь следует обратить внимание на 29-ю главу. В ней мы находим противопоставление между открывшимися последствиями покорности и непокорности и целями Божиими в отношении народа Израиля вопреки их непокорности, целями, которые не могли быть образом их поведения. Этот образец был обнаружен в постановлении закона. Значение данного стиха было настолько искажено, что нам стоит в этом случае остановиться на его сути. Под сокрытым следует понимать намерения Божии относительно народа Израиля, хотя этот народ и оказался непокорным и был изгнан из земли обетованной, но, хотя эти намерения не являются образцом поведения, тем не менее они были открыты и представляют собой глубокий интерес. В последующих стихах Бог уже начинает раскрывать нам Свои намерения, и нам, несомненно, следует обратить на это внимание. В данных главах речь идет об отношениях благочестивых евреев с Богом, в основу которых положено исполнение обещаний, данных Богом их отцам; в них говорится о владении землей обетованной. Связь же народа Израиля с Богом оговаривается условием исполнять закон, данный Богом; в случае нарушения его израильтяне будут прокляты. Бог будет с народом Израиля, если они подчинятся Его законам; подчинение или неподчинение закону повлечет за собой определенные последствия, о которых тоже говорится здесь. И, наконец, сказано о том, что, вкусив плоды своей непокорности, народ обратится к Богу, и Он поступит согласно Своей цели, которую ничто не может изменить.