Второзаконие 33

Перед нами благословение, которым этот человек Божий благословил народ Израиля перед смертью (глава 33). Благословения Иакова в историческом плане больше относились к будущему. Здесь же они скорее всего указывают на отношения с Богом в условиях Его управления. Число колен Израилевых по-прежнему равно двенадцати (о Симеоне не упоминается, но вместо него представлены два колена из потомства Иосифа, которые унаследовали право первородства вместо Рувима). Здесь все отвечает благословению Божию, а не естественным правам. Согласно этому последнему принципу Израиль, представленный Рувимом, будет унижен, однако не умрет. Господь предстает здесь во всем Своем величии, с внушающим страх законом, который одесную Его, но Он любит Свой народ, иначе говоря, Его святые окружают Его, чтобы внимать Его словам. Народ Израиля получает закон от Него через посредника Его, Моисея, и этот закон — наследие обществу Иакова. Именно такие отношения израильтян с Богом положены в основу благословений Моисеевых. Эти благословения представлены здесь не в историческом плане, как благословения детям от отцов, и не в связи с Силомом, твердыней Израиля, и не как полный обзор путей Божиих в Израиле, как это было представлено в книге Бытие. Здесь речь идет об отношениях Господа с народом Израиля, вступившим во владение землей обетованной (как и во всем Второзаконии) и поставленным в прямую зависимость от Бога. Да, Господь благословляет, но благословляет соответственно величию Синая, Сам открываясь из куста. Моисей же, как царь Израиля, стал каналом этих благословений, обращенных к народу через него, -благословений, в основе которых лежат эти отношения с Богом. Таким образом, левит благословен за то, что остался верным Господу. Иосиф обретает благословение и благоволие к себе Того, Кто явился из среды тернового куста, потому что он боялся Бога и был отделен от своих братьев, как сосуд намерений Божиих. Это соответствовало положению двух колен на земле обетованной, поскольку Симеон, о котором здесь не упоминается, так сказать, затерялся в земле обетованной: его удел был там, где жили филистимляне. Следует также заметить, что основные благословения относятся к тем, кто во имя Бога не смотрел ни на отца своего, ни на мать свою; это относится к сынам Левия; благословен и Иосиф, который во имя славы Божией отделился от своих родных. И тот и другой принадлежали Господу. Левий же находился в самом лучшем положении: он действительно был отделен от других за то, что всегда оставался верным Господу. Иосиф, возможно, имел более ощутимую радость: он оставался верным Богу, невольно отделившись от Него. То и другое полностью осуществилось во Христе. Если благословением Божиим сохраняется жизнь колену Рувимову, хотя и не всем сынам его, то о колене Иудине сказано, что Господь услышит глас Иуды, и Бог всегда будет помощником ему против его врагов. Выражение “Приведи его к народу его” заслуживает особого внимания, так как оно указывает на те отношения, которые существовали между тем народом и Богом, на положение Иуды в истории Израиля в условиях управления Божия и на его последующее рассеяние между народами, а также на то, что должно все-таки возыметь место, когда весь народ Израиля будет возвращен на свое место. Левий занимает третье место, а о Симеоне ничего не сказано. Пророчествующий царь просит, чтобы Господь дал Левию право всегда оставаться священником народа Божия (на земле, конечно). Выражение “святой муж Его” указывает на почтительность к Богу — благодать в сердце. Моисей просит Бога, чтобы свет и совершенство (урим и туммим) в понимании тех отношений, которые действительно существуют и существовали во все времена между народом и Богом, и Богом и народом, могли пребывать с человеком, исполненном благодати и благочестия и представляющим колено священнослужителей. Однако замечательно то, что лежит в основе этой просьбы и имеет отношение к управлению Божию. Бог искушал народ Израиля в Массе и препирался с ними при водах Меривы. Именно это история приписывает Израилю. израильтяне испытывали (или искушали) Бога в Массе и препирались с Ним при водах Меривы. Но именно там, где в Израильтянах проявляется плотское, Бог испытывает Своего священника; именно при водах Меривы, где Моисей не сумел явить святости Его, Бог вступил в спор с Моисеем {Несомненно, падение этого человека Божия стало результатом его предшествующего состояния, ибо он был человеком. Испытание, когда у нас не все благополучно, оборачивается наказанием, но наказанием полезным, которое приводит нас к благословению и в то же время является благословением, поэтому сказано: “И не введи нас в искушение”}. Печальные обстоятельства (лишение явных и ощутимых благословений в среде народа Божия, — это состояние может повлечь за собой проявление плотской непокорности, вызвать ропот против Бога в пустыне, когда искушают Бога и заявляют: “Есть ли Бог среди нас?”) -это испытания, которым Бог подвергает Своих священников. И Церковь, находясь в положении священника, и особенно, те ее представители, которые имеют в сердце ее дары, тоже подвергаются испытанию, чтобы убедиться, знают ли они, как уповать на благословение Божие несмотря на любые обстоятельства. Хотя Левий и был подвергнут испытанию на предмет своего священнослужения, но лишь с той целью, чтобы получить священство. Левий ни минуты не сомневался в выборе между человеком и Богом, даже если этот человек приходился ему кровным родственником. Это единственное основание всякого священства. Человек может предстоять пред Богом от имени другого лишь в той мере, в какой он предстоит перед людьми от имени Бога. Ибо зачем Богу нужен посредник? Со святым Богом не может находиться тот, кто имеет права на все наше существо. В отношении грешников может быть лишь сострадание, соединяющее нас с грехами. Нужно снискать признание пред лицом Бога в соответствии с Его святостью, чтобы иметь возможность ходатайствовать за слабого человека. Это в полной мере присуще Иисусу и нам всем в некотором положительном смысле этого слова. Но чтобы добиться этого, нужно выдержать испытания, когда потребуется, а это, может поскольку мы находимся среди людей, стоить нам немалого. Нужно посвятить себя Богу, не щадя себя, отступившись от отца и матери. Это весьма важное наставление. Надо также уметь отличать между испытанием нашего священства и испытанием нас самих перед тем, как подвергнуться этому испытанию. Здесь речь идет об испытании на священство, когда мы уже испытали себя, ибо мы являемся священниками благодатью Божией, но должны быть готовы к полному испытанию сердца, отделяющему нас для Бога. По-видимому, место Вениамина по отношению к Господу было местом снискавшего Его благосклонность, ибо Бог покровительствовал ему, держа его возле Себя; именно в пределах колена Вениаминова находился Иерусалим. Иосиф снискал свое земное благословение по праву первородного сына. Что касается его наследия, то его земля благословенна и ему был назначен двойной удел. У меня нет замечаний относительно других благословений, скажу только, что благословения Завулона и Иссахара, по-видимому, относятся к будущему, а благословение Гада дано ему, чтобы укрепить уже существующие отношения. Но, кроме того, если пути Бога в отношении Его народа были связаны с верностью израильтян и явлением Его, если Бог направлял Свои пути соответственно их поведению, чтобы явить им Свою власть и Себя, то Он и возвышал Себя над всеми, чтобы благословить и сохранить их. Он вновь обращается к правам Своей славы, чтобы быть для них надежным источником благословения и безопасности. Он явит перед всеми Свою славу ради израильтян. Он принесся по небесам на помощь Своему народу. Там, где была Его слава, там была и поддержка израильтянам. Он и впредь будет поддерживать и защищать их и прогонит врагов от лица их, и тогда Израиль будет жить безопасно. Народ Израиля будет жить на земле плодородной, на которую с небес будут истекать благословения подобно росе. Счастливый народ, избавленный Господом, Который был для них щитом и мечом! Их враги будут раболепствовать, попираемые ими. Следовательно, какими бы ни были отдельные моменты отношений израильтян с Богом, Его управления ими, Бог в конечном итоге благословит их, как народ, соответственно Своей высшей славе и величию.