Введение

Итак, мы подошли к рассмотрению книги Второзаконие, книги весьма интересной в плане нравственных предостережений относительно свидетельства, однако представляющей меньше предметов для объяснения и истолкования, чем те книги, которые мы до сих пор изучали. В этой книге мы застаем израильтян уже на границе с землей Ханаанской, где Моисей настойчиво требует от них преданно хранить их отношения с Богом и покорно исполнять Его заповеди, ибо только таким образом израильтяне смогут войти в землю обетованную и остаться там; Моисей также предостерегает их насчет возможных плачевных последствий в том случае, если они проявят непокорность. В этой главе, главным образом, представлена основа исторического положения израильтян, а не символы, передающие намерения Божия, как в тех книгах, что мы только рассмотрели с вами {После книги Бытие и первых глав книги Исход, мало что было сказано об историческом положении израильтян в книгах Моисея, предшествующих Второзаконию. И даже в Бытии и самом начале Исхода принципы и символы являются наиболее важным аспектом того, о чем идет там речь. Что же касается истории израильтян, то апостол Павел ясно говорит об этом в 1 Кор. 10,11. И такая оценка характера этих книг очень помогает нам понять их. Нет доказательств того, что приносилась хоть одна жертва, возможно и были установленные жертвы, однако Амос, которого цитировал Стефан, утверждал обратное. Рожденные в пустыне израильтяне не были обрезаны и не умели должным образом совершать Пасху}. В основной части книги после воспоминаний о жизни в пустыне, говорится о тех установлениях, которые должны соблюдать израильтяне, живя на земле Божией и не имея другого начальника над собой, кроме Бога. На народ Израиля была возложена ответственность ходить в покорности Богу, единственному их Царю и правителю. Тут же сказано, что народ Израиля будет владеть землей обетованной при условии покорности Богу, однако, что касается праздников и других подобных установлений, то они ожидают времен тысячелетия. В конце книги ясно показано отличие между владением землей в условиях подчинения закону и действием благодати, сопровождающей эту цель несмотря на непостоянство израильтян. Данную книгу можно разделить на три части. В первых одиннадцати главах звучит настоятельное требование покорности, представлены различные мотивы, чтобы привести народ к этому. Далее, вплоть до конца 29-й главы, идут разные заповеди и наставления, сопровождающиеся описанием тех благ, которые ждут народ в случае покорности, и тех проклятий, которые обрушатся на него с случае непокорности Богу. Начиная с 30-й главы и до конца речь идет о грядущем, о благословении народа и о смерти Моисея. И все-таки этот раздел требует большего изложения, чтобы мы лучше поняли содержание книги. Первая часть подробно повествует обо всех происшедших с израильтянами событиях, настаивая на согласии с невидимым Богом, на обязательном исполнении ими долга перед Господом, призвавшим их через искупление быть с Ним. Эта часть заканчивается главой 4, в которой говорится о выделении трех городов для двух с половиной колен. Моисей не может войти в землю обетованную. Господь, Бог их — Бог ревнитель. Израильтяне поставлены под Синайский завет, однако Он — Бог милосердный, и в своей скорби израильтяне могут обращаться к Богу своих отцов. В главе 5 Моисей призывает всех израильтян выслушать слова о том, в каком положении они находятся, и опереться на основание завета, поставленного на Синае, то есть соблюдать его на земле, в которую они входили, чтобы владеть ею. Эту землю Бог обещал им, но они владели ею, находясь под властью завета, исполняя требования закона, однако в основе этого лежало избавление из Египта, свершенное Господом. Ему, исключительно Ему они должны были служить. Израильтяне не должны были вступать в тесный контакт ни с одним народом, встретившимся им на этой земле. Далее мы узнаем об условиях милосердного правления, о той правде, которая была утверждена во время второго восхождения Моисея на гору Синай. Таким образом, мы узнаем о правлении Божием, о принятых во внимание путях Божиих, а следовательно о характере их путей и их цели (глава 8). В случае непослушания они погибнут. Поэтому, чтобы усмирить их, Моисей напоминает об их прегрешениях в пустыне. Моисей ссылается на второй поставленный между израильтянами и Богом завет и указывает на любовь Господа, ибо ею народ Израиля был избран на основе благодати, несмотря на все их неудачи, и был так щедро благословлен. Израильтяне должны были обрезать свои сердца, чтобы служить Богу и только Ему одному, единственному, исключительному Богу, Богу-Властелину. Обо всем этом говорится в назидании главы 11. Израильтянам предстояло перейти через Иордан, и за Иорданом они должны были исполнять все, что им было заповедано. Здесь упоминается о горе Гевал и горе Гаризим. До конца главы 4 израильтяне находятся за Иорданом. В главе 5 о них говорится как о вступивших в землю обетованную. В первой части речь идет о невидимом Господе на Хориве, ревнителе, но милосердном, хотя пути Его в основном проходят там, где обитает народ Его. Во второй части представлен завет, поставленный между Ним и израильтянами, включающий десять заповедей, а также говорится о Его правлении, основанном на полном подчинении Ему сынов Израиля. Из первых одиннадцати глав первые четыре, таким образом, составляют особую часть. Поразительнее всего в первых главах то, что Господь прилагает все усилия, чтобы побудить несчастных израильтян подчиниться Ему и тем самым получить Его благословение. Эти старания Господа, которые, казалось бы, по крайней мере должны были тронуть их души, на поверку, увы, доказали лишь жестокосердие израильтян и показали, что если Бог пожелает благословить человека, то Ему придется дать человеку новое сердце, как написано в главе, завершающей вторую часть Его увещеваний и призывов к покорности: “Но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать»(глава 29,4). Итак, из всех книг Моисеевых Второзаконие — более всего полна заимствований имеются в виду первые два ее раздела, на которые я указал. Глава 29, являющаяся заключительной главой второго раздела, заканчивается следующими словами: “Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего”. Последующие главы проливают на это еще больше света, открывая то неизвестное, что должно было случиться после окончательного падения народа, не сумевшего исполнить закон, о чем сказано в 30-й главе, где речь идет о праведности по вере, ибо обсуждением праведности от закона заканчивается 29-я глава, а в главе 30 высказано предположение о том, что народ Израиля в том положении, каком он находился, был неспособен хранить праведность по закону, и речь могла бы идти только о духе и прекращении закона по замыслам Божиим. Христос положил ему конец, о чем говорит апостол Павел в отрывке из десятой главы Послания Римлянам. Интересно будет заметить также, что Господь всегда цитировал Второзаконие, когда отвечал сатане. Он ставил Себя на то основание, на котором стояли израильтяне, чтобы овладеть землей обетованной и удержать ее, поскольку Он был не только праведником, но и Иудеем, истинным Сыном, призванным из Египта, испытанным на верность и преданность Богу в тех же условиях, в которые народ Израиля был поставлен во Второзаконии.