Второзаконие 12, 13

Второй раздел книги начинается главой 12; в нем изложены те законы и постановления, которые израильтяне должны были исполнять. Это не является простым повторением старых постановлений, но особым образом подчеркивает то, как израильтяне должны были вести себя на земле обетованной, чтобы удерживать ее, живя в благословении на ней. Это завет или условия их отношений с Богом, — условия, выполняя которые израильтяне насладятся обетованиями Божиими; это добавление к уже сказанному (смотрите главу 29,1). Вышеупомянутые постановления в основном сводятся к тому, что израильтяне были народом, принадлежащим Господу, а потому они были обязаны избегать всяких других отношений, чтобы принадлежать Ему и воздерживаться от всего, что могло бы соблазнить их вступить в отношения с другими богами или осквернить каким-то образом их отношения с Господом. И в то же время даны подробные указания относительно того, как укрепить их связь с Богом. Особое внимание уделяется следующему: Господь изберет место, чтобы пребывать имени Его там: именно на этом месте израильтяне должны будут поклоняться Ему. Однако во всем этом, как и во всей книге, данный вопрос рассматривается как вопрос прямых отношений самого народа с Богом. О священниках в основном упоминается больше как о предмете заботы народа, ибо на земле обетованной народ по закону обязан был заботиться о священниках. Народ обязан был вести себя таким-то и таким-то образом по отношению к ним. Однако эти отношения устанавливались непосредственно между народом и Богом. Первым принципом, положенным в основу этих отношений и во имя их утверждения, было избрание места для выражения этих отношений. Именно к этому месту израильтяне должны были приходить для принесения своих всесожжений. Впрочем, мясо они могли есть повсюду, только без крови, однако все посвященное израильтяне могли есть только на месте, избранном Богом. Не должны были они забывать и левитов. Кроме того, израильтяне не должны были даже спрашивать о путях тех, кто был изгнан из земли обетованной. Если какой-нибудь пророк представлял знамение или чудо, которое сбывалось, а затем пытался уговорить израильтян служить чужим богам, или же родственник или возлюбленный их душ пытался это сделать, таковых следовало предать смерти. Если в каком-то городе появлялись нечестивые люди и соблазнили жителей этого города, то весь город следовало сжечь огнем и превратить его в груду развалин. Не дозволялись никакие другие отношения с богами, кроме отношений с Богом истинным, и никакой терпимости не должно было быть к тем, кто уговаривал израильтян ходить вслед других богов.