Второзаконие 14, 15

В 14-й главе говорится о том, что народу Израиля, как сынам Бога живого, запрещалось перенимать нечестивые обычаи, указывающие на увлечение идолопоклонников всякой мерзостью, которой последние поклонялись. Бог избрал израильтян для Себя, поэтому им не пристало оскверняться, употребляя в пищу всякую мерзость. Они были святым народом и должны были приносить Богу свои десятины, начатки плодов и первородное от скота своего. Посвятив первородное Господу, каждый израильтянин мог есть это на том месте, где Бог положил имя Свое. Такая же заповедь была дана в отношении места, где израильтяне должны были есть десятины и первородное от скота (смотри главу 12), с той разницей, что там говорится еще и о том, что вся семья, слуги, служанки и левит могли вкушать от посвященного, а также от обетов, добровольных приношений и возношения рук. Эти постановления весьма замечательны {Обычно полагают, что была двойная десятина, то есть, что это не имело отношения к обычной десятине, выплачиваемой левитам, как сказано в других пунктах закона, и что десятины левитов оставались прежними согласно предыдущим предписаниям закона. Кроме того, следует заметить, что их обязаны были выплачивать левитам на месте, а не там, где Господь положил Свое имя. В течение двух лет израильтяне приносили разные дары Господу на месте, избранном Богом, и ели и веселились пред Господом, но на третий год приглашали левита и нищих домой. Товит 1,7 дает историческое описание всех этих десятин и жертвоприношений. Однако, как оказалось, десять колен Израиля явили не покорность и отступничество, и только благочестивые из народа Израиля приносили десятины в Иерусалим. В Ам. 4,4 показано, что и в Вефиле существовал обычай приносить десятины каждые три года. По крайней мере, во Второзаконии подчеркивается, что израильтяне, наслаждаясь милостью Божией, давая возможность вместе с ними наслаждаться ею также беднякам, левитам и пришельцам, однако о священниках хотя и упоминается, но не говорится об их участии в этом (смотрите главы 12,6-7.11-12.17-18; 14,22-28). О части священников говорится лишь в главе 18,3-4. Однако в главе 12 говорится о других начатках плодов и первенцах от скота, как и в главе 14,23. Но во Второзаконии прежде всего говорится о единении с Богом и веселье пред лицом Его, а не о служении священников и не о службе перед жертвенником}. Можно добавить здесь еще кое-что к тому, о чем говорится в 14-й главе. Десятину третьего года следовало складывать в жилище, чтобы левит, сирота, пришелец могли прийти и насытиться от нее, а откладывающий ее для них мог получить благословение от Господа во всяком деле рук его. Здесь все было посвящено как бы в дар Господу. С одной стороны, таким образом, признавалось, что израильтяне — Его собственный народ, что все имеющееся у них — от Него, но возвращая Ему из того, что Он дал им, израильтяне наслаждались своим общением с Ним и со своим семейством, тем, что объединяло их с Богом как народ, и пред лицом Его они радовались общению друг с другом. Сам Бог вкушал от них, ибо все приносилось Ему. Здесь речь идет не о священниках, открывающих народу путь приближения к Богу. Богу поклоняются через приношения. Бог радуется благочестию народа Своего, и народ делает эти приношения с радостью. Израильтяне пользуются этой привилегией сидеть пред лицом Бога в радости общения с Ним, как бы за одной трапезой с Ним. Что касается десятины третьего года, то она, скорее, свидетельствует не о семейной радости народа Израиля перед Господом, а о благодати, доставляющей радость пришельцам или нуждающимся, или слугам Божиим, не имеющим наследия. Эту десятину клали в своих жилищах. Имущие израильтяне обладали привилегией участвовать в благодати Господней, и передавая бедным Его то, что Он дал им. Они не шли в дом Господень, а приглашали в свой дом вдову, сироту и левита насладиться плодами, и Господь благословлял их за это. Эта непосредственная связь народа Израиля с Богом через заботу о бедных в своей семье и через милосердие весьма замечательна. Здесь речь идет не о священниках, а о левитах, к которым обращена щедрость народа, поскольку они не имели участия в наследии (сравните 12,19). Глава 15 научает каждого из народа Израиля щедрости и милосердию по отношению к своим бедным братьям (это внимание и эту заботу они могли проявить в год прощения, освобождая от долгов и рабства своих слуг-евреев). Тот, кто таким образом почитал Господа в нищих Его, должен был питать доверие к Богу, Который благословит его за то, что он поступал по заповедям Его, ибо эти бедные были Его бедняками.