Второзаконие 18

Священники и все колено Левиино имеют свою часть, предназначенную им. Израильтянам запрещалось делать те мерзости, за какие народы, населяющие до них землю Ханаанскую и слушающие гадателей и прорицателей, были изгнаны пред лицом израильтян. Господь обещает израильтянам воздвигнуть пророка, подобного Моисею, которого они обязаны будут слушать. Эти постановления предполагают недостаток веры у израильтян, веры, необходимой для того, чтобы ходить лишь с Господом. Христос — единственный, Кто обладает истинной верой. Израильтяне не должны были бояться пророка, чьи слова и знамения не сбывались, ибо не Господь говорил его устами. Несколько слов о части священников. Прежде всего отметим, что в нормальных условиях народом управляли священники, а при необходимости, в чрезвычайных случаях, ставились судьи, чтобы народ жил на земле обетованной, хранимый Богом и имеющий Его благословение. Точнее выражаясь, народом правила теократия. Законы Божии направляли действия народа Израиля. Израильтяне жили в благословении Божием. Священники решали любые возникающие вопросы, а судьи назначались лишь в исключительных случаях. Священники представлены здесь в связи с необходимостью удержать землю обетованную, а не как средство приближения народа к Богу. Поэтому они присутствовали там, чтобы исполнять свое служение пред лицом Господа, и им принадлежала определенная часть наследия. Поставление израильтянам царя предусматривалось только в том случае, если они сами попросят об этом, желая уподобиться другим народам. Но даже в таком случае царь должен был оставаться (насколько это было возможно) скромным среди израильтян, чтобы закон Божий сохранил всю свою силу. Всегда считается, что народ сам должен был отвечать за свои поступки перед Богом и владеть землей обетованной, неся эту ответственность, хотя по этой самой причине израильтяне были обязаны подчиняться решению священников. Сыны Израиля получили эту землю от Бога. Положение, о котором здесь говорится, является не сближением с Богом, но признанием того, что Он освободил израильтян и оказал им милость, как и в тех праздниках, о которых мы говорили. Поэтому израильтянин, приходящий на место, избранное Господом, вместе со своей семьей, иногда даже с левитом и пришельцем и т. д., ел свои десятины {Смотрите сноски в главах, относящихся к этой теме. Речь идет о вторых десятинах, а не о десятинах левитов. Народ никогда не платил десятины священникам; он платил их левитам дома, а левиты — священникам. Десятины третьего года (не левитские) ели дома. Во Второзаконии ничего не говорится о десятинах левитов} каждый год (в третий год отдавая часть из них левитам и нищим), первородное от крупного и мелкого скота, приношения от обетов, добровольных приношений и от возношений, — все это он ел пред лицом Господа. Делающий эти приношения Господу, сам ел их и вкушал радость (смотри главы 14,23.28-29; 12,7.11 — 12.17). В 18-й главе говорится о том, что и священнику полагалась определенная часть от приносимых жертв, а также начатки от хлеба, вина, елея, начатки от шерсти овец, которые приносили Господу. Первая часть всех этих постановлений тем более замечательна, что в книге Числа (глава 18) сказано, что первородное {Первородное из скота мужского пола. Смотри замечание к главам 12, 14}, жертвы возношения, всевозможные приношения за грех, хлебное приношение отдавали священникам, а десятины — левитам. Но это повторяется, а не устанавливается вновь, чтобы сохранилась суть поклонения, предписанного Второзаконием, наслаждение дарами Господа и радость перед Ним, а не приближение к Нему в святая святых. Мы можем отметить здесь разницу между тем, что полагалось от приносящих в жертву священникам, тем, что, согласно Второзаконию, сам народ должен был есть перед Господом, и тем, что было положено священникам соответственно другим книгам Писания. В трех предшествующих книгах подчеркивается мысль о приближении к Богу, когда только священники способны приблизиться к Нему, и, таким образом, находящиеся в родстве со священниками на святом месте ели все, что приносилось в жертву Богу. Они одни были вблизи от Бога, и все приносимое Ему в жертву (согласно значению этого слова {Это слово переводится как “дар” (“корбан”, то есть дар Богу) и происходит от слова, значение которого “приближаться”, а в форме Нiphiе — ”приближать”} то, что было принесено близ Бога) принадлежало им, поскольку они предстояли Ему. Все они были едины в стане, и все это в сущности носило символический характер. Таким образом, все принадлежности скинии были сделаны для народа, странствующего по пустыне и являющегося там пришельцем. Следует заметить, что апостол Павел в своем Послании Евреям никогда не упоминает о храме, а только о скинии. Отношения, о которых он говорит, это отношения странников с Богом. Во Второзаконии об этом уже не говорится. Здесь речь идет о поселении народа Израиля на земле обетованной, следовательно, рассматривается народ, но не в плане необходимости для него постичь пути приближения к Богу {Именно эта важная разница характеризует эту книгу. Речь идет не о том, насколько близко мы можем подойти к святая святых, к Самому Богу, а об участии в наслаждении всеми плодами Его обетования пред лицом Его в духе благодати. Здесь представлена не связь странствующих по пустыне с Богом, но еще более глубокий принцип вязи Ним}, а в плане наслаждения от Бога плодами Его обетования пред лицом Его и пред очами Его, поскольку израильтяне непосредственно связаны жертвоприношениями. Израильтяне наслаждаются обетованиями пред лицом Бога, и сами осознают в своем приобщении к Господу все те источники, благодаря которым им дано это наслаждение, и они вкушают все вместе от всего, что посвящено Богу в знак того искупления, благодаря которому им доставлено это наслаждение. Речь идет о плодах земли обетованной, которые она приносит. Вкушая эти плоды милости Божией, народ возвращает Ему их начатки во свидетельство того, что все это пришло от Него и что все принадлежало Ему, а благодатью Его было дано им (смотрите главу 26). Вот почему эти начатки плодов не предназначались для еды народу; израильтяне приносили их Богу, а вкушали от всего остального. Это служило признанием Бога при разделении Его благословений. Начатки же плодов приносили Богу, и они попадали в руки священников как их часть.